ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1273
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
проведение первых занятий на близком расстоянии от места выстрелов; -
резкие рывки поводком, окрики, удары во время стрельбы; -
ведение излишне частой или продолжительной стрельбы в первоначальный период дрессировки; -
подзыв собаки к себе после выстрела вместо подхода к ней; -
применение излишне сильных световых раздражителей в первоначальный период дрессировки; -
преждевременный переход к стрельбе и применению сильных световых раздражителей в ночное время.
13.23.
ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ
К ЗАНЯТИЯМ В ГРУППЕ
ПО ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКЕ
Занятия по общей дрессировке в составе группы проводятся на дрессировочных площадках под руководством инструкторов-дрессировщиков.
Групповые занятия с собаками позволяют приучить их безразлично относиться друг к другу, вырабатывают у них навыки отличать команды и жесты дрессировщика от команд других людей, способствуют совершенствованию навыков у собак, ускоряют отработку приемов общей дрессировки.
На занятиях в группе можно отрабатывать почти все приемы и упражнения общей дрессировки, чередуя их с индивидуальной работой дрессировщиков со своими собаками.
Порядок обучения собаки занятиям в группе. Вначале группы создаются небольшими — из 3-4 собак, которых и приучают друг к другу. Добиваются этого довольно быстро — во время выгуливания собак вначале на коротких, а затем на длинных поводках. В этот период дрессировщики должны особенно внимательно следить за поведением своих собак и не допускать драк между ними. Когда собаки в небольшой группе привыкнут друг к другу, ее состав постепенно начинают увеличивать до 10-12 собак.
Сначала занятия с собаками проводят на удлиненных поводках. Интервалы между собаками — 5-6 шагов. Если в группе есть самки, то их расставляют между кобелями. Дальнейшее усложнение групповых занятий заключается в том, что занятия проводят с собаками без поводков, дистанцию между собаками сокращают до 2 шагов, расстояния отходов дрессировщиков от собак постепенно увеличивают, изменяют темп отхода (шагом, бегом) и его направление (вперед, назад, под углом).
На первых занятиях дрессировщиков с собаками строят в одну шеренгу, затем в две шеренги, и наконец вся группа располагается в круг. При этом отход от собак дрессировщики вначале делают за круг, а затем к его центру.
Сначала дрессировщики поочередно подают своим собакам команды, затем одновременно подают команду два, три дрессировщика, и наконец вся группа одновременно. Затем дрессировщики начинают подавать различные команды одновременно.
Во время занятий в группе дрессировщики должны внимательно следить за поведением своих собак, чтобы своевременно предупреждать срывы их с места и попытки вступить в драку с другими собаками.
Всеми действиями дрессировщиков руководит инструктор. Так, например, движение группы по кругу начинается по команде «Дистанция столько-то шагов по кругу шагом (бегом) марш!» и т. п.
Требования к собакам, прошедшим общий курс дрессировки. По окончании программы обучения дрессировщиков и дрессируемых ими служебных собак по курсу общей дрессировки проводятся специальные испытания.
Их цель — проверка и оценка умения дрессировщиков в подготовке собак по общей дрессировке, а также оценка служебных качеств и степени подготовленности собак по курсу общей дрессировки.
Работа дрессировщика на испытаниях оценивается за управление собакой по каждому приему раздельно. Баллы выставляются по соответствующим нормативам. Взависи- мости от качества работы и количества набранных баллов на испытаниях присуждается звание дрессировщика служебных собак. При этом для оценки «отлично» надо получить из 100 возможных баллов не менее 90, для оценки «хорошо» не менее 80 баллов и «удовлетворительно» не менее 60 баллов.
Работа собаки также оценивается в баллах раздельно за каждый прием, за четкость и безотказность исполнения приемов собака для получения диплома I степени должна набрать из 100 возможных не менее 85 баллов, диплома II степени — не менее 75 и III степени не менее 60 баллов. Собакам, получившим на испытаниях по курсу общей дрессировки дипломы I и II степени, присуждаются специальные жетоны.
Контрольные вопросы и задания
-
Каковы цели и задачи общего курса дрессировки? -
Каковы основные принципы методики дрессировки? -
Перечислите элементы и стадии отработки определенного навыка. -
Перечислите основные инвентари для общей дрессировки собак и их назначение. -
Каковы основные приемы приучения собаки к дрессировщику, кличке, ошейнику, поводку и наморднику? -
Какова последовательность выработки навыка к различным командам общего курса дрессировки у собак? -
Каковы приемы приучения собак не брать корм из рук посторонних и с земли, к сильным звуковым и световым раздражителям?
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIW
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС
ДРЕССИРОВКИ
(СКД)
Привив собаке необходимые навыки общего курса дрессировки (ОКД), можно приступать к подготовке ее к какому-либо конкретному виду деятельности (караульной, сторожевой, розыскной службе ит. д.)— специальной дрессировке.
Специальная дрессировка имеет цель выработать у собаки навыки, необходимые для ее использования по определенному виду службы: защитно-караульной, сторожевой, розыскной и др. Для каждого вида службы у собаки вырабатываются определенные специальные навыки, например, злобность и недоверчивое отношение к посторонним людям, работа по следу.
К дрессировке по специальному курсу приступают после того, как собака успешно пройдет курс общей дрессировки.
Очень важно правильно определить, по какому виду специальной службы целесообразнее дрессировать собаку. Например, собаку с хорошо выраженной активно-оборонительной реакцией, сильную, с острым слухом и обонянием целесообразно дрессировать по защитно-караульной и розыскной службе, собаку ласковую, доверчивую — в качестве проводников слепых людей, а также для рудорозыскной и газоразведывательной служб.
При определении пригодности собаки к дрессировке по тому или иному виду специальной службы должны быть учтены:
■ порода и экстерьер собаки, ее возраст, рост, физическое состояние;
-
тип поведения собаки, ее преобладающая реакция и степень возбудимости; -
состояние органов чувств и здоровья.
Для начинающего работника служебного собаководства это довольно трудная задача. Поэтому, чтобы правильно определить вид специальной дрессировки, каждый работник должен предварительно посоветоваться с инструктором, который руководил общей дрессировкой собаки.
Специальная дрессировка собак, принадлежащих работникам ведомственной охраны, организуется специалистами отряда и проводится по утвержденным программам. Для дрессировки организуются учебные группы в составе 1012 дрессировщиков с собаками.
Важную роль при специальной дрессировке играет выбор места для проведения занятия. Часть навыков может вырабатываться на дрессировочной площадке (развитие злобы и выработка недоверия к посторонним людям, охрана и выборка вещей). Но другая и наиболее значительная часть навыков требует выработки в иных условиях. Например, приучение собак к работе по следу должно первоначально проводиться в местах, не заслеженных людьми и животными, вдали от сильных отвлекающих раздражителей (людей, животных, автомашин).
Инструктор обязан, руководствуясь программой и расписанием занятий, составить к каждому занятию поурочный план. Перед каждым занятием необходимо провести соответствующую подготовку — подобрать и проинструктировать помощников, определить место занятий, подготовить инвентарь и вещи.
Для специальной дрессировки собак используется инвентарь, применяемый для общей дрессировки (см. рис. 4), кроме того, дрессировочный костюм, дрессировочное пальто, дрессировочный рукав и накладка для рукава (см. рис. 36).
В начале занятия инструктор называет тему и цель занятий. Затем он рассказывает о методике выработки того или иного навыка и показывает эту методику с использованием своей собаки или собаки одного из обучаемых. После этого приступают к групповым, а позже к индивидуальным упражнениям дрессировщиков с собаками.
Рис. 36
Инвентарь для специальной дрессировки собак
Особое внимание инструктор обращает на выработку у дрессировщиков правильной методики специальной дрессировки. Сложные приемы дрессировки отрабатываются по элементам. В конце занятия инструктор подводит итоги, отмечает ошибки дрессировщиков, рассказывает, как их в дальнейшем избежать, и дает задание на подготовку к следующему занятию. Одновременно дает задания и для самостоятельной работы дрессировщиков с собаками. Как было отмечено выше, специальная дрессировка направлена на отработку у собаки навыков, необходимых для ее использования по определенному виду службы, например, защитнокараульной, сторожевой, розыскной и др. Рассмотрим особенности дрессировки собак для некоторых видов службы.
14.1.
ДРЕССИРОВКА СОБАК
ДЛЯ ЗАЩИТНО-КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (ЗКС)
Защитно-караульная собака предназначается для охраны вещей, защиты дрессировщика (владельца), задержания, конвоирования и охраны людей, обыска местности и выборки вещей. Для защитно-караульной службы наиболее пригодны немецкая овчарка, ризеншнауцер, южнорусская овчарка, колли, эрдельтерьер и ротвейлер. Собаки должны быть физически крепкие, рослые и достаточно возбудимые, с хорошим обонянием, слухом, зрением и в возрасте не старше трех лет.
К специальным навыкам защитно-караульных собак относятся:
-
выборка вещей по индивидуальному запаху человека; -
обыск местности; -
охрана вещей; -
недоверчивость и злоба к посторонним людям; -
навыки задержания, охраны, конвоирования людей и защиты дрессировщика.
Выборка вещей человека по его запаху. Приучение собаки к выборке вещей по запаху преследует цели:
-
выработать у собаки навык принюхиваться по команде «Нюхай!»; -
приучить собаку к четкому различию (дифференцированию) индивидуального запаха человека от других запахов; -
приучить собаку по определенному запаху выбирать вещь с таким же запахом и подносить ее к дрессировщику или указывать своим поведением на обнаруженную вещь.
Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команды «Нюхай!» и жест — выбрасывание правой руки в сторону предметов, разложенных для выборки.
Вспомогательные условные раздражители — апортировочный предмет дрессировщика, команда «Апорт!» и восклицание «Хорошо!».
Безусловные раздражители — лакомство и поглаживание.
Выработку этого навыка следует начинать до развития у собаки злобы. Из навыков общей дрессировки необходимы подход к дрессировщику, посадка собаки и апортировка.
В первый период дрессировки у собаки вырабатывают навык отбирать вещи (предметы) по запаху своего дрессировщика. Для этого используют апортировочный предмет дрессировщика. Навык вырабатывается следующим образом.
Помощник дрессировщика на открытом месте, лишенном каких-либо сильных посторонних запахов и других отвлекающих раздражителей, кладет в один ряд на расстоянии 20-30 см друг от друга 2-3 предмета, аналогичных апорти- ровочному предмету дрессировщика, например деревянные палочки. Для раскладывания предметов применяется пинцет (предметы эти заготавливаются перед занятием в достаточном количестве; чтобы они не имели посторонних запахов, их хорошо проветривают и переносят в корзине или ящике). Разложив предметы, помощник уходит в сторону. Дрессировщик, посадив собаку на расстоянии 2-3 шагов от предметов, дает собаке занюхать свой предмет. Для этого он левой ладонью обхватывает морду собаки так, чтобы она не могла открыть пасть, а правой подносит к носу собаки предмет и держит его на расстоянии 2-4 см. При этом дрессировщик произносит команду «Нюхай!».
Если собака начинает принюхиваться, дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо!» и повторяет команду «Нюхай!». После этого, оставив собаку в положении сидя, он подходит к разложенным предметам и незаметно для собаки подкладывает свой предмет к остальным. Предмет с запахом дрессировщика может подкладываться к другим предметам и помощникам, но только с помощью пинцета. Вернувшись к собаке, дрессировщик командой «Нюхай!» и жестом посылает ее на выборку и наблюдает за ее действиями. За правильную выборку и поднос предмета к дрессировщику собака поощряется лакомством и восклицанием «Хорошо!».