Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1290

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
после посадки ей отдают лакомство, опять-таки поощряя и другими способами. В принципе теми же методами отрабатывают навык укладки по команде «Ле­жать!».

Комбинированный (контрастный) метод является основ­ным, применяющимся во время дрессировки собак. Сущ­ность его состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему животного в различных видах (лакомство, погла­живание). При этом механические раздражители использу­ют как побуждающие собаку к выполнению желательных действий, а поощрительные — для закрепления этих дей­ствий. Например, при отработке приема посадки команда «Сидеть!» подается строгим тоном, дрессировщик нажима­ет рукой на крестец собаки (механическое воздействие), а после посадки дает лакомство и поощряет поглаживанием, одобрительным «Хорошо!».

Положительными сторонами этого метода дрессировки являются: быстрое и стойкое закрепление условных рефлек­сов на определенные команды; наличие у собаки заинтере­сованности (от условного пищевого рефлекса); сохранение и упрочение контакта собаки с дрессировщиком; возможность достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях (при наличии отвлекающих раздражителей).

Контрастный метод дрессировки объединяет в себе по­ложительные стороны вкусопоощрительного и механичес­кого методов, и поэтому принято считать, что он имеет ряд преимуществ перед другими методами, которые заключа­ются:

■ в быстром образовании и стойком закреплении услов­ных рефлексов на определенные команды;

  • в наличии у собаки активности, в результате которой собака быстро и охотно выполняет все действия, отрабо­танные этим методом;

  • в сохранении и упрочении контакта между дрессиров­щиком и собакой;

  • в возможности достигнуть безотказного выполнения со­бакой отработанных действий в сложных условиях.

Подражательный метод. Этот метод имеет только вспо­могательное значение. При этом методе действия ранее вы­дрессированной собаки используются для побуждения дрес­сируемой собаки к подражанию, т. е. к совершению подобных же действий.

В основе этих реакций лежат физиологические механиз­мы в деятельности нервной системы, которые имели место при стадном образе жизни предков этих животных и наблю­даются в тот период, когда сука обучает своих щенков.


Подражательным методом можно приучить собаку толь­ко к некоторым действиям, которые вырабатываются на базе безусловных рефлексов и связаны с общей возбудимостью и движением. Этот метод в большинстве случаев использует­ся в приемах «преодоление препятствий», «вызов голоса», «развитие злобы и хватки». Подражательный метод нуж­но широко использовать при воспитательной дрессировке щенков.

Метод наталкивания заключается в побуждении собаки к выполнению определенных действий путем создания вы­нуждающих условий комплексом раздражителей. Условные рефлексы, выработанные таким путем, отличаются высокой активностью, динамичностью, но не безотказностью. Метод наталкивания рекомендуется применять в сочетании с дру­гими методами дрессировки, поэтому он считается вспомо­гательным.

Зная положительные и отрицательные стороны каждо­го метода, дрессировщик должен умело использовать их применительно к особенностям поведения собаки и выраба­тываемого навыка. Один и тот же навык можно выработать различными методами, но для каждого навыка существует определенный прием и конкретно обоснованная методика выработки условного рефлекса и формирования нужного навыка. Помимо указанных используются и другие методы дрессировки, в частности игра.

Метод игры основан на естественном стремлении со­бак — играть. Его оригинальность заключается в том, что игра при обучении выполняет обе функции подкрепления: собственно подкрепления команды и поощрения после ее правильного выполнения. Главная ценность этого метода в том, что все элементы дрессировки отрабатываются в про­цессе игры без принуждения и жестких механических воз­действий, а потому с желанием. В результате и дрессиров­щик, и собака положительно настроены друг к другу, что формирует тесный контакт между ними и стремление соба­ки лучше работать «в угоду» лидеру — дрессировщику.

В реальных условиях обычно методы дрессировки ис­пользуют в разных сочетаниях, т. е. для дрессировщика пре­доставляется огромное и разнообразное поле деятельности. Из этого разнообразия он может выбрать прием и метод, оп­тимальные одновременно для отработки задуманного навы­ка с учетом индивидуальных особенностей собаки и создав­шейся ситуации. Можно смело утверждать что дрессировка является искусством, а дрессировщик — в определенной сте­пени артистом. Но независимо от избранного метода дресси­ровка будет высоко результативна, если она проводится по определенным принципам. Так, к началу дрессировки соба­ка должна быть абсолютно подчинена дрессировщику. На­чатая отработка навыка должна быть доведена до конца. Только после этого можно приступать к отработке следую­щего навыка.



Выработка сложных навыков начинается с их простых вариантов. Например, перед поиском человека по следу со­бака научается выбирать (выборка) на месте вещь с его запа­хом среди вещей с запахом других людей. Любой период дрессировки независимо от степени нежелательности пре­дыдущего поведения собаки должен заканчиваться выпол­нением ею какого-то хорошо освоенного навыка с последу­ющим поощрением. Любой период дрессировки должен заканчиваться формированием у собаки положительных эмоций — верного средства укрепления контакта с дресси­ровщиком и формирования желания работать.

11.2.

УСЛОВИЯ,
ЗАТРУДНЯЮЩИЕ И ОБЛЕГЧАЮЩИЕ
РАБОТУСОБАКИ


Факторы окружающей среды по-разному влияют на ра­ботоспособность собаки. Жаркая и холодная погода затруд­няют ее работу, особенно поиск человека по запаховым сле­дам. Наиболее благоприятной для дрессировки собак является температура от +25 до -15°С. Когда навык уже выработан, следует постепенно приучать собаку к работе при более низ­ких и высоких температурах, с учетом тех климатических условий, в которых она выращивалась.

Чем больше тренируют собаку в жаркую и холодную по­году, тем лучшие результаты достигаются при ее служебном использовании.

В холодную погоду собак защищают попоной, в солнеч­ную и жаркую надевают налобник, периодически дают воду и чаще предоставляют отдых в работе.

Существенно влияет на работу собаки ветер, его направ­ление и сила. Например, восприятию звуков способствует встречный ветер и мешает попутный. При работе по следу благоприятно действует и встречный, и попутный ветер, ве­тер же сбоку затрудняет работу, может сбивать собаку с пра­вильного пути.

Что касается запаха, то влажность воздуха и почвы спо­собствует его сохранению. Снег, покрывающий следы чело­века, также незначительно влияет на восприятие собаки. При соответствующей тренировке собаки активно идут по запаху следа, даже если отпечаток обуви прошедшего чело­века покрывает слой снега толщиной до 12 см. Ослабляет силу запаха следа сильный дождь. Идущие дождь и снег во­обще обычно снижают качество работы собаки, она менее активно выполняет команды дрессировщика. Характер поч­вы также влияет на работу розыскных собак. Лучше запа- ховые молекулы следа сохраняются на луговой почве, а так­же в лесу, в степи и на снежном покрове. Хуже сохраняется запах на каменистых, песчаных и болотистых почвах. Рас­тительный покров в виде кустарника, высокой травы затруд­няет движения собаки, а следовательно, мешает ее работе.


Затрудняет работу собаки и сильно пересеченная мест­ность. Особенно усложняется работа собаки в населенных пунктах, на дорогах, где на нее действует много отвлекаю­щих раздражителей и запаховые следы покрываются дру­гими запахами. Необходимо приучать собаку к работе в таких условиях.

Оказывает влияние на результаты работы и время су­ток, так как в течение суток меняется погода и у собаки мо­жет возникнуть рефлекс на время. Например, если собаку приучить к работе по следам только рано утром, она плохо будет работать днем. Поэтому нужно приучать собаку к ра­боте в разное время суток.

Особенности запахового следа — протяженность, дав­ность и форма его линии — также оказывают влияние на работу собаки. Чем след короче, свежее и без зигзагов и пе­рерывов, тем легче ей работать. Следы большой давности, большой протяженности, прерывающиеся водными прегра­дами, усложняют работу.

Собаку необходимо тренировать в таких условиях внеш­ней среды, в которых она будет применяться по службе.

11.3.

СИСТЕМЫ
ДРЕССИРОВОК


Дрессировка представляет собой обучение собаки неко­торым дисциплинам, каждая из которых состоит из конк­ретного набора упражнений (навыков).

В качестве примеров дисциплин можно привести следу­ющие навыки: послушание, защита, охрана, розыск, сопро­вождение и игры.

Существует множество систем дрессировок, и по каж­дой из них разработан норматив.

Норматив — это документ, регламентирующий прием испытаний, экзаменов по конкретному виду дрессировки, т. е. то, что должна уметь выполнять собака, пройдя конк­ретный курс обучения. В нормативе подробно описываются входящие в него упражнения (навыки), даются критерии оценки качества обучения. Существуют системы дрессиров­ки, включающие одну дисциплину (ОКП, ОКД, ВН, аджи- лити), и комплексные, включающие несколько дисциплин (ЗКС, IPO, SchH, мондьеринг, бельгийский ринг). Рассмот­рим подробнее существующие системы дрессировок.

  1. Советские системы дрессировок:

  • ОКП (общий курс послушания) — начальная дрессиров­ка щенков;

  • ОКД (общий курс дрессировки) — система послушания;

  • ЗКС (защитно-караульная служба) — комплексная си­стема дрессировки служебных собак, включающая по­слушание, розыск, охрану и защиту.


  1. Российские системы дрессировок являются пере­ходным этапом между советскими и европейскими си­стемами:

  • КД (комплексная дрессировка) — подготовка служебных собак, включающая послушание, следовую работу и за­щитную службу;

  • УГС (управляемая городская собака) — дрессировка слу­жебных собак, включающая послушание и поисковую работу;

  • ЗГС (защитная городская собака) — система дрессиров­ки служебных собак, включающая послушание (провер­ка в городских условиях) и защитную службу;

  • большой ринг — разновидность защитной службы мон- дьеринга.

  1. Европейские системы дрессировок:

  • обидиенсе — норматив Международной Кинологической Федерации (Fd). Имеет четыре степени сложности (I, II, III и международный класс — IV). Навыки совместимы с навыками основных систем европейских дрессировок (BH, IPO, SchH);

  • BH (собака-компаньон) — система послушания, состав­ная часть SchH. Без предварительной сдачи BH собаки не допускаются к испытаниям по SchH;

  • SchH (буквальный перевод — защитная собака) — немец­кая, очень жесткая, комплексная система дрессировки немецких овчарок, включающая работу по следу, по­слушание, защитную службу. Имеет три степени слож­ности: SchH-1, SchH-2, SchH-3. Время обучения каж­дой ступени — год;

  • FH (следовая работа) — более углубленная система, чем SchH;

  • IPO (спортивная разновидность SchH) — переработанная для различных пород служебных собак комплексная система дрессировки, включающая следовую работу, послушание и защитную службу. Имеет три степени сложности (IPO-1, IPO-2, IPO-3). Время обучения каж­дой ступени — примерно год;

  • мондьеринг (фр. mondioring — большой ринг) — фран­цузская комплексная система дрессировки, ориентиро­ванная на бельгийских овчарок, фландрских бувье и не­мецких овчарок, включающая послушание, защитную службу, охрану и розыск;

  • бельгийский ринг — бельгийская версия ринговых сорев­нований служебных собак. Самые первые нормативы обу­чения в мире. От бельгийского ринга берут свое начало все остальные нормативы ШО, SchH, ОКД, ЗКС, мондье­ринг. Ближе всего к бельгийскому рингу мондьеринг. Особенность бельгийского ринга — это то, что правила испытаний в деталях постоянно меняются и подготовить­ся к ним заранее нельзя, т. е. и собаке и дрессировщику требуется принимать нестандартные решения;

  • поисково-спасательная служба, поиск вещей и КД (под­готовка полицейских собак США) — комплексная си­стема дрессировки, включающая послушание, защиту, охрану и розыск;

  • аджилити — игровая система дрессировки. Проводник с собакой должен на время пройти трассу с различного рода препятствиями без ошибок. Наибольших успехов добиваются легкие собаки — бордер-колли, бельгийские овчарки, шелти. Норматив Международной Кинологи­ческой Федерации (FCI0).