ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1292
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
нечеткое и неоднообразное произнесение клички; -
произнесение клички в угрожающей интонации; -
излишне частое применение клички; -
превращение клички из сигнала «Внимание!» в команду подзыва; -
искажение клички.
13.4.
ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ОШЕЙНИКУ,
ПОВОДКУ, ШЛЕЙКЕ И НАМОРДНИКУ
Вначале собаку приучают к ошейнику. Дрессировщик подходит к собаке, называет ее кличку, поглаживает, показывает ошейник и дает его обнюхать. Поглаживая собаку, он незаметно надевает на нее ошейник и отвлекает ее игрой и лакомством. Через 3-5 мин дрессировщик снимает ошейник и угощает собаку лакомством. Так делают несколько раз, постепенно увеличивая время пребывания в ошейнике. При этом внимательно следят, чтобы ошейник не был сильно затянут или излишне свободен (под правильно надетый ошейник на взрослой собаке должно свободно проходить два пальца). Затем собаку приучают к свободному движению на поводке. Для этого дрессировщик, надев на собаку ошейник и поглаживая ее, незаметно пристегивает к ошейнику короткий поводок и выходит с ней на прогулку. Обычно прогулки и игры так возбуждающе действуют на собаку, что она слабо или совсем не реагирует на прикрепленный к ошейнику поводок. Нужно лишь не делать рывков поводком и не ограничивать подвижность собаки. Если же собака проявит признаки боязни ошейника или поводка, то следует отвлечь ее внимание. Довольно скоро надевание ошейника с поводком перестают беспокоить собаку, так как они становятся для нее сигналом к предстоящей прогулке.
Постепенно дрессировщик ограничивает свободу движений собаки, понемногу укорачивая поводок. Затем приучают собаку и к удлиненному поводку. Дрессировщик все дальше отходит от нее, внимательно следя, чтобы поводок не цеплялся за какие-либо предметы и не вызывал рывков.
К шлейке собаку приучают так же, как и к ошейнику, к наморднику.
Дрессировщик с собакой на коротком поводке правой рукой держит намордник (вначале лучше петельный), давая его обнюхать, а левой рукой быстро надвигает его на морду и укрепляет ремнями.
Надевать намордник нужно как можно быстрее и безболезненнее для собаки. Как только намордник будет надет, собаку нужно отвлечь от него активной игрой, пробежками, поглаживанием и т. п. После того как собака успокоится, ее поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием, а когда намордник снимут — лакомством. Для робких собак в первое время иногда бывает полезно вкладывать лакомство внутрь намордника (глухого, сетчатого), чтобы собака доставала его оттуда и съедала. Время пребывания собаки в наморднике сначала ограничивается 2-3 мин, а затем увеличивается.
Если нужно научить собаку носить намордник с радостью, следует выгуливать собаку только с ним и никогда без него. Для этого необходимо надеть намордник, быстро спуститься во двор и сразу снять его. Время ношения намордника следует постепенно увеличивать. После утомительных занятий по дрессировке собаку нужно отпускать на радостный для нее перерыв, но только в наморднике. Очень полезно подкармливать собаку через намордник и меньше угощать ее без него.
Собаку считают приученной к ошейнику, поводку, шлейке и наморднику, если она спокойно относится к их надеванию и не пытается от них освободиться.
Основные ошибки дрессировщика во время приучения собаки к ошейнику, поводку, шлейке и наморднику:
-
неправильное затягивание ошейника, шлейки или намордника (излишне туго или слабо); -
грубость, резкость при надевании на собаку ошейника, шлейки или намордника; -
резкие рывки поводком; -
применение принуждения; -
разрешение игры собаки с поводком, намордником или шлейкой.
13.5.
ОБУЧЕНИЕ СОБАКИ
ПОДХОДУ К ДРЕССИРОВЩИКУ
(КОМАНДА «КО МНЕ!»)
Команду «Ко мне!» собаки не любят по одной простой причине — хозяева подзывают тогда, когда это необходимо им самим, не обращая внимания на то, что делает собака. Ведь собака не может возразить, когда ее берут на поводок в самый разгар игры, но может не подойти к хозяину в следующий раз. Отрицательный рефлекс на команду вырабатывается мгновенно, а загладить его фактически невозможно. Такая собака подходит к хозяину только тогда, когда ей хочется. В итоге ее перестают отпускать вообще, а когда все-таки отпускают — она не слушается. Избежать всех этих проблем довольно просто. Достаточно на каждой прогулке (т. е. когда собака отработала все, что от нее требовалось, и с чистой совестью резвится) подзывать ее к себе, угощать или гладить и отпускать дальше. Такие кажущиеся бессмысленными подзывы преследуют одну очень важную цель — команда «Ко мне!» ассоциируется в первую очередь с удовольствием от угощения и ласки, и в незначительной степени — с поводком.
Наличие этого навыка позволяет дрессировщику подзывать собаку, когда она находится на удалении от него. Кроме этого, этот навык дисциплинирует собаку, вырабатывает у нее внимание к действиям дрессировщика. Команда, выполнения которой добиться проще всего при условии регулярного повторения со щенячьего возраста, на каждой прогулке должна выполняться беспрекословно и в любой ситуации. В идеале собака должна обойти хозяина и сесть возле его ноги.
Условными раздражителями при отработке этого приема являются команда «Ко мне!» и жест — быстрое опускание правой руки к бедру, предварительно поднятой в сторону на уровне плеча (ладонью вниз) (рис. 5).
Безусловные раздражители — лакомство, легкое подтягивание собаки поводком, поглаживание.
Навык вырабатывается в комплексе с навыками на команды «Рядом!» и «Гуляй!», а в последующем тесно увязывается и с другими приемами.
Рис. 5
Подзыв собаки жестом и командой «Ко мне!»
Первоначальный навык на команду «Ко мне!» обычно вырабатывается у собаки еще в 1,5-3-месячном возрасте, но бывает, что этот навык приходится вырабатывать и у взрослой собаки.
Порядок отработки подхода собаки к дрессировщику. Во время выгуливания собаки на удлиненном поводке дрессировщик, держа поводок в левой руке, называет кличку собаки и громко, четко, в ласковой интонации, подает команду «Ко мне!», показывая на ладони правой руки лакомство. Собака реагирует на лакомство и бежит к дрессировщику. Он же отбегает на несколько шагов и вновь подает команду «Ко мне!», продолжая показывать лакомство.
Подошедшую собаку поощряют поглаживанием, восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Если собака не подходит к дрессировщику, то он подает команду вновь и одновременно легко, без причинения боли, подтягивает поводком собаку к себе, повторяя команду «Ко мне!» в ласковой интонации. Когда собака окажется рядом с дрессировщиком, ее поощряют лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Эти действия повторяются несколько раз до тех пор, пока собака не начнет подбегать к дрессировщику по одной команде «Ко мне!».
Если при отработке приема собака медленно подходит к дрессировщику, то при подзыве он должен быстро отбегать от собаки — это заставит ее подходить быстрее. Подход собаки к дрессировщику всегда должен быть быстрым, охотным и безотказным. При медленном и вялом подходе рекомендуется отбегать от собаки, повторяя ту же команду «Ко мне!» и показывая ей лакомство. Если собака не подходит, то нужно подтянуть ее длинным поводком, но только после команды «Ко мне!», а не до нее. Охотничьих собак можно подзывать сигналом свистка или рога.
Выработка навыка на жест проводится следующим образом. Дрессировщик во время выгуливания собаки называет ее кличку, подает команду «Ко мне!» и одновременно или чуть раньше подает жест подзыва (рис. 6).
При подходе собаку поощряют. После многократных повторений жест и команда приобретают для собаки одинаковое значение. Если собака на один жест не подходит, его продолжают подавать вместе с командой, но команда должна постепенно все более запаздывать, а потом и совсем не произноситься.
После первоначальной отработки навыка упражнение для служебных собак усложняют. Собаку приучают при подходе обходить дрессировщика с правой стороны и садиться у его левой ноги. Для этого дрессировщик показывает ей лакомство, находящееся у него в правой руке, перекладывает лакомство у себя за спиной из правой руки в левую и тем самым побуждает собаку обходить его сзади и становиться у левой ноги. Одновременно он произносит команду «Рядом!». Если после команды «Рядом!» собака самостоятельно не садится, дается команда «Сидеть!».
Порядок отработки навыка на жест, заменяющий команду «Ко мне!». Навык на жест отрабатывают в такой последовательности: усаживая или укладывая собаку, отходят от нее на длину поводка, дают команду «Ко мне!» жестом, и если собака не реагирует, то подают команду голосом, а затем подтягивают собаку поводком.
Рис. 6
Подзыв собаки жестом «Ко мне!»
Рис. 7 Собака у левой ноги дрессировщика
Необходимо подзывать собаку во время прогулок и игры с ней и т. п., а после дачи лакомства вновь отпускать гулять. Постепенно навык усложняют.
Подзыв собаки производят тогда, когда она находится в положении сидя или лежа, а подход собаки по команде или жесту отрабатывают тогда, когда она гуляет без поводка. После ее приучают вставать у левой ноги дрессировщика.
Остановку собаки у левой ноги отрабатывают следующим образом. Когда собака по команде подойдет к дрессировщику на расстояние одного шага, он, наклонившись, берет левой рукой поводок в 15-20 см от ошейника и при его помощи заставляет собаку принять правильное положение у левой ноги, одновременно подавая команду «Рядом!». Затем собака поощряется лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». В дальнейшем добиваются того, чтобы собака при подходе без команды и принуждения занимала правильное положение у левой ноги дрессировщика (рис. 7).
Со временем окружающую обстановку при отработке этого навыка усложняют: увеличивают расстояние, с которого подзывается собака, проводят занятия на местности с большим числом отвлекающих раздражителей, в различную погоду и в разное время суток.
Навык считается выработанным, если собака с любого расстояния, в любое время и при наличии любых отвлекающих раздражителей по первой команде или жесту быстро подбежит к дрессировщику и останавится у его левой ноги.