ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1290
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
после посадки ей отдают лакомство, опять-таки поощряя и другими способами. В принципе теми же методами отрабатывают навык укладки по команде «Лежать!».
Комбинированный (контрастный) метод является основным, применяющимся во время дрессировки собак. Сущность его состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему животного в различных видах (лакомство, поглаживание). При этом механические раздражители используют как побуждающие собаку к выполнению желательных действий, а поощрительные — для закрепления этих действий. Например, при отработке приема посадки команда «Сидеть!» подается строгим тоном, дрессировщик нажимает рукой на крестец собаки (механическое воздействие), а после посадки дает лакомство и поощряет поглаживанием, одобрительным «Хорошо!».
Положительными сторонами этого метода дрессировки являются: быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; наличие у собаки заинтересованности (от условного пищевого рефлекса); сохранение и упрочение контакта собаки с дрессировщиком; возможность достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях (при наличии отвлекающих раздражителей).
Контрастный метод дрессировки объединяет в себе положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, и поэтому принято считать, что он имеет ряд преимуществ перед другими методами, которые заключаются:
■ в быстром образовании и стойком закреплении условных рефлексов на определенные команды;
Подражательный метод. Этот метод имеет только вспомогательное значение. При этом методе действия ранее выдрессированной собаки используются для побуждения дрессируемой собаки к подражанию, т. е. к совершению подобных же действий.
В основе этих реакций лежат физиологические механизмы в деятельности нервной системы, которые имели место при стадном образе жизни предков этих животных и наблюдаются в тот период, когда сука обучает своих щенков.
Подражательным методом можно приучить собаку только к некоторым действиям, которые вырабатываются на базе безусловных рефлексов и связаны с общей возбудимостью и движением. Этот метод в большинстве случаев используется в приемах «преодоление препятствий», «вызов голоса», «развитие злобы и хватки». Подражательный метод нужно широко использовать при воспитательной дрессировке щенков.
Метод наталкивания заключается в побуждении собаки к выполнению определенных действий путем создания вынуждающих условий комплексом раздражителей. Условные рефлексы, выработанные таким путем, отличаются высокой активностью, динамичностью, но не безотказностью. Метод наталкивания рекомендуется применять в сочетании с другими методами дрессировки, поэтому он считается вспомогательным.
Зная положительные и отрицательные стороны каждого метода, дрессировщик должен умело использовать их применительно к особенностям поведения собаки и вырабатываемого навыка. Один и тот же навык можно выработать различными методами, но для каждого навыка существует определенный прием и конкретно обоснованная методика выработки условного рефлекса и формирования нужного навыка. Помимо указанных используются и другие методы дрессировки, в частности игра.
Метод игры основан на естественном стремлении собак — играть. Его оригинальность заключается в том, что игра при обучении выполняет обе функции подкрепления: собственно подкрепления команды и поощрения после ее правильного выполнения. Главная ценность этого метода в том, что все элементы дрессировки отрабатываются в процессе игры без принуждения и жестких механических воздействий, а потому с желанием. В результате и дрессировщик, и собака положительно настроены друг к другу, что формирует тесный контакт между ними и стремление собаки лучше работать «в угоду» лидеру — дрессировщику.
В реальных условиях обычно методы дрессировки используют в разных сочетаниях, т. е. для дрессировщика предоставляется огромное и разнообразное поле деятельности. Из этого разнообразия он может выбрать прием и метод, оптимальные одновременно для отработки задуманного навыка с учетом индивидуальных особенностей собаки и создавшейся ситуации. Можно смело утверждать что дрессировка является искусством, а дрессировщик — в определенной степени артистом. Но независимо от избранного метода дрессировка будет высоко результативна, если она проводится по определенным принципам. Так, к началу дрессировки собака должна быть абсолютно подчинена дрессировщику. Начатая отработка навыка должна быть доведена до конца. Только после этого можно приступать к отработке следующего навыка.
Выработка сложных навыков начинается с их простых вариантов. Например, перед поиском человека по следу собака научается выбирать (выборка) на месте вещь с его запахом среди вещей с запахом других людей. Любой период дрессировки независимо от степени нежелательности предыдущего поведения собаки должен заканчиваться выполнением ею какого-то хорошо освоенного навыка с последующим поощрением. Любой период дрессировки должен заканчиваться формированием у собаки положительных эмоций — верного средства укрепления контакта с дрессировщиком и формирования желания работать.
11.2.
УСЛОВИЯ,
ЗАТРУДНЯЮЩИЕ И ОБЛЕГЧАЮЩИЕ
РАБОТУСОБАКИ
Факторы окружающей среды по-разному влияют на работоспособность собаки. Жаркая и холодная погода затрудняют ее работу, особенно поиск человека по запаховым следам. Наиболее благоприятной для дрессировки собак является температура от +25 до -15°С. Когда навык уже выработан, следует постепенно приучать собаку к работе при более низких и высоких температурах, с учетом тех климатических условий, в которых она выращивалась.
Чем больше тренируют собаку в жаркую и холодную погоду, тем лучшие результаты достигаются при ее служебном использовании.
В холодную погоду собак защищают попоной, в солнечную и жаркую надевают налобник, периодически дают воду и чаще предоставляют отдых в работе.
Существенно влияет на работу собаки ветер, его направление и сила. Например, восприятию звуков способствует встречный ветер и мешает попутный. При работе по следу благоприятно действует и встречный, и попутный ветер, ветер же сбоку затрудняет работу, может сбивать собаку с правильного пути.
Что касается запаха, то влажность воздуха и почвы способствует его сохранению. Снег, покрывающий следы человека, также незначительно влияет на восприятие собаки. При соответствующей тренировке собаки активно идут по запаху следа, даже если отпечаток обуви прошедшего человека покрывает слой снега толщиной до 12 см. Ослабляет силу запаха следа сильный дождь. Идущие дождь и снег вообще обычно снижают качество работы собаки, она менее активно выполняет команды дрессировщика. Характер почвы также влияет на работу розыскных собак. Лучше запа- ховые молекулы следа сохраняются на луговой почве, а также в лесу, в степи и на снежном покрове. Хуже сохраняется запах на каменистых, песчаных и болотистых почвах. Растительный покров в виде кустарника, высокой травы затрудняет движения собаки, а следовательно, мешает ее работе.
Затрудняет работу собаки и сильно пересеченная местность. Особенно усложняется работа собаки в населенных пунктах, на дорогах, где на нее действует много отвлекающих раздражителей и запаховые следы покрываются другими запахами. Необходимо приучать собаку к работе в таких условиях.
Оказывает влияние на результаты работы и время суток, так как в течение суток меняется погода и у собаки может возникнуть рефлекс на время. Например, если собаку приучить к работе по следам только рано утром, она плохо будет работать днем. Поэтому нужно приучать собаку к работе в разное время суток.
Особенности запахового следа — протяженность, давность и форма его линии — также оказывают влияние на работу собаки. Чем след короче, свежее и без зигзагов и перерывов, тем легче ей работать. Следы большой давности, большой протяженности, прерывающиеся водными преградами, усложняют работу.
Собаку необходимо тренировать в таких условиях внешней среды, в которых она будет применяться по службе.
11.3.
СИСТЕМЫ
ДРЕССИРОВОК
Дрессировка представляет собой обучение собаки некоторым дисциплинам, каждая из которых состоит из конкретного набора упражнений (навыков).
В качестве примеров дисциплин можно привести следующие навыки: послушание, защита, охрана, розыск, сопровождение и игры.
Существует множество систем дрессировок, и по каждой из них разработан норматив.
Норматив — это документ, регламентирующий прием испытаний, экзаменов по конкретному виду дрессировки, т. е. то, что должна уметь выполнять собака, пройдя конкретный курс обучения. В нормативе подробно описываются входящие в него упражнения (навыки), даются критерии оценки качества обучения. Существуют системы дрессировки, включающие одну дисциплину (ОКП, ОКД, ВН, аджи- лити), и комплексные, включающие несколько дисциплин (ЗКС, IPO, SchH, мондьеринг, бельгийский ринг). Рассмотрим подробнее существующие системы дрессировок.
Комбинированный (контрастный) метод является основным, применяющимся во время дрессировки собак. Сущность его состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему животного в различных видах (лакомство, поглаживание). При этом механические раздражители используют как побуждающие собаку к выполнению желательных действий, а поощрительные — для закрепления этих действий. Например, при отработке приема посадки команда «Сидеть!» подается строгим тоном, дрессировщик нажимает рукой на крестец собаки (механическое воздействие), а после посадки дает лакомство и поощряет поглаживанием, одобрительным «Хорошо!».
Положительными сторонами этого метода дрессировки являются: быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; наличие у собаки заинтересованности (от условного пищевого рефлекса); сохранение и упрочение контакта собаки с дрессировщиком; возможность достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях (при наличии отвлекающих раздражителей).
Контрастный метод дрессировки объединяет в себе положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, и поэтому принято считать, что он имеет ряд преимуществ перед другими методами, которые заключаются:
■ в быстром образовании и стойком закреплении условных рефлексов на определенные команды;
-
в наличии у собаки активности, в результате которой собака быстро и охотно выполняет все действия, отработанные этим методом; -
в сохранении и упрочении контакта между дрессировщиком и собакой; -
в возможности достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях.
Подражательный метод. Этот метод имеет только вспомогательное значение. При этом методе действия ранее выдрессированной собаки используются для побуждения дрессируемой собаки к подражанию, т. е. к совершению подобных же действий.
В основе этих реакций лежат физиологические механизмы в деятельности нервной системы, которые имели место при стадном образе жизни предков этих животных и наблюдаются в тот период, когда сука обучает своих щенков.
Подражательным методом можно приучить собаку только к некоторым действиям, которые вырабатываются на базе безусловных рефлексов и связаны с общей возбудимостью и движением. Этот метод в большинстве случаев используется в приемах «преодоление препятствий», «вызов голоса», «развитие злобы и хватки». Подражательный метод нужно широко использовать при воспитательной дрессировке щенков.
Метод наталкивания заключается в побуждении собаки к выполнению определенных действий путем создания вынуждающих условий комплексом раздражителей. Условные рефлексы, выработанные таким путем, отличаются высокой активностью, динамичностью, но не безотказностью. Метод наталкивания рекомендуется применять в сочетании с другими методами дрессировки, поэтому он считается вспомогательным.
Зная положительные и отрицательные стороны каждого метода, дрессировщик должен умело использовать их применительно к особенностям поведения собаки и вырабатываемого навыка. Один и тот же навык можно выработать различными методами, но для каждого навыка существует определенный прием и конкретно обоснованная методика выработки условного рефлекса и формирования нужного навыка. Помимо указанных используются и другие методы дрессировки, в частности игра.
Метод игры основан на естественном стремлении собак — играть. Его оригинальность заключается в том, что игра при обучении выполняет обе функции подкрепления: собственно подкрепления команды и поощрения после ее правильного выполнения. Главная ценность этого метода в том, что все элементы дрессировки отрабатываются в процессе игры без принуждения и жестких механических воздействий, а потому с желанием. В результате и дрессировщик, и собака положительно настроены друг к другу, что формирует тесный контакт между ними и стремление собаки лучше работать «в угоду» лидеру — дрессировщику.
В реальных условиях обычно методы дрессировки используют в разных сочетаниях, т. е. для дрессировщика предоставляется огромное и разнообразное поле деятельности. Из этого разнообразия он может выбрать прием и метод, оптимальные одновременно для отработки задуманного навыка с учетом индивидуальных особенностей собаки и создавшейся ситуации. Можно смело утверждать что дрессировка является искусством, а дрессировщик — в определенной степени артистом. Но независимо от избранного метода дрессировка будет высоко результативна, если она проводится по определенным принципам. Так, к началу дрессировки собака должна быть абсолютно подчинена дрессировщику. Начатая отработка навыка должна быть доведена до конца. Только после этого можно приступать к отработке следующего навыка.
Выработка сложных навыков начинается с их простых вариантов. Например, перед поиском человека по следу собака научается выбирать (выборка) на месте вещь с его запахом среди вещей с запахом других людей. Любой период дрессировки независимо от степени нежелательности предыдущего поведения собаки должен заканчиваться выполнением ею какого-то хорошо освоенного навыка с последующим поощрением. Любой период дрессировки должен заканчиваться формированием у собаки положительных эмоций — верного средства укрепления контакта с дрессировщиком и формирования желания работать.
11.2.
УСЛОВИЯ,
ЗАТРУДНЯЮЩИЕ И ОБЛЕГЧАЮЩИЕ
РАБОТУСОБАКИ
Факторы окружающей среды по-разному влияют на работоспособность собаки. Жаркая и холодная погода затрудняют ее работу, особенно поиск человека по запаховым следам. Наиболее благоприятной для дрессировки собак является температура от +25 до -15°С. Когда навык уже выработан, следует постепенно приучать собаку к работе при более низких и высоких температурах, с учетом тех климатических условий, в которых она выращивалась.
Чем больше тренируют собаку в жаркую и холодную погоду, тем лучшие результаты достигаются при ее служебном использовании.
В холодную погоду собак защищают попоной, в солнечную и жаркую надевают налобник, периодически дают воду и чаще предоставляют отдых в работе.
Существенно влияет на работу собаки ветер, его направление и сила. Например, восприятию звуков способствует встречный ветер и мешает попутный. При работе по следу благоприятно действует и встречный, и попутный ветер, ветер же сбоку затрудняет работу, может сбивать собаку с правильного пути.
Что касается запаха, то влажность воздуха и почвы способствует его сохранению. Снег, покрывающий следы человека, также незначительно влияет на восприятие собаки. При соответствующей тренировке собаки активно идут по запаху следа, даже если отпечаток обуви прошедшего человека покрывает слой снега толщиной до 12 см. Ослабляет силу запаха следа сильный дождь. Идущие дождь и снег вообще обычно снижают качество работы собаки, она менее активно выполняет команды дрессировщика. Характер почвы также влияет на работу розыскных собак. Лучше запа- ховые молекулы следа сохраняются на луговой почве, а также в лесу, в степи и на снежном покрове. Хуже сохраняется запах на каменистых, песчаных и болотистых почвах. Растительный покров в виде кустарника, высокой травы затрудняет движения собаки, а следовательно, мешает ее работе.
Затрудняет работу собаки и сильно пересеченная местность. Особенно усложняется работа собаки в населенных пунктах, на дорогах, где на нее действует много отвлекающих раздражителей и запаховые следы покрываются другими запахами. Необходимо приучать собаку к работе в таких условиях.
Оказывает влияние на результаты работы и время суток, так как в течение суток меняется погода и у собаки может возникнуть рефлекс на время. Например, если собаку приучить к работе по следам только рано утром, она плохо будет работать днем. Поэтому нужно приучать собаку к работе в разное время суток.
Особенности запахового следа — протяженность, давность и форма его линии — также оказывают влияние на работу собаки. Чем след короче, свежее и без зигзагов и перерывов, тем легче ей работать. Следы большой давности, большой протяженности, прерывающиеся водными преградами, усложняют работу.
Собаку необходимо тренировать в таких условиях внешней среды, в которых она будет применяться по службе.
11.3.
СИСТЕМЫ
ДРЕССИРОВОК
Дрессировка представляет собой обучение собаки некоторым дисциплинам, каждая из которых состоит из конкретного набора упражнений (навыков).
В качестве примеров дисциплин можно привести следующие навыки: послушание, защита, охрана, розыск, сопровождение и игры.
Существует множество систем дрессировок, и по каждой из них разработан норматив.
Норматив — это документ, регламентирующий прием испытаний, экзаменов по конкретному виду дрессировки, т. е. то, что должна уметь выполнять собака, пройдя конкретный курс обучения. В нормативе подробно описываются входящие в него упражнения (навыки), даются критерии оценки качества обучения. Существуют системы дрессировки, включающие одну дисциплину (ОКП, ОКД, ВН, аджи- лити), и комплексные, включающие несколько дисциплин (ЗКС, IPO, SchH, мондьеринг, бельгийский ринг). Рассмотрим подробнее существующие системы дрессировок.
-
Советские системы дрессировок:
-
ОКП (общий курс послушания) — начальная дрессировка щенков; -
ОКД (общий курс дрессировки) — система послушания; -
ЗКС (защитно-караульная служба) — комплексная система дрессировки служебных собак, включающая послушание, розыск, охрану и защиту.
-
Российские системы дрессировок являются переходным этапом между советскими и европейскими системами:
-
КД (комплексная дрессировка) — подготовка служебных собак, включающая послушание, следовую работу и защитную службу; -
УГС (управляемая городская собака) — дрессировка служебных собак, включающая послушание и поисковую работу; -
ЗГС (защитная городская собака) — система дрессировки служебных собак, включающая послушание (проверка в городских условиях) и защитную службу; -
большой ринг — разновидность защитной службы мон- дьеринга.
-
Европейские системы дрессировок:
-
обидиенсе — норматив Международной Кинологической Федерации (Fd). Имеет четыре степени сложности (I, II, III и международный класс — IV). Навыки совместимы с навыками основных систем европейских дрессировок (BH, IPO, SchH); -
BH (собака-компаньон) — система послушания, составная часть SchH. Без предварительной сдачи BH собаки не допускаются к испытаниям по SchH; -
SchH (буквальный перевод — защитная собака) — немецкая, очень жесткая, комплексная система дрессировки немецких овчарок, включающая работу по следу, послушание, защитную службу. Имеет три степени сложности: SchH-1, SchH-2, SchH-3. Время обучения каждой ступени — год; -
FH (следовая работа) — более углубленная система, чем SchH; -
IPO (спортивная разновидность SchH) — переработанная для различных пород служебных собак комплексная система дрессировки, включающая следовую работу, послушание и защитную службу. Имеет три степени сложности (IPO-1, IPO-2, IPO-3). Время обучения каждой ступени — примерно год; -
мондьеринг (фр. mondioring — большой ринг) — французская комплексная система дрессировки, ориентированная на бельгийских овчарок, фландрских бувье и немецких овчарок, включающая послушание, защитную службу, охрану и розыск; -
бельгийский ринг — бельгийская версия ринговых соревнований служебных собак. Самые первые нормативы обучения в мире. От бельгийского ринга берут свое начало все остальные нормативы ШО, SchH, ОКД, ЗКС, мондьеринг. Ближе всего к бельгийскому рингу мондьеринг. Особенность бельгийского ринга — это то, что правила испытаний в деталях постоянно меняются и подготовиться к ним заранее нельзя, т. е. и собаке и дрессировщику требуется принимать нестандартные решения; -
поисково-спасательная служба, поиск вещей и КД (подготовка полицейских собак США) — комплексная система дрессировки, включающая послушание, защиту, охрану и розыск; -
аджилити — игровая система дрессировки. Проводник с собакой должен на время пройти трассу с различного рода препятствиями без ошибок. Наибольших успехов добиваются легкие собаки — бордер-колли, бельгийские овчарки, шелти. Норматив Международной Кинологической Федерации (FCI0).