ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1278
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
техникой дрессировки собак.
Содержание каждого приема изучается в следующем порядке: его назначение в системе подготовки и применения собак, теоретический анализ, методическое обоснование, техника выполнения, нормативы и показатели в отработке приема по периодам, возможные ошибки дрессировщика и их последствия. Назначение приема определяется двумя целевыми установками в системе подготовки служебной собаки: приучением собаки к выполнению тех или иных действий, необходимых в службе, и отработкой приемов общей и специальной дрессировки.
Теоретический анализ приема включает: подбор и способы применения условных и безусловных раздражителей; основные рефлексы, рефлекторные акты и реакции поведения, на базе которых будет вырабатываться новый условный рефлекс; подбор и способы применения принудительных, побудительных и поощрительных подкреплений.
Методическое обоснование приема состоит из выбора метода дрессировки; определения рабочего режима с учетом преобладающей реакции поведения и типа высшей нервной деятельности; определения системы упражнений в формировании навыка как динамического стереотипа; последовательности ввода усложнений, предусмотренных в приеме по трем периодам. Нормативы и показатели в отработке приема по периодам включают: время, необходимое для выработки условного рефлекса и окончательного формирования навыка; количество сочетаний упражнений на каждом занятии по периодам; условия окружающей обстановки, в которых навык должен проявляться безотказно; по каким сигналам дрессировщика и на каких расстояниях собака должна выполнять навык.
9.7.
ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ
ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК
Ошибки при дрессировке затрудняют выработку у собак навыков и ведут к возникновению нежелательных рефлексов, снижающих служебные качества собаки. Причинами ошибок чаще всего бывают: слабые знания дрессировщиком физиологии поведения собаки и техники дрессировки; недостаточная наблюдательность за поведением собаки; отсутствие индивидуального подхода к собаке и т. д. Таким образом, ошибка — это неправильное действие дрессировщика или его помощника, в результате чего у собаки образуются нежелательные действия (условные рефлексы), затрудняющие дальнейшую подготовку и использование собаки на службе, что иногда приводит к выбраковке собаки.
При правильной дрессировке у собаки вырабатываются нужные для службы условные рефлексы, а при нарушении правил дрессировки, допущении ошибок дрессировщиком у собаки вырабатываются нежелательные для службы условные рефлексы.
Важнейшим средством обнаружения допускаемых дрессировщиком ошибок и своевременного устранения их является систематический контроль и помощь со стороны руководителя занятий, обладающего значительно большим опытом подготовки собаки, чем начинающие дрессировщики. Вместе с тем, многие ошибки могут быть учтены и не допущены самим дрессировщиком при глубоком знании теории и техники дрессировки.
К ошибкам в дрессировке собак приводят следующие причины:
В процессе дрессировки собак могут быть допущены методические и технические ошибки.
К методическим ошибкам относятся ошибки, которые возникают при несоблюдении правил, методов и способов дрессировки собак. Для них свойственны нарушение правил последовательного ввода усложнений и приемов, недостаточно продуманная организация и проведение занятий, нарушение принципа индивидуального подхода к обучаемым и т. д. Ошибки методического характера допускаются, как правило, руководителями занятий (преподавателями), поэтому, чем больше опыта в организации и проведении занятий у руководителя, тем меньше он будет допускать ошибок в своих действиях и более активно будет устранять ошибки дрессировщиков.
К техническим ошибкам относятся такие ошибки, которые возникают в связи с недостаточным овладением дрессировщиком техникой управления поведением собаки при выполнении его приемов, навыков, т. е. неправильное применение условных и безусловных раздражителей в сочетаниях, упражнениях, особенно при пользовании механическими раздражителями и лакомством. Технические ошибки при систематическом повторении переходят в ошибки методического порядка.
Таким образом, нарушение правил дрессировки, допущение ошибок дрессировщиком обязательно приводят к образованию у собаки нежелательных связей, т. е. нежелательных для дрессировщика ответных действий собаки.
Ошибки дрессировщика и нежелательные связи собаки, наиболее часто встречающиеся в процессе дрессировки, целесообразно рассматривать по группам. В рассматриваемые группы включены только наиболее характерные, часто встречающиеся ошибки и нежелательные связи, которые могут иметь место во многих приемах и навыках общей и специальной дрессировки.
I группа. Субъективное понимание поведения собаки. Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, т. е. очеловечивание ее поведения. Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с существом, которое якобы наделено, как человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, некоторые приписывают собаке способность понимать человеческую речь, а также способность руководствоваться в своих действиях различными «желаниями».
Такое очеловечивание собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, которые она не в состоянии выполнить. Например, если собака во время занятий погналась за кошкой, дрессировщик подзывает собаку командой «Ко мне!» и наказывает ее ударами поводка или хлыста. В результате чего у собаки образуется нежелательная связь, и она при подзыве не подойдет к дрессировщику, а начинает убегать от него.
Следовательно, дрессировщик, совершив две грубейшие ошибки, очеловечив действия собаки и неправильно использовав поводок или хлыст, воспитывает у собаки нежелательный условный рефлекс — боязнь дрессировщика. Дрессировщик должен твердо знать, что собака не обладает абстрактным мышлением, ее поведение определяется условными и безусловными раздражителями. Нельзя разговаривать с собакой, уговаривать ее выполнять то или иное действие. Например, нельзя вместо команды «Сидеть!» подавать команду «Сядь!», «Садись!» и т. д.
II группа. Нарушение правил последовательности ввода приемов и усложнений. Нередко начинающие дрессировщики стремятся как можно быстрее ввести и отработать приемы дрессировки и усложнения с тем, чтобы ускорить подготовку собаки. Такая методика ведет к затягиванию курса дрессировки по той причине, что у собаки недостаточно прочно вырабатываются условные рефлексы, она нередко оказывается неподготовленной к работе в более сложных условиях.
Основным принципом отработки приемов должен быть принцип «от простого к сложному, от легкого к трудному». К выработке сложных навыков следует переходить лишь после того, как у собаки образуются прочные условные рефлексы на сигналы дрессировщика. Например, при преодолении препятствий необходимо вначале выработать у собаки условный рефлекс четкого преодоления барьера небольшой высоты, и только затем переходить к последующим усложнениям, постепенно наращивая высоту барьера.
Следует также учитывать необходимость постепенного ввода различных отвлекающих раздражителей и усложнений. Если занятия проводятся с собакой постоянно в облегченных условиях, то и работать она будет только в облегченных условиях, а при вводе различных раздражителей, усложнений она откажется от работы. Нельзя сразу приучить собаку к работе по следу на большие дистанции. Усложнения давности и длины следа надо вводить постепенно. При приучении собак по специальным направлениям по поиску и обнаружению наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и т. д. необходим постепенный ввод искомого запаха (от комплексного к чистому), т. е. как правило у собак используют индивидуальную особенность (апортировочную, пищевую реакцию и т. д.), как для заинтересованного активного поиска, так и для сигнального обозначения. При нарушении последовательности ввода приемов и усложнений у собак воспитываются различные нежелательные связи — отказ собаки от работы в сложных условиях или некачественное выполнение требуемых от нее действий и др.
III группа. Передрессировка. Эта ошибка типична для малоопытных дрессировщиков, которые стремятся скорее усовершенствовать служебные качества собаки, отшлифовать, закрепить у собаки условные рефлексы. С этой целью дрессировщик отрабатывает один и тот же прием без перерыва многократно (4-5 раз и более), что вызывает у собаки отказ от работы, т. е. передрессировка возникает в результате переутомления нервной системы собаки от частого и длительного повторения одних и тех же действий без перерыва.
Для предотвращения ошибок, вызывающих передресси- ровку, нужно четко планировать занятия, чередовать приемы, упражнения отрабатывать в определенном режиме, сохраняя у собаки заинтересованность и активность в работе. Передрессировка собаки возможна при отработке любого приема, но чаще всего встречается на занятиях по преодолению препятствии, при апортировке, выборе вещей, при развитии злобы и задержания. Если же собака отказывается от выполнения отдельного навыка в результате передрес- сировки, то надо временно прекратить занятия по выработке этого навыка, сделать перерыв (на 1-2 недели), а после отдыха выработать его в строгой последовательности.
Содержание каждого приема изучается в следующем порядке: его назначение в системе подготовки и применения собак, теоретический анализ, методическое обоснование, техника выполнения, нормативы и показатели в отработке приема по периодам, возможные ошибки дрессировщика и их последствия. Назначение приема определяется двумя целевыми установками в системе подготовки служебной собаки: приучением собаки к выполнению тех или иных действий, необходимых в службе, и отработкой приемов общей и специальной дрессировки.
Теоретический анализ приема включает: подбор и способы применения условных и безусловных раздражителей; основные рефлексы, рефлекторные акты и реакции поведения, на базе которых будет вырабатываться новый условный рефлекс; подбор и способы применения принудительных, побудительных и поощрительных подкреплений.
Методическое обоснование приема состоит из выбора метода дрессировки; определения рабочего режима с учетом преобладающей реакции поведения и типа высшей нервной деятельности; определения системы упражнений в формировании навыка как динамического стереотипа; последовательности ввода усложнений, предусмотренных в приеме по трем периодам. Нормативы и показатели в отработке приема по периодам включают: время, необходимое для выработки условного рефлекса и окончательного формирования навыка; количество сочетаний упражнений на каждом занятии по периодам; условия окружающей обстановки, в которых навык должен проявляться безотказно; по каким сигналам дрессировщика и на каких расстояниях собака должна выполнять навык.
9.7.
ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ
ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК
Ошибки при дрессировке затрудняют выработку у собак навыков и ведут к возникновению нежелательных рефлексов, снижающих служебные качества собаки. Причинами ошибок чаще всего бывают: слабые знания дрессировщиком физиологии поведения собаки и техники дрессировки; недостаточная наблюдательность за поведением собаки; отсутствие индивидуального подхода к собаке и т. д. Таким образом, ошибка — это неправильное действие дрессировщика или его помощника, в результате чего у собаки образуются нежелательные действия (условные рефлексы), затрудняющие дальнейшую подготовку и использование собаки на службе, что иногда приводит к выбраковке собаки.
При правильной дрессировке у собаки вырабатываются нужные для службы условные рефлексы, а при нарушении правил дрессировки, допущении ошибок дрессировщиком у собаки вырабатываются нежелательные для службы условные рефлексы.
Важнейшим средством обнаружения допускаемых дрессировщиком ошибок и своевременного устранения их является систематический контроль и помощь со стороны руководителя занятий, обладающего значительно большим опытом подготовки собаки, чем начинающие дрессировщики. Вместе с тем, многие ошибки могут быть учтены и не допущены самим дрессировщиком при глубоком знании теории и техники дрессировки.
К ошибкам в дрессировке собак приводят следующие причины:
-
слабая теоретическая подготовленность дрессировщика; -
отсутствие достаточного опыта дрессировки собак; -
неумение критически анализировать свои действия и учитывать влияние на собаку окружающей внешней среды; -
отсутствие учета индивидуальных способностей в поведении собаки и т. п.
В процессе дрессировки собак могут быть допущены методические и технические ошибки.
К методическим ошибкам относятся ошибки, которые возникают при несоблюдении правил, методов и способов дрессировки собак. Для них свойственны нарушение правил последовательного ввода усложнений и приемов, недостаточно продуманная организация и проведение занятий, нарушение принципа индивидуального подхода к обучаемым и т. д. Ошибки методического характера допускаются, как правило, руководителями занятий (преподавателями), поэтому, чем больше опыта в организации и проведении занятий у руководителя, тем меньше он будет допускать ошибок в своих действиях и более активно будет устранять ошибки дрессировщиков.
К техническим ошибкам относятся такие ошибки, которые возникают в связи с недостаточным овладением дрессировщиком техникой управления поведением собаки при выполнении его приемов, навыков, т. е. неправильное применение условных и безусловных раздражителей в сочетаниях, упражнениях, особенно при пользовании механическими раздражителями и лакомством. Технические ошибки при систематическом повторении переходят в ошибки методического порядка.
Таким образом, нарушение правил дрессировки, допущение ошибок дрессировщиком обязательно приводят к образованию у собаки нежелательных связей, т. е. нежелательных для дрессировщика ответных действий собаки.
Ошибки дрессировщика и нежелательные связи собаки, наиболее часто встречающиеся в процессе дрессировки, целесообразно рассматривать по группам. В рассматриваемые группы включены только наиболее характерные, часто встречающиеся ошибки и нежелательные связи, которые могут иметь место во многих приемах и навыках общей и специальной дрессировки.
I группа. Субъективное понимание поведения собаки. Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, т. е. очеловечивание ее поведения. Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с существом, которое якобы наделено, как человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, некоторые приписывают собаке способность понимать человеческую речь, а также способность руководствоваться в своих действиях различными «желаниями».
Такое очеловечивание собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, которые она не в состоянии выполнить. Например, если собака во время занятий погналась за кошкой, дрессировщик подзывает собаку командой «Ко мне!» и наказывает ее ударами поводка или хлыста. В результате чего у собаки образуется нежелательная связь, и она при подзыве не подойдет к дрессировщику, а начинает убегать от него.
Следовательно, дрессировщик, совершив две грубейшие ошибки, очеловечив действия собаки и неправильно использовав поводок или хлыст, воспитывает у собаки нежелательный условный рефлекс — боязнь дрессировщика. Дрессировщик должен твердо знать, что собака не обладает абстрактным мышлением, ее поведение определяется условными и безусловными раздражителями. Нельзя разговаривать с собакой, уговаривать ее выполнять то или иное действие. Например, нельзя вместо команды «Сидеть!» подавать команду «Сядь!», «Садись!» и т. д.
II группа. Нарушение правил последовательности ввода приемов и усложнений. Нередко начинающие дрессировщики стремятся как можно быстрее ввести и отработать приемы дрессировки и усложнения с тем, чтобы ускорить подготовку собаки. Такая методика ведет к затягиванию курса дрессировки по той причине, что у собаки недостаточно прочно вырабатываются условные рефлексы, она нередко оказывается неподготовленной к работе в более сложных условиях.
Основным принципом отработки приемов должен быть принцип «от простого к сложному, от легкого к трудному». К выработке сложных навыков следует переходить лишь после того, как у собаки образуются прочные условные рефлексы на сигналы дрессировщика. Например, при преодолении препятствий необходимо вначале выработать у собаки условный рефлекс четкого преодоления барьера небольшой высоты, и только затем переходить к последующим усложнениям, постепенно наращивая высоту барьера.
Следует также учитывать необходимость постепенного ввода различных отвлекающих раздражителей и усложнений. Если занятия проводятся с собакой постоянно в облегченных условиях, то и работать она будет только в облегченных условиях, а при вводе различных раздражителей, усложнений она откажется от работы. Нельзя сразу приучить собаку к работе по следу на большие дистанции. Усложнения давности и длины следа надо вводить постепенно. При приучении собак по специальным направлениям по поиску и обнаружению наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и т. д. необходим постепенный ввод искомого запаха (от комплексного к чистому), т. е. как правило у собак используют индивидуальную особенность (апортировочную, пищевую реакцию и т. д.), как для заинтересованного активного поиска, так и для сигнального обозначения. При нарушении последовательности ввода приемов и усложнений у собак воспитываются различные нежелательные связи — отказ собаки от работы в сложных условиях или некачественное выполнение требуемых от нее действий и др.
III группа. Передрессировка. Эта ошибка типична для малоопытных дрессировщиков, которые стремятся скорее усовершенствовать служебные качества собаки, отшлифовать, закрепить у собаки условные рефлексы. С этой целью дрессировщик отрабатывает один и тот же прием без перерыва многократно (4-5 раз и более), что вызывает у собаки отказ от работы, т. е. передрессировка возникает в результате переутомления нервной системы собаки от частого и длительного повторения одних и тех же действий без перерыва.
Для предотвращения ошибок, вызывающих передресси- ровку, нужно четко планировать занятия, чередовать приемы, упражнения отрабатывать в определенном режиме, сохраняя у собаки заинтересованность и активность в работе. Передрессировка собаки возможна при отработке любого приема, но чаще всего встречается на занятиях по преодолению препятствии, при апортировке, выборе вещей, при развитии злобы и задержания. Если же собака отказывается от выполнения отдельного навыка в результате передрес- сировки, то надо временно прекратить занятия по выработке этого навыка, сделать перерыв (на 1-2 недели), а после отдыха выработать его в строгой последовательности.
-
группа. Неправильное применение условных и безусловных раздражителей. Одной из подобных ошибок является неправильное сочетание условного и безусловного раздражителей, а именно применение безусловного раздражителя раньше условного. В этом случае условный рефлекс у собаки не воспитывается. Безусловный раздражитель иногда применяется через значительный промежуток времени после дачи условного раздражителя, в результате чего выработка условного рефлекса задерживается и вырабатывается не совпадающий, а следовой условный рефлекс, часто нежелателен для нас. Например, при выработке условного рефлекса на команду «Ко мне» с поздним подкреплением безусловным раздражителем собака будет подходить к дрессировщику не сразу, а только через некоторое время после подачи команды. Неопытные дрессировщики нередко несколько раз повторяют одну и ту же команду и только после этого подкрепляют ее безусловным раздражителем. В результате таких сочетаний раздражителей у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс, т. е. выполнение действия после многократного повторения одной и той же команды. -
группа. Неумелое пользование лакомством. Лакомство является важнейшим средством поощрения собаки, особенно при выработке первоначального условного рефлекса. По мере образования условного рефлекса лакомство следует применять все реже, постепенно заменяя его поглаживанием и командой «Хорошо!». Если им пользоваться очень часто в течение всего периода дрессировки, собака приучится работать только при наличии у дрессировщика лакомства, а без него будет работать хуже. Неумелое пользование лакомством проявляется и в том, что некоторые дрессировщики достают его из сумки на виду у собаки, в результате чего собака нарушает последовательность выполнения действий в ожидании дачи угощения. Подобные случаи наиболее часто имеют место при приеме «апортировка». Собака реагирует на лакомство, следовательно, выбрасывает апортировоч- ный предмет преждевременно, до команды «Дай!».