Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1295

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если щенок пугается чего-либо, нужно подойти с ним к этому предмету, дать его обнюхать, а щенка приласкать и успокоить.

На прогулке щенок не может длительное время идти у ног. Если вокруг безопасно (нет транспорта и посторонних людей), его можно отпустить с поводка и поиграть с ним. Через несколько минут щенка подзывают командой «Ко мне!» Подбежавшему щенку дают лакомство, пристегива­ют поводок и, взяв его за спину вблизи ошейника и дав команду «Рядом!», заставляют его встать у левой ноги. За­тем щенка поощряют лакомством и восклицанием «Хоро­шо!». После полуминутной выдержки щенка опять отпус­кают побегать. Этот прием повторяют 2-3 раза. В течение нескольких дней можно добиться, чтобы щенок по коман­де «Ко мне!» без дополнительных команд «Рядом!» подхо­дил и останавливался у левой ноги. Постепенно прием ус­ложняется: подозвав щенка, его отпускают не сразу, а пройдя после команды «Рядом!» 10-20 шагов. Нужно до­биться, чтобы щенок безотказно выполнял команду «Ко мне!» и ходил рядом с хозяином в людных местах. Кроме того, при прогулках со щенком на поводке следует перио­дически менять темп движения, приучать его садиться, когда хозяин останавливается.

Гуляя со щенком, следует бывать и в людных местах. Если щенок лает на прохожих, то дают команду «Фу!» и быстро идут дальше. Такие выходы необходимы до тех пор, пока собака не станет безразлично относиться к окружаю­щим. Если, очутившись в людном месте, щенок очень бо­ится и жмется, то нужно добиться, чтобы он освоился: по­гладить его, успокоить, а затем походить с ним среди людей.

В городе щенка приучают двигаться только по тротуа­рам. Если он сойдет на мостовую, произносят команду «Ко мне!» и резким рывком поводка приказывают вернуться на тротуар. Перед переходом улицы щенка зовут командой «Ко мне!», а затем по команде «Рядом!» заставляют идти у левой ноги. Переходить улицу со щенком можно только на пере­крестках. С возрастом щенок привыкает следить за движе­нием машин.

Очень важно выработать у щенка безразличное отно­шение к движущемуся автотранспорту.

Всякую попытку лаять и бросаться на автомашины, а также бежать за ними, нужно пресекать резкой командой «Фу!», а если это не помогает, то рывком поводка.

В некоторых городах разрешается провоз собак в трам­ваях и автобусах. Приучать щенка к поездкам на трамвае и автобусе следует после того, как он научится спокойно от­носиться к наморднику и посторонним людям, а также вы­полнять команды «Сидеть!» и «Лежать!». Щенка полагает­ся заводить в трамвай с передней площадки прицепного вагона (команда «Вперед!»).


В случае необходимости его подсаживают. В вагоне или салоне автобуса щенок должен спокойно сидеть или лежать у левой ноги владельца. Таким же образом приучают щенка вести себя и в поезде.

Щенок должен спокойно реагировать на домашних жи­вотных — кошек, кур, коз, уток и др. Малейшие попытки щенка броситься на них, проявить агрессию должны не­медленно пресекаться самым решительным образом. Бы­вает, что щенок, например, не трогает кур в присутствии хозяина, но бросается на них, находясь во дворе один. Если щенок старше 4-5 мес., на него надевают строгий ошей­ник и, привязав к нему длинную веревку, выпускают во двор, спрятавшись так, чтобы можно было видеть или слы­шать, когда он бросится на кур. В этот момент дергают за веревку. Несколько таких «уроков» отобьют у щенка охо­ту нападать.

Служебные собаки должны спокойно реагировать на выстрелы и другие резкие звуковые раздражители. При­учать к ним щенка нужно осторожно, чтобы не напугать. В возрасте около 5 мес. во время прогулки щенка, когда его внимание поглощено игрой, на расстоянии 10-15 м от него можно выстрелить из детского пистолета.

Если щенок, испугавшись, прекратил игру, его нужно приласкать, дать ему лакомство. Опыт повторяют не ранее чем через несколько дней, и опять во время игры. Если ще­нок и на этот раз будет напуган выстрелом, то дней через десять повторяют эксперимент снова, но увеличив расстоя­ние от выстрела до щенка. Если щенок на выстрел не среа­гирует, расстояние уменьшают, силу звука увеличивают, выстрел делают двойной. В дальнейшем, по мере роста щен­ка, можно применять стартовый пистолет, звук которого более громкий и резкий.

Очень важно следить, чтобы посторонние люди не кор­мили и не ласкали щенка, а также ни в коем случае не пу­гали или не наказывали его.

Если щенок залаял на стук в дверь квартиры или на го­стя, его следует похвалить и погладить, но ни в коем случае не злить. После того, как щенок обнюхал вошедшего гостя, можно дать команду «Место!».

Раннее развитие злобы развивает у щенка нервозность. Если он пристает к гостям, излишне ласкается, его следует отвлечь командой «Ко мне!», усадить около себя или отпра­вить на место. Если щенок лает на людей, которые идут по лестнице мимо квартиры, и его за это не поощряют, то через некоторое время он станет лаять только на звонок или стук в свою дверь. Нельзя поощрять щенка и тогда, когда он отзывается на лай соседних собак. Если щенок живет во дворе, то прежде, чем

пустить посторонних людей во двор, убирают его в вольер. Лай же на стук в калитку и на входя­щих посторонних людей следует поощрять. Нельзя, чтобы щенка дразнили дети. Он должен спокойно относиться к посторонним детям.

В возрасте старше 3 мес. можно начать развивать у щен­ка недоверие к посторонним. Для этого просят кого-нибудь из знакомых подозвать щенка и предложить лакомство. Когда щенок подойдет и станет брать его, лакомство нужно зажать в руке и легонько ударить ею собаку по морде. Удар должен вызвать не страх, не злобу, а лишь нежелание под­ходить. Этот прием следует повторять не чаще чем раз в не­делю, причем с разными людьми, как дома, так и в других местах. После нескольких уроков щенок перестанет подхо­дить к посторонним и брать у них корм. Но нельзя стремить­ся к тому, чтобы щенок бросался на предлагающего корм человека, ведь его могут предлагать и без злого умысла. Это может быть, например, маленький ребенок, которому по­нравился щенок. Лакомство, которое предлагал посторон­ний, нельзя давать щенку даже потом. Во время прогулок нужно следить, чтобы щенок не подбирал с земли кусочки корма. Нельзя приучать его ловить в воздухе брошенное лакомство. Его полагается давать только с руки, наблюдая при этом, чтобы собака не брала упавшее на землю.

12.2.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Обращаться со щенком нужно спокойно. Нельзя срывать на нем свое раздражение, наказывать его спустя какое-то время после проступка. Щенки быстро забывают о своих действиях, и запоздавшее наказание приводит только к бо­язни хозяина, а не к прекращению нежелательных действий.

Щенок очень быстро привязывается к человеку и в оди­ночестве скучает. Поэтому, сидя за письменным столом или делая какую-либо сидячую работу, не запрещайте щенку лежать у ваших ног. Но нельзя щенка баловать. Например, спать он должен только на своем месте. Как бы он ни был мал, как бы жалобно ни пищал, его нельзя брать на кро­вать, диван или кресло. Привычка лазить на них у щенка появится очень быстро, а отучить от нее будет очень трудно. Поэтому все, чего не должна делать взрослая собака, нельзя разрешать и щенку.

Физическому развитию щенка очень помогает игра со сверстниками. Очень хорошо, когда у него есть компаньон для игр приблизительно одного возраста и с равными физи­ческими данными (порода значения не имеет). Но оба щен­ка должны быть здоровыми.


Маленькому щенку посильна лишь начальная общая дрессировка, поэтому напрасно добиваться от него боль­шой четкости выполнения команд.

Приучать щенка к различным командам нужно по прин­ципу «от простого к сложному». Нельзя начинать следую­щий прием или усложнять его, если плохо усвоен предыду­щий. Жесты и команды должны быть четкими, даваться в соответствующей интонации. Грубая ошибка, когда щенка начинают «уговаривать» выполнить команду. Кроме того, еще очень важно, чтобы команды подавались всегда едино­образно, т. е. одинаково. Это необходимо, потому что соба­ка запоминает определенные звуковые сочетания, чутко ре­агирует на интонацию хозяина и выражение его лица. Поэтому нельзя один раз произносить команду «Сидеть!», а другой раз— «Садись!». Когда щенок не выполняет ко­манды, нельзя давать команды так: «Сидеть, а не лежать тебе говорят!» Во-первых, не нужно говорить лишних слов. Это сбивает щенка. Во-вторых, фразу «Сидеть, а не лежать!» щенок воспринимает как две противоположные команды, данные почему-то одновременно. Не зная, что ему делать, и видя, что хозяин недоволен, щенок начинает нервничать. Ошибку нужно исправить строгим повелительным тоном, дав команду «Сидеть!».

Нельзя переутомлять щенка и требовать от него физи­чески невыполнимого приема. Нельзя давать щенку незна­комых команд, но вместе с тем нужно добиваться выполне­ния данной и незнакомой команды. В случае необходимости можно даже применить и принуждение, форма которого дол­жна соответствовать возрасту. В противном случае щенок привыкнет к тому, что можно и не выполнить команду, и в дальнейшем, когда вырастет, доставит хозяину много не­приятностей. Особенно это важно по отношению к очень ак­тивным, возбудимым, крупным и злобным собакам.

Привыкнув со щенячьего возраста к невыполнению не­приятных для себя команд (например запрещающих), взрос­лая собака будет каждый раз огрызаться и пускать в ход зубы.

Успех работы с собакой в значительной степени зависит от того, насколько ее владелец смог наладить с ней контакт. В процессе постоянного общения с человеком собака узнает значения новых для нее звуковых сочетаний — слов, знако­мится с манерой хозяина говорить, с интонациями его голо­са, привычками и приспосабливается к ним. Длительным и умелым общением хозяина с собакой достигается полный контакт между ними.

12.3.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
ПРИ ДРЕССИРОВКЕ ЩЕНКОВ


При дрессировке необходимо правильно анализировать поведение собаки, учитывать состояние ее организма (воз­раст, условия выращивания и воспитания, преобладающую реакцию поведения, особенности типа нервной системы, двигательную активность, естественные повадки, привыч­ки) и в соответствии с этим определять методику обучения. Все это входит в понятие «индивидуальный подход».

Воспитанием собак следует заниматься с 1- до 6-месячно­го возраста, после чего необходимо переходить к их дресси­ровке, работе и обучению. Наиболее оптимальное время обу­чения собак — в возрасте от 6 мес. до 2 лет. Молодых собак следует постепенно втягивать в работу, строго соблюдать ре­жим упражнений, больше применять подражательный ме­тод. У собак в возрасте с 2 и более лет навыки вырабатыва­ются труднее. К тому же в случае неправильного воспитания у таких собак могут укорениться в поведении отрицатель­ные черты, которые в таком возрасте исправить сложнее (со­бака может быть труслива, ласкова к посторонним, сильно отвлекаться на различные раздражители, бояться звуков выстрелов и т. п.).

Облегчает дрессировку правильный учет преобладающей реакции поведения. Если преобладает пищевая реакция, то при выработке навыков следует больше применять пище­вые раздражители.

При наличии пассивно-оборонительной реакции необ­ходимо осторожно применять механические раздражители и умелыми действиями развивать у собаки смелость, злобу.

При наличии активно-оборонительной реакции упраж­нения по развитию злобы проводятся реже.

Проявление у собаки сильной ориентировочной реакции затрудняет дрессировку. Необходимо подбирать спокойную обстановку для работы и гулять с собакой в местах с боль­шим количеством раздражителей, чтобы она привыкла от­носиться к ним спокойно.

При дрессировке собак возбудимого типа нервной си­стемы следует осторожно и постепенно вырабатывать тор­мозные навыки (выдержку, дифференцировку запахов и др.), так как перенапряжение тормозного процесса мо­жет привести к неврозу. При выработке же положитель­ных рефлексов такие собаки проявляют большую работо­способность.

Собаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессиру­ются обычными методами.

У собак инертного типа (флегматиков) навыки выра­батываются медленно. Необходимо постепенно добиваться большей активности в работе.