ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1295
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если щенок пугается чего-либо, нужно подойти с ним к этому предмету, дать его обнюхать, а щенка приласкать и успокоить.
На прогулке щенок не может длительное время идти у ног. Если вокруг безопасно (нет транспорта и посторонних людей), его можно отпустить с поводка и поиграть с ним. Через несколько минут щенка подзывают командой «Ко мне!» Подбежавшему щенку дают лакомство, пристегивают поводок и, взяв его за спину вблизи ошейника и дав команду «Рядом!», заставляют его встать у левой ноги. Затем щенка поощряют лакомством и восклицанием «Хорошо!». После полуминутной выдержки щенка опять отпускают побегать. Этот прием повторяют 2-3 раза. В течение нескольких дней можно добиться, чтобы щенок по команде «Ко мне!» без дополнительных команд «Рядом!» подходил и останавливался у левой ноги. Постепенно прием усложняется: подозвав щенка, его отпускают не сразу, а пройдя после команды «Рядом!» 10-20 шагов. Нужно добиться, чтобы щенок безотказно выполнял команду «Ко мне!» и ходил рядом с хозяином в людных местах. Кроме того, при прогулках со щенком на поводке следует периодически менять темп движения, приучать его садиться, когда хозяин останавливается.
Гуляя со щенком, следует бывать и в людных местах. Если щенок лает на прохожих, то дают команду «Фу!» и быстро идут дальше. Такие выходы необходимы до тех пор, пока собака не станет безразлично относиться к окружающим. Если, очутившись в людном месте, щенок очень боится и жмется, то нужно добиться, чтобы он освоился: погладить его, успокоить, а затем походить с ним среди людей.
В городе щенка приучают двигаться только по тротуарам. Если он сойдет на мостовую, произносят команду «Ко мне!» и резким рывком поводка приказывают вернуться на тротуар. Перед переходом улицы щенка зовут командой «Ко мне!», а затем по команде «Рядом!» заставляют идти у левой ноги. Переходить улицу со щенком можно только на перекрестках. С возрастом щенок привыкает следить за движением машин.
Очень важно выработать у щенка безразличное отношение к движущемуся автотранспорту.
Всякую попытку лаять и бросаться на автомашины, а также бежать за ними, нужно пресекать резкой командой «Фу!», а если это не помогает, то рывком поводка.
В некоторых городах разрешается провоз собак в трамваях и автобусах. Приучать щенка к поездкам на трамвае и автобусе следует после того, как он научится спокойно относиться к наморднику и посторонним людям, а также выполнять команды «Сидеть!» и «Лежать!». Щенка полагается заводить в трамвай с передней площадки прицепного вагона (команда «Вперед!»).
В случае необходимости его подсаживают. В вагоне или салоне автобуса щенок должен спокойно сидеть или лежать у левой ноги владельца. Таким же образом приучают щенка вести себя и в поезде.
Щенок должен спокойно реагировать на домашних животных — кошек, кур, коз, уток и др. Малейшие попытки щенка броситься на них, проявить агрессию должны немедленно пресекаться самым решительным образом. Бывает, что щенок, например, не трогает кур в присутствии хозяина, но бросается на них, находясь во дворе один. Если щенок старше 4-5 мес., на него надевают строгий ошейник и, привязав к нему длинную веревку, выпускают во двор, спрятавшись так, чтобы можно было видеть или слышать, когда он бросится на кур. В этот момент дергают за веревку. Несколько таких «уроков» отобьют у щенка охоту нападать.
Служебные собаки должны спокойно реагировать на выстрелы и другие резкие звуковые раздражители. Приучать к ним щенка нужно осторожно, чтобы не напугать. В возрасте около 5 мес. во время прогулки щенка, когда его внимание поглощено игрой, на расстоянии 10-15 м от него можно выстрелить из детского пистолета.
Если щенок, испугавшись, прекратил игру, его нужно приласкать, дать ему лакомство. Опыт повторяют не ранее чем через несколько дней, и опять во время игры. Если щенок и на этот раз будет напуган выстрелом, то дней через десять повторяют эксперимент снова, но увеличив расстояние от выстрела до щенка. Если щенок на выстрел не среагирует, расстояние уменьшают, силу звука увеличивают, выстрел делают двойной. В дальнейшем, по мере роста щенка, можно применять стартовый пистолет, звук которого более громкий и резкий.
Очень важно следить, чтобы посторонние люди не кормили и не ласкали щенка, а также ни в коем случае не пугали или не наказывали его.
Если щенок залаял на стук в дверь квартиры или на гостя, его следует похвалить и погладить, но ни в коем случае не злить. После того, как щенок обнюхал вошедшего гостя, можно дать команду «Место!».
Раннее развитие злобы развивает у щенка нервозность. Если он пристает к гостям, излишне ласкается, его следует отвлечь командой «Ко мне!», усадить около себя или отправить на место. Если щенок лает на людей, которые идут по лестнице мимо квартиры, и его за это не поощряют, то через некоторое время он станет лаять только на звонок или стук в свою дверь. Нельзя поощрять щенка и тогда, когда он отзывается на лай соседних собак. Если щенок живет во дворе, то прежде, чем
пустить посторонних людей во двор, убирают его в вольер. Лай же на стук в калитку и на входящих посторонних людей следует поощрять. Нельзя, чтобы щенка дразнили дети. Он должен спокойно относиться к посторонним детям.
В возрасте старше 3 мес. можно начать развивать у щенка недоверие к посторонним. Для этого просят кого-нибудь из знакомых подозвать щенка и предложить лакомство. Когда щенок подойдет и станет брать его, лакомство нужно зажать в руке и легонько ударить ею собаку по морде. Удар должен вызвать не страх, не злобу, а лишь нежелание подходить. Этот прием следует повторять не чаще чем раз в неделю, причем с разными людьми, как дома, так и в других местах. После нескольких уроков щенок перестанет подходить к посторонним и брать у них корм. Но нельзя стремиться к тому, чтобы щенок бросался на предлагающего корм человека, ведь его могут предлагать и без злого умысла. Это может быть, например, маленький ребенок, которому понравился щенок. Лакомство, которое предлагал посторонний, нельзя давать щенку даже потом. Во время прогулок нужно следить, чтобы щенок не подбирал с земли кусочки корма. Нельзя приучать его ловить в воздухе брошенное лакомство. Его полагается давать только с руки, наблюдая при этом, чтобы собака не брала упавшее на землю.
12.2.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Обращаться со щенком нужно спокойно. Нельзя срывать на нем свое раздражение, наказывать его спустя какое-то время после проступка. Щенки быстро забывают о своих действиях, и запоздавшее наказание приводит только к боязни хозяина, а не к прекращению нежелательных действий.
Щенок очень быстро привязывается к человеку и в одиночестве скучает. Поэтому, сидя за письменным столом или делая какую-либо сидячую работу, не запрещайте щенку лежать у ваших ног. Но нельзя щенка баловать. Например, спать он должен только на своем месте. Как бы он ни был мал, как бы жалобно ни пищал, его нельзя брать на кровать, диван или кресло. Привычка лазить на них у щенка появится очень быстро, а отучить от нее будет очень трудно. Поэтому все, чего не должна делать взрослая собака, нельзя разрешать и щенку.
Физическому развитию щенка очень помогает игра со сверстниками. Очень хорошо, когда у него есть компаньон для игр приблизительно одного возраста и с равными физическими данными (порода значения не имеет). Но оба щенка должны быть здоровыми.
Маленькому щенку посильна лишь начальная общая дрессировка, поэтому напрасно добиваться от него большой четкости выполнения команд.
Приучать щенка к различным командам нужно по принципу «от простого к сложному». Нельзя начинать следующий прием или усложнять его, если плохо усвоен предыдущий. Жесты и команды должны быть четкими, даваться в соответствующей интонации. Грубая ошибка, когда щенка начинают «уговаривать» выполнить команду. Кроме того, еще очень важно, чтобы команды подавались всегда единообразно, т. е. одинаково. Это необходимо, потому что собака запоминает определенные звуковые сочетания, чутко реагирует на интонацию хозяина и выражение его лица. Поэтому нельзя один раз произносить команду «Сидеть!», а другой раз— «Садись!». Когда щенок не выполняет команды, нельзя давать команды так: «Сидеть, а не лежать тебе говорят!» Во-первых, не нужно говорить лишних слов. Это сбивает щенка. Во-вторых, фразу «Сидеть, а не лежать!» щенок воспринимает как две противоположные команды, данные почему-то одновременно. Не зная, что ему делать, и видя, что хозяин недоволен, щенок начинает нервничать. Ошибку нужно исправить строгим повелительным тоном, дав команду «Сидеть!».
Нельзя переутомлять щенка и требовать от него физически невыполнимого приема. Нельзя давать щенку незнакомых команд, но вместе с тем нужно добиваться выполнения данной и незнакомой команды. В случае необходимости можно даже применить и принуждение, форма которого должна соответствовать возрасту. В противном случае щенок привыкнет к тому, что можно и не выполнить команду, и в дальнейшем, когда вырастет, доставит хозяину много неприятностей. Особенно это важно по отношению к очень активным, возбудимым, крупным и злобным собакам.
Привыкнув со щенячьего возраста к невыполнению неприятных для себя команд (например запрещающих), взрослая собака будет каждый раз огрызаться и пускать в ход зубы.
Успех работы с собакой в значительной степени зависит от того, насколько ее владелец смог наладить с ней контакт. В процессе постоянного общения с человеком собака узнает значения новых для нее звуковых сочетаний — слов, знакомится с манерой хозяина говорить, с интонациями его голоса, привычками и приспосабливается к ним. Длительным и умелым общением хозяина с собакой достигается полный контакт между ними.
12.3.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
ПРИ ДРЕССИРОВКЕ ЩЕНКОВ
При дрессировке необходимо правильно анализировать поведение собаки, учитывать состояние ее организма (возраст, условия выращивания и воспитания, преобладающую реакцию поведения, особенности типа нервной системы, двигательную активность, естественные повадки, привычки) и в соответствии с этим определять методику обучения. Все это входит в понятие «индивидуальный подход».
Воспитанием собак следует заниматься с 1- до 6-месячного возраста, после чего необходимо переходить к их дрессировке, работе и обучению. Наиболее оптимальное время обучения собак — в возрасте от 6 мес. до 2 лет. Молодых собак следует постепенно втягивать в работу, строго соблюдать режим упражнений, больше применять подражательный метод. У собак в возрасте с 2 и более лет навыки вырабатываются труднее. К тому же в случае неправильного воспитания у таких собак могут укорениться в поведении отрицательные черты, которые в таком возрасте исправить сложнее (собака может быть труслива, ласкова к посторонним, сильно отвлекаться на различные раздражители, бояться звуков выстрелов и т. п.).
Облегчает дрессировку правильный учет преобладающей реакции поведения. Если преобладает пищевая реакция, то при выработке навыков следует больше применять пищевые раздражители.
При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо осторожно применять механические раздражители и умелыми действиями развивать у собаки смелость, злобу.
При наличии активно-оборонительной реакции упражнения по развитию злобы проводятся реже.
Проявление у собаки сильной ориентировочной реакции затрудняет дрессировку. Необходимо подбирать спокойную обстановку для работы и гулять с собакой в местах с большим количеством раздражителей, чтобы она привыкла относиться к ним спокойно.
При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы следует осторожно и постепенно вырабатывать тормозные навыки (выдержку, дифференцировку запахов и др.), так как перенапряжение тормозного процесса может привести к неврозу. При выработке же положительных рефлексов такие собаки проявляют большую работоспособность.
Собаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессируются обычными методами.
У собак инертного типа (флегматиков) навыки вырабатываются медленно. Необходимо постепенно добиваться большей активности в работе.