ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1275
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, дрессировщик подает команду «Тихо!» и одновременно делает рывок поводком назад. Если же собака, возбужденная быстрым передвижением, не снижает темпа, то команда повторяется в угрожающей интонации, а рывок поводком делается сильнее. Когда собака по команде дрессировщика замедлит темп движения, ее поощряют.
Постепенно упражнения усложняют: более часто изменяется темп движения, вводится работа собаки на удлиненном поводке, а затем и без поводка, усложняется обстановка.
Совершенствуют навык путем замедления темпа во время преодоления бума и лестницы.
Навык считается выработанным, если собака по первой команде дрессировщика четко и безотказно замедляет темп движения при любых условиях окружающей среды, находясь как на поводке, так и без него.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
13.21.
ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ НЕ БРАТЬ
КОРМ ИЗ РУК ПОСТОРОННИХ И С ЗЕМЛИ
(КОМАНДА «ФУ!»)
Сложность этого навыка при дрессировке состоит в том, что у собаки нужно выработать торможение на пищевую реакцию. Навык необходим для выработки недоверчивого отношения к посторонним людям и предохранения собаки от попыток отравления. Параллельно с этим у собаки вырабатывается недоверчивое отношение к посторонним лицам, что тоже важно при использовании собаки в ряде служб.
Условным раздражителем при выработке навыка является команда «Фу!», безусловным — рывок поводком, удар хлыстом, воздействие парфорсом (строгим ошейником) и электротоком.
Прием отрабатывается в конце курса общей дрессировки, после выработки навыка прекращения нежелательных действий по команде.
Порядок отработки приема. Вначале приучают собаку не брать корм из рук посторонних людей. Для этого на первых занятиях собака не должна ощущать потребности в пище, т. е. их начинают спустя 3-4 ч после кормления. Собака находится на коротком поводке. Дрессировщик останавливается вблизи от укрытия. Вскоре из-за укрытия появляется помощник и идет к собаке, держа в правой руке лакомство, а в левой — спрятанный за спину хлыст. Подойдя к собаке, он в ласковой интонации называет ее кличку и предлагает ей лакомство. Если собака попытается взять с ладони предлагаемое лакомство, то помощник, зажав его, кулаком ударяет по морде собаки. Дрессировщик же в этот момент резко подает команду «Фу!» и делает сильный рывок поводком.
После этого помощник уходит за укрытие, а через 2-3 мин вновь подходит к собаке и предлагает ей корм. Если собака попытается взять корм, то помощник опять ударяет кулаком ей по морде и одновременно левой рукой наносит удар хлыстом. Дрессировщик же в это время резко подает команду «Фу!» и делает рывок поводком, а в необходимых случаях также ударяет собаку хлыстом по крупу.
Для собак с сильно выраженной пищевой реакцией следует применять строгий ошейник и наносить более сильные удары. Это упражнение проделывают несколько раз, постоянно меняя помощников, а помощники, подходя к собаке, разнообразят характер своих движений (спокойный подход, крадущийся, бегом и т. п.). Разнообразным должен быть и корм, предлагаемый собаке (мясо, хлеб, колбаса ит. п.). Меняются и места проведения занятий. В результате собака становится недоверчивой и перестает брать любой корм из рук посторонних людей.
Затем у собаки вырабатывают навык не брать корм, подброшенный посторонними людьми. Для этого помощник, подойдя к собаке, не предлагает ей корм из рук, а бросает его перед собакой. Если собака попытается его взять, то помощник и дрессировщик препятствуют этому так, как описано выше. Затем помощник, подойдя к собаке, бросает перед ней корм, а сам уходит. Если собака попытается взять корм, то дрессировщик подает резкую команду «Фу!», делает рывок поводком, а при необходимости использует строгий ошейник и хлыст. После этого проводятся упражнения по подбрасыванию корма собаке в отсутствие дрессировщика. Дрессировщик, привязав собаку, постепенно все дальше и дальше отходит от нее и наконец совсем скрывается за укрытием. Если собака попытается взять подброшенный в его отсутствие корм, то дрессировщик тут же подает резкую команду «Фу», а в необходимых случаях делает сильный рывок удлиненного поводка, прикрепленного к строгому ошейнику.
Затем приучают собаку не брать корм, найденный ею на земле. Делают это следующим образом. По указанию дрессировщика его помощник раскладывает около малозаметных ориентиров различного вида корм. Дрессировщик с собакой на коротком поводке проходит по участку и, подав команду «Гуляй!», внимательно наблюдает за поведением собаки. Если собака попытается взять корм, то дрессировщик подает резкую команду «Фу!» и делает рывок поводком, при необходимости прикрепленным к строгому ошейнику. Когда собака успокоится, дрессировщик опять подает команду «Гуляй!» и при новой попытке собаки взять найденный корм, повторяет свои действия.
После этого переходят к работе собаки на удлиненном поводке, корм раскладывают в неизвестных для дрессировщика местах, а в заключение занятия проводят без поводка, управляя собакой только командами.
Иногда бывает, что у собак с сильно выраженной пищевой реакцией эти методы не дают желаемого результата, и они все же поедают найденный корм. В этом случае применяют более сильный безусловный раздражитель — электрический ток. Делают это так. На открытом участке местности раскладывают кусочки различного корма, соединив их тонким, изолированным, хорошо замаскированным проводом, соединенным с источником электротока. Им обычно бывает индуктор, прибор ПДС-1 или другой источник переменного тока, дающий напряжение не более 16V и силу тока не более 0,05А. Дрессировщик, придя с собакой на такой участок, подает команду «Гуляй!» и, сняв поводок, идет в том направлении, где разложены кусочки корма. Если собака, найдя кусочек корма, попытается взять его, то помощник, находящийся в укрытии и внимательно наблюдающий за ее поведением, быстро и резко начинает вращать ручку индуктора. Собака, прикоснувшись к корму, тем самым замыкает путь электротока и получает электрический удар, который заставляет ее бросить корм. При повторных попытках собаки взять корм с земли опять включается электроток, но несколько большего напряжения.
Такие упражнения повторяют несколько раз на различных участках местности, применяя разнообразный по виду и запаху корм. Этот метод дает хорошие результаты только при умелом его применении, иначе он может причинить собаке вред.
Навык считается выработанным, если собака, находясь без поводка, как в присутствии дрессировщика, так и в его отсутствие, решительно отказывается от любого корма, даваемого посторонними людьми с рук, подброшенного или найденного ею на земле, на любой местности.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
■ первоначальная выработка навыка с голодной собакой;
13.22.
ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ
К СИЛЬНЫМ ЗВУКОВЫМ И СВЕТОВЫМ
РАЗДРАЖИТЕЛЯМ
Эти навыки необходимы для всех охотничьих и служебных собак. Лучше всего приучать собак к выстрелам и другим сильным световым и звуковым раздражителям в щенячьем возрасте (с 4-6 мес.). Приучение проводят во время прогулок, причем делают это очень осторожно, чтобы сила раздражителей нарастала постепенно, а не сразу, чтобы не вызвать угнетения состояния животного, приводящего к трусости.
Со взрослой собакой отработку этого приема начинают после установления прочного контакта с дрессировщиком и проводят постепенно на протяжении всего курса общей дрессировки.
Порядок приучения собаки к раздражителям. Приучение к сильным звуковым раздражителям начинают обычно во время кормления собаки. В это время помощник, находясь на удалении 30-50 м, производит редкие выстрелы из стартового пистолета. Дрессировщик внимательно наблюдает за поведением собаки и, если собака, услышав выстрелы, проявляет беспокойство, успокаивает ее, произнося кличку в спокойной, ласковой интонации и поглаживая. Постепенно расстояние от стреляющего помощника до собаки сокращается, выстрелы делаются несколько чаще. В течение нескольких занятий расстояние от собаки до стреляющего помощника доводят до 15-20 м.
Сильное воздействие на собаку оказывают звуки и вспышки выстрелов в темноте. Вечерами приучение к выстрелам проводят на расстоянии 300-200 м от собаки, постепенно его сокращая. Затем стрельбу проводят уже во время занятий. Для этого во время выгуливания собаки на удлиненном поводке помощник дрессировщика, находясь в 30-50 м, производит редкие выстрелы из стартового пистолета. Дрессировщик внимательно наблюдает за поведением собаки и, если она не проявляет признаков боязни выстрелов, постепенно приближается с ней к стреляющему помощнику (до 15-20 м), а затем приступает к работе с собакой по отработке того или иного приема. Если собака проявляет беспокойство, ее следует успокоить, отвлечь игрой, пробежками, отойти от стреляющего помощника и очень осторожно и постепенно опять начать приближаться к нему.
Когда собака привыкнет к звукам выстрелов из стартового пистолета, то, если есть возможность, ее следует приучить к звукам выстрелов из автомата и винтовки. С этой целью поступают так же, как описано выше, но помощник стреляет (холостыми патронами) вначале на расстоянии 150-200 м от собаки и лишь постепенно приближается примерно до 50 м. На этих занятиях должны строго соблюдаться меры безопасности.
Следует приучить собаку и к взрывам. Для этого применяют взрывпакеты. Последовательность работы такая же, как описано выше. В моменты, когда звучат выстрелы и взрывы, собаку успокаивают, поглаживают, дают лакомство. Усложняя этот навык, выстрелы производят одиночные и групповые, в присутствии дрессировщика и без него. С целью упрочения навыка стрельбу ведет и сам дрессировщик, при этом собака должна находиться около него и не изменять принятого положения (лежать, сидеть, стоять). Затем стрельбу проводят в сумерках и ночью.
В такой же последовательности приучают собаку и к другим сильным звуковым раздражителям (шум автомашины, поезда, а при наличии возможностей — бронетранспортера, танка, низко летящего самолета и т. д.).
Методика приучения собаки к различным световым раздражителям аналогична изложенной выше. Сначала собаку приучают к слабому источнику света (карманный фонарь, мотоциклетная фара) и в дневное время. Затем постепенно увеличивают силу источника света (свет автомобильной фары, затем двух фар, свет ракет, прожектора) и сокращают его расстояние до собаки. Потом переходят к занятиям в сумерках, в светлые лунные ночи и лишь в конце — в темные ночи, когда воздействие световых раздражителей на собаку особенно сильно.
Навык считается выработанным, если собака спокойно и безбоязненно относится в любое время суток к выстрелам и взрывам, свету фар автомашины и другим сильным звуковым и световым раздражителям, не изменяя при этом принятого по команде положения.
Постепенно упражнения усложняют: более часто изменяется темп движения, вводится работа собаки на удлиненном поводке, а затем и без поводка, усложняется обстановка.
Совершенствуют навык путем замедления темпа во время преодоления бума и лестницы.
Навык считается выработанным, если собака по первой команде дрессировщика четко и безотказно замедляет темп движения при любых условиях окружающей среды, находясь как на поводке, так и без него.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
чрезмерно сильные рывки поводком, особенно в первоначальный период; -
вместо рывка поводком, его постоянное натягивание; -
излишне частые изменения темпа движения в первоначальный период; -
преждевременный переход к работе без поводка.
13.21.
ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ НЕ БРАТЬ
КОРМ ИЗ РУК ПОСТОРОННИХ И С ЗЕМЛИ
(КОМАНДА «ФУ!»)
Сложность этого навыка при дрессировке состоит в том, что у собаки нужно выработать торможение на пищевую реакцию. Навык необходим для выработки недоверчивого отношения к посторонним людям и предохранения собаки от попыток отравления. Параллельно с этим у собаки вырабатывается недоверчивое отношение к посторонним лицам, что тоже важно при использовании собаки в ряде служб.
Условным раздражителем при выработке навыка является команда «Фу!», безусловным — рывок поводком, удар хлыстом, воздействие парфорсом (строгим ошейником) и электротоком.
Прием отрабатывается в конце курса общей дрессировки, после выработки навыка прекращения нежелательных действий по команде.
Порядок отработки приема. Вначале приучают собаку не брать корм из рук посторонних людей. Для этого на первых занятиях собака не должна ощущать потребности в пище, т. е. их начинают спустя 3-4 ч после кормления. Собака находится на коротком поводке. Дрессировщик останавливается вблизи от укрытия. Вскоре из-за укрытия появляется помощник и идет к собаке, держа в правой руке лакомство, а в левой — спрятанный за спину хлыст. Подойдя к собаке, он в ласковой интонации называет ее кличку и предлагает ей лакомство. Если собака попытается взять с ладони предлагаемое лакомство, то помощник, зажав его, кулаком ударяет по морде собаки. Дрессировщик же в этот момент резко подает команду «Фу!» и делает сильный рывок поводком.
После этого помощник уходит за укрытие, а через 2-3 мин вновь подходит к собаке и предлагает ей корм. Если собака попытается взять корм, то помощник опять ударяет кулаком ей по морде и одновременно левой рукой наносит удар хлыстом. Дрессировщик же в это время резко подает команду «Фу!» и делает рывок поводком, а в необходимых случаях также ударяет собаку хлыстом по крупу.
Для собак с сильно выраженной пищевой реакцией следует применять строгий ошейник и наносить более сильные удары. Это упражнение проделывают несколько раз, постоянно меняя помощников, а помощники, подходя к собаке, разнообразят характер своих движений (спокойный подход, крадущийся, бегом и т. п.). Разнообразным должен быть и корм, предлагаемый собаке (мясо, хлеб, колбаса ит. п.). Меняются и места проведения занятий. В результате собака становится недоверчивой и перестает брать любой корм из рук посторонних людей.
Затем у собаки вырабатывают навык не брать корм, подброшенный посторонними людьми. Для этого помощник, подойдя к собаке, не предлагает ей корм из рук, а бросает его перед собакой. Если собака попытается его взять, то помощник и дрессировщик препятствуют этому так, как описано выше. Затем помощник, подойдя к собаке, бросает перед ней корм, а сам уходит. Если собака попытается взять корм, то дрессировщик подает резкую команду «Фу!», делает рывок поводком, а при необходимости использует строгий ошейник и хлыст. После этого проводятся упражнения по подбрасыванию корма собаке в отсутствие дрессировщика. Дрессировщик, привязав собаку, постепенно все дальше и дальше отходит от нее и наконец совсем скрывается за укрытием. Если собака попытается взять подброшенный в его отсутствие корм, то дрессировщик тут же подает резкую команду «Фу», а в необходимых случаях делает сильный рывок удлиненного поводка, прикрепленного к строгому ошейнику.
Затем приучают собаку не брать корм, найденный ею на земле. Делают это следующим образом. По указанию дрессировщика его помощник раскладывает около малозаметных ориентиров различного вида корм. Дрессировщик с собакой на коротком поводке проходит по участку и, подав команду «Гуляй!», внимательно наблюдает за поведением собаки. Если собака попытается взять корм, то дрессировщик подает резкую команду «Фу!» и делает рывок поводком, при необходимости прикрепленным к строгому ошейнику. Когда собака успокоится, дрессировщик опять подает команду «Гуляй!» и при новой попытке собаки взять найденный корм, повторяет свои действия.
После этого переходят к работе собаки на удлиненном поводке, корм раскладывают в неизвестных для дрессировщика местах, а в заключение занятия проводят без поводка, управляя собакой только командами.
Иногда бывает, что у собак с сильно выраженной пищевой реакцией эти методы не дают желаемого результата, и они все же поедают найденный корм. В этом случае применяют более сильный безусловный раздражитель — электрический ток. Делают это так. На открытом участке местности раскладывают кусочки различного корма, соединив их тонким, изолированным, хорошо замаскированным проводом, соединенным с источником электротока. Им обычно бывает индуктор, прибор ПДС-1 или другой источник переменного тока, дающий напряжение не более 16V и силу тока не более 0,05А. Дрессировщик, придя с собакой на такой участок, подает команду «Гуляй!» и, сняв поводок, идет в том направлении, где разложены кусочки корма. Если собака, найдя кусочек корма, попытается взять его, то помощник, находящийся в укрытии и внимательно наблюдающий за ее поведением, быстро и резко начинает вращать ручку индуктора. Собака, прикоснувшись к корму, тем самым замыкает путь электротока и получает электрический удар, который заставляет ее бросить корм. При повторных попытках собаки взять корм с земли опять включается электроток, но несколько большего напряжения.
Такие упражнения повторяют несколько раз на различных участках местности, применяя разнообразный по виду и запаху корм. Этот метод дает хорошие результаты только при умелом его применении, иначе он может причинить собаке вред.
Навык считается выработанным, если собака, находясь без поводка, как в присутствии дрессировщика, так и в его отсутствие, решительно отказывается от любого корма, даваемого посторонними людьми с рук, подброшенного или найденного ею на земле, на любой местности.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
■ первоначальная выработка навыка с голодной собакой;
-
использование одного и того же корма, проведение занятий на одном и том же участке местности с одним и тем же помощником; -
излишне сильные рывки поводком, прикрепленным к строгому ошейнику, излишне сильные удары хлыстом; -
плохой инструктаж помощника (где он должен находиться, как подходить к собаке, как предлагать корм и т. п.); -
неумелое использование источника электротока, плохая маскировка проводов.
13.22.
ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ
К СИЛЬНЫМ ЗВУКОВЫМ И СВЕТОВЫМ
РАЗДРАЖИТЕЛЯМ
Эти навыки необходимы для всех охотничьих и служебных собак. Лучше всего приучать собак к выстрелам и другим сильным световым и звуковым раздражителям в щенячьем возрасте (с 4-6 мес.). Приучение проводят во время прогулок, причем делают это очень осторожно, чтобы сила раздражителей нарастала постепенно, а не сразу, чтобы не вызвать угнетения состояния животного, приводящего к трусости.
Со взрослой собакой отработку этого приема начинают после установления прочного контакта с дрессировщиком и проводят постепенно на протяжении всего курса общей дрессировки.
Порядок приучения собаки к раздражителям. Приучение к сильным звуковым раздражителям начинают обычно во время кормления собаки. В это время помощник, находясь на удалении 30-50 м, производит редкие выстрелы из стартового пистолета. Дрессировщик внимательно наблюдает за поведением собаки и, если собака, услышав выстрелы, проявляет беспокойство, успокаивает ее, произнося кличку в спокойной, ласковой интонации и поглаживая. Постепенно расстояние от стреляющего помощника до собаки сокращается, выстрелы делаются несколько чаще. В течение нескольких занятий расстояние от собаки до стреляющего помощника доводят до 15-20 м.
Сильное воздействие на собаку оказывают звуки и вспышки выстрелов в темноте. Вечерами приучение к выстрелам проводят на расстоянии 300-200 м от собаки, постепенно его сокращая. Затем стрельбу проводят уже во время занятий. Для этого во время выгуливания собаки на удлиненном поводке помощник дрессировщика, находясь в 30-50 м, производит редкие выстрелы из стартового пистолета. Дрессировщик внимательно наблюдает за поведением собаки и, если она не проявляет признаков боязни выстрелов, постепенно приближается с ней к стреляющему помощнику (до 15-20 м), а затем приступает к работе с собакой по отработке того или иного приема. Если собака проявляет беспокойство, ее следует успокоить, отвлечь игрой, пробежками, отойти от стреляющего помощника и очень осторожно и постепенно опять начать приближаться к нему.
Когда собака привыкнет к звукам выстрелов из стартового пистолета, то, если есть возможность, ее следует приучить к звукам выстрелов из автомата и винтовки. С этой целью поступают так же, как описано выше, но помощник стреляет (холостыми патронами) вначале на расстоянии 150-200 м от собаки и лишь постепенно приближается примерно до 50 м. На этих занятиях должны строго соблюдаться меры безопасности.
Следует приучить собаку и к взрывам. Для этого применяют взрывпакеты. Последовательность работы такая же, как описано выше. В моменты, когда звучат выстрелы и взрывы, собаку успокаивают, поглаживают, дают лакомство. Усложняя этот навык, выстрелы производят одиночные и групповые, в присутствии дрессировщика и без него. С целью упрочения навыка стрельбу ведет и сам дрессировщик, при этом собака должна находиться около него и не изменять принятого положения (лежать, сидеть, стоять). Затем стрельбу проводят в сумерках и ночью.
В такой же последовательности приучают собаку и к другим сильным звуковым раздражителям (шум автомашины, поезда, а при наличии возможностей — бронетранспортера, танка, низко летящего самолета и т. д.).
Методика приучения собаки к различным световым раздражителям аналогична изложенной выше. Сначала собаку приучают к слабому источнику света (карманный фонарь, мотоциклетная фара) и в дневное время. Затем постепенно увеличивают силу источника света (свет автомобильной фары, затем двух фар, свет ракет, прожектора) и сокращают его расстояние до собаки. Потом переходят к занятиям в сумерках, в светлые лунные ночи и лишь в конце — в темные ночи, когда воздействие световых раздражителей на собаку особенно сильно.
Навык считается выработанным, если собака спокойно и безбоязненно относится в любое время суток к выстрелам и взрывам, свету фар автомашины и другим сильным звуковым и световым раздражителям, не изменяя при этом принятого по команде положения.