Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1274

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
борьба с которыми значительно труднее, чем с от­влечениями, идущими из окружающего внешнего мира.

С каким же отвлечением нужно бороться в первую оче­редь? В начале обучения желательно избежать воздействия на собаку отвлекающих раздражителей физиологического характера, т. е. голода, холода, течки и т. п., а ограничи­вать работу нужно легкими отвлечениями общего характе­ра (шума, проходящих людей, движущегося поезда и т. д.).

По мере укрепления влияния дрессировщика, воспиты­вающего безотказность выполнения, отвлечения общего по­рядка повышаются, и только затем, при четкой работе соба­ки при любых отвлечениях внешнего мира, можно переходить к работе в условиях физиологических отвлечений. Конеч­но, при всех таких тренировках нужно учитывать особенно­сти типа нервной деятельности обучаемой собаки.

Невнимательность собаки на практических занятиях можно объяснить усиленной работой ориентировочного ин­стинкта и недостаточной силой действия основного раздра­жителя, а возникающий иногда страх — оборонительным инстинктом, тормозящим влияние основного раздражите­ля. В первом случае дрессировщик должен воздействовать на собаку соответствующей угрожающей интонацией, воз­вращая этим собаку к действительности (тормозя чрезмерно проявляемый ориентировочный инстинкт — оборонитель­ным). Во втором случае, прежде всего, необходимо успоко­ить собаку лаской и игрой, а затем в последующие дни спе­циально посвятить несколько уроков для искоренения у собаки боязни к данному раздражителю, вызвавшему страх. При этом рекомендуется вызвать у собаки какой-либо дру­гой инстинкт, например, активно-оборонительный. В таком случае, когда собака будет достаточно «разгорячена», нуж­но начать вводить тот вид отвлечения, который ранее вызы­вал у нее страх (обычно разгоряченная собака не замечает его вовсе или во всяком случае реагирует на него менее рез­ко). Нужно сказать, что собаки, живущие в своей иной дея­тельности, главным образом, не за счет работы коры го­ловного мозга, с нормально развитыми тормозными процес­сами, а живущие за счет подкорковой сферы, т. е. инстинк­тов и сильно выраженных ориентировочных реакций, яв­ляются сильно отвлекаемыми.

Только систематическим воспитанием и тренировкой на внимательность собаки, путем усиленной работы «на выдер­жку» в практической полевой программе дрессировки, мож­но добиться четкости выполнения приемов и внимательнос­ти собаки при всех явлениях окружающей среды.


9.3.

ДРЕССИРОВЩИК
КАК КОМПЛЕКСНЫЙ
РАЗДРАЖИТЕЛЬ СОБАКИ


В процессе дрессировки из всех раздражителей окружа­ющей среды дрессировщик является основным раздражи­телем для собаки. От его умения воздействовать на нее во многом зависит успех выработки условных рефлексов, не­обходимых для служебного использования собаки. Дресси­ровщик может оказывать одновременное воздействие на все органы чувств собаки, т. е. применять различные раздра­жители — как условные, так и безусловные, т. е. комплекс­ный раздражитель.

Комплексным раздражителем является такой раздра­житель, который способен одновременно воздействовать на несколько органов чувств собак.

Академик И. П. Павлов указывал, что «природа действу­ет на животное и совокупностью нескольких и часто очень многих элементов, комплексными раздражителями. Когда мы отличаем лицо одного человека от лица другого, мы при­нимаем одновременно в расчет и формы, и краски, и тени, и размеры». В соответствии с этим дрессировщик воздейству­ет на собаку прежде всего своим внешним видом, величи­ной и формой одежды, характером движения, голосом, вы­ражением лица и, наконец, индивидуальным запахом, хорошо воспринимаемым собакой. Ко всем этим свойствам дрессировщика собака привыкает в процессе дрессировки. Воспринимая этот комплекс раздражителей, собака отли­чает своего хозяина (дрессировщика) от посторонних людей. У нее могут образоваться условные рефлексы одновременно на всю сумму условных раздражителей. Однако большое значение имеет относительная сила раздражителей, входя­щих в данный комплекс. Отдельные раздражители этого комплекса могут приобретать большее или меньшее значе­ние в зависимости от их силы.

Наибольшее значение имеют голос дрессировщика и его индивидуальный запах. Все характерные особенности голо­са дрессировщика (сила, высота, тембр) собака быстро запо­минает. При наличии хорошего контакта собака выполняет команды, подаваемые только дрессировщиком.

Не меньшее значение имеют и движения дрессировщи­ка. Каждый человек обладает характерными, присущими только ему, особенностями движения. Один человек быст­рый и порывистый в своих движениях, а второй — вялый и медлительный и т. д. На все типичные движения дрессиров­щика у собаки также образуются прочные условные реф­лексы различного качества.

Кроме того, большинство движений дрессировщика свя­зано с применением безусловных раздражителей — рывок поводка, удар хлыстом, поглаживание, дача лакомства и др.



Большое значение для установления контакта между дрессировщиком и собакой имеет запах дрессировщика, на который у собаки воспитывается прочный условный реф­лекс и способность четко дифференцировать его среди дру­гих запахов.

Таким образом, дрессировщик является комплексным раздражителем, обеспечивающим управление собакой на расстоянии командами, специальными жестами и своим общим поведением. Дрессировщик должен стать для соба­ки самым сильным раздражителем среди всех остальных. Дрессировщик обязан при любых условиях добиваться вы­полнения собакой требуемых им действий. Каждый дресси­ровщик должен помнить, что полная власть над поведением собаки достигается только тем человеком, который система­тически и регулярно занимается с ней, ухаживает за ней и кормит ее.

Опыт дрессировки собак показывает, что условные реф­лексы быстрее и прочнее образуются на комплексные раз­дражители. Каждый дрессировщик должен стремиться воз­действовать на собаку одновременно несколькими раздра­жителями. Например, при одновременной подаче команды и жеста собаки более четко выполняют действия, чем тогда, когда эти сигналы применяются в отдельности. При дрес­сировке собак исключительно важное значение имеет по­мощник дрессировщика, являющийся также комплексным раздражителем, как и дрессировщик, но он выполняет со­вершенно другие функции.

Комплексные раздражители могут быть использованы при дрессировке собак как в качестве условных, так и безус­ловных раздражителей. И в том и в другом случае они ока­зывают более сильное воздействие на собаку, чем отдель­ные раздражители.


  1. ТРЕБОВАНИЯ,
    ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДРЕССИРОВЩИКУ


Успех дрессировки собак зависит от умения дрессиров­щика воздействовать на собаку, т. е. степени его подготов­ленности как дрессировщика и отношения его к закреплен­ной за ним собаке. Следовательно, дрессировщик должен обладать определенными качествами. Прежде всего, дрес­сировщик должен любить служебное собаководство, иметь к нему интерес. Без любви к делу дрессировка собак будет казаться неинтересным, скучным занятием. Каждый дрес­сировщик должен обладать выдержкой, находчивостью, смелостью, решительностью, быть требовательным к себе и дрессируемой собаке, быть достаточно энергичным настой­чивым в достижении поставленной цели и в то же время быть терпеливым.

Прежде чем начать дрессировку, дрессировщик должен приобрести необходимые теоретические знания по дресси­ровке собак. Только теоретически подготовленный дресси­ровщик успешно может овладеть методикой и техникой дрессировки собак.


Методические и технические навыки по дрессировке могут быть приобретены только в процессе практической работы с собакой. Поэтому каждый человек, желающий приобрести специальные знания и стать хорошим дресси­ровщиком, обязательно должен сам выдрессировать собаку под руководством опытного дрессировщика.

Приступая к дрессировке собак, дрессировщик должен постоянно изучать особенности поведения своей собаки. Дрессировщик должен заранее продумывать свои предстоя­щие действия с собакой и быть последовательным в работе. Приступая к выработке у собаки того или иного условного рефлекса, прежде всего он должен наметить, каким мето­дом и какими раздражителями будет воздействовать на со­баку и в какой последовательности.

Начав дрессировку, следует настойчиво выполнять при­нятое решение. Всякие изменения в технике построения приемов не должны носить случайный характер, а должны быть строго обоснованы с точки зрения правил дрессировки с учетом особенностей поведения собак.

На всем протяжении практических занятий дрессиров­щик должен стремиться сохранить заинтересованность со­баки в работе, т. е. такое ее состояние, когда она активно реагирует на все воздействия дрессировщика. Для этого не­обходимо постоянно наблюдать за поведением собаки, стре­миться разнообразить приемы, не переутомлять ее чрезмер­ной нагрузкой.

Во время работы с собакой дрессировщик не должен нерв­ничать. Нельзя «переносить» свои огорчения, неудачи на собаку. Не следует огорчаться неудачами в дрессировке со­баки. Необходимо найти их причины, ошибки в работе и умело, своевременно их устранить. Каждый опытный дрес­сировщик должен подходить к своей работе творчески. На основе глубокого изучения теоретических основ и обобще­ния опыта дрессировки собак находить наиболее целесооб­разные способы и пути приучения собак к несению той или иной службы.


Значение соотношения силы применяемых раздражи­телей при дрессировке собак. Одним из условий дрессиров­ки собак является применение условных и безусловных раз­дражителей с учетом соотношения их силы.

Во-первых, раздражители (условные и безусловные) дол­жны быть достаточно сильными. Практика дрессировки по-

Глава 9. Раздражители, применяемые при дрессировке собак 147

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIH называет, что на сильные раздражители в короткие сроки образуются более четкие условные рефлексы.

Во-вторых, сила безусловного раздражителя должна быть больше силы условного раздражителя. Поэтому при дрессировке собак в качестве безусловных раздражителей используются преимущественно внешние раздражители не­посредственно (контактного) воздействия на их организм. В этом случае условные рефлексы вырабатываются быстрее. И наоборот, когда сила условного раздражителя больше, чем сила безусловного, выработка условного рефлекса затруд­няется или бывает невозможной. Например, если при пер­воначальной дрессировке команды подавать чрезмерно громко и резко, то у некоторых собак может образоваться нежелательный условный рефлекс — собака может стать трусливой.

Применяя раздражители, следует всегда учитывать, что­бы сила раздражителя соответствовала индивидуальным особенностям собаки: типу нервной высшей деятельности, преобладающей реакции, возрасту, степени подготовленно­сти и т. д.

Чрезмерно сильные раздражители могут вызвать ту или иную нежелательную реакцию: трусость или агрессивность, общее или частичное торможение и даже заболевание нерв­ной системы (невроз).

9.5.

НАВЫКИ И ПРАВИЛА
ИХ ВЫРАБОТКИ У СОБАК


Навыки — это такие формы связи животных с окружа­ющей средой, которые приобретаются в индивидуальном опыте и формируются в результате длительных упражне­ний. Навыки делают поведение животных более приспособ­ленным к жизни.

При дрессировке собаку приучают выполнять определен­ные действия, нужные для дрессировки. Каждое из дей­ствий, отрабатываемое у собаки при дрессировке, обознача­ется как навык. Навыки дрессировки весьма разнообразны и различны по своему значению: например, подход собаки к своему дрессировщику по команде «Ко мне!» или такое слож­