ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1283
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если собака пытается встать, то дрессировщик должен помешать этому, нажимая ладонью на холку собаки и повторяя команду «Ползи!». Если же собака хорошо ползет вместе с дрессировщиком, то он поощряет ее поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!» и повторяет команду «Ползи!» (рис. 23).
В начале дрессировки ползание осуществляется на 1-2 м, так как собака быстро утомляется. После небольшой паузы и отдыха занятия продолжаются.
По мере выработки первоначального навыка дрессировщик усложняет его. Сначала он опускает на землю поводок. При попытках собаки отстать или приподняться подает команду «Ползи!» в угрожающей интонации, а правой рукой подбирает поводок и делает короткий рывок. Расстояние для ползания увеличивает до 15 м. Дрессировщик подбирает более трудный участок местности. В дальнейшем проводит упражнения при неблагоприятной погоде, на мокрой почве и т. д. Навык считается выработанным, если собака по первой команде быстро и безотказно переползает вместе с дрессировщиком расстояние до 15 м средней сложности, не отставая, не опережая и не отползая от него в сторону.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
13.12.
ПРЕКРАЩЕНИЕ
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
(КОМАНДА «ФУ!»)
Этот навык необходим для собак всех пород, включая и декоративных. Для собак охотничьих пород вместо команды «Фу!» подается команда «Тубо!». Команду применяют как для прекращения нежелательных действий собаки, так и при попытке их совершить. Команда «Фу!» всегда должна подтверждаться безусловным раздражителем: рывком
поводка, строгим ошейником (парфорсом) или ударом хлыста.
Команда «Фу!» произносится в строгой интонации, громко, отчетливо и в тот момент, когда дрессировщик установил причину отвлечения или начало проявления у собаки нежелательных действий. Жестом или другими сигналами она не заменяется.
Выгуливая собаку на поводке, нужно внимательно следить за ее поведением. При ее попытке наброситься на птицу или другое животное, подобрать корм, дрессировщик громко и резко подает команду «Фу!» и одновременно сильно дергает поводок. Если собака пытается повторить нежелательное действие, то оно вновь пресекается командой «Фу!» и резким рывком поводка. Однако сила рывка должна быть соразмерна физическому состоянию собаки: ее возрасту, характеру и степени возбуждения. Если рывок не вызывает нужного тормозного процесса, на собаку воздействуют строгим ошейником или ударом хлыста.
Условным раздражителем при отработке этого приема является команда «Фу!».
Безусловный раздражитель — сильный рывок поводком, иногда усиливаемый применением хлыста или строгого ошейника. Навык можно вырабатывать только тогда, когда будет установлен прочный контакт между дрессировщиком и собакой.
Команда «Фу!» «работает» лишь в том случае, если подается в тот момент, когда собака только-только начинает нежелательные действия. Выработку первоначального навыка проводят на местности с ограниченным количеством отвлекающих раздражителей.
Порядок обучения собаки прекращению нежелательных действий.
Дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, разрешает ей погулять, постепенно направляя к такому раздражителю, на который собака реагирует наиболее сильно, одновременно внимательно наблюдая за ее поведением. При попытке собаки наброситься на раздражитель (схватить кость, птицу, животное и др.) громко и резко подает команду «Фу!» в угрожающей интонации и одновременно делает сильный рывок поводком. Сильное болевое раздражение затормозит совершаемое собакой действие. После небольшой паузы собаке подают какую-либо другую команду. Последующие попытки собаки совершать какие-либо действия, нежелательные для дрессировщика, вновь пресекаются командой «Фу!» и резким рывком поводка. Сила рывка поводка должна соответствовать физическому состоянию собаки, типу ее высшей нервной деятельности и силе раздражителя, вызвавшего нежелательное действие. У некоторых собак рывок поводка не вызывает достаточного тормозного действия. В этом случае применяют строгий ошейник или несильные удары хлыстом. На первом занятии команду «Фу!» следует применять не более 3-5 раз с интервалами в 10-20 мин, чтобы дать собаке возможность оправиться от торможения, вызванного этой командой и рывком поводка. Затем первоначальный навык усложняют. Вначале работают на удлиненном поводке, а затем и без него, постепенно увеличивают расстояние от дрессировщика до собаки, вводят новые, более сильные и многочисленные раздражители. Если при этом собака перестает выполнять команды, то необходимо повторить упражнения с применением рывка поводком.
При неправильной методике выработки этого навыка у собаки при подаче команды «Фу!» может проявиться пассивно-оборонительная реакция. В этом случае нужно успокоить собаку, отвлечь ее прогулкой, игрой, переменить место занятий и в этот день не подавать больше эту команду. На последующих 2-3 занятиях надо резко ослабить силу рывка поводком. Закрепление навыка проверяют, гуляя с собакой на более длинном поводке, после чего занятия проводят без поводка, а также специально вводят более сильные раздражители: просят помощника подбросить вкусный корм, отпускают играть других собак или щенков, а дрессируемую собаку заставляют продолжать движение рядом с дрессировщиком или выполнять другие команды как у ноги, так и на расстоянии.
Навык считается выработанным, если собака по первой команде «Фу!» безотказно и четко, в любой обстановке, немедленно прекращает любые нежелательные для дрессировщика действия.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
13.13.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА МЕСТО
(КОМАНДА «МЕСТО!»)
Это необходимый и очень полезный навык для пастушьих и служебных собак (кроме караульных) и весьма желательный — для охотничьих. Навык на команду «Место!» необходим при обслуживании, перевозке и специальной дрессировке собаки.
Условными раздражителями являются команда «Место!» и жест — выбрасывание прямой правой руки вперед ладонью вниз (на уровне пояса) в направлении того места, куда должна вернуться собака (рис. 24).
Безусловные раздражители — легкие рывки поводком, лакомство.
Этот прием отрабатывается после выработки у собаки навыка на команду «Лежать!».
Порядок обучения собаки возвращению на место. Дрессировщик, держа собаку на удлиненном поводке, укладывает ее около себя и кладет перед ней хорошо знакомый предмет (но только не апортировочный). Обозначив, таким образом, занимаемое собакой место, он вторично подает команду «Лежать!» и отходит от собаки на 5-6 шагов. После небольшой выдержки собаку подзывают и поглаживают. Затем в приказной интонации дают команду «Место!» и де-
Рис. 24
Жест, заменяющий команду «Место!»
лают жест правой рукой. Левой же в это время производят легкие побуждающие рывки поводком вперед и двигаются вместе с собакой к оставленному ею месту. Во время движения 2-3 раза в приказной интонации произносят команду «Место!». Возвратившись на оставленное собакой место, заставляют ее принять прежнее положение, а затем поощряют поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!». Все эти действия в течение занятия повторяют 3-4 раза. Если собака без команды покинет занимаемое место и бежит к дрессировщику, то ее берут за поводок и, подав в угрожающей интонации команду «Место!», легкими рывками поводка принуждают вернуться обратно. Если же собака выполняет команды четко, то к ней периодически подходят и поощряют ее. Затем первоначальный навык усложняют. Расстояние отхода постепенно увеличивают до размеров удлиненного поводка, добиваются, чтобы собака ложилась не далее чем в 1м от оставленного предмета. Совершенствуя навык, вводят работу без поводка, а дистанцию отхода дрессировщика доводят до 15 м. Постепенно увеличивается выдержка (на месте до подзыва, около дрессировщика после подзыва, после возвращения собаки на место). Вводится выдержка и в отсутствие дрессировщика, усложняются условия проводимых занятий. Навык считается выработанным, если собака без поводка по первой команде дрессировщика быстро и четко возвращается на ранее занимаемое ею место на расстояние до 15 м,
самостоятельно ложится там, не далее чем в 1м от оставленного предмета, и сохраняет выдержку до 5 мин.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
13.14.
АПОРТИРОВКА ПРЕДМЕТОВ
(КОМАНДА «АПОРТ!»)
Навык апортировки или подачи предмета необходим для всех пород собак, особенно охотничьих, розыскных, а также декоративных.
Навык на команду «Апорт!» является основой для последующей выработки последующих приемов специальной дрессировки (выборка вещей, обыск местности, работа по следу и др.).
Условными раздражителями при выработке навыка являются команды «Апорт!», «Дай!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении брошенного предмета и небольшой наклон корпуса вперед (рис. 25).
Безусловные раздражители — апортировочный предмет (необходимо иметь круглую деревянную палочку длиной 2030 см и диаметром 3-4 см. Для охотничьих собак лучше всего
Рис. 25
Приучение собаки к апортировке
изготовить подноски в виде тушки птицы, чучела зверька и т. п.), лакомство, поглаживание. Прием отрабатывается после выработки у собаки навыков на команды «Гуляй!», «Ко мне!», «Сидеть!» и параллельно с рядом других приемов общей дрессировки.
Порядок отработки навыка. Первые занятия следует проводить на участке без отвлекающих раздражителей.
Приучить собаку подносить предметы можно двумя способами:
В начале дрессировки ползание осуществляется на 1-2 м, так как собака быстро утомляется. После небольшой паузы и отдыха занятия продолжаются.
По мере выработки первоначального навыка дрессировщик усложняет его. Сначала он опускает на землю поводок. При попытках собаки отстать или приподняться подает команду «Ползи!» в угрожающей интонации, а правой рукой подбирает поводок и делает короткий рывок. Расстояние для ползания увеличивает до 15 м. Дрессировщик подбирает более трудный участок местности. В дальнейшем проводит упражнения при неблагоприятной погоде, на мокрой почве и т. д. Навык считается выработанным, если собака по первой команде быстро и безотказно переползает вместе с дрессировщиком расстояние до 15 м средней сложности, не отставая, не опережая и не отползая от него в сторону.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
излишне сильные рывки поводком; -
слишком большие расстояния для ползания на первых занятиях; -
усложненная обстановка в начальный период (колючая трава, жнивье, камни, мокрая, грязная почва и др.).
13.12.
ПРЕКРАЩЕНИЕ
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
(КОМАНДА «ФУ!»)
Этот навык необходим для собак всех пород, включая и декоративных. Для собак охотничьих пород вместо команды «Фу!» подается команда «Тубо!». Команду применяют как для прекращения нежелательных действий собаки, так и при попытке их совершить. Команда «Фу!» всегда должна подтверждаться безусловным раздражителем: рывком
поводка, строгим ошейником (парфорсом) или ударом хлыста.
Команда «Фу!» произносится в строгой интонации, громко, отчетливо и в тот момент, когда дрессировщик установил причину отвлечения или начало проявления у собаки нежелательных действий. Жестом или другими сигналами она не заменяется.
Выгуливая собаку на поводке, нужно внимательно следить за ее поведением. При ее попытке наброситься на птицу или другое животное, подобрать корм, дрессировщик громко и резко подает команду «Фу!» и одновременно сильно дергает поводок. Если собака пытается повторить нежелательное действие, то оно вновь пресекается командой «Фу!» и резким рывком поводка. Однако сила рывка должна быть соразмерна физическому состоянию собаки: ее возрасту, характеру и степени возбуждения. Если рывок не вызывает нужного тормозного процесса, на собаку воздействуют строгим ошейником или ударом хлыста.
Условным раздражителем при отработке этого приема является команда «Фу!».
Безусловный раздражитель — сильный рывок поводком, иногда усиливаемый применением хлыста или строгого ошейника. Навык можно вырабатывать только тогда, когда будет установлен прочный контакт между дрессировщиком и собакой.
Команда «Фу!» «работает» лишь в том случае, если подается в тот момент, когда собака только-только начинает нежелательные действия. Выработку первоначального навыка проводят на местности с ограниченным количеством отвлекающих раздражителей.
Порядок обучения собаки прекращению нежелательных действий.
Дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, разрешает ей погулять, постепенно направляя к такому раздражителю, на который собака реагирует наиболее сильно, одновременно внимательно наблюдая за ее поведением. При попытке собаки наброситься на раздражитель (схватить кость, птицу, животное и др.) громко и резко подает команду «Фу!» в угрожающей интонации и одновременно делает сильный рывок поводком. Сильное болевое раздражение затормозит совершаемое собакой действие. После небольшой паузы собаке подают какую-либо другую команду. Последующие попытки собаки совершать какие-либо действия, нежелательные для дрессировщика, вновь пресекаются командой «Фу!» и резким рывком поводка. Сила рывка поводка должна соответствовать физическому состоянию собаки, типу ее высшей нервной деятельности и силе раздражителя, вызвавшего нежелательное действие. У некоторых собак рывок поводка не вызывает достаточного тормозного действия. В этом случае применяют строгий ошейник или несильные удары хлыстом. На первом занятии команду «Фу!» следует применять не более 3-5 раз с интервалами в 10-20 мин, чтобы дать собаке возможность оправиться от торможения, вызванного этой командой и рывком поводка. Затем первоначальный навык усложняют. Вначале работают на удлиненном поводке, а затем и без него, постепенно увеличивают расстояние от дрессировщика до собаки, вводят новые, более сильные и многочисленные раздражители. Если при этом собака перестает выполнять команды, то необходимо повторить упражнения с применением рывка поводком.
При неправильной методике выработки этого навыка у собаки при подаче команды «Фу!» может проявиться пассивно-оборонительная реакция. В этом случае нужно успокоить собаку, отвлечь ее прогулкой, игрой, переменить место занятий и в этот день не подавать больше эту команду. На последующих 2-3 занятиях надо резко ослабить силу рывка поводком. Закрепление навыка проверяют, гуляя с собакой на более длинном поводке, после чего занятия проводят без поводка, а также специально вводят более сильные раздражители: просят помощника подбросить вкусный корм, отпускают играть других собак или щенков, а дрессируемую собаку заставляют продолжать движение рядом с дрессировщиком или выполнять другие команды как у ноги, так и на расстоянии.
Навык считается выработанным, если собака по первой команде «Фу!» безотказно и четко, в любой обстановке, немедленно прекращает любые нежелательные для дрессировщика действия.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
частое и ненужное применение команды «Фу!» без ее подкрепления безусловными раздражителями; -
применение команды без рывка поводком; -
применение сильных рывков поводком, строгого ошейника и хлыста без учета индивидуальных особенностей собаки; -
неуместное применение команды «Фу!» вместо другой необходимой команды, подаваемой в угрожающей интонации; -
запаздывание с подачей команды «Фу!»; -
использование слишком сильных болевых раздражителей.
13.13.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА МЕСТО
(КОМАНДА «МЕСТО!»)
Это необходимый и очень полезный навык для пастушьих и служебных собак (кроме караульных) и весьма желательный — для охотничьих. Навык на команду «Место!» необходим при обслуживании, перевозке и специальной дрессировке собаки.
Условными раздражителями являются команда «Место!» и жест — выбрасывание прямой правой руки вперед ладонью вниз (на уровне пояса) в направлении того места, куда должна вернуться собака (рис. 24).
Безусловные раздражители — легкие рывки поводком, лакомство.
Этот прием отрабатывается после выработки у собаки навыка на команду «Лежать!».
Порядок обучения собаки возвращению на место. Дрессировщик, держа собаку на удлиненном поводке, укладывает ее около себя и кладет перед ней хорошо знакомый предмет (но только не апортировочный). Обозначив, таким образом, занимаемое собакой место, он вторично подает команду «Лежать!» и отходит от собаки на 5-6 шагов. После небольшой выдержки собаку подзывают и поглаживают. Затем в приказной интонации дают команду «Место!» и де-
Рис. 24
Жест, заменяющий команду «Место!»
лают жест правой рукой. Левой же в это время производят легкие побуждающие рывки поводком вперед и двигаются вместе с собакой к оставленному ею месту. Во время движения 2-3 раза в приказной интонации произносят команду «Место!». Возвратившись на оставленное собакой место, заставляют ее принять прежнее положение, а затем поощряют поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!». Все эти действия в течение занятия повторяют 3-4 раза. Если собака без команды покинет занимаемое место и бежит к дрессировщику, то ее берут за поводок и, подав в угрожающей интонации команду «Место!», легкими рывками поводка принуждают вернуться обратно. Если же собака выполняет команды четко, то к ней периодически подходят и поощряют ее. Затем первоначальный навык усложняют. Расстояние отхода постепенно увеличивают до размеров удлиненного поводка, добиваются, чтобы собака ложилась не далее чем в 1м от оставленного предмета. Совершенствуя навык, вводят работу без поводка, а дистанцию отхода дрессировщика доводят до 15 м. Постепенно увеличивается выдержка (на месте до подзыва, около дрессировщика после подзыва, после возвращения собаки на место). Вводится выдержка и в отсутствие дрессировщика, усложняются условия проводимых занятий. Навык считается выработанным, если собака без поводка по первой команде дрессировщика быстро и четко возвращается на ранее занимаемое ею место на расстояние до 15 м,
самостоятельно ложится там, не далее чем в 1м от оставленного предмета, и сохраняет выдержку до 5 мин.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
излишне сильные рывки поводком во время сопровождения собаки на место в первоначальный период; -
слишком большие выдержки в начале выработки навыка; -
частые команды «Место!» во время движения собаки; -
поощрение собаки в случае, если она принимает лежачее положение слишком далеко от «места»; -
использование для обозначения места апортировочного предмета или незнакомых собаке вещей.
13.14.
АПОРТИРОВКА ПРЕДМЕТОВ
(КОМАНДА «АПОРТ!»)
Навык апортировки или подачи предмета необходим для всех пород собак, особенно охотничьих, розыскных, а также декоративных.
Навык на команду «Апорт!» является основой для последующей выработки последующих приемов специальной дрессировки (выборка вещей, обыск местности, работа по следу и др.).
Условными раздражителями при выработке навыка являются команды «Апорт!», «Дай!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении брошенного предмета и небольшой наклон корпуса вперед (рис. 25).
Безусловные раздражители — апортировочный предмет (необходимо иметь круглую деревянную палочку длиной 2030 см и диаметром 3-4 см. Для охотничьих собак лучше всего
Рис. 25
Приучение собаки к апортировке
изготовить подноски в виде тушки птицы, чучела зверька и т. п.), лакомство, поглаживание. Прием отрабатывается после выработки у собаки навыков на команды «Гуляй!», «Ко мне!», «Сидеть!» и параллельно с рядом других приемов общей дрессировки.
Порядок отработки навыка. Первые занятия следует проводить на участке без отвлекающих раздражителей.
Приучить собаку подносить предметы можно двумя способами:
-
С помощью «оживления» предмета. Чаще всего применяется для выработки навыка у молодых, подвижных собак. -
С помощью принуждения. Применяется для менее подвижных, злобных, слабо и медленно возбуждающихся собак.