ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1280
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1-й способ. Собака на коротком поводке сидит у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик, держа в левой руке поводок, а в правой — апортировочный предмет, поворачивается влево, называет кличку собаки и начинает играть предметом перед ней. Двигающийся предмет возбуждает собаку, и она стремится схватить его. Тогда дрессировщик подает команду «Апорт!» и позволяет собаке схватить апор- тировочный предмет. Как только собака зажмет его в зубах, дрессировщик повторяет команду «Апорт!» и произносит восклицание «Хорошо!». Чтобы добиться от собаки более прочной хватки и не допустить выбрасывания апортировоч- ного предмета, дрессировщик держит его за один конец и слегка тянет к себе. Это побуждает собаку крепче зажать апортировочный предмет зубами.
Если собака хорошо держит предмет, то, подав команду «Рядом!», дрессировщик пробегает с ней 10-15 шагов, затем переходит на движение шагом и поощряет ее поглаживанием, лакомством и командой «Гуляй!». В течение занятия упражнение повторяется 2-3 раза.
В тех случаях, когда первоначальный навык не удается выработать данным способом, вместо апортировочного предмета используют трубчатую кость или другие предметы, охотно схватываемые собакой, и лишь позднее переходят к работе с апортировочным предметом.
Когда собака научится хватать предмет из рук, ее приучают подавать брошенный предмет. Дрессировщик усаживает собаку у левой ноги. В левой руке он держит короткий поводок, в правой — апортировочный предмет. Назвав кличку собаки и возбудив ее, он показывает палочку и бросает ее на 3-4 шага вперед. Бросать апортировочный предмет во время выработки навыка нужно правой рукой снизу вперед, так как это движение руки и должно стать жестом, заменяющим команду «Апорт!».
Одновременно с броском дрессировщик подает команду «Апорт!» и вместе с собакой быстро идет к предмету, по пути 1-2 раза повторив команду. Если собака, подойдя к предмету, хватает его, то вслед за командой «Апорт!» дрессировщик восклицает «Хорошо!» и поощряет собаку. Если же собака, подойдя к предмету, не берет его, то следует «оживить» палочку, недалеко отбросив ее ногой. Затем пробежав вместе с собакой 10-15 шагов, дрессировщик переходит на движение шагом, подает на ходу команду «Дай!», отбирает у собаки предмет и поощряет ее лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Все эти действия повторя-
Рис. 26
Приучение собаки к апортировке при помощи жеста, по команде и методом «оживлению» предмета
ются несколько раз. Постепенно дрессировщик начинает бросает апортировочный предмет на все большие расстояния (рис. 26)
При этом он одновременно подает команду «Апорт!», делает жест в направлении брошенного предмета и сам направляется к нему, чем активизирует движение собаки. Но затем дрессировщик постепенно отстает от бегущей собаки, а со временем и совсем перестает сходить с места.
Как только собака возьмет апортировочный предмет, дрессировщик делает несколько шагов в сторону, чтобы побудить собаку подойти. Если собака не подойдет, то он подает ей команду «Ко мне!». Когда собака с предметом подбежит, ее поглаживают и поощряют восклицанием «Хорошо!» лишь в том случае, если она сядет перед дрессировщиком. После небольшой выдержки подается команда «Дай!», у собаки отбирают апортировочный предмет и поощряют лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!».
Сначала занятия проводятся на коротком поводке, затем на удлиненном, а потом и вовсе без поводка. Усложняя выработку навыка, апортировочный предмет забрасывают на большие расстояния (до 20 м) и так, чтобы собака его не видела (в траву, кусты, канавы), и вырабатывают выдержку собаки после броска до 10-15 с. Для этого дрессировщик, посадив собаку около левой ноги, бросает предмет в траву или кустарник на 10-15 м так, чтобы собака видела его полет, но не видела взмаха руки (т. е. не путала с жестом). Через 5-6 с дрессировщик подает команду «Апорт!» и пускает собаку на поиск. Кроме того, вырабатывают подачу различных по форме, весу и материалу предметов, усложняют и условия окружающей среды на занятиях.
В первое время собака, пытаясь найти предмет, будет отклоняться в разные стороны. Дрессировщик в это время должен оказать ей помощь, делая жест в направлении предмета, а также сам двигаясь к нему.
Если собака пытается бежать за апортировочным предметом сразу же после броска, то подают команду «Сидеть!» и делают рывок поводком. Снова команду «Апорт!» и жест подают лишь после того, как собака успокоится.
2-й способ. Дрессировщик, держа сидящую собаку на коротком поводке у левой ноги, делает пол-оборота влево и полшага правой ногой. Затем левой рукой он берет собаку за ошейник со стороны холки
, а правой подносит к ее морде апортировочный предмет и, подав команду «Апорт!», слегка приподнимает ее за ошейник. Под давлением ошейника собака раскрывает пасть и дрессировщик мягким, быстрым движением вкладывает в нее предмет, одновременно с этим повторяя команду «Апорт!» (рис. 27).
Как только палочка окажется в пасти собаки, ошейник отпускают, что позволяет собаке сомкнуть челюсти, но в этот же момент перемещают правую руку под нижнюю челюсть собаки с тем, чтобы воспрепятствовать ей, если она попыта-
Рис. 27
Приучение собаки к апортировке при помощи принуждения
ется выбросить из пасти апортировочный предмет. Если же собака держит его в пасти, то ее поощряют восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. После небольшой выдержки подают команду «Дай!», забирают предмет и поощряют собаку лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». На следующих занятиях приподнимание собаки за ошейник заменяется легким рывком поводка вверх. Дальнейшая выработка навыка производится так же, как и при первом способе.
Иногда собаки, подбегая к предмету, не берут его в пасть. В таких случаях предмет «оживляют», т. е. отбрасывают его ногой в сторону, вызывая стремление схватить его.
В дальнейшем обучение усложняют, вводя в процессе выработки навыка элементы выдержки. Собаку усаживают у ноги и посылают за брошенным предметом по команде «Апорт!» после небольшой выдержки, или бросают предметы в разные стороны и на различные расстояния и т. д. Собаку подзывают к себе с обходом дрессировщика и усадкой около его левой ноги и лишь затем забирают апортировочный предмет. Приучают собаку к этому так: дрессировщик постепенно увеличивает расстояние от собаки до предметов, делает выдержку 5-7 с и подает сидящей у его левой ноги собаке команду «Апорт!», делая жест в направлении брошенного предмета. Когда собака подбежит к нему с предметом, он должен дать ей команду «Рядом!», тем самым заставив обойти его сзади и сесть у левой ноги, держа в пасти предмет. Сделав небольшую выдержку, дрессировщик подает команду «Дай!» и берет у собаки предмет.
Для приучения охотничьей собаки к подаче подстреленной дичи изготавливают тушку птицы из палки, обмотанной какой-либо материей или марлей. При хорошей хватке и подноске чучела охотник-дрессировщик втыкает в него перья дикой утки или какой-либо другой птицы. Собаке, предназначенной для охоты на лисицу или зайца, пришивают к чучелу кусочки кожи или шкурки этих зверей вместе с шерстью.
Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика быстро и безотказно находит различные предметы, брошенные на расстояние до 25 м, подносит их и, сев перед дрессировщиком, отдает по первой команде.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
показ лакомства или подготовка его к тому, чтобы дать собаке при ее подходе с предметом к дрессировщику; -
применение при апортировке одних и тех же предметов; -
неосторожное, с причинением боли, вкладывание в пасть собаки апортировочного предмета; -
при начальной отработке схватывания предмета дрессировщик запаздывает потянуть его с целью усиления хватки; -
забрасывание предмета на слишком большое расстояние в первой стадии обучения, из-за чего собака выбрасывает из пасти предмет; -
разрешение собаке играть с апортировочным предметом и грызть его; -
принуждение собаки к длительному держанию предме-
та в пасти.
13.15.
ПОДАЧА ГОЛОСА
(КОМАНДА «ГОЛОС!»)
В караульной службе собака оповещает лаем о приближении постороннего, в розыскной — лает при обнаружении укрывшегося человека или спрятанных вещей и т. д. Следовательно, этот навык необходим всем собакам.
Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Голос!» и жест — покачивание влево и вправо поднятой на уровне головы правой рукой.
Безусловные раздражители — лакомство, апортировочный предмет, помощник дрессировщика. К отработке этого приема приступают после выработки у собаки навыков на команды «Сидеть!», «Лежать!» и «Апорт!».
Порядок обучения собаки подаче голоса. К подаче голоса по команде собаку можно приучить несколькими способами:
-
Лакомством. Используется для молодых собак, с преобладающей пищевой реакцией. -
Апортировочным предметом. Используется для собак, особо заинтересованных в апортировке. -
Дразнящим помощником. Применяется при дрессировке злобных собак. -
Уходящим от привязанной собаки дрессировщиком. Используется после отработки привязанности питомца к дрессировщику или хозяину. -
Методом подражания. Применяется при дрессировке щенков и флегматичных, малоактивных и трусливых собак.
Наиболее часто применяется приучение собаки к подаче голоса при помощи лакомства. Дрессировщик, посадив перед собой собаку, наступает ногой на короткий, опущенный на землю поводок (чтобы собака не могла подпрыгивать). Взяв в правую руку лакомство, он дает его понюхать собаке, а затем поднимает его над головой собаки, дразня ее, и одновременно подает команду «Голос!». Движение рукой над головой собаки должно походить на жест. Лакомство возбуждает собаку, но поводок не дает ей дотянуться до него, и собака начинает лаять. Как только собака залает, ей