Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1271

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе дрессировки собак пищевые раздражители имеют важное значение. Они применяются, во-первых, как раздражитель, побуждающий собаку совершить желатель­ное для дрессировщика действие (проявление лая, подход к дрессировщику и др.), и, во вторых, как средство подкреп­ления условного раздражителя и закрепляемого собакой действия. Обычно второе значение лакомства определяется как поощрение собаки за выполненные действия.

Пища может применяться как в качестве безусловного, так и в качестве условного раздражителя. В том случае, ког­да пища непосредственно действует на орган вкуса и вызыва­ет проявление слюноотделения, жевания, глотания ит.д., она оказывает безусловное воздействие, т. е. является безус­ловным раздражителем. Когда собакой воспринимается вид и запах пищи, находящейся на расстоянии, у нее проявля­ется условный пищевой рефлекс, т. е. пища в данном случае является условным раздражителем. Это объясняется тем, что при кормлении собаки определенной пищей у нее выра­батывается натуральный условный рефлекс на вид и запах пищи, так как, прежде чем пища попадет в ротовую по­лость собаки, та ощущает ее запах, видит цвет, форму, раз­меры и т. п.

Правила применения лакомства. Во всех случаях дачу лакомства собаке необходимо сочетать с командой «Хоро­шо!» и поглаживанием. При этом у собаки вырабатывает­ся условный рефлекс на команду «Хорошо!» и поглажива­ние. Это позволяет дрессировщику постепенно заменить лакомство командой «Хорошо!» и поглаживанием, кото­рые будут выполнять роль поощряющего раздражителя. Поэтому после образования у собаки прочного условного рефлекса на ту или иную команду, лакомство применяет­ся только периодически. С целью достаточного возбужде­ния пищевого рефлекса собаки необходимо не только при­менение лакомства мелкими порциями, но и чтобы собака была в полуголодном состоянии. Поэтому дрессировку надо проводить не раньше чем через 3-4 ч после кормле­ния собак.


Электрические раздражители. Эти раздражители при­меняются только в исключительных случаях. Применение электрического раздражителя разрешается под контролем руководителя занятия (или опытного кинолога). В качестве источника электроэнергии используется прибор ПДС-1, по­левой телефонный аппарат или индуктор такого аппарата, злектрический ошейник.

9.2.

УСЛОВНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ
ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК


Условным раздражителем в дрессировке называется та­кой раздражитель, на который дрессировщик вырабатывает у собаки условный рефлекс. Каждый условный раздражитель вызывает проявление собакой определенного условного реф­лекса, образованного в процессе дрессировки. Условным раздражителем может стать любой раздражитель, который воспринимается рецепторами организма животного. В свя­зи с тем, что условный раздражитель обязательно подкреп­ляется (сопровождается) безусловным, он постепенно пре­вращается в сигнал предстоящего действия безусловного раздражителя. В качестве условных раздражителей при дрессировке служебных собак применяются внешние раз­дражители, воздействующие на расстоянии (дистанцион­ные). К ним относятся команды, жесты, другие световые и звуковые сигналы и запахи.

Команда (определенное слово) применяется в качестве звукового условного раздражителя. Она нужна для управле­ния собакой на расстоянии. В начале дрессировки, когда ус­ловный рефлекс на команду не образован, она является для собаки не условным, а безразличным (индифферентным) раз­дражителем. Команда как звуковой раздражитель обычно вызывает проявление ориентировочного безусловного рефлек­са (прислушивание, движение ушами, поворот головы и др.), но не вызывает других действий, желательных для дресси­ровщика. По отношению к ним команда является пока ин­дифферентным раздражителем. Только при определенных условиях команда превращается в условный раздражитель, и тогда она вызывает у собаки конкретные определенные от­ветные действия. Например, команда «Рядом!» превращает­ся в условный раздражитель только после многократного со­четания ее с рывком за поводок, что заставляет собаку идти рядом с дрессировщиком. В дальнейшем собака реагирует на команду «Рядом!» без рывков, т. е. команда становится ус­ловным раздражителем. Эта задача решается дрессировщи­ком на специальных занятиях с собакой.





Рис.3

Схема составных элементов команды

Команда является сложным звуковым раздражителем. В любом звуке можно различать три составные части (эле­менты) (рис. 3):

  • высоту звука (низкий звук — бас, высокий — тенор);

  • силу звука (громкий, умеренный, слабый);

  • тембр звука (индивидуальные особенности звучания го­лоса у данного человека).

Дрессировщик может произносить одну и ту же коман­ду в разных интонациях. Поэтому по произносимой интона­ции команды делятся на:

  • обычные (приказные) — произносятся достаточно гром­ко (средней силы);

  • угрожающие (принуждающие) — произносятся резко, в строгом, повышенном тоне;

  • одобрительные (поощряющие) — произносятся в ласко­вом тоне и несколько протяжно.

Произношение команд в разных интонациях в процессе дрессировки имеет большое значение. Известно, что собака обладает чрезвычайно развитым слуховым анализатором, вследствие чего она в состоянии различать малейшее изме­нение в произношении слов. Соответственно, у нее образу­ются условные рефлексы на различные интонации одного и того же слова (команды). Произношение команд в различ­ных интонациях позволяет дрессировщику точнее управлять поведением собаки на расстоянии.

Команды по своему произношению должны быть корот­кими, т. е. составленными из небольшого количества букв, например, «Ищи!», а не «Разыскивай!». Коротко произно­симая команда звучит резче и отчетливее, что способствует быстроте образования условного рефлекса. Команда долж­на произноситься точно, ясно и энергично, а не монотонно и вяло. Нельзя произносить команды в крикливом тоне, это может вызвать у собаки проявление трусости (пассивно-обо­ронительную реакцию). При дрессировке собак, используе­мых в охране границы, применяются строго определенные команды (слова), например: «Сидеть!», «Ко мне!», «Фас!» и др. Поэтому каждый дрессировщик в процессе работы с собакой должен пользоваться только теми словами, кото­рые применяются как команды. Постоянство и однообразие произношений (стандартность, неизменность) команд име­ет исключительно важное практическое значение.

Перед началом работы с собакой дрессировщик обязан выучить необходимые словесные команды и их правиль­ное произношение, чтобы в процессе дрессировки не оши­баться.


При передаче служебной собаки от одного инструктора (вожатого) другому требуется только приучить собаку к но­вому хозяину (установить контакт), а ему правильно пода­вать команды, на которые ранее были образованы условные рефлексы.

Жесты. При дрессировке собак кроме звуковых услов­ных раздражителей (команд), используются и зрительные раздражители — жесты, т. е., определенные движения руки, а при некоторых жестах и всего корпуса дрессировщика.

Образование у собаки условных рефлексов на жесты вы­зывается необходимостью бесшумного управления ею во время несения службы. Кроме того, жест становится сигна­лом, показывающим собаке направление движения при обыске местности.

Образование условного рефлекса на жест обычно произ­водится одновременно со словесной командой. Практика дрессировки собак показала, что при одновременной выра­ботке условного рефлекса на команду и жест, условный реф­лекс на жест вырабатывается быстрее, чем на команду. Од­нако обычно условные рефлексы на жест вырабатываются после образования у собаки условных рефлексов на команду. Это вызвано тем, что при каждом приеме возможно приме­нение жеста с первых дней дрессировки. Кроме того, приме­нение нескольких раздражителей одновременно усложняет действия дрессировщика, что особенно нежелательно для начинающих дрессировщиков. Жесты и команды должны применяться всеми специалистами однообразно и четко (стандартно).

Запах. Одним из наиболее развитых органов чувств со­баки является обоняние, при помощи которого она воспри­нимает всевозможные запахи. Под запахом понимают ощу­щение, которое возникает в результате действия мельчайших частиц (молекул) пахучего вещества на обонятельные клет­ки, вызывая их раздражение. Источниками пахучих ве­ществ являются живые организмы (растения, животные, человек) и различные минеральные вещества. Особой стой­костью отличаются запахи животных организмов (запах пота и др.). Пахучие вещества обладают большой летуче­стью, т. е. способностью распространяться в пространстве. Большое влияние на распространение запахов оказывает ветер. При дрессировке собак особое значение имеет запах человека. Каждый человек обладает индивидуальным, при­сущим одному ему запахом. Источниками индивидуально­го запаха человека являются пот, кожное сало, эпидермис (поверхностные клетки кожи).

Для того чтобы собака активно проявляла поисковую реакцию на помощника, необходимо предварительно раз­вить у нее злобу, недоверие к нему, приучить ее к задержа­нию человека, убегающего от нее на виду.


После этого собаку приучают к поиску человека по его запаховому следу. После отыскания прокладчика следа со­бака вступает в активную борьбу с ним и производит хватку за верхнюю одежду. Это является проявлением врожденно­го рефлекса цели, т. е. стремлением животного к обладанию определенным раздражающим предметом.

Если же после проработки следа собаке не давать воз­можности потрепать за одежду прокладчика следа, т. е. на­рушить выработанный двигательный стереотип, то она рез­ко снизит свою активность и впоследствии будет плохо работать по следу.

Таким образом, основным раздражителем, заставляю­щим в данном случае идти собаку по следу, является по­мощник. Он заставляет собаку проявлять выработавшийся двигательный стереотип, заканчивающийся хваткой помощ­ника, а затем и получением лакомства.

При поиске помощника собака пользуется в основном обонянием, с помощью которого находит направление запа- хового следа. Отсюда запах как раздражитель является сиг­налом (условным раздражителем), показывающим собаке направление движения, местонахождение сильного (безус­ловного) раздражителя — помощника.

Запаховые частицы следа вызывают проявление выра­ботанной цепи последовательных реакций у собаки (дина­мический стереотип), конечной из которых является хват­ка за одежду помощника.

Отвлекающие раздражители. Для дрессировки служеб­ных собак этот фактор обучения имеет важное значение. Под отвлечениями понимаются те раздражители, которые идут как от окружающего мира, так и от самого организма соба­ки (голод, боль, жажда) и действуют на собаку сильнее, чем раздражители, даваемые дрессировщиком. Такие более силь­ные отвлечения, естественно, затормаживают влияние дрес­сировщика, и собака выходит из его подчинения. Естествен­но, что дрессировщик служебной собаки должен как-то систематически воспитать в собаке и развить в ней безот­казность обязательного исполнения приказаний дрессиров­щика, работая в обстановке отвлечений.

Это обучение строится по следующему основному прин­ципу: в период обучения собака должна находиться в та­ких условиях, чтобы влияние дрессировщика было силь­нее, чем влияние отвлекающих факторов.

В связи с этим первые шаги по обучению приемам и раз­витию дисциплины у молодой собаки строятся в уединен­ном, тихом месте. После того как тот или иной прием будет воспитан и связь дрессировщика с собакой будет установле­на, необходимо переходить к работе среди отвлечений об­щего характера, например, на работе при близости других людей и собак, при шуме поезда и т. п. Затем следует пере­ходить к работе среди отвлечений внешнего мира, прибли­жающихся по своему характеру к реальной работе собак (искусственно создавая их). Отвлечения, как уже сказано, могут возникать и на чисто физиологической почве (голод, холод),