ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1289
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Метод оперантного обучения широко используется при дрессировке собак, как служебных, так и цирковых. Необходимым условием обучения является наличие доминирующей мотивации — пищевой, игровой, оборонительной или какой-либо другой.
Рассмотрим на примерах, как применяется этот метод при дрессировке собак.
Пример 1. Преодоление препятствия (барьера). Сначала у собаки формируется доминирующая пищевая мотивация, реализуя которую животное может преодолеть барьер. Для этого собаку подводят к низкому барьеру и, подавая команду «Барьер!», побуждают к прыжку поводком или лакомством (либо тем и другим). После прыжка собаку поощряют (команда «Хорошо» или поглаживание) и угощают лакомством. Если эту последовательность действий повторить несколько раз, то в дальнейшем собака по своей инициативе станет перепрыгивать барьер, как только окажется в его зоне, или будет делать это по команде дрессировщика.
В условиях оперантного метода обучения собака является активным участником дрессировочного процесса.
Работа, выполняемая животным во время обучения, может быть различной: физическая, совершение сложных двигательных упражнений, преодоление нервно-психологических нагрузок. Характер работы зависит от исходной мотивации, на базе которой формируется навык, от обстановки дрессировочного процесса и того конечного результата, которого добивается дрессировщик. Однако независимо от типа работы собака выполняет ее всегда целенаправленно, предлагая в ответ на действия дрессировщика «встречные» способы выполнения. Одну и ту же поставленную задачу (в зависимости от характера обучения) собака может решать различными способами: методом «проб и ошибок» или посредством «собачьей логики» (используя свою способность к элементарной рассудочной деятельности).
Дрессировка — это тоже обучение, но такое, которое проходит при определенных взаимодействиях между дрессировщиком и собакой.
В результате выработанный навык воспроизводится собакой по команде и в любой обстановке, даже в таких ситуациях, которые угрожают жизни собаки. Важным отличием дрессировки от обычного обучения является и то, что для выполнения отработанного навыка уже не требуется удовлетворения тех потребностей, на базе которых навык был первоначально сформирован.
В процессе обучения собаки при формировании того или иного навыка она достигает не только того результата, который удовлетворяет ее биологическую потребность, но и приобретает определенное эмоциональное состояние.
Согласно принципу условных рефлексов ранее индифферентный (нейтральный) раздражитель, например команда «Сидеть!», если ее подавать перед насильственным усаживанием собаки (многократно сочетая команду с принуждением), приобретает значение условного раздражителя и будет запускать условно-рефлекторную реакцию посадки собаки.
В этом случае, по мнению приверженцев условно-рефлекторной теории, между слуховым и двигательным центрами мозга образуется временная связь (так называемая дуга условного рефлекса), и после этого достаточно подать команду «Сидеть!», чтобы собака села. Однако часто встречаются случаи, когда собака, без проблем выполняющая команду «Сидеть!», вдруг отказывается ее выполнять. Как это объяснить?
На этот и другие похожие вопросы условно-рефлекторная теория, к сожалению, ответов не дает. На подобные и многие другие вопросы, позволяет дать ответы теория функциональных систем, разработанная более 50 лет тому назад академиком П. К. Анохиным.
Поведение собак также определяют биологические и «социальные» потребности. В этом люди и собаки очень похожи друг на друга и, видимо, оттого многовековая дружба и взаимодействие приносят нам столько радости и тепла. Несмотря на то что одновременно потребностей у человека и собаки может быть несколько, в каждый момент в реальное поведение может преобразовываться лишь одна из них — наиболее сильная. Например, если вам хочется и есть, и спать, и читать, то вы сначала поедите, потом почитаете и лишь затем ляжете спать. В случае, если спать хочется очень сильно, вам будет не до еды и не до книги. И у собаки обычно бывает в одно и то же время несколько потребностей, но в каждый конкретный момент доминирует и удовлетворяется лишь одна из них. Например, если собака играет, т. е. удовлетворяется ее потребность в игре, это не значит, что при этом у нее нет потребности в еде, воде или половом партнере.
Значит, характер поведения человека, собаки или любого другого живого существа определяется в основном той потребностью организма, которая в настоящее время доминирует, т. е. является более сильной.
Согласно биологической теории эмоций П. К. Анохина, эмоции и их качество определяются совпадением или рассогласованием между ожидаемым и получаемым результатами. При совпадении программируемого результата с реально достигнутым результатом возникает положительная эмоция, при несовпадении — отрицательная. Перечисленные выше методы воздействий на потребностно-мотиваци- онную сферу деятельности собаки также необходимо рассматривать как положительные и отрицательные подкрепляющие воздействия.
Под методом дрессировки собак следует понимать способ воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее необходимых рефлексов. При дрессировке собак пользуются целым рядом методов: вкусопоощрительный, механический, контрастный, подражательный, метод наталкивания.
Вкусопоощрительный метод. Это метод, при котором для выработки определенного условного рефлекса пользуются только пищевым раздражителем (лакомством). При этом лакомство служит раздражителем как заставляющим собаку совершить нужное для нас действие, так и подкрепляющим воздействие условного раздражителя.
Положительные стороны вкусопоощрительного метода:
-
сохраняется и закрепляется необходимый хороший контакт между дрессировщиком и собакой, который имеет важное значение как при дрессировке собак, так и в дальнейшем при несении службы; -
при отработке отдельных приемов с применением пищевого раздражителя условные рефлексы образуются быстро; -
у собаки сохраняется активность при выполнении действий, которые вырабатывались на основе пищевых раздражителей, т. е. заинтересованность в работе.
Отрицательные стороны этого метода:
-
не обеспечивает безотказность работы собаки в разнообразных условиях, особенно при наличии отвлекающих раздражителей; -
в состоянии сытости иногда у собаки ослабляются или не проявляются ответные действия на условные раздражители; -
этим методом невозможно отработать все приемы, особенно те, выработка которых строится на базе активно-оборонительных реакций.
Вкусопоощрительный метод применяется при дрессировке собак, имеющих преобладающую пищевую реакцию. Это не исключает применение этого метода при дрессировке собак, имеющих другие преобладающие реакции.
Механический метод. Сущность этого метода заключается в том, что при отработке приема в качестве безусловного раздражителя применяется механический раздражитель, вызывающий у собаки защитный рефлекс, т. е. оборонительную реакцию, и собака при этом работает по принуждению. Механический метод имеет большое значение при отработке специальных приемов, которые строятся на базе оборонительной реакции в активной форме. Некоторые авторы рекомендуют использовать этот метод при отработке приемов «следовая работа», «выборка человека» и других, связанных с дифференцировкой запахов.
Положительные стороны механического метода:
-
условные рефлексы, выработанные этим методом, закрепляются прочно и бывают безотказными; -
механическим методом дрессировки можно достигнуть безотказного выполнения собакой действий, нужных дрессировщику, независимо от того, является собака голодной или сытой.
Отрицательные стороны этого метода:
1) частое пользование этим методом у многих собак вызывает угнетенное, тормозное состояние с проявлением недоверчивого отношения к своему дрессировщику, а зачастую просто боязни его, т. е. нарушается нормальный контакт дрессировщика с собакой. В данном случае дрессировщик является сигналом и источником различных болевых воздействий;
2) невозможность выработать этим методом все необходимые условные рефлексы у собак.
Таким образом, механическим методом надо пользоваться умело, с учетом особенностей дрессируемых собак.
Контрастный (комбинированный) метод. При этом методе для выработки условных рефлексов пользуются сочетанием механического и вкусопоощрительного методов.
Механический или болевой раздражитель используется как средство принуждения к выполнению действия, а пищевой раздражитель — для закрепления выполненного собакой действия.
Следует отметить, что некоторые авторы называют контрастный метод дрессировки синтезом механического и вкусопоощрительного методов. Здесь можно возразить, что во вкусопоощрительном методе пища или лакомство в первую очередь является тем раздражителем, который вызывает ответные действия собаки, и лишь во вторую очередь — подкрепляющим выполненное действие, т. е. поощрением за это действие. При контрастном методе дрессировки поощрением может быть не обязательно лакомство, но и поглаживание, похлопывание. Следовательно, высказывание о сущности контрастного метода как сочетания (синтеза) механического и вкусопоощрительного методов, неверно.
Комбинированный (контрастный) метод представляет собой сочетание не менее двух методов дрессировки.
Суть метода заключается в том, что действие условного раздражителя подкрепляется механическим, а затем пищевым раздражителем. Например, подав команду «Сидеть!», собаке нажимают в области поясницы и натягивают поводок вверх и назад, а когда собака сядет, ей дают лакомство. Вот только непонятна обоснованность названия «контрастный», которое по смыслу предполагает воздействие на собаку по типу «кнута и пряника». Но механическое воздействие необязательно ей неприятно, а тем более болезненно. Так что логичней этот метод назвать «комбинированным», хотя он может содержать и контрастный вариант. Да и механический метод в реальной жизни не бывает в «чистом виде», поскольку поощрительное поглаживание может сочетаться с одобрением голосом, мимикой и жестами. Кроме того, один и тот же навык может отрабатываться разными методами. Например, для приучения собаки к посадке по команде «Сидеть!» сразу после команды или одновременно с ней собаке нажимают на круп с натяжением поводка назад (или без него), понуждая ее сесть, а после исполнения команды поощряют поглаживанием и другими способами. Или так — собаку понуждают сесть подъемом над ее головой и отведением назад лакомства,