Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1273

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  • проведение первых занятий на близком расстоянии от места выстрелов;

  • резкие рывки поводком, окрики, удары во время стрельбы;

  • ведение излишне частой или продолжительной стрель­бы в первоначальный период дрессировки;

  • подзыв собаки к себе после выстрела вместо подхода к ней;

  • применение излишне сильных световых раздражителей в первоначальный период дрессировки;

  • преждевременный переход к стрельбе и применению сильных световых раздражителей в ночное время.

13.23.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ
К ЗАНЯТИЯМ В ГРУППЕ
ПО ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКЕ


Занятия по общей дрессировке в составе группы прово­дятся на дрессировочных площадках под руководством ин­структоров-дрессировщиков.

Групповые занятия с собаками позволяют приучить их безразлично относиться друг к другу, вырабатывают у них навыки отличать команды и жесты дрессировщика от команд других людей, способствуют совершенствованию навыков у собак, ускоряют отработку приемов общей дрессировки.

На занятиях в группе можно отрабатывать почти все приемы и упражнения общей дрессировки, чередуя их с индивидуальной работой дрессировщиков со своими со­баками.

Порядок обучения собаки занятиям в группе. Вначале группы создаются небольшими — из 3-4 собак, которых и приучают друг к другу. Добиваются этого довольно быст­ро — во время выгуливания собак вначале на коротких, а затем на длинных поводках. В этот период дрессировщики должны особенно внимательно следить за поведением сво­их собак и не допускать драк между ними. Когда собаки в небольшой группе привыкнут друг к другу, ее состав посте­пенно начинают увеличивать до 10-12 собак.

Сначала занятия с собаками проводят на удлиненных поводках. Интервалы между собаками — 5-6 шагов. Если в группе есть самки, то их расставляют между кобелями. Даль­нейшее усложнение групповых занятий заключается в том, что занятия проводят с собаками без поводков, дистанцию между собаками сокращают до 2 шагов, расстояния отхо­дов дрессировщиков от собак постепенно увеличивают, из­меняют темп отхода (шагом, бегом) и его направление (впе­ред, назад, под углом).


На первых занятиях дрессировщиков с собаками строят в одну шеренгу, затем в две шеренги, и наконец вся группа располагается в круг. При этом отход от собак дрессиров­щики вначале делают за круг, а затем к его центру.

Сначала дрессировщики поочередно подают своим соба­кам команды, затем одновременно подают команду два, три дрессировщика, и наконец вся группа одновременно. Затем дрессировщики начинают подавать различные команды од­новременно.

Во время занятий в группе дрессировщики должны вни­мательно следить за поведением своих собак, чтобы свое­временно предупреждать срывы их с места и попытки всту­пить в драку с другими собаками.

Всеми действиями дрессировщиков руководит инструк­тор. Так, например, движение группы по кругу начинается по команде «Дистанция столько-то шагов по кругу шагом (бегом) марш!» и т. п.

Требования к собакам, прошедшим общий курс дресси­ровки. По окончании программы обучения дрессировщиков и дрессируемых ими служебных собак по курсу общей дрес­сировки проводятся специальные испытания.

Их цель — проверка и оценка умения дрессировщиков в подготовке собак по общей дрессировке, а также оценка слу­жебных качеств и степени подготовленности собак по курсу общей дрессировки.

Работа дрессировщика на испытаниях оценивается за управление собакой по каждому приему раздельно. Баллы выставляются по соответствующим нормативам. Взависи- мости от качества работы и количества набранных баллов на испытаниях присуждается звание дрессировщика слу­жебных собак. При этом для оценки «отлично» надо полу­чить из 100 возможных баллов не менее 90, для оценки «хо­рошо» не менее 80 баллов и «удовлетворительно» не менее 60 баллов.

Работа собаки также оценивается в баллах раздельно за каждый прием, за четкость и безотказность исполнения приемов собака для получения диплома I степени должна набрать из 100 возможных не менее 85 баллов, диплома II степени — не менее 75 и III степени не менее 60 баллов. Собакам, получившим на испытаниях по курсу общей дрес­сировки дипломы I и II степени, присуждаются специаль­ные жетоны.

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы цели и задачи общего курса дрессировки?

  2. Каковы основные принципы методики дрессировки?

  3. Перечислите элементы и стадии отработки определенного на­выка.

  4. Перечислите основные инвентари для общей дрессировки со­бак и их назначение.

  5. Каковы основные приемы приучения собаки к дрессировщи­ку, кличке, ошейнику, поводку и наморднику?

  6. Какова последовательность выработки навыка к различным командам общего курса дрессировки у собак?

  7. Каковы приемы приучения собак не брать корм из рук посто­ронних и с земли, к сильным звуковым и световым раздражи­телям?


IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIW

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС
ДРЕССИРОВКИ
(СКД)


Привив собаке необходимые навыки общего курса дрес­сировки (ОКД), можно приступать к подготовке ее к ка­кому-либо конкретному виду деятельности (караульной, сторожевой, розыскной службе ит. д.)— специальной дрессировке.

Специальная дрессировка имеет цель выработать у соба­ки навыки, необходимые для ее использования по опреде­ленному виду службы: защитно-караульной, сторожевой, розыскной и др. Для каждого вида службы у собаки выраба­тываются определенные специальные навыки, например, злобность и недоверчивое отношение к посторонним людям, работа по следу.

К дрессировке по специальному курсу приступают пос­ле того, как собака успешно пройдет курс общей дресси­ровки.

Очень важно правильно определить, по какому виду спе­циальной службы целесообразнее дрессировать собаку. На­пример, собаку с хорошо выраженной активно-оборони­тельной реакцией, сильную, с острым слухом и обонянием целесообразно дрессировать по защитно-караульной и ро­зыскной службе, собаку ласковую, доверчивую — в каче­стве проводников слепых людей, а также для рудорозыск­ной и газоразведывательной служб.

При определении пригодности собаки к дрессировке по тому или иному виду специальной службы должны быть учтены:

■ порода и экстерьер собаки, ее возраст, рост, физическое состояние;

  • тип поведения собаки, ее преобладающая реакция и сте­пень возбудимости;

  • состояние органов чувств и здоровья.

Для начинающего работника служебного собаководства это довольно трудная задача. Поэтому, чтобы правильно определить вид специальной дрессировки, каждый работ­ник должен предварительно посоветоваться с инструктором, который руководил общей дрессировкой собаки.

Специальная дрессировка собак, принадлежащих работ­никам ведомственной охраны, организуется специалиста­ми отряда и проводится по утвержденным программам. Для дрессировки организуются учебные группы в составе 10­12 дрессировщиков с собаками.

Важную роль при специальной дрессировке играет вы­бор места для проведения занятия. Часть навыков может вырабатываться на дрессировочной площадке (развитие зло­бы и выработка недоверия к посторонним людям, охрана и выборка вещей). Но другая и наиболее значительная часть навыков требует выработки в иных условиях. Например, приучение собак к работе по следу должно первоначально проводиться в местах, не заслеженных людьми и животны­ми, вдали от сильных отвлекающих раздражителей (людей, животных, автомашин).


Инструктор обязан, руководствуясь программой и рас­писанием занятий, составить к каждому занятию поуроч­ный план. Перед каждым занятием необходимо провести соответствующую подготовку — подобрать и проинструкти­ровать помощников, определить место занятий, подготовить инвентарь и вещи.

Для специальной дрессировки собак используется инвен­тарь, применяемый для общей дрессировки (см. рис. 4), кро­ме того, дрессировочный костюм, дрессировочное пальто, дрессировочный рукав и накладка для рукава (см. рис. 36).

В начале занятия инструктор называет тему и цель за­нятий. Затем он рассказывает о методике выработки того или иного навыка и показывает эту методику с использова­нием своей собаки или собаки одного из обучаемых. После этого приступают к групповым, а позже к индивидуальным упражнениям дрессировщиков с собаками.



Рис. 36

Инвентарь для специальной дрессировки собак

Особое внимание инструктор обращает на выработку у дрессировщиков правильной методики специальной дрес­сировки. Сложные приемы дрессировки отрабатываются по элементам. В конце занятия инструктор подводит итоги, отмечает ошибки дрессировщиков, рассказывает, как их в дальнейшем избежать, и дает задание на подготовку к сле­дующему занятию. Одновременно дает задания и для само­стоятельной работы дрессировщиков с собаками. Как было отмечено выше, специальная дрессировка направлена на отработку у собаки навыков, необходимых для ее использо­вания по определенному виду службы, например, защитно­караульной, сторожевой, розыскной и др. Рассмотрим осо­бенности дрессировки собак для некоторых видов службы.

14.1.

ДРЕССИРОВКА СОБАК

ДЛЯ ЗАЩИТНО-КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (ЗКС)

Защитно-караульная собака предназначается для охра­ны вещей, защиты дрессировщика (владельца), задержания, конвоирования и охраны людей, обыска местности и выбор­ки вещей. Для защитно-караульной службы наиболее при­годны немецкая овчарка, ризеншнауцер, южнорусская ов­чарка, колли, эрдельтерьер и ротвейлер. Собаки должны быть физически крепкие, рослые и достаточно возбудимые, с хорошим обонянием, слухом, зрением и в возрасте не стар­ше трех лет.

К специальным навыкам защитно-караульных собак относятся:


  • выборка вещей по индивидуальному запаху человека;

  • обыск местности;

  • охрана вещей;

  • недоверчивость и злоба к посторонним людям;

  • навыки задержания, охраны, конвоирования людей и защиты дрессировщика.

Выборка вещей человека по его запаху. Приучение со­баки к выборке вещей по запаху преследует цели:

  1. выработать у собаки навык принюхиваться по коман­де «Нюхай!»;

  2. приучить собаку к четкому различию (дифференциро­ванию) индивидуального запаха человека от других запахов;

  3. приучить собаку по определенному запаху выбирать вещь с таким же запахом и подносить ее к дрессировщику или указывать своим поведением на обнаруженную вещь.

Условными раздражителями при выработке этого навы­ка являются команды «Нюхай!» и жест — выбрасывание пра­вой руки в сторону предметов, разложенных для выборки.

Вспомогательные условные раздражители — апортиро­вочный предмет дрессировщика, команда «Апорт!» и вос­клицание «Хорошо!».

Безусловные раздражители — лакомство и поглажи­вание.

Выработку этого навыка следует начинать до развития у собаки злобы. Из навыков общей дрессировки необходимы подход к дрессировщику, посадка собаки и апортировка.

В первый период дрессировки у собаки вырабатывают на­вык отбирать вещи (предметы) по запаху своего дрессиров­щика. Для этого используют апортировочный предмет дрес­сировщика. Навык вырабатывается следующим образом.

Помощник дрессировщика на открытом месте, лишенном каких-либо сильных посторонних запахов и других отвле­кающих раздражителей, кладет в один ряд на расстоянии 20-30 см друг от друга 2-3 предмета, аналогичных апорти- ровочному предмету дрессировщика, например деревянные палочки. Для раскладывания предметов применяется пин­цет (предметы эти заготавливаются перед занятием в доста­точном количестве; чтобы они не имели посторонних запа­хов, их хорошо проветривают и переносят в корзине или ящике). Разложив предметы, помощник уходит в сторону. Дрессировщик, посадив собаку на расстоянии 2-3 шагов от предметов, дает собаке занюхать свой предмет. Для этого он левой ладонью обхватывает морду собаки так, чтобы она не могла открыть пасть, а правой подносит к носу собаки пред­мет и держит его на расстоянии 2-4 см. При этом дрессиров­щик произносит команду «Нюхай!».

Если собака начинает принюхиваться, дрессировщик по­ощряет ее восклицанием «Хорошо!» и повторяет команду «Ню­хай!». После этого, оставив собаку в положении сидя, он под­ходит к разложенным предметам и незаметно для собаки подкладывает свой предмет к остальным. Предмет с запахом дрессировщика может подкладываться к другим предметам и помощникам, но только с помощью пинцета. Вернувшись к собаке, дрессировщик командой «Нюхай!» и жестом посыла­ет ее на выборку и наблюдает за ее действиями. За правиль­ную выборку и поднос предмета к дрессировщику собака по­ощряется лакомством и восклицанием «Хорошо!».