ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1277
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ное действие, как выборка вещи по запаху ее владельца. Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие, выполняемое собакой по требованию дрессировщика (командам и жестам). Всякий навык как законченное действие достигается не сразу, а путем постепенного усложнения. Это усложнение навыка состоит в последовательной отработке условных рефлексов, так как каждый из навыков состоит из нескольких условных рефлексов, вырабатываемых на основе определенного безусловного рефлекса.
Условные рефлексы, вырабатываемые при дрессировке, представляют собой определенные движения собаки, а поэтому обозначаются как двигательные условные рефлексы. Эти рефлексы и составляют навыки. Следовательно, навык — это сложное действие, которое постепенно вырабатывается у собаки в процессе жизни и дрессировки.
Навык представляет собой динамический стереотип — свойство коры головного мозга собаки обобщать и связывать между собой ответные действия на различные раздражители, применяемые в определенной последовательности. В основе образования навыков лежит физиологический процесс, обозначаемый академиком И. П. Павловым понятием динамического, т. е. двигательного стереотипа. Под динамическим стереотипом понимается свойство коры головного мозга собаки обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определенную последовательную систему.
Выработка определенных стереотипов в поведении собаки при дрессировке имеет весьма большое практическое значение: чем более закреплены определенные действия в определенную систему (стереотип), тем более закончено безотказное выполнение собакой действий. Если взять какой- нибудь сложный прием, при построении которого мы вырабатываем у собаки несколько условных рефлексов в определенной последовательности и образуем один навык как законченное действие, то после окончательного образования навыка достаточно будет дать собаке команду на начало действий, как она выполнит все необходимые действия в нужной последовательности без дополнительных сигналов. Например, в приеме «обыск местности» достаточно дать собаке команду «Ищи!», показать жестом направление поиска, как собака, начав активный поиск, обнаруживает вещь, поднимает ее, подходит к дрессировщику, садится перед ним в ожидании, когда хозяин заберет найденную вещь.
При дрессировке и тренировке собаки в результате неправильного действия дрессировщика у нее может возникнуть стереотип отрицательного значения. Чтобы избежать образования отрицательных стереотипов (навыков) при работе с собакой, приемы нужно чередовать в различной последовательности и при каждом приеме периодически менять условия дрессировки, добиваясь безотказного выполнения собакой всех навыков в любых условиях.
Нельзя допускать ошибок в процессе дрессировки и тренировки собак.
9.6.
ПРИЕМЫ ДРЕССИРОВКИ
Прием дрессировки — методически обоснованная система воздействия на собаку разнообразными раздражителями в целях выработки определенного навыка. Приемы составляют содержание методики и техники дрессировки собак той или иной службы.
Количество, название и порядок отработки приемов зависят от требований, предъявляемых к собакам условиями службы.
В соответствии со стадийностью формирования навыков, приемы дрессировки отрабатываются по трем периодам. В каждом периоде применяются соответствующие методы и способы воздействия раздражителями с учетом индивидуальных особенностей собак.
В результате накопленного опыта подготовки и использования собак сложились определенные приемы дрессировки для каждого вида службы, которые по целевому назначению подразделяются на подготовительные, основные и дополнительные.
Подготовительные приемы — приемы, с помощью которых вырабатываются условные рефлексы или первоначальные навыки у молодой собаки, необходимые для качественного проведения курса служебной дрессировки. Они всегда предшествуют основным приемам дрессировки и значительно облегчают выработку и формирование основных общедисциплинарных и специальных навыков. С помощью этих приемов сокращаются сроки курса служебной дрессировки, повышается качество подготовки служебных собак, предупреждаются возможные ошибки дрессировщиков и нежелательные связи у собак. Подготовительные приемы применяются, как правило, в заключительном периоде воспитательной дрессировки щенков. Если же строевые собаки, переданные в учебное подразделение, не прошли курс воспитательной дрессировки, то с ними надо в начале курса отработать подготовительные приемы и только после этого приступать к основным. К подготовительным приемам прибегают иногда при выработке некоторых общедисциплинарных и специальных навыков у собак. В этих случаях они вводятся в виде подготовительных упражнений перед отработкой основного приема.
Виды и количество подготовительных приемов зависят от того, для какой службы предназначается выращиваемая собака. Так, для собак розыскной службы очень важно развивать обонятельно-поисковую реакцию, недоверие к посторонним людям, приучать к подноске предметов. Общими подготовительными приемами для многих видов служебных собак являются: установление контакта, приучение к кличке, ошейнику, поводку, привязи, наморднику и показу для осмотра. Принято различать три стадии образования навыка.
Первая стадия заключается в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Например при навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко мне!» первоначальное действие, отработанное у собаки, будет заключаться в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги или перед дрессировщиком. Для первой стадии навыка характерны две особенности:
1. Наблюдаются явления обобщения условных раздражителей собакой. Она не может различать команды одну от другой, иногда проявляет ошибочные действия. Например, по команде «Сидеть!» ложится и т. д. В подобных случаях дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и только лишь правильные действия закреплять дачей лакомства и поглаживанием.
2. Первоначальная связь на команду только еще устанавливается, и дрессировщик не в состоянии преодолеть сразу влияние на собаку отвлекающих раздражителей. Поэтому первоначальные занятия следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. В этом периоде применяются условные и безусловные раздражители средней силы.
Вторая стадия заключаются в усложнении первоначально выработанного условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному условному рефлексу добавляются новые действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. С этой целью усложняются условия дрессировки и меняется характер действий дрессировщика, применяются команды и повышенной интонации, и безусловные раздражители большей силы. Например, усложнением в процессе приучения собаки подходу к дрессировщику по команде «Ко мне!» является закрепление определенного положения собаки перед дрессировщиком, выработка условного рефлекса на жест, а также выработка выдержки в различных положениях.
В этом периоде следует добиваться от собаки четкой дифференцировки применяемых команд и все ее ошибочные действия своевременно затормаживать принуждением, в случае необходимости — механическим воздействием (рывок поводком, применение строгого ошейника, нажатие рукой и т. п.), а правильные действия закреплять лакомством и поглаживанием.
В третьей стадии выработанный навык закрепляется до безотказности в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть безотказного проявления собакой вырабатываемых навыков в любых условиях. Для этого следует как можно чаще менять места занятий, проводить занятия в разное время суток, в разную погоду при наличии различных посторонних раздражителей вблизи (животных, проходящего транспорта, людей и т. д.).
При управлении поведением собаки в сложных условиях дрессировщик должен применять более сильные раздражители, чем обычно (увеличивать силу применяемых механических раздражителей). При этом нужно уметь пользоваться угрожающей интонацией при подаче команды. Правильным воздействием на собаку добиваются закрепления вырабатываемого навыка, который должен четко проявляться на сигналы дрессировщика в разнообразной обстановке. В последующем навыки совершенствуют путем тренировки в различных условиях, при которых собака используется на службе.
Приемы дрессировки для приучения собак к розыскной, сторожевой и другим службам основаны на том, что животные постепенно усваивают сложные действия, т. е. на базе одного выработанного навыка вырабатывается последующий. Таким образом, образование навыка у собаки происходит не сразу, а постепенно (по стадиям), в результате последовательного воздействия на ее организм при помощи дрессировки.
Основными приемами дрессировки называются такие, с помощью которых у собаки вырабатываются общедисциплинарные и специальные навыки, обусловливающие принадлежность и пригодность ее к определенной службе (розыскной, караульной и др.). Виды и количество основных приемов зависят также от служебного назначения собаки. Они включают общедисциплинарные и специальные приемы, которые являются обязательными в курсе подготовки собак в учебных подразделениях. С помощью этих приемов у собак вырабатываются навыки общего послушания, необходимые для управления ее поведением при выработке специальных навыков и использования на службе. Значительная часть общедисциплинарных приемов (приучение собаки подходить к дрессировщику, двигаться рядом с ним, садиться, ложиться и т. д.) является общей для собак многих видов служб. В процессе общей дрессировки закладываются основы для дальнейшей подготовки собак к специальной службе, совершенствуется контакт дрессировщика с собакой, дрессировщики приобретают навыки управления собакой, изучают особенности ее поведения.
Специальные приемы дрессировки применяются для выработки у собаки специальных навыков, определяющих ее служебную направленность. Приемы специальной дрессировки розыскных и сторожевых собак отличаются от приемов подготовки караульных, патрульных и ездовых собак. Наиболее сложна и трудоемка подготовка розыскных собак, в процессе которой отрабатываются такие основные специальные приемы, как приучение к задержанию и окараули- ванию человека, поиску человека по запаховому следу, выборке вещей, обыску местности, сторожевке и др.
При подготовке собак других служб отрабатывается ограниченное количество специальных приемов, иногда только один основной прием, например, приучение к розыску мин, к поиску и обнаружению взрывчатых веществ и др. Большинство приемов специальной дрессировки основано на использовании обонятельно-поисковой реакции собаки, которая должна постоянно совершенствоваться и дополняться другими приемами.
Подготовка собак для универсального использования всегда сложна и требует более продолжительного по времени курса дрессировки в учебном подразделении. Такие собаки не всегда безотказны в работе. Многолетняя практика служебного собаководства показывает, что при узкой специализации подготовки служебных собак требуется меньше времени и собаки работают надежнее. Основные приемы общей и специальной дрессировки пополняются дополнительными приемами.
Дополнительные приемы дрессировки — это отдельные навыки, дополняющие общедисциплинарную и специальную подготовку. Необходимость в них часто возникает в процессе продолжения подготовки собак в подразделениях, выполняющих конкретные служебные задачи, когда ранее выработанных навыков недостаточно для более эффективного применения собак. Так, при использовании розыскных собак, нередко возникает необходимость дополнительно приучить их к работе по следу в паре, плаванию и другим действиям.
Разделение приемов на подготовительные, основные (общедисциплинарные, специальные) и дополнительные, а также рекомендованный порядок их отработки облегчают планирование, контроль за состоянием и качеством подготовки собак по периодам. Вся дрессировка состоит из комплекса приемов, которые отрабатываются в системе отдельных или комплексных упражнений. В каждом приеме заключено методическое содержание, теоретическое обоснование и техническое исполнение. Практическое выполнение приема дрессировщиком называется