Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1272

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лакомство следует давать только левой рукой, а предметы для выборки и выбранный предмет — только правой.

Если собака пытается взять чужой предмет, дрессиров­щик применяет команду «Нюхай!» в строгой интонации и побуждает ее к принюхиванию. В случае взятия собакой чужого предмета дрессировщик берет его у собаки и, отбро­сив его за себя, вновь посылает собаку на выборку. Если со­бака, обнюхав предмет дрессировщика, не берет его, исполь­зуется команда «Апорт!».

На протяжении одного занятия выборку производят не более 2-3 раз. Когда собака научится выбирать вещь дрес­сировщика (обычно после 2-3 занятий), выбираемые вещи начинают менять, используя для этого носовые платки, пер­чатки, рукавицы, носки и др. При этом выбираемую вещь (с запахом дрессировщика) кладут среди 3-4 вещей (с запа­хом помощника). Если собака при выборке не проявляет активности, апортировочный предмет подбрасывают к раз­ложенным предметам у нее на виду, а команду «Нюхай!» подкрепляют командой «Апорт!». Если собака слабо при­нюхивается и хватает то один предмет, то другой, ее берут на поводок, подводят к разложенным предметам, наводят на выбираемую вещь и командами «Нюхай!» и «Апорт!» по­буждают к принюхиванию и взятию предмета.

При попытке собаки схватить другую вещь использует­ся запрещающая команда «Фу!», но приглушенным голосом. Такие упражнения проводят несколько раз, но с каждым ра­зом предоставляют собаке все большую самостоятельность. Правильную выборку следует немедленно поощрять, а не­правильную — затормаживать.

После того как собака начнет четко выбирать предмет своего дрессировщика из 3-4 предметов одного помощни­ка, количество помощников постепенно начинают увеличи­вать (каждый предмет имеет запах одного помощника), пред­меты для выборки разнообразят (платки, перчатки, носки и др.), а дрессировщик дает собаке занюхивать не только свои предметы, но и ладонь своей правой руки.

Если собака хорошо выбирает предметы дрессировщи­ка, после 3-4 занятий переходят ко второму периоду дрес­сировки.

Второй период преследует цель выработать у собаки на­вык выборки вещей уже не дрессировщика, а любого друго­го человека. Навык вырабатывается следующим образом. Один из помощников раскладывает 3-4 своих предмета в ряд на расстоянии 20-30 см друг от друга. Другой помощ­ник тоже подкладывает к этим предметам одну из своих ве­щей, а вторую оставляет в трех шагах от разложенных пред­метов. После этого к месту выборки подходит дрессировщик с собакой. Посадив собаку около оставленной в стороне вещи и взявшись пальцами правой руки за один из ее концов, он другим концом подносит его к носу собаки и подает команду «Нюхай!». После того как собака занюхала предмет, его не­заметно для собаки отбрасывают назад. Затем дрессировщик командой «Нюхай!» и жестом правой руки в сторону пред­метов пускает собаку на выборку. Дрессировщик должен знать, где лежит выбираемая вещь (это называется конт­рольной выборкой).


Если собака плохо принюхивается к разложенным пред­метам, дрессировщик использует команду «Нюхай!». Если она не берет обнаруженную по запаху вещь, применяют ко­манду «Апорт!». При попытке собаки схватить вещь друго­го помощника подается команда «Фу!». За правильную вы­борку собака обязательно поощряется.

Усложнение выборки предмета помощника состоит в том, что количество, раскладываемых вещей постепенно увеличивают и используют вещи разного вида, формы, из разного материала, крупные и мелкие (перед этим полез­но приучить собаку к апортировке аналогичных предме­тов). Перед выборкой нового предмета собаке дают хоро­шо его обнюхать и только после этого подкладывают его для выборки.

Для развития чутья собаку приучают к выборке пред­метов с ослабленным запахом помощника. Для этого ос­новной помощник одну свою вещь (предмет) подкладывает на место выборки к предметам других помощников, а 3-4 других вещи кладет в 4-5 м в стороне. Эти предметы и ис­пользуются поочередно для выборки собакой через 5, 10, 15 и более мин. Дрессировщик подкладывает их к разло­женным предметам с помощью пинцета и каждый раз ме­няет место.

В дальнейшем место выборки разнообразят и проводят выборку не только на дрессировочной площадке, но и в дру­гих местах.

Следует отметить, что дрессировщик должен исполь­зовать для выборки вещи различных людей. Чем чаще ме­няются помощники, тем лучших результатов можно до­стигнуть.

К концу выработки этого навыка следует от контрольной выборки переходить к слепой. В этом случае дрессировщик не знает, где находится вещь основного помощника, а конт­роль за его работой осуществляет инструктор или основной помощник.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  • проведение первоначальных упражнений по выборке при наличии сильных отвлекающих раздражителей, что за­трудняет выработку навыка;

  • длительное использование одного и того же помощни­ка, вследствие чего собака привыкает к его запаху и пло­хо работает по выборке вещей чужих людей;

  • использование предметов с наличием посторонних запа­хов (мяса, слюны собаки и др.), привлекающих собаку и мешающих выборке;

  • более сильное насыщение запахом основного помощни­ка выбираемой вещи по сравнению с другими вещами (нежелательная связь на силу запаха);

  • частые и неоправданные наводящие действия дрессиров­щика при контрольной выборке (например, восклица­ние «Хорошо!» при подходе собаки к выбираемой вещи, злоупотребление командой «Апорт!»), вследствие чего собака хватает ближайшую вещь, а выборку по запаху не производит.



Обыск местности. Приучение собаки к обыску местнос­ти имеет цель выработать у собаки навык производить обыск местности по команде «Ищи!» и навык зигзагообразного обыска местности с нахождением предметов помощника и подноской этих предметов к дрессировщику.

Условными раздражителями при выработке навыка яв­ляются команда «Ищи!» и жест — выбрасывание правой руки при посылке собаки на обыск.

Вспомогательные условные раздражители — команды «Апорт!», «Дай!», «Фу!», восклицание «Хорошо!».

Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание и апортировочные предметы.

До приучения собаки к обыску местности из навыков общей дрессировки у нее должен быть выработан навык апор- тировки. Занятия должны проводиться на открытом участ­ке размером 40x60 м (поле, опушка леса, пустырь, двор), в маловетреную погоду, но так, чтобы ветер дул навстречу со­баке. Отвлекающих раздражителей должно быть как мож­но меньше. Дрессировщик, не заходя на участок, разбрасы­вает по нему три апортировочных предмета. Делают это так, чтобы они расположились треугольником на расстоянии 20-25 м один от другого. Затем, взяв собаку, дрессиров­щик выходит на середину той стороны (границы) участка, которая позволит стоять лицом к участку и против ветра, и посылает собаку на обыск местности, дав предварительно занюхать свой предмет или руку. Следуя за собакой, он уп­равляет ее поиском, добиваясь движения зигзагом (челно­ком), для чего кроме команды «Ищи!» подает жест правой рукой.

Команду «Апорт!» применяют лишь в тех случаях, если собака не поднимает найденный ею предмет. Подача пред­метов дрессировщику поощряется восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Такие упражнения повторяются 2-3 раза, лучше каждый раз на новом месте.

Если собака хорошо выполняет все команды дресси­ровщика и проявляет заинтересованный зигзагообразный поиск, нужно переходить к занятиям с помощником. На этих занятиях вещи для поиска разбрасываются помощ­ником. Но при этом помощник имеет не три, а четыре вещи. Четвертую, он оставляет вблизи от места, откуда дрессировщик будет посылать собаку на обыск. Перед по­сылом собаки на обыск дрессировщик дает вещь занюхать. Послав собаку на обыск, дрессировщик идет по средней линии участка, управляя собакой. Если она прошла мимо искомых предметов, дрессировщик жестом помогает ей обнаружить их.

На следующих занятиях условия дрессировки усложня­ют. Размеры обыскиваемых участков увеличивают до 100­150 м, расстояния между предметами — до 50-70 м. Вводят «пустые» углы. Приучают собаку работать без поводка. По­сыл на обыск после разбрасывания предметов оттягивают (от 5 до 30 и более мин), что ведет к ослаблению запаха чело­века на разбросанных вещах. И наконец, обыск местности производят без предварительного занюхивания собакой вещи дрессировщика или помощника дрессировщика. Некоторых защитно-караульных собак, например патрульных, при обу­чении обыску местности приучают к обнаружению и задер­жанию человека.


При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  • проведение занятий на одной и той же местности, вслед­ствие чего собака привыкает к поиску в определенных условиях и отказывается работать в других условиях;

  • поочередная выработка навыка у нескольких собак на одном и том же месте. В этом случае собака отвлекается на запах прошедщих ранее собак (особенно кобели на запах самок), что снижает эффективность занятий;

  • использование одинаковых, однотипных вещей, что вы­зывает заторможенность собаки при нахождении пред­метов, сильно отличающихся от привычных;

  • раскладка вещей каждый раз у одних и тех же ориенти­ров. Приучает собак искать вещи только у ориентиров.

Охрана вещей. Приучение собаки к охране вещей пре­следует цель выработать у собак навык находиться в состоя­нии длительной настороженности у вещи своего дрессиров­щика по команде «Охраняй!», а также воспитать навык охраны вещей дрессировщика.

Условным раздражителем при выработке навыка явля­ется команда «Охраняй!».

Вспомогательные условные раздражители — команды «Лежать!», «Место!», «Фу!», восклицание «Хорошо!».

Безусловные раздражители — удары прутом, жгутом, привлекающий внимание собаки предмет и лакомство.

Из навыков общей дрессировки необходимы укладка собаки с выдержкой и возвращение на место. У собаки так­же должны быть выработаны злоба и недоверие к посто­ронним.

Для занятий выбирают место без отвлекающих раздра­жителей, где имеется возможность привязать собаку на цепь. Поблизости должно быть укрытие для помощников. Для первых упражнений берут вещь, хорошо знакомую собаке (апортировочный предмет, свернутый длинный поводок, плащ дрессировщика, бачок для корма и др.). Привязав со­баку на цепь, дрессировщик командой «Лежать!» уклады­вает собаку и кладет перед ее передними лапами вещь так, чтобы собака могла ее достать. Подав команду «Охраняй!», дрессировщик становится рядом с собакой. После этого из- за укрытия выходит помощник и несколько раз спокойно проходит мимо собаки в разных направлениях. Если собака