ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1279
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отдают лакомство, поглаживают и поощряют восклицанием «Хорошо!».
У собак, заинтересованных в апортировке предметов, первоначальный навык вырабатывают следующим образом. Возбудив собаку видом апортируемого предмета, его кладут так, чтобы собака его видела, но взять не могла. Подав команду «Апорт!», дрессировщик побуждает собаку взять предмет. Но так как собака не может его достать, она возбуждается и начинает лаять. Дрессировщик тут же 2-3 раза подает команду «Голос!» и восклицает «Хорошо!». Затем достает апортировочный предмет, отдает его собаке, поощряет ее лакомством и командой «Гуляй!».
У злобных собак хорошие результаты дает использование в качестве безусловного раздражителя помощника, дразнящего собаку. В этом случае к дрессировщику, держащему собаку на коротком поводке, приближается помощник и начинает дразнить ее. Собака стремится напасть на помощника, но короткий поводок мешает этому, и ее возбуждение проявляется в форме лая. Перед тем как собака залает, подают команду «Голос!» и при активном лае ее поощряют.
Если собака сильно привязана к дрессировщику, то в качестве безусловного раздражителя используется отход дрессировщика от посаженной на цепь или поводок собаки.
Когда первоначальный навык на команду «Голос!» и жест выработан, лакомство дают лишь за активный и четкий лай, а затем постепенно его заменяют восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Усложняя навык, дрессировщик добивается, чтобы собака подавала голос из различных положений (стоя, сидя, лежа), находясь на различных расстояниях от дрессировщика, при различных по силе и характеру отвлекающих раздражителях.
Навык считается выработанным, если собака из любого положения, при любой обстановке безотказно и четко реагирует активным лаем на первую команду или жест дрессировщика, находящегося на расстоянии до 15 м.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
■ на первых занятиях наличие сильных отвлекающих раздражителей;
13.16.
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД ПО КОМАНДЕ
(КОМАНДА «ВПЕРЕД!»)
Навык необходим тогда, когда обычное положение собаки около левой ноги дрессировщика не позволяет продолжать движение (узкая тропа, переход по доске или бревну через ров, канаву, ручей, узкая доска или трап при посадке на транспорт и т. д.). Кроме того, навык является основным при отработке ряда приемов некоторых специальных служб (ездовой, буксировке лыжника).
Условными раздражителями при выработке этого приема являются команда «Вперед!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении требуемого движения собаки, безусловным — лакомство.
Порядок обучения собаки движению вперед. Выработку навыка следует начинать после отработки апортировки и вести параллельно с приучением собаки к прыжкам.
На местности со слабыми отвлекающими раздражителями через неглубокую канаву (ров, ручей) перебрасывают широкую доску. Дрессировщик, держа собаку у левой ноги на удлиненном поводке, подходит к канаве. Показав и дав обнюхать ей кусочек лакомства, дрессировщик подает команду «Вперед!» и бросает лакомство через канаву (движение руки должно соответствовать жесту «Вперед!») (см. рис. 28). Собака, возбужденная запахом и видом лакомства, устремляется за ним. Дрессировщик ослабляет удлиненный поводок, повторяет команду «Вперед!», поощряет собаку восклицанием «Хорошо!» и идет вслед за ней. Когда собака, перейдя по доске через канаву, найдет лакомство (иногда в этом ей надо помочь) и съест его, ее поощряют, дав еще раз лакомство, поглаживая и восклицая «Хорошо!».
Рис. 28
Приучение собаки к движению вперед по команде и жесту
Рис. 29
Приучение собаки к преодолению рва по доске
Рис. 30
Приучение собаки к движению по буму
После нескольких таких упражнений собаке перестают бросать лакомство, а подают лишь команду и жест. Собаку же поощряют лишь после перехода по доске (рис. 29).
На следующих занятиях широкую доску заменяют узкой и наконец бревном.
Затем начинают работать на буме высотой в 1м (вначале в виде доски). Для
этого дрессировщик, имея собаку у левой ноги на коротком поводке, подходит с ней к буму, подает команду «Вперед!» и с ходу жестом посылает ее на бум (рис. 30).
Когда собака пойдет по буму, дрессировщик, идя справа рядом и поддерживая ее за поводок ближе к ошейнику (а при необходимости и левой рукой под живот), 2-3 раза подает команду «Вперед!» и поощряет собаку восклицанием «Хорошо!». Если собака успешно завершила переход по всему буму, ее поощряют. После того как собака безотказно и уверенно начнет подниматься на бум, двигаться по нему и спускаться, не спрыгивая преждевременно, занятия усложняют. Для этого усложняют бум (вместо доски — стесанное бревно, а потом круглое бревно диаметром 20 см), занятия проводят без поводка, посылают собаку на бум из различных поз, вырабатывают выдержку перед бумом. Кроме того, занятия на буме чередуют с движением по узким тропам, вводят отвлекающие раздражители.
Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика быстро, четко и безотказно выходит вперед и уверенно идет впереди дрессировщика, совершая переход по буму или бревну (через канаву, ров, ручей) длиной 6 м и диаметром 20 см.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
13.17.
ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ
(КОМАНДА «БАРЬЕР!»)
Навык необходим собакам на специальных службах. Кроме того, он способствует физическому развитию собаки, воспитывает у нее смелость, ловкость и подвижность.
Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Барьер!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в сторону препятствия; безусловными — рывки поводком, лакомство, естественное стремление собаки к преодолению препятствий.
Порядок обучения собаки прыжкам через препятствия. Прием вырабатывается параллельно с навыком на команду «Вперед!» и приучением собаки к лазанью по лестнице.
Отработать этот прием можно несколькими способами:
На следующих занятиях дрессировщик через препятствия не прыгает, а лишь побуждает собаку к самостоятельному прыжку, бегая вместе с ней до препятствия. В тот момент, когда собака начинает прыжок, дрессировщик подает команду «Барьер!», а сам переходит на другую сторону препятствия и поощряет собаку. Это упражнение также повторяется несколько раз. Как только у собаки будет выработан первоначальный навык, и она по команде «Барьер!» начнет уверенно преодолевать препятствие, дрессировщик постепенно увеличивает высоту препятствия: изгородь — до 1м, глухой забор — до 1,8 м, канаву — до 2 м. Когда высота забора достигнет 100-120 см, появятся затруднения, так как собака может преодолевать безопорным прыжком препятствия только до 1 м. Для преодоления более высоких препятствий (до 1,8 м) ее нужно научить прыжку с зацеплением передними лапами. Для этого дрессировщик, находясь рядом c высоким препятствием, в момент прыжка подхватывает ее и немного приподнимает вверх, помогая зацепиться ей передними лапами за верхний край забора. Одновременно он подает команду «Барьер!». Как только собака подтянется вверх и перепрыгнет через препятствие, дрессировщик поощряет ее. Если собака отказывается от прыжков через высокий забор или срывается с него, дрессировщик уменьшает высоту препятствия на виду у собаки, дает ей немного отдохнуть, а затем вновь направляет на преодоление препятствия. Необходимо, чтобы каждое занятие заканчивалось удачным прыжком собаки.
Рис. 31
Приучение собаки к преодолению препятствия при помощи поводка
Дрессировщик позволяет собаке преследовать помощника и вместе с ней перепрыгивает через препятствие. В момент прыжка подается команда «Барьер!».
Собак с преобладающей пищевой реакцией можно побуждать к преодолению препятствия, бросая через него лакомство или кость, которые собака предварительно обнюхала. Можно также использовать, особенно для молодых собак, и метод подражания. Затем навык усложняют, постепенно увеличивают высоту и ширину препятствия, вводят выдержку перед прыжком.
Для выработки выдержки дрессировщик встает в 2-3 м от препятствия, собаку усаживает около своей левой ноги, а удлиненный поводок опускает на землю.
Дрессировщик делает шаг вправо, шаг вперед, поворачивается влево и после выдержки в 5-10 с подает команду «Барьер!» и жест. Постепенно выдержку до прыжка увеличивают до 2-3 мин.
Совершенствуя навык, вводят работу собаки без поводка, пускают собаку на преодоление препятствий с различных расстояний и под разными углами, добиваются, чтобы собака после прыжка подходила к дрессировщику и занимала свое место у его левой ноги, вводят различные отвлекающие раздражители.
Навык считается выработанным, если собака без поводка по первой команде или жесту дрессировщика безотказно, смело и уверенно преодолевает прыжком любые препятствия высотой до 1м (не касаясь их), а прыжком с зацеплением препятствия — высотой до 1,8 м, прыжком в длину — препятствия до 2 м.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
■ преждевременное увеличение размеров препятствий без учета физических возможностей собаки и ее подготовленности;
У собак, заинтересованных в апортировке предметов, первоначальный навык вырабатывают следующим образом. Возбудив собаку видом апортируемого предмета, его кладут так, чтобы собака его видела, но взять не могла. Подав команду «Апорт!», дрессировщик побуждает собаку взять предмет. Но так как собака не может его достать, она возбуждается и начинает лаять. Дрессировщик тут же 2-3 раза подает команду «Голос!» и восклицает «Хорошо!». Затем достает апортировочный предмет, отдает его собаке, поощряет ее лакомством и командой «Гуляй!».
У злобных собак хорошие результаты дает использование в качестве безусловного раздражителя помощника, дразнящего собаку. В этом случае к дрессировщику, держащему собаку на коротком поводке, приближается помощник и начинает дразнить ее. Собака стремится напасть на помощника, но короткий поводок мешает этому, и ее возбуждение проявляется в форме лая. Перед тем как собака залает, подают команду «Голос!» и при активном лае ее поощряют.
Если собака сильно привязана к дрессировщику, то в качестве безусловного раздражителя используется отход дрессировщика от посаженной на цепь или поводок собаки.
Когда первоначальный навык на команду «Голос!» и жест выработан, лакомство дают лишь за активный и четкий лай, а затем постепенно его заменяют восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Усложняя навык, дрессировщик добивается, чтобы собака подавала голос из различных положений (стоя, сидя, лежа), находясь на различных расстояниях от дрессировщика, при различных по силе и характеру отвлекающих раздражителях.
Навык считается выработанным, если собака из любого положения, при любой обстановке безотказно и четко реагирует активным лаем на первую команду или жест дрессировщика, находящегося на расстоянии до 15 м.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
■ на первых занятиях наличие сильных отвлекающих раздражителей;
-
подача команды «Голос!» после того, как собака уже залает; -
перевозбуждение собаки частой подачей команды «Голос!»; -
несвоевременная дача лакомства; -
резкое запрещение лая голосом в грубой интонации; -
поощрение беспричинного лая.
13.16.
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД ПО КОМАНДЕ
(КОМАНДА «ВПЕРЕД!»)
Навык необходим тогда, когда обычное положение собаки около левой ноги дрессировщика не позволяет продолжать движение (узкая тропа, переход по доске или бревну через ров, канаву, ручей, узкая доска или трап при посадке на транспорт и т. д.). Кроме того, навык является основным при отработке ряда приемов некоторых специальных служб (ездовой, буксировке лыжника).
Условными раздражителями при выработке этого приема являются команда «Вперед!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении требуемого движения собаки, безусловным — лакомство.
Порядок обучения собаки движению вперед. Выработку навыка следует начинать после отработки апортировки и вести параллельно с приучением собаки к прыжкам.
На местности со слабыми отвлекающими раздражителями через неглубокую канаву (ров, ручей) перебрасывают широкую доску. Дрессировщик, держа собаку у левой ноги на удлиненном поводке, подходит к канаве. Показав и дав обнюхать ей кусочек лакомства, дрессировщик подает команду «Вперед!» и бросает лакомство через канаву (движение руки должно соответствовать жесту «Вперед!») (см. рис. 28). Собака, возбужденная запахом и видом лакомства, устремляется за ним. Дрессировщик ослабляет удлиненный поводок, повторяет команду «Вперед!», поощряет собаку восклицанием «Хорошо!» и идет вслед за ней. Когда собака, перейдя по доске через канаву, найдет лакомство (иногда в этом ей надо помочь) и съест его, ее поощряют, дав еще раз лакомство, поглаживая и восклицая «Хорошо!».
Рис. 28
Приучение собаки к движению вперед по команде и жесту
Рис. 29
Приучение собаки к преодолению рва по доске
Рис. 30
Приучение собаки к движению по буму
После нескольких таких упражнений собаке перестают бросать лакомство, а подают лишь команду и жест. Собаку же поощряют лишь после перехода по доске (рис. 29).
На следующих занятиях широкую доску заменяют узкой и наконец бревном.
Затем начинают работать на буме высотой в 1м (вначале в виде доски). Для
этого дрессировщик, имея собаку у левой ноги на коротком поводке, подходит с ней к буму, подает команду «Вперед!» и с ходу жестом посылает ее на бум (рис. 30).
Когда собака пойдет по буму, дрессировщик, идя справа рядом и поддерживая ее за поводок ближе к ошейнику (а при необходимости и левой рукой под живот), 2-3 раза подает команду «Вперед!» и поощряет собаку восклицанием «Хорошо!». Если собака успешно завершила переход по всему буму, ее поощряют. После того как собака безотказно и уверенно начнет подниматься на бум, двигаться по нему и спускаться, не спрыгивая преждевременно, занятия усложняют. Для этого усложняют бум (вместо доски — стесанное бревно, а потом круглое бревно диаметром 20 см), занятия проводят без поводка, посылают собаку на бум из различных поз, вырабатывают выдержку перед бумом. Кроме того, занятия на буме чередуют с движением по узким тропам, вводят отвлекающие раздражители.
Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика быстро, четко и безотказно выходит вперед и уверенно идет впереди дрессировщика, совершая переход по буму или бревну (через канаву, ров, ручей) длиной 6 м и диаметром 20 см.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
применение очень узкой доски или бревна в начале выработки навыка; -
применение рывков поводком; -
несвоевременное устранение самовольных соскоков собаки с бума.
13.17.
ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ
(КОМАНДА «БАРЬЕР!»)
Навык необходим собакам на специальных службах. Кроме того, он способствует физическому развитию собаки, воспитывает у нее смелость, ловкость и подвижность.
Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Барьер!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в сторону препятствия; безусловными — рывки поводком, лакомство, естественное стремление собаки к преодолению препятствий.
Порядок обучения собаки прыжкам через препятствия. Прием вырабатывается параллельно с навыком на команду «Вперед!» и приучением собаки к лазанью по лестнице.
Отработать этот прием можно несколькими способами:
-
Преодоление препятствий вместе с собакой. -
Преодоление препятствий вместе с собакой на поводке. -
Преодоление препятствий вместе с собакой, используя апортировочный предмет. -
Преодоление препятствий вместе с собакой, с помощью помощника.
-
й способ. Для этого дрессировщик, держа собаку на коротком поводке около левой ноги, идет к препятствию (барьеру высотой около 50 см или канаве шириной 50-60 см) и останавливается в 5-6 м от него. Затем, подав команду «Рядом!», бежит к препятствию вместе с собакой, перепрыгивает через него, увлекая за собой и собаку. В момент прыжка он подает команду «Барьер!», а перепрыгнувшую собаку поощряет. Упражнение повторяется несколько раз.
На следующих занятиях дрессировщик через препятствия не прыгает, а лишь побуждает собаку к самостоятельному прыжку, бегая вместе с ней до препятствия. В тот момент, когда собака начинает прыжок, дрессировщик подает команду «Барьер!», а сам переходит на другую сторону препятствия и поощряет собаку. Это упражнение также повторяется несколько раз. Как только у собаки будет выработан первоначальный навык, и она по команде «Барьер!» начнет уверенно преодолевать препятствие, дрессировщик постепенно увеличивает высоту препятствия: изгородь — до 1м, глухой забор — до 1,8 м, канаву — до 2 м. Когда высота забора достигнет 100-120 см, появятся затруднения, так как собака может преодолевать безопорным прыжком препятствия только до 1 м. Для преодоления более высоких препятствий (до 1,8 м) ее нужно научить прыжку с зацеплением передними лапами. Для этого дрессировщик, находясь рядом c высоким препятствием, в момент прыжка подхватывает ее и немного приподнимает вверх, помогая зацепиться ей передними лапами за верхний край забора. Одновременно он подает команду «Барьер!». Как только собака подтянется вверх и перепрыгнет через препятствие, дрессировщик поощряет ее. Если собака отказывается от прыжков через высокий забор или срывается с него, дрессировщик уменьшает высоту препятствия на виду у собаки, дает ей немного отдохнуть, а затем вновь направляет на преодоление препятствия. Необходимо, чтобы каждое занятие заканчивалось удачным прыжком собаки.
-
й способ. Дрессировщик, держа сидящую собаку на удлиненном поводке у левой ноги, находится в 2-3 м от препятствия (барьера высотой до 50 см или канавы шириной 50-60 см). Подав команду «Сидеть!», он перекидывает поводок через препятствие, сам переходит на другую его сторону, останавливается в 1,5-2 м от препятствия напротив собаки, осторожно берет в правую руку поводок и командой «Ко мне!» подзывает собаку. Поводок должен быть немного натянут, чтобы помешать собаке обойти препятствие. Когда собака по команде «Ко мне!» начнет двигаться к дрессировщику, он перед ее прыжком подает команду «Барьер!», а после прыжка поощряет собаку лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». Через некоторое время упражнение повторяется (рис. 31). -
й способ. Если собака проявляет большую заинтересованность к апортировке предметов, то навык преодоления препятствий можно выработать следующим образом. Дрессировщик становится с собакой, как и в предыдущем случае. Затем он на виду у собаки бросает через препятствие апортировочный предмет. Собака, стремясь схватить его, перепрыгивает через препятствие. В момент прыжка дрессировщик подает команду «Барьер!», а затем поощряет собаку.
Рис. 31
Приучение собаки к преодолению препятствия при помощи поводка
-
й способ. Применяется в работе со злобными и агрессивными собаками. Дрессировщик становится с собакой, как и в предыдущих случаях. По другую сторону препятствия появляется помощник, который своими действиями возбуждает собаку и делает вид, что убегает.
Дрессировщик позволяет собаке преследовать помощника и вместе с ней перепрыгивает через препятствие. В момент прыжка подается команда «Барьер!».
Собак с преобладающей пищевой реакцией можно побуждать к преодолению препятствия, бросая через него лакомство или кость, которые собака предварительно обнюхала. Можно также использовать, особенно для молодых собак, и метод подражания. Затем навык усложняют, постепенно увеличивают высоту и ширину препятствия, вводят выдержку перед прыжком.
Для выработки выдержки дрессировщик встает в 2-3 м от препятствия, собаку усаживает около своей левой ноги, а удлиненный поводок опускает на землю.
Дрессировщик делает шаг вправо, шаг вперед, поворачивается влево и после выдержки в 5-10 с подает команду «Барьер!» и жест. Постепенно выдержку до прыжка увеличивают до 2-3 мин.
Совершенствуя навык, вводят работу собаки без поводка, пускают собаку на преодоление препятствий с различных расстояний и под разными углами, добиваются, чтобы собака после прыжка подходила к дрессировщику и занимала свое место у его левой ноги, вводят различные отвлекающие раздражители.
Навык считается выработанным, если собака без поводка по первой команде или жесту дрессировщика безотказно, смело и уверенно преодолевает прыжком любые препятствия высотой до 1м (не касаясь их), а прыжком с зацеплением препятствия — высотой до 1,8 м, прыжком в длину — препятствия до 2 м.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
■ преждевременное увеличение размеров препятствий без учета физических возможностей собаки и ее подготовленности;
-
посыл собаки на преодоление препятствий с одной и той же стороны и в одинаковой последовательности; -
проведение занятий вскоре после кормления; -
запаздывание перехода дрессировщика на другую сторону препятствия в начальный период; -
переутомление собаки излишне частыми и многочисленными прыжками; -
требование к собаке преодолевать препятствие без разбега.