Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1277

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ное действие, как выборка вещи по запаху ее владельца. Каждый навык после окончательной отработки должен пред­ставлять собой вполне законченное действие, выполняемое собакой по требованию дрессировщика (командам и жестам). Всякий навык как законченное действие достигается не сра­зу, а путем постепенного усложнения. Это усложнение на­выка состоит в последовательной отработке условных реф­лексов, так как каждый из навыков состоит из нескольких условных рефлексов, вырабатываемых на основе определен­ного безусловного рефлекса.

Условные рефлексы, вырабатываемые при дрессировке, представляют собой определенные движения собаки, а по­этому обозначаются как двигательные условные рефлексы. Эти рефлексы и составляют навыки. Следовательно, на­вык — это сложное действие, которое постепенно выраба­тывается у собаки в процессе жизни и дрессировки.

Навык представляет собой динамический стереотип — свойство коры головного мозга собаки обобщать и связы­вать между собой ответные действия на различные раздра­жители, применяемые в определенной последовательности. В основе образования навыков лежит физиологический про­цесс, обозначаемый академиком И. П. Павловым понятием динамического, т. е. двигательного стереотипа. Под динами­ческим стереотипом понимается свойство коры головного мозга собаки обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в оп­ределенную последовательную систему.

Выработка определенных стереотипов в поведении со­баки при дрессировке имеет весьма большое практическое значение: чем более закреплены определенные действия в определенную систему (стереотип), тем более закончено без­отказное выполнение собакой действий. Если взять какой- нибудь сложный прием, при построении которого мы выраба­тываем у собаки несколько условных рефлексов в определенной последовательности и образуем один навык как закончен­ное действие, то после окончательного образования навыка достаточно будет дать собаке команду на начало действий, как она выполнит все необходимые действия в нужной по­следовательности без дополнительных сигналов. Например, в приеме «обыск местности» достаточно дать собаке коман­ду «Ищи!», показать жестом направление поиска, как соба­ка, начав активный поиск, обнаруживает вещь, поднимает ее, подходит к дрессировщику, садится перед ним в ожида­нии, когда хозяин заберет найденную вещь.


При дрессировке и тренировке собаки в результате не­правильного действия дрессировщика у нее может возник­нуть стереотип отрицательного значения. Чтобы избежать образования отрицательных стереотипов (навыков) при ра­боте с собакой, приемы нужно чередовать в различной пос­ледовательности и при каждом приеме периодически менять условия дрессировки, добиваясь безотказного выполнения собакой всех навыков в любых условиях.

Нельзя допускать ошибок в процессе дрессировки и тре­нировки собак.

9.6.

ПРИЕМЫ ДРЕССИРОВКИ

Прием дрессировки — методически обоснованная сис­тема воздействия на собаку разнообразными раздражителя­ми в целях выработки определенного навыка. Приемы со­ставляют содержание методики и техники дрессировки собак той или иной службы.

Количество, название и порядок отработки приемов за­висят от требований, предъявляемых к собакам условиями службы.

В соответствии со стадийностью формирования навы­ков, приемы дрессировки отрабатываются по трем перио­дам. В каждом периоде применяются соответствующие методы и способы воздействия раздражителями с учетом индивидуальных особенностей собак.

В результате накопленного опыта подготовки и исполь­зования собак сложились определенные приемы дрессиров­ки для каждого вида службы, которые по целевому назна­чению подразделяются на подготовительные, основные и дополнительные.

Подготовительные приемы — приемы, с помощью ко­торых вырабатываются условные рефлексы или первона­чальные навыки у молодой собаки, необходимые для каче­ственного проведения курса служебной дрессировки. Они всегда предшествуют основным приемам дрессировки и зна­чительно облегчают выработку и формирование основных общедисциплинарных и специальных навыков. С помощью этих приемов сокращаются сроки курса служебной дресси­ровки, повышается качество подготовки служебных собак, предупреждаются возможные ошибки дрессировщиков и нежелательные связи у собак. Подготовительные приемы применяются, как правило, в заключительном периоде вос­питательной дрессировки щенков. Если же строевые соба­ки, переданные в учебное подразделение, не прошли курс воспитательной дрессировки, то с ними надо в начале курса отработать подготовительные приемы и только после этого приступать к основным. К подготовительным приемам при­бегают иногда при выработке некоторых общедисциплинар­ных и специальных навыков у собак. В этих случаях они вводятся в виде подготовительных упражнений перед отра­боткой основного приема.



Виды и количество подготовительных приемов зависят от того, для какой службы предназначается выращиваемая со­бака. Так, для собак розыскной службы очень важно разви­вать обонятельно-поисковую реакцию, недоверие к посто­ронним людям, приучать к подноске предметов. Общими подготовительными приемами для многих видов служебных собак являются: установление контакта, приучение к клич­ке, ошейнику, поводку, привязи, наморднику и показу для осмотра. Принято различать три стадии образования навыка.

Первая стадия заключается в воспитании первоначаль­ного действия (основного условного рефлекса) на опреде­ленный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Например при навыке подхода собаки к дрессиров­щику по команде «Ко мне!» первоначальное действие, отра­ботанное у собаки, будет заключаться в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги или перед дресси­ровщиком. Для первой стадии навыка характерны две осо­бенности:

1. Наблюдаются явления обобщения условных раздра­жителей собакой. Она не может различать команды одну от другой, иногда проявляет ошибочные действия. Например, по команде «Сидеть!» ложится и т. д. В подобных случаях дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и только лишь правильные действия закреплять да­чей лакомства и поглаживанием.

2. Первоначальная связь на команду только еще уста­навливается, и дрессировщик не в состоянии преодолеть сра­зу влияние на собаку отвлекающих раздражителей. Поэто­му первоначальные занятия следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. В этом периоде применяются условные и безусловные раз­дражители средней силы.

Вторая стадия заключаются в усложнении первоначаль­но выработанного условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному условному рефлексу добавляются новые действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. С этой целью усложняются условия дрессировки и меняется характер действий дрессировщика, применяются команды и повышенной интонации, и безусловные раздражители боль­шей силы. Например, усложнением в процессе приучения собаки подходу к дрессировщику по команде «Ко мне!» явля­ется закрепление определенного положения собаки перед дрессировщиком, выработка условного рефлекса на жест, а также выработка выдержки в различных положениях.

В этом периоде следует добиваться от собаки четкой диф­ференцировки применяемых команд и все ее ошибочные действия своевременно затормаживать принуждением, в случае необходимости — механическим воздействием (ры­вок поводком, применение строгого ошейника, нажатие ру­кой и т. п.), а правильные действия закреплять лакомством и поглаживанием.


В третьей стадии выработанный навык закрепляется до безотказности в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть без­отказного проявления собакой вырабатываемых навыков в любых условиях. Для этого следует как можно чаще менять места занятий, проводить занятия в разное время суток, в разную погоду при наличии различных посторонних раздра­жителей вблизи (животных, проходящего транспорта, лю­дей и т. д.).

При управлении поведением собаки в сложных усло­виях дрессировщик должен применять более сильные раз­дражители, чем обычно (увеличивать силу применяемых механических раздражителей). При этом нужно уметь пользоваться угрожающей интонацией при подаче коман­ды. Правильным воздействием на собаку добиваются за­крепления вырабатываемого навыка, который должен чет­ко проявляться на сигналы дрессировщика в разнообразной обстановке. В последующем навыки совершенствуют путем тренировки в различных условиях, при которых собака ис­пользуется на службе.

Приемы дрессировки для приучения собак к розыскной, сторожевой и другим службам основаны на том, что живот­ные постепенно усваивают сложные действия, т. е. на базе одного выработанного навыка вырабатывается последую­щий. Таким образом, образование навыка у собаки проис­ходит не сразу, а постепенно (по стадиям), в результате по­следовательного воздействия на ее организм при помощи дрессировки.

Основными приемами дрессировки называются такие, с помощью которых у собаки вырабатываются общедисцип­линарные и специальные навыки, обусловливающие при­надлежность и пригодность ее к определенной службе (ро­зыскной, караульной и др.). Виды и количество основных приемов зависят также от служебного назначения собаки. Они включают общедисциплинарные и специальные при­емы, которые являются обязательными в курсе подготовки собак в учебных подразделениях. С помощью этих приемов у собак вырабатываются навыки общего послушания, необ­ходимые для управления ее поведением при выработке спе­циальных навыков и использования на службе. Значитель­ная часть общедисциплинарных приемов (приучение собаки подходить к дрессировщику, двигаться рядом с ним, садить­ся, ложиться и т. д.) является общей для собак многих ви­дов служб. В процессе общей дрессировки закладываются основы для дальнейшей подготовки собак к специальной службе, совершенствуется контакт дрессировщика с соба­кой, дрессировщики приобретают навыки управления соба­кой, изучают особенности ее поведения.


Специальные приемы дрессировки применяются для выработки у собаки специальных навыков, определяющих ее служебную направленность. Приемы специальной дрес­сировки розыскных и сторожевых собак отличаются от при­емов подготовки караульных, патрульных и ездовых собак. Наиболее сложна и трудоемка подготовка розыскных собак, в процессе которой отрабатываются такие основные специ­альные приемы, как приучение к задержанию и окараули- ванию человека, поиску человека по запаховому следу, вы­борке вещей, обыску местности, сторожевке и др.

При подготовке собак других служб отрабатывается ог­раниченное количество специальных приемов, иногда толь­ко один основной прием, например, приучение к розыску мин, к поиску и обнаружению взрывчатых веществ и др. Большинство приемов специальной дрессировки основано на использовании обонятельно-поисковой реакции собаки, которая должна постоянно совершенствоваться и дополнять­ся другими приемами.

Подготовка собак для универсального использования всегда сложна и требует более продолжительного по време­ни курса дрессировки в учебном подразделении. Такие со­баки не всегда безотказны в работе. Многолетняя практика служебного собаководства показывает, что при узкой спе­циализации подготовки служебных собак требуется мень­ше времени и собаки работают надежнее. Основные приемы общей и специальной дрессировки пополняются дополни­тельными приемами.

Дополнительные приемы дрессировки — это отдельные навыки, дополняющие общедисциплинарную и специаль­ную подготовку. Необходимость в них часто возникает в процессе продолжения подготовки собак в подразделениях, выполняющих конкретные служебные задачи, когда ранее выработанных навыков недостаточно для более эффектив­ного применения собак. Так, при использовании розыскных собак, нередко возникает необходимость дополнительно при­учить их к работе по следу в паре, плаванию и другим дей­ствиям.

Разделение приемов на подготовительные, основные (общедисциплинарные, специальные) и дополнительные, а также рекомендованный порядок их отработки облегча­ют планирование, контроль за состоянием и качеством под­готовки собак по периодам. Вся дрессировка состоит из комплекса приемов, которые отрабатываются в системе от­дельных или комплексных упражнений. В каждом при­еме заключено методическое содержание, теоретическое обоснование и техническое исполнение. Практическое вы­полнение приема дрессировщиком называется