ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1271
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе дрессировки собак пищевые раздражители имеют важное значение. Они применяются, во-первых, как раздражитель, побуждающий собаку совершить желательное для дрессировщика действие (проявление лая, подход к дрессировщику и др.), и, во вторых, как средство подкрепления условного раздражителя и закрепляемого собакой действия. Обычно второе значение лакомства определяется как поощрение собаки за выполненные действия.
Пища может применяться как в качестве безусловного, так и в качестве условного раздражителя. В том случае, когда пища непосредственно действует на орган вкуса и вызывает проявление слюноотделения, жевания, глотания ит.д., она оказывает безусловное воздействие, т. е. является безусловным раздражителем. Когда собакой воспринимается вид и запах пищи, находящейся на расстоянии, у нее проявляется условный пищевой рефлекс, т. е. пища в данном случае является условным раздражителем. Это объясняется тем, что при кормлении собаки определенной пищей у нее вырабатывается натуральный условный рефлекс на вид и запах пищи, так как, прежде чем пища попадет в ротовую полость собаки, та ощущает ее запах, видит цвет, форму, размеры и т. п.
Правила применения лакомства. Во всех случаях дачу лакомства собаке необходимо сочетать с командой «Хорошо!» и поглаживанием. При этом у собаки вырабатывается условный рефлекс на команду «Хорошо!» и поглаживание. Это позволяет дрессировщику постепенно заменить лакомство командой «Хорошо!» и поглаживанием, которые будут выполнять роль поощряющего раздражителя. Поэтому после образования у собаки прочного условного рефлекса на ту или иную команду, лакомство применяется только периодически. С целью достаточного возбуждения пищевого рефлекса собаки необходимо не только применение лакомства мелкими порциями, но и чтобы собака была в полуголодном состоянии. Поэтому дрессировку надо проводить не раньше чем через 3-4 ч после кормления собак.
Электрические раздражители. Эти раздражители применяются только в исключительных случаях. Применение электрического раздражителя разрешается под контролем руководителя занятия (или опытного кинолога). В качестве источника электроэнергии используется прибор ПДС-1, полевой телефонный аппарат или индуктор такого аппарата, злектрический ошейник.
9.2.
УСЛОВНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ
ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК
Условным раздражителем в дрессировке называется такой раздражитель, на который дрессировщик вырабатывает у собаки условный рефлекс. Каждый условный раздражитель вызывает проявление собакой определенного условного рефлекса, образованного в процессе дрессировки. Условным раздражителем может стать любой раздражитель, который воспринимается рецепторами организма животного. В связи с тем, что условный раздражитель обязательно подкрепляется (сопровождается) безусловным, он постепенно превращается в сигнал предстоящего действия безусловного раздражителя. В качестве условных раздражителей при дрессировке служебных собак применяются внешние раздражители, воздействующие на расстоянии (дистанционные). К ним относятся команды, жесты, другие световые и звуковые сигналы и запахи.
Команда (определенное слово) применяется в качестве звукового условного раздражителя. Она нужна для управления собакой на расстоянии. В начале дрессировки, когда условный рефлекс на команду не образован, она является для собаки не условным, а безразличным (индифферентным) раздражителем. Команда как звуковой раздражитель обычно вызывает проявление ориентировочного безусловного рефлекса (прислушивание, движение ушами, поворот головы и др.), но не вызывает других действий, желательных для дрессировщика. По отношению к ним команда является пока индифферентным раздражителем. Только при определенных условиях команда превращается в условный раздражитель, и тогда она вызывает у собаки конкретные определенные ответные действия. Например, команда «Рядом!» превращается в условный раздражитель только после многократного сочетания ее с рывком за поводок, что заставляет собаку идти рядом с дрессировщиком. В дальнейшем собака реагирует на команду «Рядом!» без рывков, т. е. команда становится условным раздражителем. Эта задача решается дрессировщиком на специальных занятиях с собакой.
Рис.3
Схема составных элементов команды
Команда является сложным звуковым раздражителем. В любом звуке можно различать три составные части (элементы) (рис. 3):
-
высоту звука (низкий звук — бас, высокий — тенор); -
силу звука (громкий, умеренный, слабый); -
тембр звука (индивидуальные особенности звучания голоса у данного человека).
Дрессировщик может произносить одну и ту же команду в разных интонациях. Поэтому по произносимой интонации команды делятся на:
-
обычные (приказные) — произносятся достаточно громко (средней силы); -
угрожающие (принуждающие) — произносятся резко, в строгом, повышенном тоне; -
одобрительные (поощряющие) — произносятся в ласковом тоне и несколько протяжно.
Произношение команд в разных интонациях в процессе дрессировки имеет большое значение. Известно, что собака обладает чрезвычайно развитым слуховым анализатором, вследствие чего она в состоянии различать малейшее изменение в произношении слов. Соответственно, у нее образуются условные рефлексы на различные интонации одного и того же слова (команды). Произношение команд в различных интонациях позволяет дрессировщику точнее управлять поведением собаки на расстоянии.
Команды по своему произношению должны быть короткими, т. е. составленными из небольшого количества букв, например, «Ищи!», а не «Разыскивай!». Коротко произносимая команда звучит резче и отчетливее, что способствует быстроте образования условного рефлекса. Команда должна произноситься точно, ясно и энергично, а не монотонно и вяло. Нельзя произносить команды в крикливом тоне, это может вызвать у собаки проявление трусости (пассивно-оборонительную реакцию). При дрессировке собак, используемых в охране границы, применяются строго определенные команды (слова), например: «Сидеть!», «Ко мне!», «Фас!» и др. Поэтому каждый дрессировщик в процессе работы с собакой должен пользоваться только теми словами, которые применяются как команды. Постоянство и однообразие произношений (стандартность, неизменность) команд имеет исключительно важное практическое значение.
Перед началом работы с собакой дрессировщик обязан выучить необходимые словесные команды и их правильное произношение, чтобы в процессе дрессировки не ошибаться.
При передаче служебной собаки от одного инструктора (вожатого) другому требуется только приучить собаку к новому хозяину (установить контакт), а ему правильно подавать команды, на которые ранее были образованы условные рефлексы.
Жесты. При дрессировке собак кроме звуковых условных раздражителей (команд), используются и зрительные раздражители — жесты, т. е., определенные движения руки, а при некоторых жестах и всего корпуса дрессировщика.
Образование у собаки условных рефлексов на жесты вызывается необходимостью бесшумного управления ею во время несения службы. Кроме того, жест становится сигналом, показывающим собаке направление движения при обыске местности.
Образование условного рефлекса на жест обычно производится одновременно со словесной командой. Практика дрессировки собак показала, что при одновременной выработке условного рефлекса на команду и жест, условный рефлекс на жест вырабатывается быстрее, чем на команду. Однако обычно условные рефлексы на жест вырабатываются после образования у собаки условных рефлексов на команду. Это вызвано тем, что при каждом приеме возможно применение жеста с первых дней дрессировки. Кроме того, применение нескольких раздражителей одновременно усложняет действия дрессировщика, что особенно нежелательно для начинающих дрессировщиков. Жесты и команды должны применяться всеми специалистами однообразно и четко (стандартно).
Запах. Одним из наиболее развитых органов чувств собаки является обоняние, при помощи которого она воспринимает всевозможные запахи. Под запахом понимают ощущение, которое возникает в результате действия мельчайших частиц (молекул) пахучего вещества на обонятельные клетки, вызывая их раздражение. Источниками пахучих веществ являются живые организмы (растения, животные, человек) и различные минеральные вещества. Особой стойкостью отличаются запахи животных организмов (запах пота и др.). Пахучие вещества обладают большой летучестью, т. е. способностью распространяться в пространстве. Большое влияние на распространение запахов оказывает ветер. При дрессировке собак особое значение имеет запах человека. Каждый человек обладает индивидуальным, присущим одному ему запахом. Источниками индивидуального запаха человека являются пот, кожное сало, эпидермис (поверхностные клетки кожи).
Для того чтобы собака активно проявляла поисковую реакцию на помощника, необходимо предварительно развить у нее злобу, недоверие к нему, приучить ее к задержанию человека, убегающего от нее на виду.
После этого собаку приучают к поиску человека по его запаховому следу. После отыскания прокладчика следа собака вступает в активную борьбу с ним и производит хватку за верхнюю одежду. Это является проявлением врожденного рефлекса цели, т. е. стремлением животного к обладанию определенным раздражающим предметом.
Если же после проработки следа собаке не давать возможности потрепать за одежду прокладчика следа, т. е. нарушить выработанный двигательный стереотип, то она резко снизит свою активность и впоследствии будет плохо работать по следу.
Таким образом, основным раздражителем, заставляющим в данном случае идти собаку по следу, является помощник. Он заставляет собаку проявлять выработавшийся двигательный стереотип, заканчивающийся хваткой помощника, а затем и получением лакомства.
При поиске помощника собака пользуется в основном обонянием, с помощью которого находит направление запа- хового следа. Отсюда запах как раздражитель является сигналом (условным раздражителем), показывающим собаке направление движения, местонахождение сильного (безусловного) раздражителя — помощника.
Запаховые частицы следа вызывают проявление выработанной цепи последовательных реакций у собаки (динамический стереотип), конечной из которых является хватка за одежду помощника.
Отвлекающие раздражители. Для дрессировки служебных собак этот фактор обучения имеет важное значение. Под отвлечениями понимаются те раздражители, которые идут как от окружающего мира, так и от самого организма собаки (голод, боль, жажда) и действуют на собаку сильнее, чем раздражители, даваемые дрессировщиком. Такие более сильные отвлечения, естественно, затормаживают влияние дрессировщика, и собака выходит из его подчинения. Естественно, что дрессировщик служебной собаки должен как-то систематически воспитать в собаке и развить в ней безотказность обязательного исполнения приказаний дрессировщика, работая в обстановке отвлечений.
Это обучение строится по следующему основному принципу: в период обучения собака должна находиться в таких условиях, чтобы влияние дрессировщика было сильнее, чем влияние отвлекающих факторов.
В связи с этим первые шаги по обучению приемам и развитию дисциплины у молодой собаки строятся в уединенном, тихом месте. После того как тот или иной прием будет воспитан и связь дрессировщика с собакой будет установлена, необходимо переходить к работе среди отвлечений общего характера, например, на работе при близости других людей и собак, при шуме поезда и т. п. Затем следует переходить к работе среди отвлечений внешнего мира, приближающихся по своему характеру к реальной работе собак (искусственно создавая их). Отвлечения, как уже сказано, могут возникать и на чисто физиологической почве (голод, холод),