Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1279

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отдают лакомство, поглаживают и поощряют восклицанием «Хо­рошо!».

У собак, заинтересованных в апортировке предметов, первоначальный навык вырабатывают следующим образом. Возбудив собаку видом апортируемого предмета, его кладут так, чтобы собака его видела, но взять не могла. Подав ко­манду «Апорт!», дрессировщик побуждает собаку взять пред­мет. Но так как собака не может его достать, она возбужда­ется и начинает лаять. Дрессировщик тут же 2-3 раза подает команду «Голос!» и восклицает «Хорошо!». Затем достает апортировочный предмет, отдает его собаке, поощряет ее лакомством и командой «Гуляй!».

У злобных собак хорошие результаты дает использова­ние в качестве безусловного раздражителя помощника, драз­нящего собаку. В этом случае к дрессировщику, держаще­му собаку на коротком поводке, приближается помощник и начинает дразнить ее. Собака стремится напасть на помощ­ника, но короткий поводок мешает этому, и ее возбуждение проявляется в форме лая. Перед тем как собака залает, по­дают команду «Голос!» и при активном лае ее поощряют.

Если собака сильно привязана к дрессировщику, то в качестве безусловного раздражителя используется отход дрессировщика от посаженной на цепь или поводок собаки.

Когда первоначальный навык на команду «Голос!» и жест выработан, лакомство дают лишь за активный и чет­кий лай, а затем постепенно его заменяют восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Усложняя навык, дрессиров­щик добивается, чтобы собака подавала голос из различных положений (стоя, сидя, лежа), находясь на различных рас­стояниях от дрессировщика, при различных по силе и ха­рактеру отвлекающих раздражителях.

Навык считается выработанным, если собака из любого положения, при любой обстановке безотказно и четко реа­гирует активным лаем на первую команду или жест дресси­ровщика, находящегося на расстоянии до 15 м.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

■ на первых занятиях наличие сильных отвлекающих раз­дражителей;

  • подача команды «Голос!» после того, как собака уже залает;

  • перевозбуждение собаки частой подачей команды «Го­лос!»;

  • несвоевременная дача лакомства;

  • резкое запрещение лая голосом в грубой интонации;

  • поощрение беспричинного лая.


13.16.

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД ПО КОМАНДЕ
(КОМАНДА «ВПЕРЕД!»)


Навык необходим тогда, когда обычное положение со­баки около левой ноги дрессировщика не позволяет продол­жать движение (узкая тропа, переход по доске или бревну через ров, канаву, ручей, узкая доска или трап при посадке на транспорт и т. д.). Кроме того, навык является основным при отработке ряда приемов некоторых специальных служб (ездовой, буксировке лыжника).

Условными раздражителями при выработке этого при­ема являются команда «Вперед!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении требуемого дви­жения собаки, безусловным — лакомство.

Порядок обучения собаки движению вперед. Выработ­ку навыка следует начинать после отработки апортировки и вести параллельно с приучением собаки к прыжкам.

На местности со слабыми отвлекающими раздражите­лями через неглубокую канаву (ров, ручей) перебрасывают широкую доску. Дрессировщик, держа собаку у левой ноги на удлиненном поводке, подходит к канаве. Показав и дав обнюхать ей кусочек лакомства, дрессировщик подает ко­манду «Вперед!» и бросает лакомство через канаву (движе­ние руки должно соответствовать жесту «Вперед!») (см. рис. 28). Собака, возбужденная запахом и видом лакомства, устремляется за ним. Дрессировщик ослабляет удлиненный поводок, повторяет команду «Вперед!», поощряет собаку восклицанием «Хорошо!» и идет вслед за ней. Когда собака, перейдя по доске через канаву, найдет лакомство (иногда в этом ей надо помочь) и съест его, ее поощряют, дав еще раз лакомство, поглаживая и восклицая «Хорошо!».



Рис. 28

Приучение собаки к движению вперед по команде и жесту



Рис. 29

Приучение собаки к преодолению рва по доске



Рис. 30

Приучение собаки к движению по буму

После нескольких таких упражнений собаке перестают бросать лакомство, а подают лишь команду и жест. Собаку же поощряют лишь после перехода по доске (рис. 29).

На следующих занятиях широкую доску заменяют уз­кой и наконец бревном.

Затем начинают работать на буме высотой в 1м (вначале в виде доски). Для

этого дрессировщик, имея собаку у левой ноги на коротком поводке, подходит с ней к буму, подает команду «Вперед!» и с ходу жестом посылает ее на бум (рис. 30).

Когда собака пойдет по буму, дрессировщик, идя справа рядом и поддерживая ее за поводок ближе к ошейнику (а при необходимости и левой рукой под живот), 2-3 раза подает команду «Вперед!» и поощряет собаку восклицанием «Хо­рошо!». Если собака успешно завершила переход по всему буму, ее поощряют. После того как собака безотказно и уве­ренно начнет подниматься на бум, двигаться по нему и спус­каться, не спрыгивая преждевременно, занятия усложня­ют. Для этого усложняют бум (вместо доски — стесанное бревно, а потом круглое бревно диаметром 20 см), занятия проводят без поводка, посылают собаку на бум из различ­ных поз, вырабатывают выдержку перед бумом. Кроме того, занятия на буме чередуют с движением по узким тропам, вводят отвлекающие раздражители.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика быстро, четко и безот­казно выходит вперед и уверенно идет впереди дрессиров­щика, совершая переход по буму или бревну (через канаву, ров, ручей) длиной 6 м и диаметром 20 см.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  • применение очень узкой доски или бревна в начале вы­работки навыка;

  • применение рывков поводком;

  • несвоевременное устранение самовольных соскоков со­баки с бума.

13.17.

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ
(КОМАНДА «БАРЬЕР!»)


Навык необходим собакам на специальных службах. Кроме того, он способствует физическому развитию собаки, воспитывает у нее смелость, ловкость и подвижность.

Условными раздражителями при выработке этого навы­ка являются команда «Барьер!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в сторону препятствия; безус­ловными — рывки поводком, лакомство, естественное стрем­ление собаки к преодолению препятствий.

Порядок обучения собаки прыжкам через препятствия. Прием вырабатывается параллельно с навыком на команду «Вперед!» и приучением собаки к лазанью по лестнице.

Отработать этот прием можно несколькими способами:

  1. Преодоление препятствий вместе с собакой.

  2. Преодоление препятствий вместе с собакой на по­водке.

  3. Преодоление препятствий вместе с собакой, исполь­зуя апортировочный предмет.

  4. Преодоление препятствий вместе с собакой, с помо­щью помощника.


  1. й способ. Для этого дрессировщик, держа собаку на коротком поводке около левой ноги, идет к препятствию (ба­рьеру высотой около 50 см или канаве шириной 50-60 см) и останавливается в 5-6 м от него. Затем, подав команду «Ря­дом!», бежит к препятствию вместе с собакой, перепрыгива­ет через него, увлекая за собой и собаку. В момент прыжка он подает команду «Барьер!», а перепрыгнувшую собаку поощряет. Упражнение повторяется несколько раз.

На следующих занятиях дрессировщик через препят­ствия не прыгает, а лишь побуждает собаку к самостоятель­ному прыжку, бегая вместе с ней до препятствия. В тот мо­мент, когда собака начинает прыжок, дрессировщик подает команду «Барьер!», а сам переходит на другую сторону пре­пятствия и поощряет собаку. Это упражнение также повто­ряется несколько раз. Как только у собаки будет выработан первоначальный навык, и она по команде «Барьер!» начнет уверенно преодолевать препятствие, дрессировщик посте­пенно увеличивает высоту препятствия: изгородь — до 1м, глухой забор — до 1,8 м, канаву — до 2 м. Когда высота за­бора достигнет 100-120 см, появятся затруднения, так как собака может преодолевать безопорным прыжком препят­ствия только до 1 м. Для преодоления более высоких пре­пятствий (до 1,8 м) ее нужно научить прыжку с зацеплени­ем передними лапами. Для этого дрессировщик, находясь рядом c высоким препятствием, в момент прыжка подхва­тывает ее и немного приподнимает вверх, помогая зацепить­ся ей передними лапами за верхний край забора. Одновре­менно он подает команду «Барьер!». Как только собака подтянется вверх и перепрыгнет через препятствие, дрес­сировщик поощряет ее. Если собака отказывается от прыж­ков через высокий забор или срывается с него, дрессиров­щик уменьшает высоту препятствия на виду у собаки, дает ей немного отдохнуть, а затем вновь направляет на преодо­ление препятствия. Необходимо, чтобы каждое занятие за­канчивалось удачным прыжком собаки.

  1. й способ. Дрессировщик, держа сидящую собаку на удлиненном поводке у левой ноги, находится в 2-3 м от препятствия (барьера высотой до 50 см или канавы шири­ной 50-60 см). Подав команду «Сидеть!», он перекидывает поводок через препятствие, сам переходит на другую его сто­рону, останавливается в 1,5-2 м от препятствия напротив собаки, осторожно берет в правую руку поводок и командой «Ко мне!» подзывает собаку. Поводок должен быть немного натянут, чтобы помешать собаке обойти препятствие. Ког­да собака по команде «Ко мне!» начнет двигаться к дресси­ровщику, он перед ее прыжком подает команду «Барьер!», а после прыжка поощряет собаку лакомством, поглаживани­ем, восклицанием «Хорошо!». Через некоторое время уп­ражнение повторяется (рис. 31).

  2. й способ. Если собака проявляет большую заинтере­сованность к апортировке предметов, то навык преодоле­ния препятствий можно выработать следующим образом. Дрессировщик становится с собакой, как и в предыдущем случае. Затем он на виду у собаки бросает через препят­ствие апортировочный предмет. Собака, стремясь схватить его, перепрыгивает через препятствие. В момент прыжка дрессировщик подает команду «Барьер!», а затем поощря­ет собаку.




Рис. 31

Приучение собаки к преодолению препятствия при помощи поводка

  1. й способ. Применяется в работе со злобными и агрес­сивными собаками. Дрессировщик становится с собакой, как и в предыдущих случаях. По другую сторону препятствия появляется помощник, который своими действиями возбуж­дает собаку и делает вид, что убегает.

Дрессировщик позволяет собаке преследовать помощни­ка и вместе с ней перепрыгивает через препятствие. В мо­мент прыжка подается команда «Барьер!».

Собак с преобладающей пищевой реакцией можно по­буждать к преодолению препятствия, бросая через него ла­комство или кость, которые собака предварительно обнюха­ла. Можно также использовать, особенно для молодых собак, и метод подражания. Затем навык усложняют, постепенно увеличивают высоту и ширину препятствия, вводят выдерж­ку перед прыжком.

Для выработки выдержки дрессировщик встает в 2-3 м от препятствия, собаку усаживает около своей левой ноги, а удлиненный поводок опускает на землю.

Дрессировщик делает шаг вправо, шаг вперед, повора­чивается влево и после выдержки в 5-10 с подает команду «Барьер!» и жест. Постепенно выдержку до прыжка увели­чивают до 2-3 мин.

Совершенствуя навык, вводят работу собаки без повод­ка, пускают собаку на преодоление препятствий с различ­ных расстояний и под разными углами, добиваются, чтобы собака после прыжка подходила к дрессировщику и зани­мала свое место у его левой ноги, вводят различные отвле­кающие раздражители.

Навык считается выработанным, если собака без повод­ка по первой команде или жесту дрессировщика безотказно, смело и уверенно преодолевает прыжком любые препятствия высотой до 1м (не касаясь их), а прыжком с зацеплением препятствия — высотой до 1,8 м, прыжком в длину — пре­пятствия до 2 м.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

■ преждевременное увеличение размеров препятствий без учета физических возможностей собаки и ее подготов­ленности;

  • посыл собаки на преодоление препятствий с одной и той же стороны и в одинаковой последовательности;

  • проведение занятий вскоре после кормления;

  • запаздывание перехода дрессировщика на другую сто­рону препятствия в начальный период;

  • переутомление собаки излишне частыми и многочислен­ными прыжками;

  • требование к собаке преодолевать препятствие без разбега.