Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1280

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1-й способ. Собака на коротком поводке сидит у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик, держа в левой руке поводок, а в правой — апортировочный предмет, поворачи­вается влево, называет кличку собаки и начинает играть предметом перед ней. Двигающийся предмет возбуждает собаку, и она стремится схватить его. Тогда дрессировщик подает команду «Апорт!» и позволяет собаке схватить апор- тировочный предмет. Как только собака зажмет его в зубах, дрессировщик повторяет команду «Апорт!» и произносит восклицание «Хорошо!». Чтобы добиться от собаки более прочной хватки и не допустить выбрасывания апортировоч- ного предмета, дрессировщик держит его за один конец и слегка тянет к себе. Это побуждает собаку крепче зажать апортировочный предмет зубами.

Если собака хорошо держит предмет, то, подав команду «Рядом!», дрессировщик пробегает с ней 10-15 шагов, за­тем переходит на движение шагом и поощряет ее поглажи­ванием, лакомством и командой «Гуляй!». В течение заня­тия упражнение повторяется 2-3 раза.

В тех случаях, когда первоначальный навык не удается выработать данным способом, вместо апортировочного пред­мета используют трубчатую кость или другие предметы, охотно схватываемые собакой, и лишь позднее переходят к работе с апортировочным предметом.

Когда собака научится хватать предмет из рук, ее при­учают подавать брошенный предмет. Дрессировщик уса­живает собаку у левой ноги. В левой руке он держит корот­кий поводок, в правой — апортировочный предмет. Назвав кличку собаки и возбудив ее, он показывает палочку и бро­сает ее на 3-4 шага вперед. Бросать апортировочный пред­мет во время выработки навыка нужно правой рукой снизу вперед, так как это движение руки и должно стать жестом, заменяющим команду «Апорт!».

Одновременно с броском дрессировщик подает команду «Апорт!» и вместе с собакой быстро идет к предмету, по пути 1-2 раза повторив команду. Если собака, подойдя к предме­ту, хватает его, то вслед за командой «Апорт!» дрессиров­щик восклицает «Хорошо!» и поощряет собаку. Если же со­бака, подойдя к предмету, не берет его, то следует «оживить» палочку, недалеко отбросив ее ногой. Затем пробежав вмес­те с собакой 10-15 шагов, дрессировщик переходит на дви­жение шагом, подает на ходу команду «Дай!», отбирает у собаки предмет и поощряет ее лакомством, поглаживани­ем и восклицанием «Хорошо!». Все эти действия повторя-




Рис. 26

Приучение собаки к апортировке при помощи жеста, по команде и методом «оживлению» предмета

ются несколько раз. Постепенно дрессировщик начинает бросает апортировочный предмет на все большие расстоя­ния (рис. 26)

При этом он одновременно подает команду «Апорт!», делает жест в направлении брошенного предмета и сам на­правляется к нему, чем активизирует движение собаки. Но затем дрессировщик постепенно отстает от бегущей собаки, а со временем и совсем перестает сходить с места.

Как только собака возьмет апортировочный предмет, дрессировщик делает несколько шагов в сторону, чтобы по­будить собаку подойти. Если собака не подойдет, то он подает ей команду «Ко мне!». Когда собака с предметом подбежит, ее поглаживают и поощряют восклицанием «Хорошо!» лишь в том случае, если она сядет перед дрессировщиком. После небольшой выдержки подается команда «Дай!», у собаки отбирают апортировочный предмет и поощряют лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!».

Сначала занятия проводятся на коротком поводке, за­тем на удлиненном, а потом и вовсе без поводка. Усложняя выработку навыка, апортировочный предмет забрасывают на большие расстояния (до 20 м) и так, чтобы собака его не видела (в траву, кусты, канавы), и вырабатывают выдерж­ку собаки после броска до 10-15 с. Для этого дрессировщик, посадив собаку около левой ноги, бросает предмет в траву или кустарник на 10-15 м так, чтобы собака видела его по­лет, но не видела взмаха руки (т. е. не путала с жестом). Через 5-6 с дрессировщик подает команду «Апорт!» и пус­кает собаку на поиск. Кроме того, вырабатывают подачу раз­личных по форме, весу и материалу предметов, усложняют и условия окружающей среды на занятиях.

В первое время собака, пытаясь найти предмет, будет отклоняться в разные стороны. Дрессировщик в это время должен оказать ей помощь, делая жест в направлении пред­мета, а также сам двигаясь к нему.

Если собака пытается бежать за апортировочным пред­метом сразу же после броска, то подают команду «Сидеть!» и делают рывок поводком. Снова команду «Апорт!» и жест подают лишь после того, как собака успокоится.

2-й способ. Дрессировщик, держа сидящую собаку на коротком поводке у левой ноги, делает пол-оборота влево и полшага правой ногой. Затем левой рукой он берет собаку за ошейник со стороны холки

, а правой подносит к ее морде апортировочный предмет и, подав команду «Апорт!», слег­ка приподнимает ее за ошейник. Под давлением ошейника собака раскрывает пасть и дрессировщик мягким, быстрым движением вкладывает в нее предмет, одновременно с этим повторяя команду «Апорт!» (рис. 27).

Как только палочка окажется в пасти собаки, ошейник отпускают, что позволяет собаке сомкнуть челюсти, но в этот же момент перемещают правую руку под нижнюю челюсть собаки с тем, чтобы воспрепятствовать ей, если она попыта-



Рис. 27

Приучение собаки к апортировке при помощи принуждения

ется выбросить из пасти апортировочный предмет. Если же собака держит его в пасти, то ее поощряют восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. После небольшой выдержки подают команду «Дай!», забирают предмет и поощряют со­баку лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хоро­шо!». На следующих занятиях приподнимание собаки за ошейник заменяется легким рывком поводка вверх. Даль­нейшая выработка навыка производится так же, как и при первом способе.

Иногда собаки, подбегая к предмету, не берут его в пасть. В таких случаях предмет «оживляют», т. е. отбрасывают его ногой в сторону, вызывая стремление схватить его.

В дальнейшем обучение усложняют, вводя в процессе выработки навыка элементы выдержки. Собаку усаживают у ноги и посылают за брошенным предметом по команде «Апорт!» после небольшой выдержки, или бросают предме­ты в разные стороны и на различные расстояния и т. д. Со­баку подзывают к себе с обходом дрессировщика и усадкой около его левой ноги и лишь затем забирают апортировоч­ный предмет. Приучают собаку к этому так: дрессировщик постепенно увеличивает расстояние от собаки до предметов, делает выдержку 5-7 с и подает сидящей у его левой ноги собаке команду «Апорт!», делая жест в направлении бро­шенного предмета. Когда собака подбежит к нему с предме­том, он должен дать ей команду «Рядом!», тем самым заста­вив обойти его сзади и сесть у левой ноги, держа в пасти предмет. Сделав небольшую выдержку, дрессировщик по­дает команду «Дай!» и берет у собаки предмет.

Для приучения охотничьей собаки к подаче подстрелен­ной дичи изготавливают тушку птицы из палки, обмотан­ной какой-либо материей или марлей. При хорошей хватке и подноске чучела охотник-дрессировщик втыкает в него перья дикой утки или какой-либо другой птицы. Собаке, предназначенной для охоты на лисицу или зайца, приши­вают к чучелу кусочки кожи или шкурки этих зверей вмес­те с шерстью.


Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика быстро и безотказно на­ходит различные предметы, брошенные на расстояние до 25 м, подносит их и, сев перед дрессировщиком, отдает по первой команде.


При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  • показ лакомства или подготовка его к тому, чтобы дать собаке при ее подходе с предметом к дрессировщику;

  • применение при апортировке одних и тех же предметов;

  • неосторожное, с причинением боли, вкладывание в пасть собаки апортировочного предмета;

  • при начальной отработке схватывания предмета дрессиров­щик запаздывает потянуть его с целью усиления хватки;

  • забрасывание предмета на слишком большое расстояние в первой стадии обучения, из-за чего собака выбрасыва­ет из пасти предмет;

  • разрешение собаке играть с апортировочным предметом и грызть его;

  • принуждение собаки к длительному держанию предме-

та в пасти.

13.15.

ПОДАЧА ГОЛОСА
(КОМАНДА «ГОЛОС!»)


В караульной службе собака оповещает лаем о прибли­жении постороннего, в розыскной — лает при обнаружении укрывшегося человека или спрятанных вещей и т. д. Сле­довательно, этот навык необходим всем собакам.

Условными раздражителями при выработке этого навы­ка являются команда «Голос!» и жест — покачивание влево и вправо поднятой на уровне головы правой рукой.

Безусловные раздражители — лакомство, апортировоч­ный предмет, помощник дрессировщика. К отработке этого приема приступают после выработки у собаки навыков на команды «Сидеть!», «Лежать!» и «Апорт!».

Порядок обучения собаки подаче голоса. К подаче го­лоса по команде собаку можно приучить несколькими спо­собами:

  1. Лакомством. Используется для молодых собак, с пре­обладающей пищевой реакцией.

  2. Апортировочным предметом. Используется для собак, особо заинтересованных в апортировке.

  3. Дразнящим помощником. Применяется при дресси­ровке злобных собак.

  4. Уходящим от привязанной собаки дрессировщиком. Используется после отработки привязанности питомца к дрессировщику или хозяину.

  5. Методом подражания. Применяется при дрессиров­ке щенков и флегматичных, малоактивных и трусливых собак.

Наиболее часто применяется приучение собаки к подаче голоса при помощи лакомства. Дрессировщик, посадив пе­ред собой собаку, наступает ногой на короткий, опущенный на землю поводок (чтобы собака не могла подпрыгивать). Взяв в правую руку лакомство, он дает его понюхать собаке, а затем поднимает его над головой собаки, дразня ее, и одно­временно подает команду «Голос!». Движение рукой над го­ловой собаки должно походить на жест. Лакомство возбуж­дает собаку, но поводок не дает ей дотянуться до него, и собака начинает лаять. Как только собака залает, ей