Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1286

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
многократного повторения выборки вещей, человека, следа, и особенно в сложных ус­ловиях, где требуется напряжение дифференцированного торможения. По этой причине собака становится непослуш­ной, в движениях появляется суетливость и хаотичность, нарушается условно-рефлекторная деятельность, связанная с выработкой и проявлением тормозных условных рефлек­сов. Перенапряжение подвижности нервных процессов бы­вает при быстрой смене положительных раздражителей тор­мозными и наоборот. Причиной таких неврозов может быть приучение собаки к продолжительному окарауливанию и конвоированию после задержания и развития злобы. Невро­зы у собак развиваются при быстрой переделке навыка или перестройке стереотипа, образовавшегося в процессе дрес­сировки, при переобучении розыскной собаки на карауль­ную. Случаи неврозов у собак наблюдались после смены дрес­сировщика или при использовании их в новой, необычной обстановке.

Патология высшей нервной деятельности как особый вид нарушения условно-рефлекторных процессов может прояв­ляться в различной степени тяжести болезненного состоя­ния нервной системы. У собак наблюдается два вида нервной деятельности: срыв и невроз.

Срыв — это легкая форма расстройства условно-рефлек­торной деятельности, он является начальной стадией невро­за. Срыв отличается от запредельного торможения механиз­мом развития и болезненным состоянием нервной системы. Заболевание продолжается от нескольких часов до 2-3 сут.

Невроз — более глубокое и длительно протекающее рас­стройство условно-рефлекторной деятельности. Заболевание продолжается от нескольких дней до 2-3 недель. Неврозы у собак могут проявляться в различных формах.

Тормозная форма невроза чаще встречается в началь­ном периоде подготовки собак из-за передрессировки. У со­баки развиваются невротическое угнетение, вялость, пас­сивность, сонливость, положительные условные рефлексы не проявляются и не образуются. В тяжелых случаях на­блюдается торможение не только условных, но и безуслов­ных рефлексов. У больной собаки развивается коматозное состояние, и она на длительное время теряет работоспо­собность.

Возбудительная форма невроза бывает во втором (основ­ном) периоде дрессировки собак и проявляется внезапным беспричинным перевозбуждением при отработке тормозных условных рефлексов. У собаки появляется суетливость и быстро проходящая раздражительность на обычные и при­вычные сигналы. Такие собаки становятся почти неуправ­ляемыми при дрессировке.


Негативная форма невроза у собак проявляется часто, протекает быстро и, как правило, переходит в другие формы неврозов. Причинами такого заболевания являются ошибки противоположных нервных процессов, возникающие при дрессировке и тренировке собак. Невротическое состояние проявляется противоположными ответными действиями: на положительные раздражители собака отвечает тормозными реакциями, а на отрицательные раздражители — возбуж­дением.

Циркулярный невроз — это периодически повторяюща­яся смена высокого уровня возбуждения (работоспособно­сти) депрессией и резким снижением условно-рефлектор­ной деятельности собаки. И. П. Павлов объяснял период чрезмерной условно-рефлекторной деятельности недостаточ­ностью торможения, а депрессию глубоким истощением нерв­ной системы в результате перевозбуждения. Заболевание чаще встречается у старых собак и собак, перенесших ин­фекционные заболевания. Характеризуется длительностью и цикличностью: два дня депрессии сменяются одним днем рабочего состояния. Невротические явления продолжаются в течения месяца. Иногда дрессировщики не замечают при­знаков болезни и продолжают заниматься с собакой в пре­жнем ритме. В таких случаях невротическое состояние про­должается и осложняется другими формами неврозов и общим заболеванием.

Экзематозная форма неврозов сопровождается кожны­ми заболеваниями в виде экзем и дерматитов, симметрично расположенных на теле собаки и не поддающихся обычным методам лечения. Причины этих неврозов — нарушение подвижности нервных процессов возбуждения и торможе­ния или хронические невротические расстройства от раз­личных форм других неврозов.

Закономерности, которые необходимо учитывать при дрессировке собак:

  1. Тяжелые формы неврозов чаще всего бывают у собак со слабыми нервными процессами возбуждения и тормо­жения.

  2. Большинство срывов и неврозов случается в первый период подготовки собак от передрессировки и применения сильных раздражителей, а также при несоблюдении инди­видуального подхода.

  3. Патология высшей нервной деятельности развивает­ся постепенно и переходит от кратковременных срывов к длительным и тяжелым неврозам, от легких форм условно­рефлекторного расстройства к глубоким нервным и общим заболеваниям.

  4. Степень развития и выраженности патологических процессов высшей нервной деятельности зависит от общего состояния организма. У молодых собак неврозы чаще про­текают тяжелее, чем у собак старых или прошедших подго­товительную дрессировку. Утомление, болезнь, течка, бе­ременность и другие факторы способствуют и усугубляют болезненное состояние нервной системы.

  5. Срывов и неврозов может и не случиться, если соблю­дать правила и следовать методике дрессировки собак.

  6. Заболевания у собак в виде срывов и неврозов прохо­дят при исключении причин, вызывающих неврозы, пре­доставлении им отдыха и применении соответствующего лечения. Лечение осуществляется препаратами брома, ко­феина, новокаина и другими лекарственными средствами по назначению ветеринарного врача.


10.5.

ИЗМЕНЕНИЕ
ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЧИН


Разнообразные действия внешней среды могут вызвать не только кратковременные, но и длительные изменения высшей нервной деятельности. Например, при длительном голодании у собак наблюдается ослабление условных реф­лексов на сильные раздражители, которые вызывают за­предельное торможение и нарушение дифференцировки. При недостатке белка у собак постепенно ослабевают тор­мозные процессы, в результате нарушается дифференциров­ка, а положительные условные рефлексы не изменяются.

На высшую нервную деятельность влияет недостаток в корме витаминов и минеральных солей. При этом ослабля­ются возбудительные и тормозные процессы, нарушается их равновесие, что приводит к расстройству условно-рефлек­торной деятельности нервной системы. Наибольшее влия­ние оказывает отсутствие в организме витаминов A, D, E и B. Неслучайно витамины группы В называются антиневроти- ческими, а при отсутствие витамина А нарушается работа собаки по чутью. Таким образом, для нормального функци­онирования высшей нервной деятельности необходимо пол­ноценное витаминное и минеральное кормление.

На условно-рефлекторную деятельность оказывают вли­яние чрезвычайные факторы: резкое изменение температу­ры, влажности, атмосферного давления, световой и прони­кающей радиации ит. д. Оценка влияния этих факторов приобретает практическое значение в системе выполнения задач, связанных с применением служебных собак в различ­ных условиях. Перепады атмосферного давления при пере­возки служебных собак на самолетах, вертолетах и других транспортных средствах вызывают нарушение высшей не­рвной деятельности. Например, понижение давления вызы­вает у собак сначала возбуждение, а потом угнетение нервной системы, переходящее в депрессию.

На изменение условно-рефлекторной деятельности оказы­вает сильное влияние действие гормонов и некоторых лекар­ственно-фармакологических веществ. Избыток и недостаток гормонов в крови оказывает возбуждающее или тормозящее действие на нервные центры коры головного мозга. Напри­мер, у собак-самок во время течки и беременности наблюдает­ся ослабление условных рефлексов и растормаживание диф­ференцировок. Образование новых рефлексов в это время затрудняется. У кобелей на запах пустующей суки нарушает­ся условно-рефлекторная деятельность и дифференцировка. После кастрации у самцов
наступает резкое ослабление как возбудительного, так и тормозного процесса, что в конечном итоге нарушает условно-рефлекторную деятельность и ведет к частым срывам, неврозам и другим невротическим заболе­ваниям.

Многие лекарственные препараты изменяют деятель­ность высшей нервной системы, влияя непосредственно на клетки коры головного мозга и подкоркового образования. Давно известно действие брома и его препаратов на усиле­ние процессов торможения, а кофеина на повышение возбу­дительных процессов коры больших полушарий. Никотин в малых дозах ослабляет у собак тормозной процесс, в боль­ших дозах угнетает возбуждение, нарушает обонятельную функцию и работу по чутью.

Наркотические вещества и снотворные средства подав­ляют возбуждение, снижают условно-рефлекторную дея­тельность и вызывают сон или сонное состояние. Новокаин в небольших дозах нормализует и уравновешивает процес­сы возбуждения и торможения, а следовательно, нормали­зует условно-рефлекторную деятельность. Фенамин в малых дозах усиливает процессы возбуждения и торможения и под­вижность этих процессов, вследствие чего снимается утом­ление, повышается активность, усиливается активно-обо­ронительная реакция. Длительное применение его вызывает запредельное торможение. В настоящее время известно мно­го других препаратов, усиливающих или ослабляющих выс­шую нервную деятельность.

Умелое пользование препаратами может облегчить под­готовку собак и обеспечить их эффективное служебное при­менение.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте характеристику различным типам высшей нервной дея­тельности.

  2. Какими способами определяются типы высшей нервной дея­тельности?

  3. Каковы особенности дрессировки собак с различными типами высшей нервной деятельности?

  4. Дайте характеристику различным проявлениям патологии высшей нервной деятельности.

  5. Перечислите меры предупреждения и профилактики возник­новения патологии высшей нервной деятельности.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

ДРЕССИРОВКА
И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ


Общая начальная дрессировка необходима для собак всех пород — служебных, охотничьих, декоративных. Она выра­батывает у животных первоначальные навыки послушания и правильного поведения в различных условиях жизни и ра­боты. Кроме основных правил дрессировки нужно знать ха­рактер собаки, особенности ее поведения, тип высшей нервной деятельности и преобладающую реакцию. Для каждой соба­ки желательно составить расписание занятий (план отработ­ки того или иного навыка). Продолжительность занятия дол­жна быть не больше 2 ч с перерывами для отдыха животного.
Лучше заниматься во время прогулки, используя игровые ситуации и создавая разнообразие в отработке навыков.

В процессе жизни или дрессировки собаки приобретают различные формы поведения или навыки. Навыки разнооб­разны, различны по своему значению и представляют собой последовательное проявление нескольких условных рефлек­сов. Необходимые навыки у дрессируемой собаки вырабаты­вают различными методами. Под методом дрессировки по­нимают комплекс способов и приемов, при помощи которых у дрессируемой собаки вырабатываются условные рефлексы.

11.1.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ

В настоящее время дрессировка животных осуществля­ется с использованием двух основных методов обучения: оперантного и условно-рефлекторного.

Метод оперантного обучения — это целенаправленный, поэтапный отбор и закрепление дрессировщиком желатель­

ных и устранение нежелательных для него действий живот­ного, который производится посредством положительных и отрицательных воздействий обучающего.

Сформированный с помощью этого метода навык в даль­нейшем подводится под так называемый «стимульный кон­троль». Это означает, что навык (в зависимости от стадии обучения) санкционируется или запускается определенной командой, которая как бы разрешает реализацию того или иного поведения, направленного на достижение конкрет­ного результата, однако пути его достижения могут быть разные. Значит, возможны и различные варианты про­грамм поведения, с помощью которых достигается нужный результат.

Запускающая команда — команда, которая при любом типе обучения (в частности, после автоматизации навыка при оперантном обучении) запускает строго определенное поведение животного. При этом результат поведения дости­гается с помощью конкретных, наработанных в процессе обучения программ действия.

При обучении простым навыкам команды начинают при­менять с самого начала обучения. Команда всегда должна предварять положительные или отрицательные воздействия на животное. Таким образом, условно-рефлекторное и про­стое оперантное обучение схожи между собой внешне — ко­манда дается перед теми или иными воздействиями на жи­вотное. Однако по сути они различны. В начале простого оперантного обучения команда — лишь стимул, санкцио­нирующий (разрешающий) реализацию поведения; она не запускает его. При условно-рефлекторном же обучении ко­манда запускает выполнение навыка. Объясняется это тем, что применяемые при этом типе обучения воздействия вы­зывают относительно простые поведенческие реакции, и их реализация не требует от животного принятия сложных аль­тернативных решений, корригирующих его деятельность.