ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1286
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
многократного повторения выборки вещей, человека, следа, и особенно в сложных условиях, где требуется напряжение дифференцированного торможения. По этой причине собака становится непослушной, в движениях появляется суетливость и хаотичность, нарушается условно-рефлекторная деятельность, связанная с выработкой и проявлением тормозных условных рефлексов. Перенапряжение подвижности нервных процессов бывает при быстрой смене положительных раздражителей тормозными и наоборот. Причиной таких неврозов может быть приучение собаки к продолжительному окарауливанию и конвоированию после задержания и развития злобы. Неврозы у собак развиваются при быстрой переделке навыка или перестройке стереотипа, образовавшегося в процессе дрессировки, при переобучении розыскной собаки на караульную. Случаи неврозов у собак наблюдались после смены дрессировщика или при использовании их в новой, необычной обстановке.
Патология высшей нервной деятельности как особый вид нарушения условно-рефлекторных процессов может проявляться в различной степени тяжести болезненного состояния нервной системы. У собак наблюдается два вида нервной деятельности: срыв и невроз.
Срыв — это легкая форма расстройства условно-рефлекторной деятельности, он является начальной стадией невроза. Срыв отличается от запредельного торможения механизмом развития и болезненным состоянием нервной системы. Заболевание продолжается от нескольких часов до 2-3 сут.
Невроз — более глубокое и длительно протекающее расстройство условно-рефлекторной деятельности. Заболевание продолжается от нескольких дней до 2-3 недель. Неврозы у собак могут проявляться в различных формах.
Тормозная форма невроза чаще встречается в начальном периоде подготовки собак из-за передрессировки. У собаки развиваются невротическое угнетение, вялость, пассивность, сонливость, положительные условные рефлексы не проявляются и не образуются. В тяжелых случаях наблюдается торможение не только условных, но и безусловных рефлексов. У больной собаки развивается коматозное состояние, и она на длительное время теряет работоспособность.
Возбудительная форма невроза бывает во втором (основном) периоде дрессировки собак и проявляется внезапным беспричинным перевозбуждением при отработке тормозных условных рефлексов. У собаки появляется суетливость и быстро проходящая раздражительность на обычные и привычные сигналы. Такие собаки становятся почти неуправляемыми при дрессировке.
Негативная форма невроза у собак проявляется часто, протекает быстро и, как правило, переходит в другие формы неврозов. Причинами такого заболевания являются ошибки противоположных нервных процессов, возникающие при дрессировке и тренировке собак. Невротическое состояние проявляется противоположными ответными действиями: на положительные раздражители собака отвечает тормозными реакциями, а на отрицательные раздражители — возбуждением.
Циркулярный невроз — это периодически повторяющаяся смена высокого уровня возбуждения (работоспособности) депрессией и резким снижением условно-рефлекторной деятельности собаки. И. П. Павлов объяснял период чрезмерной условно-рефлекторной деятельности недостаточностью торможения, а депрессию глубоким истощением нервной системы в результате перевозбуждения. Заболевание чаще встречается у старых собак и собак, перенесших инфекционные заболевания. Характеризуется длительностью и цикличностью: два дня депрессии сменяются одним днем рабочего состояния. Невротические явления продолжаются в течения месяца. Иногда дрессировщики не замечают признаков болезни и продолжают заниматься с собакой в прежнем ритме. В таких случаях невротическое состояние продолжается и осложняется другими формами неврозов и общим заболеванием.
Экзематозная форма неврозов сопровождается кожными заболеваниями в виде экзем и дерматитов, симметрично расположенных на теле собаки и не поддающихся обычным методам лечения. Причины этих неврозов — нарушение подвижности нервных процессов возбуждения и торможения или хронические невротические расстройства от различных форм других неврозов.
Закономерности, которые необходимо учитывать при дрессировке собак:
10.5.
ИЗМЕНЕНИЕ
ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЧИН
Разнообразные действия внешней среды могут вызвать не только кратковременные, но и длительные изменения высшей нервной деятельности. Например, при длительном голодании у собак наблюдается ослабление условных рефлексов на сильные раздражители, которые вызывают запредельное торможение и нарушение дифференцировки. При недостатке белка у собак постепенно ослабевают тормозные процессы, в результате нарушается дифференцировка, а положительные условные рефлексы не изменяются.
На высшую нервную деятельность влияет недостаток в корме витаминов и минеральных солей. При этом ослабляются возбудительные и тормозные процессы, нарушается их равновесие, что приводит к расстройству условно-рефлекторной деятельности нервной системы. Наибольшее влияние оказывает отсутствие в организме витаминов A, D, E и B. Неслучайно витамины группы В называются антиневроти- ческими, а при отсутствие витамина А нарушается работа собаки по чутью. Таким образом, для нормального функционирования высшей нервной деятельности необходимо полноценное витаминное и минеральное кормление.
На условно-рефлекторную деятельность оказывают влияние чрезвычайные факторы: резкое изменение температуры, влажности, атмосферного давления, световой и проникающей радиации ит. д. Оценка влияния этих факторов приобретает практическое значение в системе выполнения задач, связанных с применением служебных собак в различных условиях. Перепады атмосферного давления при перевозки служебных собак на самолетах, вертолетах и других транспортных средствах вызывают нарушение высшей нервной деятельности. Например, понижение давления вызывает у собак сначала возбуждение, а потом угнетение нервной системы, переходящее в депрессию.
На изменение условно-рефлекторной деятельности оказывает сильное влияние действие гормонов и некоторых лекарственно-фармакологических веществ. Избыток и недостаток гормонов в крови оказывает возбуждающее или тормозящее действие на нервные центры коры головного мозга. Например, у собак-самок во время течки и беременности наблюдается ослабление условных рефлексов и растормаживание дифференцировок. Образование новых рефлексов в это время затрудняется. У кобелей на запах пустующей суки нарушается условно-рефлекторная деятельность и дифференцировка. После кастрации у самцов
наступает резкое ослабление как возбудительного, так и тормозного процесса, что в конечном итоге нарушает условно-рефлекторную деятельность и ведет к частым срывам, неврозам и другим невротическим заболеваниям.
Многие лекарственные препараты изменяют деятельность высшей нервной системы, влияя непосредственно на клетки коры головного мозга и подкоркового образования. Давно известно действие брома и его препаратов на усиление процессов торможения, а кофеина на повышение возбудительных процессов коры больших полушарий. Никотин в малых дозах ослабляет у собак тормозной процесс, в больших дозах угнетает возбуждение, нарушает обонятельную функцию и работу по чутью.
Наркотические вещества и снотворные средства подавляют возбуждение, снижают условно-рефлекторную деятельность и вызывают сон или сонное состояние. Новокаин в небольших дозах нормализует и уравновешивает процессы возбуждения и торможения, а следовательно, нормализует условно-рефлекторную деятельность. Фенамин в малых дозах усиливает процессы возбуждения и торможения и подвижность этих процессов, вследствие чего снимается утомление, повышается активность, усиливается активно-оборонительная реакция. Длительное применение его вызывает запредельное торможение. В настоящее время известно много других препаратов, усиливающих или ослабляющих высшую нервную деятельность.
Умелое пользование препаратами может облегчить подготовку собак и обеспечить их эффективное служебное применение.
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
ДРЕССИРОВКА
И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Общая начальная дрессировка необходима для собак всех пород — служебных, охотничьих, декоративных. Она вырабатывает у животных первоначальные навыки послушания и правильного поведения в различных условиях жизни и работы. Кроме основных правил дрессировки нужно знать характер собаки, особенности ее поведения, тип высшей нервной деятельности и преобладающую реакцию. Для каждой собаки желательно составить расписание занятий (план отработки того или иного навыка). Продолжительность занятия должна быть не больше 2 ч с перерывами для отдыха животного.
Лучше заниматься во время прогулки, используя игровые ситуации и создавая разнообразие в отработке навыков.
В процессе жизни или дрессировки собаки приобретают различные формы поведения или навыки. Навыки разнообразны, различны по своему значению и представляют собой последовательное проявление нескольких условных рефлексов. Необходимые навыки у дрессируемой собаки вырабатывают различными методами. Под методом дрессировки понимают комплекс способов и приемов, при помощи которых у дрессируемой собаки вырабатываются условные рефлексы.
11.1.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ
В настоящее время дрессировка животных осуществляется с использованием двух основных методов обучения: оперантного и условно-рефлекторного.
Метод оперантного обучения — это целенаправленный, поэтапный отбор и закрепление дрессировщиком желатель
ных и устранение нежелательных для него действий животного, который производится посредством положительных и отрицательных воздействий обучающего.
Сформированный с помощью этого метода навык в дальнейшем подводится под так называемый «стимульный контроль». Это означает, что навык (в зависимости от стадии обучения) санкционируется или запускается определенной командой, которая как бы разрешает реализацию того или иного поведения, направленного на достижение конкретного результата, однако пути его достижения могут быть разные. Значит, возможны и различные варианты программ поведения, с помощью которых достигается нужный результат.
Запускающая команда — команда, которая при любом типе обучения (в частности, после автоматизации навыка при оперантном обучении) запускает строго определенное поведение животного. При этом результат поведения достигается с помощью конкретных, наработанных в процессе обучения программ действия.
При обучении простым навыкам команды начинают применять с самого начала обучения. Команда всегда должна предварять положительные или отрицательные воздействия на животное. Таким образом, условно-рефлекторное и простое оперантное обучение схожи между собой внешне — команда дается перед теми или иными воздействиями на животное. Однако по сути они различны. В начале простого оперантного обучения команда — лишь стимул, санкционирующий (разрешающий) реализацию поведения; она не запускает его. При условно-рефлекторном же обучении команда запускает выполнение навыка. Объясняется это тем, что применяемые при этом типе обучения воздействия вызывают относительно простые поведенческие реакции, и их реализация не требует от животного принятия сложных альтернативных решений, корригирующих его деятельность.
Патология высшей нервной деятельности как особый вид нарушения условно-рефлекторных процессов может проявляться в различной степени тяжести болезненного состояния нервной системы. У собак наблюдается два вида нервной деятельности: срыв и невроз.
Срыв — это легкая форма расстройства условно-рефлекторной деятельности, он является начальной стадией невроза. Срыв отличается от запредельного торможения механизмом развития и болезненным состоянием нервной системы. Заболевание продолжается от нескольких часов до 2-3 сут.
Невроз — более глубокое и длительно протекающее расстройство условно-рефлекторной деятельности. Заболевание продолжается от нескольких дней до 2-3 недель. Неврозы у собак могут проявляться в различных формах.
Тормозная форма невроза чаще встречается в начальном периоде подготовки собак из-за передрессировки. У собаки развиваются невротическое угнетение, вялость, пассивность, сонливость, положительные условные рефлексы не проявляются и не образуются. В тяжелых случаях наблюдается торможение не только условных, но и безусловных рефлексов. У больной собаки развивается коматозное состояние, и она на длительное время теряет работоспособность.
Возбудительная форма невроза бывает во втором (основном) периоде дрессировки собак и проявляется внезапным беспричинным перевозбуждением при отработке тормозных условных рефлексов. У собаки появляется суетливость и быстро проходящая раздражительность на обычные и привычные сигналы. Такие собаки становятся почти неуправляемыми при дрессировке.
Негативная форма невроза у собак проявляется часто, протекает быстро и, как правило, переходит в другие формы неврозов. Причинами такого заболевания являются ошибки противоположных нервных процессов, возникающие при дрессировке и тренировке собак. Невротическое состояние проявляется противоположными ответными действиями: на положительные раздражители собака отвечает тормозными реакциями, а на отрицательные раздражители — возбуждением.
Циркулярный невроз — это периодически повторяющаяся смена высокого уровня возбуждения (работоспособности) депрессией и резким снижением условно-рефлекторной деятельности собаки. И. П. Павлов объяснял период чрезмерной условно-рефлекторной деятельности недостаточностью торможения, а депрессию глубоким истощением нервной системы в результате перевозбуждения. Заболевание чаще встречается у старых собак и собак, перенесших инфекционные заболевания. Характеризуется длительностью и цикличностью: два дня депрессии сменяются одним днем рабочего состояния. Невротические явления продолжаются в течения месяца. Иногда дрессировщики не замечают признаков болезни и продолжают заниматься с собакой в прежнем ритме. В таких случаях невротическое состояние продолжается и осложняется другими формами неврозов и общим заболеванием.
Экзематозная форма неврозов сопровождается кожными заболеваниями в виде экзем и дерматитов, симметрично расположенных на теле собаки и не поддающихся обычным методам лечения. Причины этих неврозов — нарушение подвижности нервных процессов возбуждения и торможения или хронические невротические расстройства от различных форм других неврозов.
Закономерности, которые необходимо учитывать при дрессировке собак:
-
Тяжелые формы неврозов чаще всего бывают у собак со слабыми нервными процессами возбуждения и торможения. -
Большинство срывов и неврозов случается в первый период подготовки собак от передрессировки и применения сильных раздражителей, а также при несоблюдении индивидуального подхода. -
Патология высшей нервной деятельности развивается постепенно и переходит от кратковременных срывов к длительным и тяжелым неврозам, от легких форм условнорефлекторного расстройства к глубоким нервным и общим заболеваниям. -
Степень развития и выраженности патологических процессов высшей нервной деятельности зависит от общего состояния организма. У молодых собак неврозы чаще протекают тяжелее, чем у собак старых или прошедших подготовительную дрессировку. Утомление, болезнь, течка, беременность и другие факторы способствуют и усугубляют болезненное состояние нервной системы. -
Срывов и неврозов может и не случиться, если соблюдать правила и следовать методике дрессировки собак. -
Заболевания у собак в виде срывов и неврозов проходят при исключении причин, вызывающих неврозы, предоставлении им отдыха и применении соответствующего лечения. Лечение осуществляется препаратами брома, кофеина, новокаина и другими лекарственными средствами по назначению ветеринарного врача.
10.5.
ИЗМЕНЕНИЕ
ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЧИН
Разнообразные действия внешней среды могут вызвать не только кратковременные, но и длительные изменения высшей нервной деятельности. Например, при длительном голодании у собак наблюдается ослабление условных рефлексов на сильные раздражители, которые вызывают запредельное торможение и нарушение дифференцировки. При недостатке белка у собак постепенно ослабевают тормозные процессы, в результате нарушается дифференцировка, а положительные условные рефлексы не изменяются.
На высшую нервную деятельность влияет недостаток в корме витаминов и минеральных солей. При этом ослабляются возбудительные и тормозные процессы, нарушается их равновесие, что приводит к расстройству условно-рефлекторной деятельности нервной системы. Наибольшее влияние оказывает отсутствие в организме витаминов A, D, E и B. Неслучайно витамины группы В называются антиневроти- ческими, а при отсутствие витамина А нарушается работа собаки по чутью. Таким образом, для нормального функционирования высшей нервной деятельности необходимо полноценное витаминное и минеральное кормление.
На условно-рефлекторную деятельность оказывают влияние чрезвычайные факторы: резкое изменение температуры, влажности, атмосферного давления, световой и проникающей радиации ит. д. Оценка влияния этих факторов приобретает практическое значение в системе выполнения задач, связанных с применением служебных собак в различных условиях. Перепады атмосферного давления при перевозки служебных собак на самолетах, вертолетах и других транспортных средствах вызывают нарушение высшей нервной деятельности. Например, понижение давления вызывает у собак сначала возбуждение, а потом угнетение нервной системы, переходящее в депрессию.
На изменение условно-рефлекторной деятельности оказывает сильное влияние действие гормонов и некоторых лекарственно-фармакологических веществ. Избыток и недостаток гормонов в крови оказывает возбуждающее или тормозящее действие на нервные центры коры головного мозга. Например, у собак-самок во время течки и беременности наблюдается ослабление условных рефлексов и растормаживание дифференцировок. Образование новых рефлексов в это время затрудняется. У кобелей на запах пустующей суки нарушается условно-рефлекторная деятельность и дифференцировка. После кастрации у самцов
наступает резкое ослабление как возбудительного, так и тормозного процесса, что в конечном итоге нарушает условно-рефлекторную деятельность и ведет к частым срывам, неврозам и другим невротическим заболеваниям.
Многие лекарственные препараты изменяют деятельность высшей нервной системы, влияя непосредственно на клетки коры головного мозга и подкоркового образования. Давно известно действие брома и его препаратов на усиление процессов торможения, а кофеина на повышение возбудительных процессов коры больших полушарий. Никотин в малых дозах ослабляет у собак тормозной процесс, в больших дозах угнетает возбуждение, нарушает обонятельную функцию и работу по чутью.
Наркотические вещества и снотворные средства подавляют возбуждение, снижают условно-рефлекторную деятельность и вызывают сон или сонное состояние. Новокаин в небольших дозах нормализует и уравновешивает процессы возбуждения и торможения, а следовательно, нормализует условно-рефлекторную деятельность. Фенамин в малых дозах усиливает процессы возбуждения и торможения и подвижность этих процессов, вследствие чего снимается утомление, повышается активность, усиливается активно-оборонительная реакция. Длительное применение его вызывает запредельное торможение. В настоящее время известно много других препаратов, усиливающих или ослабляющих высшую нервную деятельность.
Умелое пользование препаратами может облегчить подготовку собак и обеспечить их эффективное служебное применение.
Контрольные вопросы и задания
-
Дайте характеристику различным типам высшей нервной деятельности. -
Какими способами определяются типы высшей нервной деятельности? -
Каковы особенности дрессировки собак с различными типами высшей нервной деятельности? -
Дайте характеристику различным проявлениям патологии высшей нервной деятельности. -
Перечислите меры предупреждения и профилактики возникновения патологии высшей нервной деятельности.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
ДРЕССИРОВКА
И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Общая начальная дрессировка необходима для собак всех пород — служебных, охотничьих, декоративных. Она вырабатывает у животных первоначальные навыки послушания и правильного поведения в различных условиях жизни и работы. Кроме основных правил дрессировки нужно знать характер собаки, особенности ее поведения, тип высшей нервной деятельности и преобладающую реакцию. Для каждой собаки желательно составить расписание занятий (план отработки того или иного навыка). Продолжительность занятия должна быть не больше 2 ч с перерывами для отдыха животного.
Лучше заниматься во время прогулки, используя игровые ситуации и создавая разнообразие в отработке навыков.
В процессе жизни или дрессировки собаки приобретают различные формы поведения или навыки. Навыки разнообразны, различны по своему значению и представляют собой последовательное проявление нескольких условных рефлексов. Необходимые навыки у дрессируемой собаки вырабатывают различными методами. Под методом дрессировки понимают комплекс способов и приемов, при помощи которых у дрессируемой собаки вырабатываются условные рефлексы.
11.1.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ
В настоящее время дрессировка животных осуществляется с использованием двух основных методов обучения: оперантного и условно-рефлекторного.
Метод оперантного обучения — это целенаправленный, поэтапный отбор и закрепление дрессировщиком желатель
ных и устранение нежелательных для него действий животного, который производится посредством положительных и отрицательных воздействий обучающего.
Сформированный с помощью этого метода навык в дальнейшем подводится под так называемый «стимульный контроль». Это означает, что навык (в зависимости от стадии обучения) санкционируется или запускается определенной командой, которая как бы разрешает реализацию того или иного поведения, направленного на достижение конкретного результата, однако пути его достижения могут быть разные. Значит, возможны и различные варианты программ поведения, с помощью которых достигается нужный результат.
Запускающая команда — команда, которая при любом типе обучения (в частности, после автоматизации навыка при оперантном обучении) запускает строго определенное поведение животного. При этом результат поведения достигается с помощью конкретных, наработанных в процессе обучения программ действия.
При обучении простым навыкам команды начинают применять с самого начала обучения. Команда всегда должна предварять положительные или отрицательные воздействия на животное. Таким образом, условно-рефлекторное и простое оперантное обучение схожи между собой внешне — команда дается перед теми или иными воздействиями на животное. Однако по сути они различны. В начале простого оперантного обучения команда — лишь стимул, санкционирующий (разрешающий) реализацию поведения; она не запускает его. При условно-рефлекторном же обучении команда запускает выполнение навыка. Объясняется это тем, что применяемые при этом типе обучения воздействия вызывают относительно простые поведенческие реакции, и их реализация не требует от животного принятия сложных альтернативных решений, корригирующих его деятельность.