Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1289

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Метод оперантного обучения широко используется при дрессировке собак, как служебных, так и цирковых. Необ­ходимым условием обучения является наличие доминиру­ющей мотивации — пищевой, игровой, оборонительной или какой-либо другой.

Рассмотрим на примерах, как применяется этот метод при дрессировке собак.

Пример 1. Преодоление препятствия (барьера). Снача­ла у собаки формируется доминирующая пищевая мотива­ция, реализуя которую животное может преодолеть барь­ер. Для этого собаку подводят к низкому барьеру и, подавая команду «Барьер!», побуждают к прыжку поводком или лакомством (либо тем и другим). После прыжка собаку по­ощряют (команда «Хорошо» или поглаживание) и угоща­ют лакомством. Если эту последовательность действий по­вторить несколько раз, то в дальнейшем собака по своей инициативе станет перепрыгивать барьер, как только ока­жется в его зоне, или будет делать это по команде дресси­ровщика.

В условиях оперантного метода обучения собака явля­ется активным участником дрессировочного процесса.

Работа, выполняемая животным во время обучения, может быть различной: физическая, совершение слож­ных двигательных упражнений, преодоление нервно-пси­хологических нагрузок. Характер работы зависит от ис­ходной мотивации, на базе которой формируется навык, от обстановки дрессировочного процесса и того конечно­го результата, которого добивается дрессировщик. Одна­ко независимо от типа работы собака выполняет ее всегда целенаправленно, предлагая в ответ на действия дресси­ровщика «встречные» способы выполнения. Одну и ту же поставленную задачу (в зависимости от характера обуче­ния) собака может решать различными способами: мето­дом «проб и ошибок» или посредством «собачьей логики» (используя свою способность к элементарной рассудочной деятельности).

Дрессировка — это тоже обучение, но такое, которое про­ходит при определенных взаимодействиях между дресси­ровщиком и собакой.

В результате выработанный навык воспроизводится со­бакой по команде и в любой обстановке, даже в таких ситуа­циях, которые угрожают жизни собаки. Важным отличием дрессировки от обычного обучения является и то, что для выполнения отработанного навыка уже не требуется удов­летворения тех потребностей, на базе которых навык был первоначально сформирован.

В процессе обучения собаки при формировании того или иного навыка она достигает не только того результата, кото­рый удовлетворяет ее биологическую потребность, но и при­обретает определенное эмоциональное состояние.


Согласно принципу условных рефлексов ранее индиффе­рентный (нейтральный) раздражитель, например команда «Сидеть!», если ее подавать перед насильственным усажива­нием собаки (многократно сочетая команду с принуждени­ем), приобретает значение условного раздражителя и будет запускать условно-рефлекторную реакцию посадки собаки.

В этом случае, по мнению приверженцев условно-реф­лекторной теории, между слуховым и двигательным цент­рами мозга образуется временная связь (так называемая дуга условного рефлекса), и после этого достаточно подать ко­манду «Сидеть!», чтобы собака села. Однако часто встреча­ются случаи, когда собака, без проблем выполняющая ко­манду «Сидеть!», вдруг отказывается ее выполнять. Как это объяснить?

На этот и другие похожие вопросы условно-рефлектор­ная теория, к сожалению, ответов не дает. На подобные и многие другие вопросы, позволяет дать ответы теория функ­циональных систем, разработанная более 50 лет тому назад академиком П. К. Анохиным.

Поведение собак также определяют биологические и «со­циальные» потребности. В этом люди и собаки очень похо­жи друг на друга и, видимо, оттого многовековая дружба и взаимодействие приносят нам столько радости и тепла. Не­смотря на то что одновременно потребностей у человека и собаки может быть несколько, в каждый момент в реальное поведение может преобразовываться лишь одна из них — наиболее сильная. Например, если вам хочется и есть, и спать, и читать, то вы сначала поедите, потом почитаете и лишь затем ляжете спать. В случае, если спать хочется очень сильно, вам будет не до еды и не до книги. И у собаки обычно бывает в одно и то же время несколько потребностей, но в каждый конкретный момент доминирует и удовлетворяется лишь одна из них. Например, если собака играет, т. е. удов­летворяется ее потребность в игре, это не значит, что при этом у нее нет потребности в еде, воде или половом партнере.

Значит, характер поведения человека, собаки или лю­бого другого живого существа определяется в основном той потребностью организма, которая в настоящее время до­минирует, т. е. является более сильной.

Согласно биологической теории эмоций П. К. Анохина, эмоции и их качество определяются совпадением или рас­согласованием между ожидаемым и получаемым результа­тами. При совпадении программируемого результата с ре­ально достигнутым результатом возникает положительная эмоция, при несовпадении — отрицательная. Перечислен­ные выше методы воздействий на потребностно-мотиваци- онную сферу деятельности собаки также необходимо рассмат­ривать как положительные и отрицательные подкрепляющие воздействия.



Под методом дрессировки собак следует понимать спо­соб воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее необходимых рефлексов. При дрес­сировке собак пользуются целым рядом методов: вкусопоощ­рительный, механический, контрастный, подражатель­ный, метод наталкивания.


Вкусопоощрительный метод. Это метод, при котором для выработки определенного условного рефлекса пользуются только пищевым раздражителем (лакомством). При этом лакомство служит раздражителем как заставляющим соба­ку совершить нужное для нас действие, так и подкрепляю­щим воздействие условного раздражителя.

Положительные стороны вкусопоощрительного метода:

  1. сохраняется и закрепляется необходимый хороший контакт между дрессировщиком и собакой, который имеет важное значение как при дрессировке собак, так и в даль­нейшем при несении службы;

  2. при отработке отдельных приемов с применением пищевого раздражителя условные рефлексы образуются быстро;

  3. у собаки сохраняется активность при выполнении дей­ствий, которые вырабатывались на основе пищевых раздра­жителей, т. е. заинтересованность в работе.

Отрицательные стороны этого метода:

  1. не обеспечивает безотказность работы собаки в разно­образных условиях, особенно при наличии отвлекающих раздражителей;

  2. в состоянии сытости иногда у собаки ослабляются или не проявляются ответные действия на условные раз­дражители;

  3. этим методом невозможно отработать все приемы, осо­бенно те, выработка которых строится на базе активно-обо­ронительных реакций.

Вкусопоощрительный метод применяется при дрессиров­ке собак, имеющих преобладающую пищевую реакцию. Это не исключает применение этого метода при дрессировке со­бак, имеющих другие преобладающие реакции.

Механический метод. Сущность этого метода заключа­ется в том, что при отработке приема в качестве безусловно­го раздражителя применяется механический раздражитель, вызывающий у собаки защитный рефлекс, т. е. оборонитель­ную реакцию, и собака при этом работает по принуждению. Механический метод имеет большое значение при отработ­ке специальных приемов, которые строятся на базе оборо­нительной реакции в активной форме. Некоторые авторы рекомендуют использовать этот метод при отработке при­емов «следовая работа», «выборка человека» и других, свя­занных с дифференцировкой запахов.

Положительные стороны механического метода:

  1. условные рефлексы, выработанные этим методом, за­крепляются прочно и бывают безотказными;

  2. механическим методом дрессировки можно достиг­нуть безотказного выполнения собакой действий, нужных дрессировщику, независимо от того, является собака голод­ной или сытой.


Отрицательные стороны этого метода:

1) частое пользование этим методом у многих собак вы­зывает угнетенное, тормозное состояние с проявлением недо­верчивого отношения к своему дрессировщику, а зачастую просто боязни его, т. е. нарушается нормальный контакт дрес­сировщика с собакой. В данном случае дрессировщик явля­ется сигналом и источником различных болевых воздействий;

2) невозможность выработать этим методом все необхо­димые условные рефлексы у собак.

Таким образом, механическим методом надо пользовать­ся умело, с учетом особенностей дрессируемых собак.

Контрастный (комбинированный) метод. При этом мето­де для выработки условных рефлексов пользуются сочетани­ем механического и вкусопоощрительного методов.

Механический или болевой раздражитель используется как средство принуждения к выполнению действия, а пище­вой раздражитель — для закрепления выполненного собакой действия.

Следует отметить, что некоторые авторы называют кон­трастный метод дрессировки синтезом механического и вку­сопоощрительного методов. Здесь можно возразить, что во вкусопоощрительном методе пища или лакомство в первую очередь является тем раздражителем, который вызывает ответные действия собаки, и лишь во вторую очередь — под­крепляющим выполненное действие, т. е. поощрением за это действие. При контрастном методе дрессировки поощрением может быть не обязательно лакомство, но и поглаживание, похлопывание. Следовательно, высказывание о сущности контрастного метода как сочетания (синтеза) механическо­го и вкусопоощрительного методов, неверно.

Комбинированный (контрастный) метод представляет собой сочетание не менее двух методов дрессировки.

Суть метода заключается в том, что действие условного раздражителя подкрепляется механическим, а затем пище­вым раздражителем. Например, подав команду «Сидеть!», собаке нажимают в области поясницы и натягивают пово­док вверх и назад, а когда собака сядет, ей дают лакомство. Вот только непонятна обоснованность названия «контраст­ный», которое по смыслу предполагает воздействие на соба­ку по типу «кнута и пряника». Но механическое воздействие необязательно ей неприятно, а тем более болезненно. Так что логичней этот метод назвать «комбинированным», хотя он может содержать и контрастный вариант. Да и механи­ческий метод в реальной жизни не бывает в «чистом виде», поскольку поощрительное поглаживание может сочетаться с одобрением голосом, мимикой и жестами. Кроме того, один и тот же навык может отрабатываться разными методами. Например, для приучения собаки к посадке по команде «Си­деть!» сразу после команды или одновременно с ней собаке нажимают на круп с натяжением поводка назад (или без него), понуждая ее сесть, а после исполнения команды по­ощряют поглаживанием и другими способами. Или так — собаку понуждают сесть подъемом над ее головой и отведе­нием назад лакомства,