Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1253

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В течение одного занятия такие упражнения повторя­ются 4-5 раз.

На последующих занятиях расстояние между постами постепенно увеличивается и доводится до 500 м. При этом собака не остается с первым дрессировщиком (пост № 1), а уводится вторым дрессировщиком (пост № 2), что необхо­димо для ознакомления собаки с маршрутом пробежки. Пер­вый посыл собаки производит второй дрессировщик с поста № 2 на пост № 1. После небольшого отдыха собака с поста № 1 посылается обратно на пост № 2, и команда «Ко мне!», подаваемая при подзыве собаки, находящейся на небольшом расстоянии, не применяется, а используется (подается) одна команда «Пост!».

Как только собака начнет хорошо работать на открытом месте на дистанции 200-300 м, упражнение усложняется: занятия проводятся на пересеченной местности, но так, что­бы каждый дрессировщик мог наблюдать за передвижением собаки.

Со временем занятия следует проводить на закрытой местности (деревья, кустарник и др.), и дрессировщикам маскироваться так, чтобы собака не могла их видеть. Собак приучают к пробежке между постами с вьюком (сначала с пустым, а затем — с грузом).

Если собака, придя на пост и не обнаружив дрессиров­щика, пытается вернуться, дрессировщик помогает ей, при­влекая ее внимание, называя кличку, подзывая командой «Ко мне!». Но без крайней необходимости делать этого не следует, чтобы собака не привыкла находить помощника на посту только с его помощью.

Для контроля за пробежкой собаки можно использовать портдепешник (небольшую сумочку, надеваемую на ошей­ник). В портдепешник перед посылом собаки с поста дрес­сировщик вкладывает записку, сообщающую о времени по­сыла собаки на пост.

Постепенно занятия нужно усложнять: проводить в раз­ное время суток, в местах, где поблизости проходят люди, движется транспорт, на маршруте движения собаки между постами производить выстрелы, применять другие сильные звуковые раздражители.

18.4.

ПОИСК ДРЕССИРОВЩИКА,
ПЕРЕМЕСТИВШЕГОСЯ НА ДРУГОЙ ПОСТ,
ПО ЕГО ЗАПАХОВОМУ СЛЕДУ


Выработка у собаки этого навыка основана на использо­вании ее чутья.

Условными раздражителями при выработке этого навы­ка являются команды «След!» и «Нюхай!».

Вспомогательный условный раздражитель — восклица­ние «Хорошо!». Безусловные раздражители — лакомство и поглаживание.

Занятия проводятся на закрытой местности с наличи­ем кустарников, деревьев, канав, небольших оврагов, за­боров, за которыми могут спрятаться дрессировщики и их помощники.


Навык вырабатывается следующим образом. Первый дрессировщик держит собаку на коротком поводке, дру­гой подходит к собаке, произносит кличку, поглаживает ее и дает лакомство. Затем он на виду у собаки уходит на расстояние 30-40 м за куст, дерево, угол забора и т. п., где шаркающими движениями ног по земле обозначает нача­ло следа и скрытно от собаки прокладывает запаховый след на протяжении 100-150 м. В конце следа дрессировщик прячется.

Первый дрессировщик, выдержав собаку 2-3 мин, берет ее на длинный поводок и, подав команду «Пост!» и жест, посылает к ушедшему дрессировщику, следуя за ней. Как только собака, забежав за куст, дерево, угол забора и т. п. и не обнаружив там второго дрессировщика, начнет приню­хиваться, первый дрессировщик командой «След!» и жес­том направляет ее по запаховому следу. Второй помощник, обнаруженный собакой, поощряет животное поглаживани­ем, лакомством. После небольшого перерыва упражнение повторяют, но след прокладывает первый дрессировщик.

Через несколько занятий собаку можно пускать на поиск дрессировщика по запаховому следу без поводка. После того как второй дрессировщик пошлет собаку к первому, он от­ходит от места посыла на 15-20 м (смена поста) и прячется за какое-либо местное укрытие, но так, чтобы можно было видеть собаку. Собака, вернувшись по команде и жесту пер­вого дрессировщика поста № 1 и не обнаружив второго дрес­сировщика, начинает принюхиваться и искать последнего по запаховому следу. За поиск следа и его проработку соба­ка поощряется. При длительной задержке на месте или при попытке вернуться к первому дрессировщику на пост № 1 второй дрессировщик командой «Ко мне!» подзывает соба­ку, не показываясь ей, что побуждает животное к даль­нейшему поиску. Смену поста, как только уйдет собака, производит и первый помощник и, когда собака к нему возвратится, поступает так же, как и второй. Постепенно протяженность отхода от поста (смена поста) увеличивает­ся и доводится до 200 м.

Поиск переместившегося поста по запаховому следу дрес­сировщика при помощи собаки сначала производится без вьюка, а затем с вьюком и грузом.

На заключительном этапе дрессировки собак приучают к безотказной и четкой работе по службе связи и переносу груза во вьюке между двумя перемещающимися постами. Это делается следующим образом. Исходное положение дрес­сировщика с собакой на посту № 1. Затем один дрессиров­щик с собакой на поводке без вьюка перемещается на 500 м на пост № 2 и после небольшого отдыха собаки надевает на нее вьюк с грузом (до 20% от массы тела собаки), кладет в портдепешник записку с указанием времени (часы, мину­ты) и командой «Пост!» и жестом посылает ее без поводка на пост № 1, а сам, оставив видимый след, перемещается на 200 м, оставляя запаховый след, и прячется за какое-либо укрытие (перемещенный пост № 2). Собака должна за 3 мин прибыть на пост № 1, где после небольшого перерыва остав­шийся второй дрессировщик вкладывает в портдепешник за­писку с указанием времени (часы, минуты) и посылает соба­ку командой «Пост!» и жестом обратно на пост № 2, а сам, оставив на земле ногами видимый след, перемещается на 200 м и прячется за укрытие (перемещенный пост № 1). Со­бака должна за 3 мин прибыть на пост № 2 и, не найдя пер­вого дрессировщика, проработать его запаховый след и най­ти его на переместившемся посту № 2. После небольшого отдыха собаки дрессировщик на переместившемся посту № 2



Глава 18. Дрессировка собак для службы связи и подноса грузов 365 IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIH вкладывает в портдепешник записку с указанием времени (часы, мин) и посылает вновь собаку командой «Пост» и жестом на пост № 1. Собака должна прибыть на пост № 1 и, не найдя дрессировщика, проработать его запаховый след и обнаружить его на переместившемся посту № 1.

За проработку запаховых следов и нахождение дресси­ровщиков собака должна поощряться поглаживанием, ла­комством.


  1. ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ
    К ПОИСКУ ПОТЕРЯННОЙ ВЕЩИ


Условными раздражителями при выработке навыка по­иска потерянной вещи являются команда «Ищи!» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в сторону поиска и опускание ее к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед.

Вспомогательные условные раздражители — команды «Апорт!», «Дай!» и восклицание «Хорошо!».

Безусловные раздражители — лакомство, апортировоч- ный предмет (предмет с запахом дрессировщика).

Из навыков ОКД должен быть выработан навык апор- тировки.

Навык вырабатывается следующим образом. Дрессиров­щик с собакой на длинном поводке во время прогулки неза­метно для собаки бросает свою вещь (перчатку, деревянную палочку и др.) и, пройдя 30-40 м, командой «Ищи!» и жес­том направляет собаку по своему запаховому следу. За най­денную и поданную вещь собака поощряется восклицанием «Хорошо!» и лакомством (см. рис. 49).

Если собака, отыскав вещь, ее не берет, подается коман­да «Апорт!», а если берет, но не отдает — команда «Дай!».

Постепенно расстояние до предмета доводится до 250 м, собака посылается на поиск без поводка командой «Ищи!» и жестом, дрессировщик остается на месте и ждет, пока соба­ка принесет ему найденную вещь.

При дрессировке собак для службы связи и подноса лег­ких грузов возможны следующие основные ошибки дресси­ровщика:



Рис. 49

Приучение собаки к розыску потерянной вещи по запаху

  • неодинаковое обращение дрессировщиков с собакой, вы­зывающее у нее большую привязанность к одному дрес­сировщику и недостаточную привязанность к другому. Это обстоятельство влияет на быстроту пробежки соба­ки между постами и надежность ее работы;

  • слишком быстрое увеличение расстояния между поста­ми, что затрудняет контроль за работой собаки и может послужить тому, что собака будет отвлекаться на марш­руте;

  • поощрение собаки, вернувшейся с середины маршрута. Поощрение вызывает нежелательную связь: возвращать­ся с маршрута, не пройдя его до конца;

  • многократные занятия на одном месте (местности) и по одному и тому же маршруту. Это снижает способность собаки к ориентации в других, особенно сложных усло­виях;

  • загрузка вьюка сразу тяжелым грузом. Это может при­вести к отказу собаки от работы с вьюком.


Требования к собакам службы связи и подноса лег­ких грузов. После окончания курса дрессировки собака должна:

  • переносить вьюки с грузом, равным 20% от массы ее тела, между двумя постами на расстояние 500 м за 3 мин;

  • находить по следу дрессировщиков, переместившихся с постов на расстояние до 200 м каждый, не отвлекаясь при этом на выстрелы и другие посторонние раздражи­тели;

  • находить на местности по свежему следу дрессировщи­ка брошенную им вещь на расстоянии 250 м.

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы цели и задачи дрессировки собак для службы связи и подноса легких грузов?

  2. Назовите особенности приучения собак к двум дрессиров­щикам, переноске тяжести и передвижению между двумя постами.

  3. Назовите особенности приучения собак к поиску переместив­шегося в другой пост дрессировщика или потерянной вещи.

  4. Какие требования предъявляются к собакам службы связи и подноса легих грузов?

  5. Какие требования предъявляются к собакам караульной службы?

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIW

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

ДРЕССИРОВКА СОБАК —
БУКСИРОВЩИКОВ ЛЫЖНИКОВ


Собаки этой службы предназначаются для увеличения ско­рости и облегчения передвижения лыжников по снежному покрову. Они могут использоваться в зимних туристичес­ких походах, на лыжных спортивных соревнованиях и про­гулках. Кроме того, буксировка лыжников способствует физическому развитию собак.

К дрессировке привлекаются достаточно крупные, фи­зически развитые собаки различных пород: немецкая овчар­ка, эрдельтерьер, ризеншнауцер, колли и черный терьер.

Дрессировка собак для буксировки лыжников может проводиться без помощников, но с помощниками процесс дрессировки ускоряется. В качестве помощника следует при­влекать человека, хорошо известного собаке (члена семьи, второго дрессировщика, подсменного вожатого и т. п.).

К специальным навыкам собак — буксировщиков лыж­ников относятся:

  • движение впереди дрессировщика;

  • буксировка лыжника;

  • замедление и прекращение движения;

  • изменение направления движения.

К дрессировке приступают после приучения собаки к шлейке, подходу к дрессировщику, стоянию на месте, пре­кращению нежелательных действий. Заслуживает внимания зимняя прогулка за населенным пунктом, когда все члены семьи на лыжах, а один из них наслаждается буксировкой любимым другом семьи. Такое зрелище не может не вызвать восхищения и положительных эмоций, оно еще более укреп­ляет взаимопонимание и дружбу между людьми и собакой.



  1. ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ К ДВИЖЕНИЮ
    ВПЕРЕДИ ДРЕССИРОВЩИКА


Выработка навыка обеспечивает движение собаки впе­реди дрессировщика на натянутом поводке.

Условный раздражитель — команда «Вперед!».

Вспомогательные условные раздражители — восклица­ние «Хорошо!» и кличка собаки.

Безусловные раздражители — воздействие поводком (3­4-метровой длины) и лакомство.

Дрессировка проводится в надетой на собаку шлейке и с пристегнутым поводком. Для занятий нужно выбрать уеди­ненную площадку без отвлекающих раздражителей. Навык вырабатывается следующим образом. Дрессировщик, выгу­ляв собаку, подзывает ее к себе. Поставив собаку с левой стороны, он подает ей команду «Вперед!» и двигается с ней в прямолинейном направлении. Если собака не идет впереди дрессировщика, он переходит на бег, увлекая ее за собой, повторяя команду «Вперед!» и стараясь при этом отстать от собаки на длину поводка. При стремлении собаки бежать впереди дрессировщика он поощряет ее восклицанием «Хо­рошо!». Пробежав небольшое расстояние (70-100 м), дрес­сировщик поглаживает собаку и дает ей лакомство. После небольшого перерыва упражнение повторяется на каждом занятии 3-4 раза. Расстояние пробежки постепенно увели­чивается до 200-300 м.

Для побуждения собаки двигаться по команде «Вперед!» впереди дрессировщика можно использовать помощника или привязанность собаки к самому дрессировщику.

Первый способ. К занятию привлекается помощник (хо­рошо знакомый собаке человек). Собака выводится до кор­мления или через 3-4 ч после него. На месте занятий по­мощник, подойдя к собаке и дав ей лакомство, начинает отходить от нее и дрессировщика вперед в прямолинейном направлении. При этом он несколько раз произносит клич­ку собаки. Как только помощник отойдет на расстояние 30­50 м, дрессировщик подает команду «Вперед!» и догоняет с собакой уходящего помощника. Последний поощряет соба­ку. Упражнение повторяется 2-3 раза, а «преследование» помощника производится на все большие расстояния, и он уходит из поля видимости собаки. Дрессировщик добивает­ся, чтобы собака бежала впереди него на натянутом поводке.

Второй способ. Сначала уходит дрессировщик, а помощ­ник остается с собакой на месте. Затем помощник, подав команду «Вперед!», догоняет с собакой дрессировщика.

19.2.

БУКСИРОВКА ЛЫЖНИКА,
ЗАМЕДЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ
ДВИЖЕНИЯ


Навыки вырабатываются в комплексе. Их выработка преследует цель: приучить собаку к буксировке лыжника в различных условиях, изменять темп движения при букси­ровке и останавливаться по команде дрессировщика.