ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1291
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Собак слабого типа нервной системы следует дрессировать осторожно, не применять сильных раздражителей и не давать большой нагрузки. Собаки с резким проявлением слабости нервных процессов не пригодны к дрессировке.
При обучении собак необходимо учитывать естественные повадки, имеющиеся навыки и на основе их вырабатывать новые навыки, необходимые для определенной службы.
Контрольные вопросы и задания
-
Что нужно помнить и выполнять, приступая к дрессировке щенка? -
Каковы особенности приучения щенка к ошейнику, наморднику и первоначальным основным командам? -
Последовательность приучения щенят различным командам по мере роста. -
Перечислите действия хозяина, которые запрещено применять при работе с щенком. -
Какие типичные ошибки встречаются при дрессировке щенка и как их избежать?
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIW^
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
ОБЩИЙ КУРС ДРЕССИРОВКИ
(ОКД)
Собаку надо воспитывать таким образом, чтобы она чувствовала наказание, если хозяин с ней сердито или совсем не говорит, не ласкает ее или игнорирует.
В. И. Лебедев
Общая дрессировка — основа для последующей подготовки собаки по той или иной специальной службе, так как большинство навыков, выработанных в ходе общей дрессировки, является базой для выработки навыков специальной дрессировки.
Выработка навыков, входящих в общую дрессировку, основана как на процессах возбуждения нервной системы, так и на процессах торможения. Комплекс всех приемов общей дрессировки устанавливает в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, что обеспечивает безотказность и четкость в работе собаки. Вот почему дрессировка собак всегда начинается с выработки навыков общей дрессировки.
Приемы общей и специальной дрессировки собак должны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечит достижение конечной цели дрессировки. Эту определенную последовательность в отработке приемов и способ выработки навыков принято называть методикой дрессировки.
13.1.
МЕТОДИКА
ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ
Методика дрессировки собак основывается на ряде принципов:
-
На первых занятиях необходимо быстро установить правильные взаимоотношения дрессировщика с собакой. Для этого с собакой нужно больше гулять и играть. -
Отработка приемов и упражнений должна исходить из принципа — от простого к сложному, от легкого к трудному. Занятия следует проводить в условиях, чтобы было меньше отвлекающих раздражителей. -
Необходимо соблюдать строгую последовательность в выработке навыков, т. к. появление у собаки одних навыков служит основой для выработки следующих. -
В то же время приемы следует отрабатывать комплексно, т. е. одновременно и параллельно несколько приемов. При этом навыки должны быть на разных стадиях их образования. Комплексный метод значительно ускоряет дрессировку и повышает ее качество, так как собака меньше утомляется, а навыки у нее вырабатываются быстрее. -
Отработку нового приема следует начинать в первой половине занятия, но не в самом его начале, когда собака еще недостаточно послушна. Не следует этого делать и в конце занятия, когда нервная система собаки уже утомлена. -
Заниматься дрессировкой собаки желательно дважды в день — утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 3-4 ч после него. Продолжительность занятий следует увеличивать постепенно. Занятия не следует перегружать одновременной отработкой многих упражнений. Это запутывает и утомляет собаку. При параллельном изучении нескольких приемов в течение часа их допустимо отрабатывать поочередно не более 3-4 раз. Не следует повторять один и тот же прием много раз подряд, т. к. это быстро утомит собаку. -
Дрессировщик должен учитывать как внешние (местность, наличие животных или людей, погода и т. п.), так и внутренние (голод, сытость) факторы, влияющие на собаку во время дрессировки, и умело использовать их. -
Прежде чем приступить к занятиям, дрессировщик должен твердо решить, чего он хочет достигнуть и какими путями будет добиваться поставленных задач, т. е. должен разработать подробный методический план дрессировки.
Перед выработкой каждого навыка необходимо ясно представлять себе элементы и стадии его отработки по следующему плану:
-
Назначение навыка. -
Условные и безусловные раздражители, применяемые при его выработке. -
Методика и техника выработки навыка по стадиям. -
Норматив выработанного навыка (что должна выполнять собака). -
Основные ошибки при выработке навыка.
Продолжительность общей дрессировки собаки зависит от многих факторов и колеблется в больших пределах — от 3 до 6 мес. Для успешной дрессировки служебных собак начинающими дрессировщиками необходимо, чтобы их работой руководил опытный наставник. Проводить такие занятия следует 1-2 раза в неделю. Одна группа должна включать 10-12 дрессировщиков с их собаками. В остальные дни недели дрессировщик должен заниматься с собакой самостоятельно, желательно 2 раза в день, отводя на каждое занятие 50-60 мин.
Очень важно, чтобы дрессировщик умело подбирал места для занятий с собакой, особенно в условиях города. Если поблизости от дома есть дрессировочная площадка, то ежедневные занятия лучше проводить на ней. Если же такой возможности нет, то нужно заниматься на окраине города, на пустырях, в лесопарках, т. е. в таких местах, где занятия с собаками не запрещены и где мало различных отвлекающих раздражителей. Это особенно важно в начальный период дрессировки.
Нельзя заниматься дрессировкой вблизи свалок, скотных дворов, промышленных предприятий, улиц, дорог с интенсивным движением. Но в ходе дрессировки условия окружающей среды следует постепенно усложнять.
Для проведения занятий по общей дрессировке требуется специальный инвентарь (см. рис. 4). О предназначении некоторых предметов инвентаря — ошейника, намордника, длинного и короткого поводков, цепи — ранее уже рассказывалось.
Рассмотрим специальные предметы для дрессировки.
Строгий ошейник (парфорс) применяется для дрессировки собак, недостаточно чувствительных к обычным по силе болевым раздражителям. Он представляет собой затяжной ошейник с шипами на внутренней стороне.
Рис. 4
Специальный инвентарь для общей дрессировки собак:
1 — ошейник; 2 — поводок короткий; 3 — поводок длинный; 4 — цепь; 5 — строгий ошейник; 6 — намордник; 7 — апортировочные предметы: а — матерчатый, б — деревянный; 8 — сумка для лакомства; 9 — сумка для инвентаря; 10 — металлический штырь для привязывания собаки; 11 — хлыст.
Апортировочные предметы используются для приучения собаки подноске предметов. Изготавливаются различных размеров, веса и формы. Чаще всего они бывают деревянными, в форме гантели. Длина апортировочного предмета — 20-25 см, диаметр на концах — 5-6 см, диаметр посередине — 3-4 см.
Сумку для лакомства делают из прочной материи или из кожзаменителя размером 15x15 см. Клапан сумки должен надежно застегиваться. Внутри в сумку закладывается свободно вынимающийся конверт из прочной полиэтиленовой пленки.
Хлыст служит для нанесения собакам в случае необходимости несильных ударов. Изготавливается из кожи или кожзаменителя.
Штырь используется для привязывания собак. Изготавливается из металла.
Кроме перечисленного специального инвентаря на дрессировочных площадках используются индукторы или другие источники переменного тока (с регулируемым напряжением). Их применяют для приучения собаки не брать корм с земли. Кроме того, во время приучения собаки к сильным звуковым и световым раздражителям используется стартовый пистолет или учебная винтовка, свет фар мотоцикла или автомобиля, взрывпакеты, осветительные ракеты.
13.2.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА
УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА
СОБАКИ И ДРЕССИРОВЩИКА
Установление контакта дрессировщика с собакой — это не отдельный прием дрессировки в строгом значении этого понятия, а совокупность действий дрессировщика во всех случаях его общения с собакой (кормление, чистка, прогулка, занятия и пр.).
Правильные взаимоотношения между дрессировщиком и собакой вырабатывают у собаки доверчивое отношение и привязанность к дрессировщику.
Поэтому без прочного контакта между ними успешная дрессировка невозможна. Если собака выращена дрессировщиком со щенячьего возраста, то к началу дрессировки правильные взаимоотношения бывают уже установившимися и это значительно облегчает последующую работу. Когда же приходится начинать дрессировку взрослой незнакомой собаки, быстрота установления контакта между дрессировщиком и собакой во многом зависят от их первой встречи. Поэтому дрессировщик должен предварительно собрать возможно более полные сведения о собаке (кличка, порода, пол, возраст, тип поведения и др.) и на этой основе наметить примерный план их первого знакомства.
При первом подходе к собаке нужно вести себя смело, но осторожно, быть готовым к любым неожиданностям в поведении собаки, исключить чрезмерную ласковость или грубость в обращении с ней. Обычно такая первая встреча происходит тогда, когда собака одна и на привязи или когда первый владелец передает собаку дрессировщику из рук в руки.
Если собака на привязи, дрессировщик, назвав кличку собаки, решительно подходит к ней и дает ей лакомство. Если собака берет лакомство (а для этого лучше, если она будет голодна), и не проявляет агрессивности или трусости, то осторожно гладят ее, а затем прикрепляют к ошейнику поводок и выводят на прогулку. Во время прогулки, время от времени называя кличку собаки, ей дают лакомство, поглаживают, делают с ней небольшие пробежки, позволяют тщательно обнюхать себя, соблюдая большую выдержку и осторожность (ведь дрессировщик для нее новый, очень сильный комплексный раздражитель).
Если собака передается из рук в руки, то владелец выводит ее на прогулку на длинном поводке (если собака злобная, то в наморднике). В один из моментов, когда собака отвлеклась, дрессировщик подходит сзади к владельцу и незаметно для собаки берет поводок, а владелец незаметно уходит и прячется. Дрессировщик, продолжая прогулку, старается не стеснять движений собаки, время от времени произносит ее кличку, а при подходе дает лакомство и гладит.
Если собака оказалась злобной, то дрессировщик должен терпеливо приучать ее к себе, давая ей корм и лакомство, и при первой же возможности выводить на прогулку. У собак робких, трусливых доверчивое отношение к дрессировщику можно развить только лаской, игрой, поощрением и лакомством.
В первые дни общения с дрессировщиком собака особенно внимательна ко всем его поступкам, поэтому в этот период и дрессировщик должен быть особенно внимательным и всесторонне продумывать каждое свое действие.
Если подход к собаке был правильным, то со временем между дрессировщиком и собакой устанавливаются нормальные взаимоотношения, недоверчивость собаки постепенно сменяется доверчивостью, которая затем переходит в привязанность.
Хороший контакт между дрессировщиком и собакой характеризуется тем, что собака всегда стремится быть вместе с дрессировщиком, при его приближении учащенно виляет хвостом, прыгает, повизгивает, лает, а находясь возле него, ласкается, охотно подходит на подзыв, стремится всюду за ним следовать.
Основные ошибки дрессировщика при установлении контакта с собакой. В процессе установления правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой возможны следующие ошибки:
■ ошибки при первой встрече, связанные с неполнотой данных о собаке и особенностях ее поведения;
-
резкость, грубость, наигранная решительность, проявляемые в тех случаях, когда дрессировщик пытается замаскировать свой страх перед незнакомой собакой; -
нерешительное, боязливое, робкое обращение с собакой; -
излишняя мягкость, ласковость и нетребовательность к собаке.
-
ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К КЛИЧКЕ
Кличка собаки — это первая и к тому же наиболее часто употребляемая команда. Применяется она не только в процессе дрессировки, но и во всех случаях общения дрессировщика с собакой. В результате приучения к кличке у собаки вырабатывается стойкий навык — сразу же обращать внимание нa своего дрессировщика после того, как он произнесет ее кличку. Таким образом, кличка приобретает для собаки условное значение сигнала «Внимание!».
Обычно собак приучают к кличке еще в щенячьем возрасте (1-3 мес.). Иногда бывает необходимо приучить к кличке и взрослую собаку: при переходе собаки к новому владельцу (когда кличка ее неизвестна), при изменении клички.
Для клички используют любое короткое, звучное, с четким окончанием слово, кроме имен людей.
Порядок отработки приема. Дрессировщик, находясь в нескольких шагах от собаки, 2-3 раза в ласковой интонации четко произносит ее кличку, подходит к ней и одновременно дает ей лакомство. Пока собака его ест, дрессировщик вновь 2-3 раза произносит ее кличку. Так повторяется несколько раз. В результате у собаки вырабатывается навык быстро настораживаться на свою кличку. Как только навык выработан, лакомство заменяют восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием.
На занятиях кличку собаки следует произносить однообразно, четко, в приказной интонации. Нельзя произносить кличку в угрожающей интонации или превращать ее из команды «Внимание!» в команду подзыва.
Собаку считают приученной к кличке, если, услышав ее, она сразу сосредоточивает свое внимание на дрессировщике и настораживается.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика: