ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1272
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лакомство следует давать только левой рукой, а предметы для выборки и выбранный предмет — только правой.
Если собака пытается взять чужой предмет, дрессировщик применяет команду «Нюхай!» в строгой интонации и побуждает ее к принюхиванию. В случае взятия собакой чужого предмета дрессировщик берет его у собаки и, отбросив его за себя, вновь посылает собаку на выборку. Если собака, обнюхав предмет дрессировщика, не берет его, используется команда «Апорт!».
На протяжении одного занятия выборку производят не более 2-3 раз. Когда собака научится выбирать вещь дрессировщика (обычно после 2-3 занятий), выбираемые вещи начинают менять, используя для этого носовые платки, перчатки, рукавицы, носки и др. При этом выбираемую вещь (с запахом дрессировщика) кладут среди 3-4 вещей (с запахом помощника). Если собака при выборке не проявляет активности, апортировочный предмет подбрасывают к разложенным предметам у нее на виду, а команду «Нюхай!» подкрепляют командой «Апорт!». Если собака слабо принюхивается и хватает то один предмет, то другой, ее берут на поводок, подводят к разложенным предметам, наводят на выбираемую вещь и командами «Нюхай!» и «Апорт!» побуждают к принюхиванию и взятию предмета.
При попытке собаки схватить другую вещь используется запрещающая команда «Фу!», но приглушенным голосом. Такие упражнения проводят несколько раз, но с каждым разом предоставляют собаке все большую самостоятельность. Правильную выборку следует немедленно поощрять, а неправильную — затормаживать.
После того как собака начнет четко выбирать предмет своего дрессировщика из 3-4 предметов одного помощника, количество помощников постепенно начинают увеличивать (каждый предмет имеет запах одного помощника), предметы для выборки разнообразят (платки, перчатки, носки и др.), а дрессировщик дает собаке занюхивать не только свои предметы, но и ладонь своей правой руки.
Если собака хорошо выбирает предметы дрессировщика, после 3-4 занятий переходят ко второму периоду дрессировки.
Второй период преследует цель выработать у собаки навык выборки вещей уже не дрессировщика, а любого другого человека. Навык вырабатывается следующим образом. Один из помощников раскладывает 3-4 своих предмета в ряд на расстоянии 20-30 см друг от друга. Другой помощник тоже подкладывает к этим предметам одну из своих вещей, а вторую оставляет в трех шагах от разложенных предметов. После этого к месту выборки подходит дрессировщик с собакой. Посадив собаку около оставленной в стороне вещи и взявшись пальцами правой руки за один из ее концов, он другим концом подносит его к носу собаки и подает команду «Нюхай!». После того как собака занюхала предмет, его незаметно для собаки отбрасывают назад. Затем дрессировщик командой «Нюхай!» и жестом правой руки в сторону предметов пускает собаку на выборку. Дрессировщик должен знать, где лежит выбираемая вещь (это называется контрольной выборкой).
Если собака плохо принюхивается к разложенным предметам, дрессировщик использует команду «Нюхай!». Если она не берет обнаруженную по запаху вещь, применяют команду «Апорт!». При попытке собаки схватить вещь другого помощника подается команда «Фу!». За правильную выборку собака обязательно поощряется.
Усложнение выборки предмета помощника состоит в том, что количество, раскладываемых вещей постепенно увеличивают и используют вещи разного вида, формы, из разного материала, крупные и мелкие (перед этим полезно приучить собаку к апортировке аналогичных предметов). Перед выборкой нового предмета собаке дают хорошо его обнюхать и только после этого подкладывают его для выборки.
Для развития чутья собаку приучают к выборке предметов с ослабленным запахом помощника. Для этого основной помощник одну свою вещь (предмет) подкладывает на место выборки к предметам других помощников, а 3-4 других вещи кладет в 4-5 м в стороне. Эти предметы и используются поочередно для выборки собакой через 5, 10, 15 и более мин. Дрессировщик подкладывает их к разложенным предметам с помощью пинцета и каждый раз меняет место.
В дальнейшем место выборки разнообразят и проводят выборку не только на дрессировочной площадке, но и в других местах.
Следует отметить, что дрессировщик должен использовать для выборки вещи различных людей. Чем чаще меняются помощники, тем лучших результатов можно достигнуть.
К концу выработки этого навыка следует от контрольной выборки переходить к слепой. В этом случае дрессировщик не знает, где находится вещь основного помощника, а контроль за его работой осуществляет инструктор или основной помощник.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
Обыск местности. Приучение собаки к обыску местности имеет цель выработать у собаки навык производить обыск местности по команде «Ищи!» и навык зигзагообразного обыска местности с нахождением предметов помощника и подноской этих предметов к дрессировщику.
Условными раздражителями при выработке навыка являются команда «Ищи!» и жест — выбрасывание правой руки при посылке собаки на обыск.
Вспомогательные условные раздражители — команды «Апорт!», «Дай!», «Фу!», восклицание «Хорошо!».
Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание и апортировочные предметы.
До приучения собаки к обыску местности из навыков общей дрессировки у нее должен быть выработан навык апор- тировки. Занятия должны проводиться на открытом участке размером 40x60 м (поле, опушка леса, пустырь, двор), в маловетреную погоду, но так, чтобы ветер дул навстречу собаке. Отвлекающих раздражителей должно быть как можно меньше. Дрессировщик, не заходя на участок, разбрасывает по нему три апортировочных предмета. Делают это так, чтобы они расположились треугольником на расстоянии 20-25 м один от другого. Затем, взяв собаку, дрессировщик выходит на середину той стороны (границы) участка, которая позволит стоять лицом к участку и против ветра, и посылает собаку на обыск местности, дав предварительно занюхать свой предмет или руку. Следуя за собакой, он управляет ее поиском, добиваясь движения зигзагом (челноком), для чего кроме команды «Ищи!» подает жест правой рукой.
Команду «Апорт!» применяют лишь в тех случаях, если собака не поднимает найденный ею предмет. Подача предметов дрессировщику поощряется восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Такие упражнения повторяются 2-3 раза, лучше каждый раз на новом месте.
Если собака хорошо выполняет все команды дрессировщика и проявляет заинтересованный зигзагообразный поиск, нужно переходить к занятиям с помощником. На этих занятиях вещи для поиска разбрасываются помощником. Но при этом помощник имеет не три, а четыре вещи. Четвертую, он оставляет вблизи от места, откуда дрессировщик будет посылать собаку на обыск. Перед посылом собаки на обыск дрессировщик дает вещь занюхать. Послав собаку на обыск, дрессировщик идет по средней линии участка, управляя собакой. Если она прошла мимо искомых предметов, дрессировщик жестом помогает ей обнаружить их.
На следующих занятиях условия дрессировки усложняют. Размеры обыскиваемых участков увеличивают до 100150 м, расстояния между предметами — до 50-70 м. Вводят «пустые» углы. Приучают собаку работать без поводка. Посыл на обыск после разбрасывания предметов оттягивают (от 5 до 30 и более мин), что ведет к ослаблению запаха человека на разбросанных вещах. И наконец, обыск местности производят без предварительного занюхивания собакой вещи дрессировщика или помощника дрессировщика. Некоторых защитно-караульных собак, например патрульных, при обучении обыску местности приучают к обнаружению и задержанию человека.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
Охрана вещей. Приучение собаки к охране вещей преследует цель выработать у собак навык находиться в состоянии длительной настороженности у вещи своего дрессировщика по команде «Охраняй!», а также воспитать навык охраны вещей дрессировщика.
Условным раздражителем при выработке навыка является команда «Охраняй!».
Вспомогательные условные раздражители — команды «Лежать!», «Место!», «Фу!», восклицание «Хорошо!».
Безусловные раздражители — удары прутом, жгутом, привлекающий внимание собаки предмет и лакомство.
Из навыков общей дрессировки необходимы укладка собаки с выдержкой и возвращение на место. У собаки также должны быть выработаны злоба и недоверие к посторонним.
Для занятий выбирают место без отвлекающих раздражителей, где имеется возможность привязать собаку на цепь. Поблизости должно быть укрытие для помощников. Для первых упражнений берут вещь, хорошо знакомую собаке (апортировочный предмет, свернутый длинный поводок, плащ дрессировщика, бачок для корма и др.). Привязав собаку на цепь, дрессировщик командой «Лежать!» укладывает собаку и кладет перед ее передними лапами вещь так, чтобы собака могла ее достать. Подав команду «Охраняй!», дрессировщик становится рядом с собакой. После этого из- за укрытия выходит помощник и несколько раз спокойно проходит мимо собаки в разных направлениях. Если собака
Если собака пытается взять чужой предмет, дрессировщик применяет команду «Нюхай!» в строгой интонации и побуждает ее к принюхиванию. В случае взятия собакой чужого предмета дрессировщик берет его у собаки и, отбросив его за себя, вновь посылает собаку на выборку. Если собака, обнюхав предмет дрессировщика, не берет его, используется команда «Апорт!».
На протяжении одного занятия выборку производят не более 2-3 раз. Когда собака научится выбирать вещь дрессировщика (обычно после 2-3 занятий), выбираемые вещи начинают менять, используя для этого носовые платки, перчатки, рукавицы, носки и др. При этом выбираемую вещь (с запахом дрессировщика) кладут среди 3-4 вещей (с запахом помощника). Если собака при выборке не проявляет активности, апортировочный предмет подбрасывают к разложенным предметам у нее на виду, а команду «Нюхай!» подкрепляют командой «Апорт!». Если собака слабо принюхивается и хватает то один предмет, то другой, ее берут на поводок, подводят к разложенным предметам, наводят на выбираемую вещь и командами «Нюхай!» и «Апорт!» побуждают к принюхиванию и взятию предмета.
При попытке собаки схватить другую вещь используется запрещающая команда «Фу!», но приглушенным голосом. Такие упражнения проводят несколько раз, но с каждым разом предоставляют собаке все большую самостоятельность. Правильную выборку следует немедленно поощрять, а неправильную — затормаживать.
После того как собака начнет четко выбирать предмет своего дрессировщика из 3-4 предметов одного помощника, количество помощников постепенно начинают увеличивать (каждый предмет имеет запах одного помощника), предметы для выборки разнообразят (платки, перчатки, носки и др.), а дрессировщик дает собаке занюхивать не только свои предметы, но и ладонь своей правой руки.
Если собака хорошо выбирает предметы дрессировщика, после 3-4 занятий переходят ко второму периоду дрессировки.
Второй период преследует цель выработать у собаки навык выборки вещей уже не дрессировщика, а любого другого человека. Навык вырабатывается следующим образом. Один из помощников раскладывает 3-4 своих предмета в ряд на расстоянии 20-30 см друг от друга. Другой помощник тоже подкладывает к этим предметам одну из своих вещей, а вторую оставляет в трех шагах от разложенных предметов. После этого к месту выборки подходит дрессировщик с собакой. Посадив собаку около оставленной в стороне вещи и взявшись пальцами правой руки за один из ее концов, он другим концом подносит его к носу собаки и подает команду «Нюхай!». После того как собака занюхала предмет, его незаметно для собаки отбрасывают назад. Затем дрессировщик командой «Нюхай!» и жестом правой руки в сторону предметов пускает собаку на выборку. Дрессировщик должен знать, где лежит выбираемая вещь (это называется контрольной выборкой).
Если собака плохо принюхивается к разложенным предметам, дрессировщик использует команду «Нюхай!». Если она не берет обнаруженную по запаху вещь, применяют команду «Апорт!». При попытке собаки схватить вещь другого помощника подается команда «Фу!». За правильную выборку собака обязательно поощряется.
Усложнение выборки предмета помощника состоит в том, что количество, раскладываемых вещей постепенно увеличивают и используют вещи разного вида, формы, из разного материала, крупные и мелкие (перед этим полезно приучить собаку к апортировке аналогичных предметов). Перед выборкой нового предмета собаке дают хорошо его обнюхать и только после этого подкладывают его для выборки.
Для развития чутья собаку приучают к выборке предметов с ослабленным запахом помощника. Для этого основной помощник одну свою вещь (предмет) подкладывает на место выборки к предметам других помощников, а 3-4 других вещи кладет в 4-5 м в стороне. Эти предметы и используются поочередно для выборки собакой через 5, 10, 15 и более мин. Дрессировщик подкладывает их к разложенным предметам с помощью пинцета и каждый раз меняет место.
В дальнейшем место выборки разнообразят и проводят выборку не только на дрессировочной площадке, но и в других местах.
Следует отметить, что дрессировщик должен использовать для выборки вещи различных людей. Чем чаще меняются помощники, тем лучших результатов можно достигнуть.
К концу выработки этого навыка следует от контрольной выборки переходить к слепой. В этом случае дрессировщик не знает, где находится вещь основного помощника, а контроль за его работой осуществляет инструктор или основной помощник.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
проведение первоначальных упражнений по выборке при наличии сильных отвлекающих раздражителей, что затрудняет выработку навыка; -
длительное использование одного и того же помощника, вследствие чего собака привыкает к его запаху и плохо работает по выборке вещей чужих людей; -
использование предметов с наличием посторонних запахов (мяса, слюны собаки и др.), привлекающих собаку и мешающих выборке; -
более сильное насыщение запахом основного помощника выбираемой вещи по сравнению с другими вещами (нежелательная связь на силу запаха); -
частые и неоправданные наводящие действия дрессировщика при контрольной выборке (например, восклицание «Хорошо!» при подходе собаки к выбираемой вещи, злоупотребление командой «Апорт!»), вследствие чего собака хватает ближайшую вещь, а выборку по запаху не производит.
Обыск местности. Приучение собаки к обыску местности имеет цель выработать у собаки навык производить обыск местности по команде «Ищи!» и навык зигзагообразного обыска местности с нахождением предметов помощника и подноской этих предметов к дрессировщику.
Условными раздражителями при выработке навыка являются команда «Ищи!» и жест — выбрасывание правой руки при посылке собаки на обыск.
Вспомогательные условные раздражители — команды «Апорт!», «Дай!», «Фу!», восклицание «Хорошо!».
Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание и апортировочные предметы.
До приучения собаки к обыску местности из навыков общей дрессировки у нее должен быть выработан навык апор- тировки. Занятия должны проводиться на открытом участке размером 40x60 м (поле, опушка леса, пустырь, двор), в маловетреную погоду, но так, чтобы ветер дул навстречу собаке. Отвлекающих раздражителей должно быть как можно меньше. Дрессировщик, не заходя на участок, разбрасывает по нему три апортировочных предмета. Делают это так, чтобы они расположились треугольником на расстоянии 20-25 м один от другого. Затем, взяв собаку, дрессировщик выходит на середину той стороны (границы) участка, которая позволит стоять лицом к участку и против ветра, и посылает собаку на обыск местности, дав предварительно занюхать свой предмет или руку. Следуя за собакой, он управляет ее поиском, добиваясь движения зигзагом (челноком), для чего кроме команды «Ищи!» подает жест правой рукой.
Команду «Апорт!» применяют лишь в тех случаях, если собака не поднимает найденный ею предмет. Подача предметов дрессировщику поощряется восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Такие упражнения повторяются 2-3 раза, лучше каждый раз на новом месте.
Если собака хорошо выполняет все команды дрессировщика и проявляет заинтересованный зигзагообразный поиск, нужно переходить к занятиям с помощником. На этих занятиях вещи для поиска разбрасываются помощником. Но при этом помощник имеет не три, а четыре вещи. Четвертую, он оставляет вблизи от места, откуда дрессировщик будет посылать собаку на обыск. Перед посылом собаки на обыск дрессировщик дает вещь занюхать. Послав собаку на обыск, дрессировщик идет по средней линии участка, управляя собакой. Если она прошла мимо искомых предметов, дрессировщик жестом помогает ей обнаружить их.
На следующих занятиях условия дрессировки усложняют. Размеры обыскиваемых участков увеличивают до 100150 м, расстояния между предметами — до 50-70 м. Вводят «пустые» углы. Приучают собаку работать без поводка. Посыл на обыск после разбрасывания предметов оттягивают (от 5 до 30 и более мин), что ведет к ослаблению запаха человека на разбросанных вещах. И наконец, обыск местности производят без предварительного занюхивания собакой вещи дрессировщика или помощника дрессировщика. Некоторых защитно-караульных собак, например патрульных, при обучении обыску местности приучают к обнаружению и задержанию человека.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
проведение занятий на одной и той же местности, вследствие чего собака привыкает к поиску в определенных условиях и отказывается работать в других условиях; -
поочередная выработка навыка у нескольких собак на одном и том же месте. В этом случае собака отвлекается на запах прошедщих ранее собак (особенно кобели на запах самок), что снижает эффективность занятий; -
использование одинаковых, однотипных вещей, что вызывает заторможенность собаки при нахождении предметов, сильно отличающихся от привычных; -
раскладка вещей каждый раз у одних и тех же ориентиров. Приучает собак искать вещи только у ориентиров.
Охрана вещей. Приучение собаки к охране вещей преследует цель выработать у собак навык находиться в состоянии длительной настороженности у вещи своего дрессировщика по команде «Охраняй!», а также воспитать навык охраны вещей дрессировщика.
Условным раздражителем при выработке навыка является команда «Охраняй!».
Вспомогательные условные раздражители — команды «Лежать!», «Место!», «Фу!», восклицание «Хорошо!».
Безусловные раздражители — удары прутом, жгутом, привлекающий внимание собаки предмет и лакомство.
Из навыков общей дрессировки необходимы укладка собаки с выдержкой и возвращение на место. У собаки также должны быть выработаны злоба и недоверие к посторонним.
Для занятий выбирают место без отвлекающих раздражителей, где имеется возможность привязать собаку на цепь. Поблизости должно быть укрытие для помощников. Для первых упражнений берут вещь, хорошо знакомую собаке (апортировочный предмет, свернутый длинный поводок, плащ дрессировщика, бачок для корма и др.). Привязав собаку на цепь, дрессировщик командой «Лежать!» укладывает собаку и кладет перед ее передними лапами вещь так, чтобы собака могла ее достать. Подав команду «Охраняй!», дрессировщик становится рядом с собакой. После этого из- за укрытия выходит помощник и несколько раз спокойно проходит мимо собаки в разных направлениях. Если собака