Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1278

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
техникой дрессировки собак.

Содержание каждого приема изучается в следующем по­рядке: его назначение в системе подготовки и применения собак, теоретический анализ, методическое обоснование, тех­ника выполнения, нормативы и показатели в отработке при­ема по периодам, возможные ошибки дрессировщика и их последствия. Назначение приема определяется двумя целе­выми установками в системе подготовки служебной собаки: приучением собаки к выполнению тех или иных действий, необходимых в службе, и отработкой приемов общей и спе­циальной дрессировки.

Теоретический анализ приема включает: подбор и спо­собы применения условных и безусловных раздражителей; основные рефлексы, рефлекторные акты и реакции поведе­ния, на базе которых будет вырабатываться новый услов­ный рефлекс; подбор и способы применения принудитель­ных, побудительных и поощрительных подкреплений.

Методическое обоснование приема состоит из выбора метода дрессировки; определения рабочего режима с уче­том преобладающей реакции поведения и типа высшей нерв­ной деятельности; определения системы упражнений в формировании навыка как динамического стереотипа; последовательности ввода усложнений, предусмотренных в приеме по трем периодам. Нормативы и показатели в отра­ботке приема по периодам включают: время, необходимое для выработки условного рефлекса и окончательного фор­мирования навыка; количество сочетаний упражнений на каждом занятии по периодам; условия окружающей обста­новки, в которых навык должен проявляться безотказно; по каким сигналам дрессировщика и на каких расстояниях собака должна выполнять навык.

9.7.

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ
ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК


Ошибки при дрессировке затрудняют выработку у собак навыков и ведут к возникновению нежелательных рефлек­сов, снижающих служебные качества собаки. Причинами ошибок чаще всего бывают: слабые знания дрессировщиком физиологии поведения собаки и техники дрессировки; не­достаточная наблюдательность за поведением собаки; отсут­ствие индивидуального подхода к собаке и т. д. Таким обра­зом, ошибка — это неправильное действие дрессировщика или его помощника, в результате чего у собаки образуются нежелательные действия (условные рефлексы), затрудняю­щие дальнейшую подготовку и использование собаки на службе, что иногда приводит к выбраковке собаки.


При правильной дрессировке у собаки вырабатываются нужные для службы условные рефлексы, а при нарушении правил дрессировки, допущении ошибок дрессировщиком у собаки вырабатываются нежелательные для службы ус­ловные рефлексы.

Важнейшим средством обнаружения допускаемых дрес­сировщиком ошибок и своевременного устранения их яв­ляется систематический контроль и помощь со стороны ру­ководителя занятий, обладающего значительно большим опытом подготовки собаки, чем начинающие дрессировщи­ки. Вместе с тем, многие ошибки могут быть учтены и не допущены самим дрессировщиком при глубоком знании те­ории и техники дрессировки.

К ошибкам в дрессировке собак приводят следующие причины:

  • слабая теоретическая подготовленность дрессировщика;

  • отсутствие достаточного опыта дрессировки собак;

  • неумение критически анализировать свои действия и учитывать влияние на собаку окружающей внешней среды;

  • отсутствие учета индивидуальных способностей в пове­дении собаки и т. п.

В процессе дрессировки собак могут быть допущены ме­тодические и технические ошибки.

К методическим ошибкам относятся ошибки, которые возникают при несоблюдении правил, методов и способов дрессировки собак. Для них свойственны нарушение пра­вил последовательного ввода усложнений и приемов, недо­статочно продуманная организация и проведение занятий, нарушение принципа индивидуального подхода к обучае­мым и т. д. Ошибки методического характера допускаются, как правило, руководителями занятий (преподавателями), поэтому, чем больше опыта в организации и проведении за­нятий у руководителя, тем меньше он будет допускать оши­бок в своих действиях и более активно будет устранять ошиб­ки дрессировщиков.

К техническим ошибкам относятся такие ошибки, ко­торые возникают в связи с недостаточным овладением дрес­сировщиком техникой управления поведением собаки при выполнении его приемов, навыков, т. е. неправильное при­менение условных и безусловных раздражителей в сочета­ниях, упражнениях, особенно при пользовании механичес­кими раздражителями и лакомством. Технические ошибки при систематическом повторении переходят в ошибки ме­тодического порядка.

Таким образом, нарушение правил дрессировки, допу­щение ошибок дрессировщиком обязательно приводят к об­разованию у собаки нежелательных связей, т. е. нежелатель­ных для дрессировщика ответных действий собаки.



Ошибки дрессировщика и нежелательные связи собаки, наиболее часто встречающиеся в процессе дрессировки, це­лесообразно рассматривать по группам. В рассматриваемые группы включены только наиболее характерные, часто встре­чающиеся ошибки и нежелательные связи, которые могут иметь место во многих приемах и навыках общей и специ­альной дрессировки.


I группа. Субъективное понимание поведения собаки. Гру­бейшей ошибкой в дрессировке является субъективное пони­мание поведения собаки, т. е. очеловечивание ее поведения. Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало под­готовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с существом, которое якобы наделено, как человек, способнос­тью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, не­которые приписывают собаке способность понимать челове­ческую речь, а также способность руководствоваться в своих действиях различными «желаниями».

Такое очеловечивание собаки приводит к тому, что дрес­сировщик начинает предъявлять к собаке требования, ко­торые она не в состоянии выполнить. Например, если соба­ка во время занятий погналась за кошкой, дрессировщик подзывает собаку командой «Ко мне!» и наказывает ее уда­рами поводка или хлыста. В результате чего у собаки обра­зуется нежелательная связь, и она при подзыве не подойдет к дрессировщику, а начинает убегать от него.

Следовательно, дрессировщик, совершив две грубейшие ошибки, очеловечив действия собаки и неправильно исполь­зовав поводок или хлыст, воспитывает у собаки нежелатель­ный условный рефлекс — боязнь дрессировщика. Дрессиров­щик должен твердо знать, что собака не обладает абстрактным мышлением, ее поведение определяется условными и безус­ловными раздражителями. Нельзя разговаривать с собакой, уговаривать ее выполнять то или иное действие. Например, нельзя вместо команды «Сидеть!» подавать команду «Сядь!», «Садись!» и т. д.

II группа. Нарушение правил последовательности вво­да приемов и усложнений. Нередко начинающие дресси­ровщики стремятся как можно быстрее ввести и отработать приемы дрессировки и усложнения с тем, чтобы ускорить под­готовку собаки. Такая методика ведет к затягиванию курса дрессировки по той причине, что у собаки недостаточно проч­но вырабатываются условные рефлексы, она нередко ока­зывается неподготовленной к работе в более сложных усло­виях.

Основным принципом отработки приемов должен быть принцип «от простого к сложному, от легкого к трудному». К выработке сложных навыков следует переходить лишь после того, как у собаки образуются прочные условные реф­лексы на сигналы дрессировщика. Например, при преодоле­нии препятствий необходимо вначале выработать у собаки условный рефлекс четкого преодоления барьера небольшой высоты, и только затем переходить к последующим услож­нениям, постепенно наращивая высоту барьера.


Следует также учитывать необходимость постепенного ввода различных отвлекающих раздражителей и усложне­ний. Если занятия проводятся с собакой постоянно в облег­ченных условиях, то и работать она будет только в облег­ченных условиях, а при вводе различных раздражителей, усложнений она откажется от работы. Нельзя сразу при­учить собаку к работе по следу на большие дистанции. Ус­ложнения давности и длины следа надо вводить постепен­но. При приучении собак по специальным направлениям по поиску и обнаружению наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и т. д. необходим постепен­ный ввод искомого запаха (от комплексного к чистому), т. е. как правило у собак используют индивидуальную особен­ность (апортировочную, пищевую реакцию и т. д.), как для заинтересованного активного поиска, так и для сигнально­го обозначения. При нарушении последовательности ввода приемов и усложнений у собак воспитываются различные нежелательные связи — отказ собаки от работы в сложных условиях или некачественное выполнение требуемых от нее действий и др.

III группа. Передрессировка. Эта ошибка типична для малоопытных дрессировщиков, которые стремятся скорее усовершенствовать служебные качества собаки, отшлифо­вать, закрепить у собаки условные рефлексы. С этой целью дрессировщик отрабатывает один и тот же прием без пере­рыва многократно (4-5 раз и более), что вызывает у собаки отказ от работы, т. е. передрессировка возникает в результа­те переутомления нервной системы собаки от частого и дли­тельного повторения одних и тех же действий без перерыва.

Для предотвращения ошибок, вызывающих передресси- ровку, нужно четко планировать занятия, чередовать при­емы, упражнения отрабатывать в определенном режиме, сохраняя у собаки заинтересованность и активность в рабо­те. Передрессировка собаки возможна при отработке любо­го приема, но чаще всего встречается на занятиях по пре­одолению препятствии, при апортировке, выборе вещей, при развитии злобы и задержания. Если же собака отказывает­ся от выполнения отдельного навыка в результате передрес- сировки, то надо временно прекратить занятия по выработ­ке этого навыка, сделать перерыв (на 1-2 недели), а после отдыха выработать его в строгой последовательности.

  1. группа. Неправильное применение условных и безус­ловных раздражителей. Одной из подобных ошибок являет­ся неправильное сочетание условного и безусловного раздра­жителей, а именно применение безусловного раздражителя раньше условного. В этом случае условный рефлекс у соба­ки не воспитывается. Безусловный раздражитель иногда применяется через значительный промежуток времени пос­ле дачи условного раздражителя, в результате чего выра­ботка условного рефлекса задерживается и вырабатывается не совпадающий, а следовой условный рефлекс, часто не­желателен для нас. Например, при выработке условного рефлекса на команду «Ко мне» с поздним подкреплением безусловным раздражителем собака будет подходить к дрес­сировщику не сразу, а только через некоторое время после подачи команды. Неопытные дрессировщики нередко не­сколько раз повторяют одну и ту же команду и только после этого подкрепляют ее безусловным раздражителем. В ре­зультате таких сочетаний раздражителей у собаки выраба­тывается запаздывающий условный рефлекс, т. е. выполне­ние действия после многократного повторения одной и той же команды.

  2. группа. Неумелое пользование лакомством. Лаком­ство является важнейшим средством поощрения собаки, осо­бенно при выработке первоначального условного рефлекса. По мере образования условного рефлекса лакомство следует применять все реже, постепенно заменяя его поглаживани­ем и командой «Хорошо!». Если им пользоваться очень час­то в течение всего периода дрессировки, собака приучится работать только при наличии у дрессировщика лакомства, а без него будет работать хуже. Неумелое пользование лаком­ством проявляется и в том, что некоторые дрессировщики достают его из сумки на виду у собаки, в результате чего собака нарушает последовательность выполнения действий в ожидании дачи угощения. Подобные случаи наиболее час­то имеют место при приеме «апортировка». Собака реагиру­ет на лакомство, следовательно, выбрасывает апортировоч- ный предмет преждевременно, до команды «Дай!».