ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1274
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
борьба с которыми значительно труднее, чем с отвлечениями, идущими из окружающего внешнего мира.
С каким же отвлечением нужно бороться в первую очередь? В начале обучения желательно избежать воздействия на собаку отвлекающих раздражителей физиологического характера, т. е. голода, холода, течки и т. п., а ограничивать работу нужно легкими отвлечениями общего характера (шума, проходящих людей, движущегося поезда и т. д.).
По мере укрепления влияния дрессировщика, воспитывающего безотказность выполнения, отвлечения общего порядка повышаются, и только затем, при четкой работе собаки при любых отвлечениях внешнего мира, можно переходить к работе в условиях физиологических отвлечений. Конечно, при всех таких тренировках нужно учитывать особенности типа нервной деятельности обучаемой собаки.
Невнимательность собаки на практических занятиях можно объяснить усиленной работой ориентировочного инстинкта и недостаточной силой действия основного раздражителя, а возникающий иногда страх — оборонительным инстинктом, тормозящим влияние основного раздражителя. В первом случае дрессировщик должен воздействовать на собаку соответствующей угрожающей интонацией, возвращая этим собаку к действительности (тормозя чрезмерно проявляемый ориентировочный инстинкт — оборонительным). Во втором случае, прежде всего, необходимо успокоить собаку лаской и игрой, а затем в последующие дни специально посвятить несколько уроков для искоренения у собаки боязни к данному раздражителю, вызвавшему страх. При этом рекомендуется вызвать у собаки какой-либо другой инстинкт, например, активно-оборонительный. В таком случае, когда собака будет достаточно «разгорячена», нужно начать вводить тот вид отвлечения, который ранее вызывал у нее страх (обычно разгоряченная собака не замечает его вовсе или во всяком случае реагирует на него менее резко). Нужно сказать, что собаки, живущие в своей иной деятельности, главным образом, не за счет работы коры головного мозга, с нормально развитыми тормозными процессами, а живущие за счет подкорковой сферы, т. е. инстинктов и сильно выраженных ориентировочных реакций, являются сильно отвлекаемыми.
Только систематическим воспитанием и тренировкой на внимательность собаки, путем усиленной работы «на выдержку» в практической полевой программе дрессировки, можно добиться четкости выполнения приемов и внимательности собаки при всех явлениях окружающей среды.
9.3.
ДРЕССИРОВЩИК
КАК КОМПЛЕКСНЫЙ
РАЗДРАЖИТЕЛЬ СОБАКИ
В процессе дрессировки из всех раздражителей окружающей среды дрессировщик является основным раздражителем для собаки. От его умения воздействовать на нее во многом зависит успех выработки условных рефлексов, необходимых для служебного использования собаки. Дрессировщик может оказывать одновременное воздействие на все органы чувств собаки, т. е. применять различные раздражители — как условные, так и безусловные, т. е. комплексный раздражитель.
Комплексным раздражителем является такой раздражитель, который способен одновременно воздействовать на несколько органов чувств собак.
Академик И. П. Павлов указывал, что «природа действует на животное и совокупностью нескольких и часто очень многих элементов, комплексными раздражителями. Когда мы отличаем лицо одного человека от лица другого, мы принимаем одновременно в расчет и формы, и краски, и тени, и размеры». В соответствии с этим дрессировщик воздействует на собаку прежде всего своим внешним видом, величиной и формой одежды, характером движения, голосом, выражением лица и, наконец, индивидуальным запахом, хорошо воспринимаемым собакой. Ко всем этим свойствам дрессировщика собака привыкает в процессе дрессировки. Воспринимая этот комплекс раздражителей, собака отличает своего хозяина (дрессировщика) от посторонних людей. У нее могут образоваться условные рефлексы одновременно на всю сумму условных раздражителей. Однако большое значение имеет относительная сила раздражителей, входящих в данный комплекс. Отдельные раздражители этого комплекса могут приобретать большее или меньшее значение в зависимости от их силы.
Наибольшее значение имеют голос дрессировщика и его индивидуальный запах. Все характерные особенности голоса дрессировщика (сила, высота, тембр) собака быстро запоминает. При наличии хорошего контакта собака выполняет команды, подаваемые только дрессировщиком.
Не меньшее значение имеют и движения дрессировщика. Каждый человек обладает характерными, присущими только ему, особенностями движения. Один человек быстрый и порывистый в своих движениях, а второй — вялый и медлительный и т. д. На все типичные движения дрессировщика у собаки также образуются прочные условные рефлексы различного качества.
Кроме того, большинство движений дрессировщика связано с применением безусловных раздражителей — рывок поводка, удар хлыстом, поглаживание, дача лакомства и др.
Большое значение для установления контакта между дрессировщиком и собакой имеет запах дрессировщика, на который у собаки воспитывается прочный условный рефлекс и способность четко дифференцировать его среди других запахов.
Таким образом, дрессировщик является комплексным раздражителем, обеспечивающим управление собакой на расстоянии командами, специальными жестами и своим общим поведением. Дрессировщик должен стать для собаки самым сильным раздражителем среди всех остальных. Дрессировщик обязан при любых условиях добиваться выполнения собакой требуемых им действий. Каждый дрессировщик должен помнить, что полная власть над поведением собаки достигается только тем человеком, который систематически и регулярно занимается с ней, ухаживает за ней и кормит ее.
Опыт дрессировки собак показывает, что условные рефлексы быстрее и прочнее образуются на комплексные раздражители. Каждый дрессировщик должен стремиться воздействовать на собаку одновременно несколькими раздражителями. Например, при одновременной подаче команды и жеста собаки более четко выполняют действия, чем тогда, когда эти сигналы применяются в отдельности. При дрессировке собак исключительно важное значение имеет помощник дрессировщика, являющийся также комплексным раздражителем, как и дрессировщик, но он выполняет совершенно другие функции.
Комплексные раздражители могут быть использованы при дрессировке собак как в качестве условных, так и безусловных раздражителей. И в том и в другом случае они оказывают более сильное воздействие на собаку, чем отдельные раздражители.
Успех дрессировки собак зависит от умения дрессировщика воздействовать на собаку, т. е. степени его подготовленности как дрессировщика и отношения его к закрепленной за ним собаке. Следовательно, дрессировщик должен обладать определенными качествами. Прежде всего, дрессировщик должен любить служебное собаководство, иметь к нему интерес. Без любви к делу дрессировка собак будет казаться неинтересным, скучным занятием. Каждый дрессировщик должен обладать выдержкой, находчивостью, смелостью, решительностью, быть требовательным к себе и дрессируемой собаке, быть достаточно энергичным настойчивым в достижении поставленной цели и в то же время быть терпеливым.
Прежде чем начать дрессировку, дрессировщик должен приобрести необходимые теоретические знания по дрессировке собак. Только теоретически подготовленный дрессировщик успешно может овладеть методикой и техникой дрессировки собак.
Методические и технические навыки по дрессировке могут быть приобретены только в процессе практической работы с собакой. Поэтому каждый человек, желающий приобрести специальные знания и стать хорошим дрессировщиком, обязательно должен сам выдрессировать собаку под руководством опытного дрессировщика.
Приступая к дрессировке собак, дрессировщик должен постоянно изучать особенности поведения своей собаки. Дрессировщик должен заранее продумывать свои предстоящие действия с собакой и быть последовательным в работе. Приступая к выработке у собаки того или иного условного рефлекса, прежде всего он должен наметить, каким методом и какими раздражителями будет воздействовать на собаку и в какой последовательности.
Начав дрессировку, следует настойчиво выполнять принятое решение. Всякие изменения в технике построения приемов не должны носить случайный характер, а должны быть строго обоснованы с точки зрения правил дрессировки с учетом особенностей поведения собак.
На всем протяжении практических занятий дрессировщик должен стремиться сохранить заинтересованность собаки в работе, т. е. такое ее состояние, когда она активно реагирует на все воздействия дрессировщика. Для этого необходимо постоянно наблюдать за поведением собаки, стремиться разнообразить приемы, не переутомлять ее чрезмерной нагрузкой.
Во время работы с собакой дрессировщик не должен нервничать. Нельзя «переносить» свои огорчения, неудачи на собаку. Не следует огорчаться неудачами в дрессировке собаки. Необходимо найти их причины, ошибки в работе и умело, своевременно их устранить. Каждый опытный дрессировщик должен подходить к своей работе творчески. На основе глубокого изучения теоретических основ и обобщения опыта дрессировки собак находить наиболее целесообразные способы и пути приучения собак к несению той или иной службы.
Значение соотношения силы применяемых раздражителей при дрессировке собак. Одним из условий дрессировки собак является применение условных и безусловных раздражителей с учетом соотношения их силы.
Во-первых, раздражители (условные и безусловные) должны быть достаточно сильными. Практика дрессировки по-
Глава 9. Раздражители, применяемые при дрессировке собак 147
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIH называет, что на сильные раздражители в короткие сроки образуются более четкие условные рефлексы.
Во-вторых, сила безусловного раздражителя должна быть больше силы условного раздражителя. Поэтому при дрессировке собак в качестве безусловных раздражителей используются преимущественно внешние раздражители непосредственно (контактного) воздействия на их организм. В этом случае условные рефлексы вырабатываются быстрее. И наоборот, когда сила условного раздражителя больше, чем сила безусловного, выработка условного рефлекса затрудняется или бывает невозможной. Например, если при первоначальной дрессировке команды подавать чрезмерно громко и резко, то у некоторых собак может образоваться нежелательный условный рефлекс — собака может стать трусливой.
Применяя раздражители, следует всегда учитывать, чтобы сила раздражителя соответствовала индивидуальным особенностям собаки: типу нервной высшей деятельности, преобладающей реакции, возрасту, степени подготовленности и т. д.
Чрезмерно сильные раздражители могут вызвать ту или иную нежелательную реакцию: трусость или агрессивность, общее или частичное торможение и даже заболевание нервной системы (невроз).
9.5.
НАВЫКИ И ПРАВИЛА
ИХ ВЫРАБОТКИ У СОБАК
Навыки — это такие формы связи животных с окружающей средой, которые приобретаются в индивидуальном опыте и формируются в результате длительных упражнений. Навыки делают поведение животных более приспособленным к жизни.
При дрессировке собаку приучают выполнять определенные действия, нужные для дрессировки. Каждое из действий, отрабатываемое у собаки при дрессировке, обозначается как навык. Навыки дрессировки весьма разнообразны и различны по своему значению: например, подход собаки к своему дрессировщику по команде «Ко мне!» или такое слож
С каким же отвлечением нужно бороться в первую очередь? В начале обучения желательно избежать воздействия на собаку отвлекающих раздражителей физиологического характера, т. е. голода, холода, течки и т. п., а ограничивать работу нужно легкими отвлечениями общего характера (шума, проходящих людей, движущегося поезда и т. д.).
По мере укрепления влияния дрессировщика, воспитывающего безотказность выполнения, отвлечения общего порядка повышаются, и только затем, при четкой работе собаки при любых отвлечениях внешнего мира, можно переходить к работе в условиях физиологических отвлечений. Конечно, при всех таких тренировках нужно учитывать особенности типа нервной деятельности обучаемой собаки.
Невнимательность собаки на практических занятиях можно объяснить усиленной работой ориентировочного инстинкта и недостаточной силой действия основного раздражителя, а возникающий иногда страх — оборонительным инстинктом, тормозящим влияние основного раздражителя. В первом случае дрессировщик должен воздействовать на собаку соответствующей угрожающей интонацией, возвращая этим собаку к действительности (тормозя чрезмерно проявляемый ориентировочный инстинкт — оборонительным). Во втором случае, прежде всего, необходимо успокоить собаку лаской и игрой, а затем в последующие дни специально посвятить несколько уроков для искоренения у собаки боязни к данному раздражителю, вызвавшему страх. При этом рекомендуется вызвать у собаки какой-либо другой инстинкт, например, активно-оборонительный. В таком случае, когда собака будет достаточно «разгорячена», нужно начать вводить тот вид отвлечения, который ранее вызывал у нее страх (обычно разгоряченная собака не замечает его вовсе или во всяком случае реагирует на него менее резко). Нужно сказать, что собаки, живущие в своей иной деятельности, главным образом, не за счет работы коры головного мозга, с нормально развитыми тормозными процессами, а живущие за счет подкорковой сферы, т. е. инстинктов и сильно выраженных ориентировочных реакций, являются сильно отвлекаемыми.
Только систематическим воспитанием и тренировкой на внимательность собаки, путем усиленной работы «на выдержку» в практической полевой программе дрессировки, можно добиться четкости выполнения приемов и внимательности собаки при всех явлениях окружающей среды.
9.3.
ДРЕССИРОВЩИК
КАК КОМПЛЕКСНЫЙ
РАЗДРАЖИТЕЛЬ СОБАКИ
В процессе дрессировки из всех раздражителей окружающей среды дрессировщик является основным раздражителем для собаки. От его умения воздействовать на нее во многом зависит успех выработки условных рефлексов, необходимых для служебного использования собаки. Дрессировщик может оказывать одновременное воздействие на все органы чувств собаки, т. е. применять различные раздражители — как условные, так и безусловные, т. е. комплексный раздражитель.
Комплексным раздражителем является такой раздражитель, который способен одновременно воздействовать на несколько органов чувств собак.
Академик И. П. Павлов указывал, что «природа действует на животное и совокупностью нескольких и часто очень многих элементов, комплексными раздражителями. Когда мы отличаем лицо одного человека от лица другого, мы принимаем одновременно в расчет и формы, и краски, и тени, и размеры». В соответствии с этим дрессировщик воздействует на собаку прежде всего своим внешним видом, величиной и формой одежды, характером движения, голосом, выражением лица и, наконец, индивидуальным запахом, хорошо воспринимаемым собакой. Ко всем этим свойствам дрессировщика собака привыкает в процессе дрессировки. Воспринимая этот комплекс раздражителей, собака отличает своего хозяина (дрессировщика) от посторонних людей. У нее могут образоваться условные рефлексы одновременно на всю сумму условных раздражителей. Однако большое значение имеет относительная сила раздражителей, входящих в данный комплекс. Отдельные раздражители этого комплекса могут приобретать большее или меньшее значение в зависимости от их силы.
Наибольшее значение имеют голос дрессировщика и его индивидуальный запах. Все характерные особенности голоса дрессировщика (сила, высота, тембр) собака быстро запоминает. При наличии хорошего контакта собака выполняет команды, подаваемые только дрессировщиком.
Не меньшее значение имеют и движения дрессировщика. Каждый человек обладает характерными, присущими только ему, особенностями движения. Один человек быстрый и порывистый в своих движениях, а второй — вялый и медлительный и т. д. На все типичные движения дрессировщика у собаки также образуются прочные условные рефлексы различного качества.
Кроме того, большинство движений дрессировщика связано с применением безусловных раздражителей — рывок поводка, удар хлыстом, поглаживание, дача лакомства и др.
Большое значение для установления контакта между дрессировщиком и собакой имеет запах дрессировщика, на который у собаки воспитывается прочный условный рефлекс и способность четко дифференцировать его среди других запахов.
Таким образом, дрессировщик является комплексным раздражителем, обеспечивающим управление собакой на расстоянии командами, специальными жестами и своим общим поведением. Дрессировщик должен стать для собаки самым сильным раздражителем среди всех остальных. Дрессировщик обязан при любых условиях добиваться выполнения собакой требуемых им действий. Каждый дрессировщик должен помнить, что полная власть над поведением собаки достигается только тем человеком, который систематически и регулярно занимается с ней, ухаживает за ней и кормит ее.
Опыт дрессировки собак показывает, что условные рефлексы быстрее и прочнее образуются на комплексные раздражители. Каждый дрессировщик должен стремиться воздействовать на собаку одновременно несколькими раздражителями. Например, при одновременной подаче команды и жеста собаки более четко выполняют действия, чем тогда, когда эти сигналы применяются в отдельности. При дрессировке собак исключительно важное значение имеет помощник дрессировщика, являющийся также комплексным раздражителем, как и дрессировщик, но он выполняет совершенно другие функции.
Комплексные раздражители могут быть использованы при дрессировке собак как в качестве условных, так и безусловных раздражителей. И в том и в другом случае они оказывают более сильное воздействие на собаку, чем отдельные раздражители.
-
ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДРЕССИРОВЩИКУ
Успех дрессировки собак зависит от умения дрессировщика воздействовать на собаку, т. е. степени его подготовленности как дрессировщика и отношения его к закрепленной за ним собаке. Следовательно, дрессировщик должен обладать определенными качествами. Прежде всего, дрессировщик должен любить служебное собаководство, иметь к нему интерес. Без любви к делу дрессировка собак будет казаться неинтересным, скучным занятием. Каждый дрессировщик должен обладать выдержкой, находчивостью, смелостью, решительностью, быть требовательным к себе и дрессируемой собаке, быть достаточно энергичным настойчивым в достижении поставленной цели и в то же время быть терпеливым.
Прежде чем начать дрессировку, дрессировщик должен приобрести необходимые теоретические знания по дрессировке собак. Только теоретически подготовленный дрессировщик успешно может овладеть методикой и техникой дрессировки собак.
Методические и технические навыки по дрессировке могут быть приобретены только в процессе практической работы с собакой. Поэтому каждый человек, желающий приобрести специальные знания и стать хорошим дрессировщиком, обязательно должен сам выдрессировать собаку под руководством опытного дрессировщика.
Приступая к дрессировке собак, дрессировщик должен постоянно изучать особенности поведения своей собаки. Дрессировщик должен заранее продумывать свои предстоящие действия с собакой и быть последовательным в работе. Приступая к выработке у собаки того или иного условного рефлекса, прежде всего он должен наметить, каким методом и какими раздражителями будет воздействовать на собаку и в какой последовательности.
Начав дрессировку, следует настойчиво выполнять принятое решение. Всякие изменения в технике построения приемов не должны носить случайный характер, а должны быть строго обоснованы с точки зрения правил дрессировки с учетом особенностей поведения собак.
На всем протяжении практических занятий дрессировщик должен стремиться сохранить заинтересованность собаки в работе, т. е. такое ее состояние, когда она активно реагирует на все воздействия дрессировщика. Для этого необходимо постоянно наблюдать за поведением собаки, стремиться разнообразить приемы, не переутомлять ее чрезмерной нагрузкой.
Во время работы с собакой дрессировщик не должен нервничать. Нельзя «переносить» свои огорчения, неудачи на собаку. Не следует огорчаться неудачами в дрессировке собаки. Необходимо найти их причины, ошибки в работе и умело, своевременно их устранить. Каждый опытный дрессировщик должен подходить к своей работе творчески. На основе глубокого изучения теоретических основ и обобщения опыта дрессировки собак находить наиболее целесообразные способы и пути приучения собак к несению той или иной службы.
Значение соотношения силы применяемых раздражителей при дрессировке собак. Одним из условий дрессировки собак является применение условных и безусловных раздражителей с учетом соотношения их силы.
Во-первых, раздражители (условные и безусловные) должны быть достаточно сильными. Практика дрессировки по-
Глава 9. Раздражители, применяемые при дрессировке собак 147
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIH называет, что на сильные раздражители в короткие сроки образуются более четкие условные рефлексы.
Во-вторых, сила безусловного раздражителя должна быть больше силы условного раздражителя. Поэтому при дрессировке собак в качестве безусловных раздражителей используются преимущественно внешние раздражители непосредственно (контактного) воздействия на их организм. В этом случае условные рефлексы вырабатываются быстрее. И наоборот, когда сила условного раздражителя больше, чем сила безусловного, выработка условного рефлекса затрудняется или бывает невозможной. Например, если при первоначальной дрессировке команды подавать чрезмерно громко и резко, то у некоторых собак может образоваться нежелательный условный рефлекс — собака может стать трусливой.
Применяя раздражители, следует всегда учитывать, чтобы сила раздражителя соответствовала индивидуальным особенностям собаки: типу нервной высшей деятельности, преобладающей реакции, возрасту, степени подготовленности и т. д.
Чрезмерно сильные раздражители могут вызвать ту или иную нежелательную реакцию: трусость или агрессивность, общее или частичное торможение и даже заболевание нервной системы (невроз).
9.5.
НАВЫКИ И ПРАВИЛА
ИХ ВЫРАБОТКИ У СОБАК
Навыки — это такие формы связи животных с окружающей средой, которые приобретаются в индивидуальном опыте и формируются в результате длительных упражнений. Навыки делают поведение животных более приспособленным к жизни.
При дрессировке собаку приучают выполнять определенные действия, нужные для дрессировки. Каждое из действий, отрабатываемое у собаки при дрессировке, обозначается как навык. Навыки дрессировки весьма разнообразны и различны по своему значению: например, подход собаки к своему дрессировщику по команде «Ко мне!» или такое слож