Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1291

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Собак слабого типа нервной системы следует дрессиро­вать осторожно, не применять сильных раздражителей и не давать большой нагрузки. Собаки с резким проявлением слабости нервных процессов не пригодны к дрессировке.

При обучении собак необходимо учитывать естественные повадки, имеющиеся навыки и на основе их вырабатывать новые навыки, необходимые для определенной службы.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что нужно помнить и выполнять, приступая к дрессировке щенка?

  2. Каковы особенности приучения щенка к ошейнику, наморд­нику и первоначальным основным командам?

  3. Последовательность приучения щенят различным командам по мере роста.

  4. Перечислите действия хозяина, которые запрещено применять при работе с щенком.

  5. Какие типичные ошибки встречаются при дрессировке щен­ка и как их избежать?

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIW^

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

ОБЩИЙ КУРС ДРЕССИРОВКИ
(ОКД)


Собаку надо воспитывать таким образом, чтобы она чувствовала наказание, если хозяин с ней сердито или совсем не говорит, не ласкает ее или игнорирует.

В. И. Лебедев

Общая дрессировка — основа для последующей подготов­ки собаки по той или иной специальной службе, так как большинство навыков, выработанных в ходе общей дресси­ровки, является базой для выработки навыков специальной дрессировки.

Выработка навыков, входящих в общую дрессировку, основана как на процессах возбуждения нервной системы, так и на процессах торможения. Комплекс всех приемов об­щей дрессировки устанавливает в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, что обеспечивает безотказность и четкость в работе собаки. Вот почему дрессировка собак всегда начи­нается с выработки навыков общей дрессировки.

Приемы общей и специальной дрессировки собак долж­ны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечит достижение конечной цели дрессировки. Эту определенную последовательность в отра­ботке приемов и способ выработки навыков принято назы­вать методикой дрессировки.

13.1.

МЕТОДИКА
ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ


Методика дрессировки собак основывается на ряде прин­ципов:

  1. На первых занятиях необходимо быстро установить правильные взаимоотношения дрессировщика с собакой. Для этого с собакой нужно больше гулять и играть.

  2. Отработка приемов и упражнений должна исходить из принципа — от простого к сложному, от легкого к труд­ному. Занятия следует проводить в условиях, чтобы было меньше отвлекающих раздражителей.

  3. Необходимо соблюдать строгую последовательность в выработке навыков, т. к. появление у собаки одних навы­ков служит основой для выработки следующих.

  4. В то же время приемы следует отрабатывать комп­лексно, т. е. одновременно и параллельно несколько при­емов. При этом навыки должны быть на разных стадиях их образования. Комплексный метод значительно уско­ряет дрессировку и повышает ее качество, так как собака меньше утомляется, а навыки у нее вырабатываются бы­стрее.

  5. Отработку нового приема следует начинать в первой половине занятия, но не в самом его начале, когда собака еще недостаточно послушна. Не следует этого делать и в кон­це занятия, когда нервная система собаки уже утомлена.

  6. Заниматься дрессировкой собаки желательно дважды в день — утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 3-4 ч после него. Продолжительность занятий сле­дует увеличивать постепенно. Занятия не следует перегру­жать одновременной отработкой многих упражнений. Это запутывает и утомляет собаку. При параллельном изучении нескольких приемов в течение часа их допустимо отрабаты­вать поочередно не более 3-4 раз. Не следует повторять один и тот же прием много раз подряд, т. к. это быстро утомит собаку.

  7. Дрессировщик должен учитывать как внешние (мест­ность, наличие животных или людей, погода и т. п.), так и внутренние (голод, сытость) факторы, влияющие на собаку во время дрессировки, и умело использовать их.

  8. Прежде чем приступить к занятиям, дрессировщик должен твердо решить, чего он хочет достигнуть и какими путями будет добиваться поставленных задач, т. е. должен разработать подробный методический план дрессировки.


Перед выработкой каждого навыка необходимо ясно представлять себе элементы и стадии его отработки по сле­дующему плану:

  1. Назначение навыка.

  2. Условные и безусловные раздражители, применяемые при его выработке.

  3. Методика и техника выработки навыка по стадиям.

  4. Норматив выработанного навыка (что должна выпол­нять собака).

  5. Основные ошибки при выработке навыка.

Продолжительность общей дрессировки собаки зависит от многих факторов и колеблется в больших пределах — от 3 до 6 мес. Для успешной дрессировки служебных собак на­чинающими дрессировщиками необходимо, чтобы их рабо­той руководил опытный наставник. Проводить такие заня­тия следует 1-2 раза в неделю. Одна группа должна включать 10-12 дрессировщиков с их собаками. В остальные дни не­дели дрессировщик должен заниматься с собакой самостоя­тельно, желательно 2 раза в день, отводя на каждое занятие 50-60 мин.

Очень важно, чтобы дрессировщик умело подбирал мес­та для занятий с собакой, особенно в условиях города. Если поблизости от дома есть дрессировочная площадка, то еже­дневные занятия лучше проводить на ней. Если же такой возможности нет, то нужно заниматься на окраине города, на пустырях, в лесопарках, т. е. в таких местах, где занятия с собаками не запрещены и где мало различных отвлекаю­щих раздражителей. Это особенно важно в начальный пери­од дрессировки.

Нельзя заниматься дрессировкой вблизи свалок, скот­ных дворов, промышленных предприятий, улиц, дорог с интенсивным движением. Но в ходе дрессировки условия окружающей среды следует постепенно усложнять.

Для проведения занятий по общей дрессировке требуется специальный инвентарь (см. рис. 4). О предназначении неко­торых предметов инвентаря — ошейника, намордника, длин­ного и короткого поводков, цепи — ранее уже рассказывалось.

Рассмотрим специальные предметы для дрессировки.

Строгий ошейник (парфорс) применяется для дрессиров­ки собак, недостаточно чувствительных к обычным по силе болевым раздражителям. Он представляет собой затяжной ошейник с шипами на внутренней стороне.




Рис. 4

Специальный инвентарь для общей дрессировки собак:

1 — ошейник; 2 — поводок короткий; 3 — поводок длинный; 4 — цепь; 5 — строгий ошейник; 6 — намордник; 7 — апортировочные предметы: а — ма­терчатый, б — деревянный; 8 — сумка для лакомства; 9 — сумка для инвен­таря; 10 — металлический штырь для привязывания собаки; 11 — хлыст.

Апортировочные предметы используются для приучения собаки подноске предметов. Изготавливаются различных раз­меров, веса и формы. Чаще всего они бывают деревянными, в форме гантели. Длина апортировочного предмета — 20-25 см, диаметр на концах — 5-6 см, диаметр посередине — 3-4 см.

Сумку для лакомства делают из прочной материи или из кожзаменителя размером 15x15 см. Клапан сумки дол­жен надежно застегиваться. Внутри в сумку закладывается свободно вынимающийся конверт из прочной полиэтилено­вой пленки.

Хлыст служит для нанесения собакам в случае необхо­димости несильных ударов. Изготавливается из кожи или кожзаменителя.

Штырь используется для привязывания собак. Изготав­ливается из металла.

Кроме перечисленного специального инвентаря на дрес­сировочных площадках используются индукторы или дру­гие источники переменного тока (с регулируемым напряже­нием). Их применяют для приучения собаки не брать корм с земли. Кроме того, во время приучения собаки к сильным звуковым и световым раздражителям используется старто­вый пистолет или учебная винтовка, свет фар мотоцикла или автомобиля, взрывпакеты, осветительные ракеты.

13.2.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА
УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА
СОБАКИ И ДРЕССИРОВЩИКА


Установление контакта дрессировщика с собакой — это не отдельный прием дрессировки в строгом значении этого понятия, а совокупность действий дрессировщика во всех случаях его общения с собакой (кормление, чистка, прогул­ка, занятия и пр.).

Правильные взаимоотношения между дрессировщиком и собакой вырабатывают у собаки доверчивое отношение и привязанность к дрессировщику.

Поэтому без прочного контакта между ними успешная дрессировка невозможна. Если собака выращена дрессиров­щиком со щенячьего возраста, то к началу дрессировки пра­вильные взаимоотношения бывают уже установившимися и это значительно облегчает последующую работу. Когда же приходится начинать дрессировку взрослой незнакомой со­баки, быстрота установления контакта между дрессиров­щиком и собакой во многом зависят от их первой встречи. Поэтому дрессировщик должен предварительно собрать воз­можно более полные сведения о собаке (кличка, порода, пол, возраст, тип поведения и др.) и на этой основе наметить при­мерный план их первого знакомства.


При первом подходе к собаке нужно вести себя смело, но осторожно, быть готовым к любым неожиданностям в поведении собаки, исключить чрезмерную ласковость или грубость в обращении с ней. Обычно такая первая встреча происходит тогда, когда собака одна и на привязи или ког­да первый владелец передает собаку дрессировщику из рук в руки.

Если собака на привязи, дрессировщик, назвав кличку собаки, решительно подходит к ней и дает ей лакомство. Если собака берет лакомство (а для этого лучше, если она будет голодна), и не проявляет агрессивности или трусости, то осторожно гладят ее, а затем прикрепляют к ошейнику поводок и выводят на прогулку. Во время прогулки, время от времени называя кличку собаки, ей дают лакомство, по­глаживают, делают с ней небольшие пробежки, позволяют тщательно обнюхать себя, соблюдая большую выдержку и осторожность (ведь дрессировщик для нее новый, очень сильный комплексный раздражитель).

Если собака передается из рук в руки, то владелец вы­водит ее на прогулку на длинном поводке (если собака злоб­ная, то в наморднике). В один из моментов, когда собака отвлеклась, дрессировщик подходит сзади к владельцу и незаметно для собаки берет поводок, а владелец незамет­но уходит и прячется. Дрессировщик, продолжая прогул­ку, старается не стеснять движений собаки, время от вре­мени произносит ее кличку, а при подходе дает лакомство и гладит.

Если собака оказалась злобной, то дрессировщик дол­жен терпеливо приучать ее к себе, давая ей корм и лаком­ство, и при первой же возможности выводить на прогулку. У собак робких, трусливых доверчивое отношение к дресси­ровщику можно развить только лаской, игрой, поощрени­ем и лакомством.

В первые дни общения с дрессировщиком собака особен­но внимательна ко всем его поступкам, поэтому в этот пери­од и дрессировщик должен быть особенно внимательным и всесторонне продумывать каждое свое действие.

Если подход к собаке был правильным, то со временем между дрессировщиком и собакой устанавливаются нор­мальные взаимоотношения, недоверчивость собаки посте­пенно сменяется доверчивостью, которая затем переходит в привязанность.

Хороший контакт между дрессировщиком и собакой характеризуется тем, что собака всегда стремится быть вме­сте с дрессировщиком, при его приближении учащенно ви­ляет хвостом, прыгает, повизгивает, лает, а находясь возле него, ласкается, охотно подходит на подзыв, стремится всю­ду за ним следовать.


Основные ошибки дрессировщика при установлении контакта с собакой. В процессе установления правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой воз­можны следующие ошибки:

■ ошибки при первой встрече, связанные с неполнотой дан­ных о собаке и особенностях ее поведения;

  • резкость, грубость, наигранная решительность, прояв­ляемые в тех случаях, когда дрессировщик пытается за­маскировать свой страх перед незнакомой собакой;

  • нерешительное, боязливое, робкое обращение с собакой;

  • излишняя мягкость, ласковость и нетребовательность к собаке.


  1. ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К КЛИЧКЕ


Кличка собаки — это первая и к тому же наиболее часто употребляемая команда. Применяется она не только в про­цессе дрессировки, но и во всех случаях общения дрессиров­щика с собакой. В результате приучения к кличке у собаки вырабатывается стойкий навык — сразу же обращать вни­мание нa своего дрессировщика после того, как он произне­сет ее кличку. Таким образом, кличка приобретает для со­баки условное значение сигнала «Внимание!».

Обычно собак приучают к кличке еще в щенячьем возра­сте (1-3 мес.). Иногда бывает необходимо приучить к кличке и взрослую собаку: при переходе собаки к новому владельцу (когда кличка ее неизвестна), при изменении клички.

Для клички используют любое короткое, звучное, с чет­ким окончанием слово, кроме имен людей.

Порядок отработки приема. Дрессировщик, находясь в нескольких шагах от собаки, 2-3 раза в ласковой интона­ции четко произносит ее кличку, подходит к ней и одновре­менно дает ей лакомство. Пока собака его ест, дрессиров­щик вновь 2-3 раза произносит ее кличку. Так повторяется несколько раз. В результате у собаки вырабатывается навык быстро настораживаться на свою кличку. Как только навык выработан, лакомство заменяют восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием.

На занятиях кличку собаки следует произносить одно­образно, четко, в приказной интонации. Нельзя произно­сить кличку в угрожающей интонации или превращать ее из команды «Внимание!» в команду подзыва.

Собаку считают приученной к кличке, если, услышав ее, она сразу сосредоточивает свое внимание на дрессиров­щике и настораживается.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика: