Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1275

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, дрессировщик подает команду «Тихо!» и одновременно делает рывок поводком назад. Если же собака, возбужденная быстрым передвижением, не сни­жает темпа, то команда повторяется в угрожающей интона­ции, а рывок поводком делается сильнее. Когда собака по команде дрессировщика замедлит темп движения, ее поощ­ряют.

Постепенно упражнения усложняют: более часто изме­няется темп движения, вводится работа собаки на удли­ненном поводке, а затем и без поводка, усложняется обста­новка.

Совершенствуют навык путем замедления темпа во вре­мя преодоления бума и лестницы.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде дрессировщика четко и безотказно замедляет темп движения при любых условиях окружающей среды, нахо­дясь как на поводке, так и без него.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  • чрезмерно сильные рывки поводком, особенно в перво­начальный период;

  • вместо рывка поводком, его постоянное натягивание;

  • излишне частые изменения темпа движения в первона­чальный период;

  • преждевременный переход к работе без поводка.

13.21.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ НЕ БРАТЬ
КОРМ ИЗ РУК ПОСТОРОННИХ И С ЗЕМЛИ
(КОМАНДА «ФУ!»)


Сложность этого навыка при дрессировке состоит в том, что у собаки нужно выработать торможение на пищевую ре­акцию. Навык необходим для выработки недоверчивого от­ношения к посторонним людям и предохранения собаки от попыток отравления. Параллельно с этим у собаки выраба­тывается недоверчивое отношение к посторонним лицам, что тоже важно при использовании собаки в ряде служб.

Условным раздражителем при выработке навыка явля­ется команда «Фу!», безусловным — рывок поводком, удар хлыстом, воздействие парфорсом (строгим ошейником) и электротоком.

Прием отрабатывается в конце курса общей дрессиров­ки, после выработки навыка прекращения нежелательных действий по команде.

Порядок отработки приема. Вначале приучают собаку не брать корм из рук посторонних людей. Для этого на пер­вых занятиях собака не должна ощущать потребности в пище, т. е. их начинают спустя 3-4 ч после кормления. Со­бака находится на коротком поводке. Дрессировщик оста­навливается вблизи от укрытия. Вскоре из-за укрытия по­является помощник и идет к собаке, держа в правой руке лакомство, а в левой — спрятанный за спину хлыст. По­дойдя к собаке, он в ласковой интонации называет ее клич­ку и предлагает ей лакомство. Если собака попытается взять с ладони предлагаемое лакомство, то помощник, за­жав его, кулаком ударяет по морде собаки. Дрессировщик же в этот момент резко подает команду «Фу!» и делает сильный рывок поводком.
После этого помощник уходит за укрытие, а через 2-3 мин вновь подходит к собаке и предлагает ей корм. Если собака попытается взять корм, то помощник опять ударяет кулаком ей по морде и одно­временно левой рукой наносит удар хлыстом. Дрессиров­щик же в это время резко подает команду «Фу!» и делает рывок поводком, а в необходимых случаях также ударяет собаку хлыстом по крупу.

Для собак с сильно выраженной пищевой реакцией сле­дует применять строгий ошейник и наносить более сильные удары. Это упражнение проделывают несколько раз, посто­янно меняя помощников, а помощники, подходя к собаке, разнообразят характер своих движений (спокойный подход, крадущийся, бегом и т. п.). Разнообразным должен быть и корм, предлагаемый собаке (мясо, хлеб, колбаса ит. п.). Меняются и места проведения занятий. В результате собака становится недоверчивой и перестает брать любой корм из рук посторонних людей.

Затем у собаки вырабатывают навык не брать корм, под­брошенный посторонними людьми. Для этого помощник, подойдя к собаке, не предлагает ей корм из рук, а бросает его перед собакой. Если собака попытается его взять, то помощ­ник и дрессировщик препятствуют этому так, как описано выше. Затем помощник, подойдя к собаке, бросает перед ней корм, а сам уходит. Если собака попытается взять корм, то дрессировщик подает резкую команду «Фу!», делает рывок поводком, а при необходимости использует строгий ошейник и хлыст. После этого проводятся упражнения по подбрасыва­нию корма собаке в отсутствие дрессировщика. Дрессиров­щик, привязав собаку, постепенно все дальше и дальше отхо­дит от нее и наконец совсем скрывается за укрытием. Если собака попытается взять подброшенный в его отсутствие корм, то дрессировщик тут же подает резкую команду «Фу», а в необходимых случаях делает сильный рывок удлиненно­го поводка, прикрепленного к строгому ошейнику.

Затем приучают собаку не брать корм, найденный ею на земле. Делают это следующим образом. По указанию дрес­сировщика его помощник раскладывает около малозамет­ных ориентиров различного вида корм. Дрессировщик с со­бакой на коротком поводке проходит по участку и, подав команду «Гуляй!», внимательно наблюдает за поведением собаки. Если собака попытается взять корм, то дрессиров­щик подает резкую команду «Фу!» и делает рывок повод­ком, при необходимости прикрепленным к строгому ошей­нику. Когда собака успокоится, дрессировщик опять подает команду «Гуляй!» и при новой попытке собаки взять най­денный корм, повторяет свои действия.



После этого переходят к работе собаки на удлиненном поводке, корм раскладывают в неизвестных для дрессиров­щика местах, а в заключение занятия проводят без повод­ка, управляя собакой только командами.

Иногда бывает, что у собак с сильно выраженной пи­щевой реакцией эти методы не дают желаемого результа­та, и они все же поедают найденный корм. В этом случае применяют более сильный безусловный раздражитель — электрический ток. Делают это так. На открытом участке местности раскладывают кусочки различного корма, со­единив их тонким, изолированным, хорошо замаскирован­ным проводом, соединенным с источником электротока. Им обычно бывает индуктор, прибор ПДС-1 или другой источник переменного тока, дающий напряжение не бо­лее 16V и силу тока не более 0,05А. Дрессировщик, придя с собакой на такой участок, подает команду «Гуляй!» и, сняв поводок, идет в том направлении, где разложены ку­сочки корма. Если собака, найдя кусочек корма, попыта­ется взять его, то помощник, находящийся в укрытии и внимательно наблюдающий за ее поведением, быстро и резко начинает вращать ручку индуктора. Собака, при­коснувшись к корму, тем самым замыкает путь электро­тока и получает электрический удар, который заставляет ее бросить корм. При повторных попытках собаки взять корм с земли опять включается электроток, но несколько большего напряжения.

Такие упражнения повторяют несколько раз на различ­ных участках местности, применяя разнообразный по виду и запаху корм. Этот метод дает хорошие результаты только при умелом его применении, иначе он может причинить со­баке вред.

Навык считается выработанным, если собака, находясь без поводка, как в присутствии дрессировщика, так и в его отсутствие, решительно отказывается от любого корма, да­ваемого посторонними людьми с рук, подброшенного или найденного ею на земле, на любой местности.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

■ первоначальная выработка навыка с голодной собакой;

  • использование одного и того же корма, проведение за­нятий на одном и том же участке местности с одним и тем же помощником;

  • излишне сильные рывки поводком, прикрепленным к строгому ошейнику, излишне сильные удары хлыстом;

  • плохой инструктаж помощника (где он должен нахо­диться, как подходить к собаке, как предлагать корм и т. п.);

  • неумелое использование источника электротока, плохая маскировка проводов.


13.22.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ
К СИЛЬНЫМ ЗВУКОВЫМ И СВЕТОВЫМ
РАЗДРАЖИТЕЛЯМ


Эти навыки необходимы для всех охотничьих и служеб­ных собак. Лучше всего приучать собак к выстрелам и дру­гим сильным световым и звуковым раздражителям в щеня­чьем возрасте (с 4-6 мес.). Приучение проводят во время прогулок, причем делают это очень осторожно, чтобы сила раздражителей нарастала постепенно, а не сразу, чтобы не вызвать угнетения состояния животного, приводящего к трусости.

Со взрослой собакой отработку этого приема начинают после установления прочного контакта с дрессировщиком и проводят постепенно на протяжении всего курса общей дрес­сировки.

Порядок приучения собаки к раздражителям. Приуче­ние к сильным звуковым раздражителям начинают обычно во время кормления собаки. В это время помощник, нахо­дясь на удалении 30-50 м, производит редкие выстрелы из стартового пистолета. Дрессировщик внимательно наблю­дает за поведением собаки и, если собака, услышав выстре­лы, проявляет беспокойство, успокаивает ее, произнося кличку в спокойной, ласковой интонации и поглаживая. Постепенно расстояние от стреляющего помощника до со­баки сокращается, выстрелы делаются несколько чаще. В течение нескольких занятий расстояние от собаки до стре­ляющего помощника доводят до 15-20 м.

Сильное воздействие на собаку оказывают звуки и вспыш­ки выстрелов в темноте. Вечерами приучение к выстрелам проводят на расстоянии 300-200 м от собаки, постепенно его сокращая. Затем стрельбу проводят уже во время заня­тий. Для этого во время выгуливания собаки на удлинен­ном поводке помощник дрессировщика, находясь в 30-50 м, производит редкие выстрелы из стартового пистолета. Дрес­сировщик внимательно наблюдает за поведением собаки и, если она не проявляет признаков боязни выстрелов, посте­пенно приближается с ней к стреляющему помощнику (до 15-20 м), а затем приступает к работе с собакой по отработ­ке того или иного приема. Если собака проявляет беспокой­ство, ее следует успокоить, отвлечь игрой, пробежками, отойти от стреляющего помощника и очень осторожно и по­степенно опять начать приближаться к нему.

Когда собака привыкнет к звукам выстрелов из старто­вого пистолета, то, если есть возможность, ее следует при­учить к звукам выстрелов из автомата и винтовки. С этой целью поступают так же, как описано выше, но помощник стреляет (холостыми патронами) вначале на расстоянии 150-200 м от собаки и лишь постепенно приближается при­мерно до 50 м. На этих занятиях должны строго соблюдать­ся меры безопасности.


Следует приучить собаку и к взрывам. Для этого приме­няют взрывпакеты. Последовательность работы такая же, как описано выше. В моменты, когда звучат выстрелы и взрывы, собаку успокаивают, поглаживают, дают лаком­ство. Усложняя этот навык, выстрелы производят одиноч­ные и групповые, в присутствии дрессировщика и без него. С целью упрочения навыка стрельбу ведет и сам дрессиров­щик, при этом собака должна находиться около него и не изменять принятого положения (лежать, сидеть, стоять). Затем стрельбу проводят в сумерках и ночью.

В такой же последовательности приучают собаку и к дру­гим сильным звуковым раздражителям (шум автомашины, поезда, а при наличии возможностей — бронетранспортера, танка, низко летящего самолета и т. д.).

Методика приучения собаки к различным световым раздражителям аналогична изложенной выше. Сначала со­баку приучают к слабому источнику света (карманный фо­нарь, мотоциклетная фара) и в дневное время. Затем по­степенно увеличивают силу источника света (свет автомо­бильной фары, затем двух фар, свет ракет, прожектора) и сокращают его расстояние до собаки. Потом переходят к за­нятиям в сумерках, в светлые лунные ночи и лишь в кон­це — в темные ночи, когда воздействие световых раздражи­телей на собаку особенно сильно.

Навык считается выработанным, если собака спокойно и безбоязненно относится в любое время суток к выстрелам и взрывам, свету фар автомашины и другим сильным звуко­вым и световым раздражителям, не изменяя при этом при­нятого по команде положения.