Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1249

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После окончания курса дрессировки по ездовой службе собаки должны:

  • в составе нартовой упряжки преодолевать маршрут в 5 км по дороге или плотному насту на равнинной мест­ности за 25 мин (для четырех собак) и 30 мин (для двух собак) с грузом 25-30 кг на одну собаку. При перевозке груза в тележке в летних условиях время пробега 5-ки­лометрового маршрута увеличивается на 5-7 мин;

  • быстро и безотказно выполнять все команды дрессиров­щика, не запутываясь в упряжке, не делая попыток к грызне между собой и не отвлекаясь на посторонние раз­дражители (людей, животных, транспортные средства).

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы цели и задачи дрессировки ездовых собак?

  2. Какова последовательность приучения собак к движению в паре?

  3. Какова последовательность выработки навыка перевозки нарт (тележки) в упряжке?

  4. Каким специальным навыкам и как приучают собак для ездо­вой службы?

  5. Назовите особенности приучения собак к изменению темпа и направления движения.

  6. Какие требования предъявляются к собакам ездовой службы?

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIW^


ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

ДРЕССИРОВКА

СОБАК — ПРОВОДНИКОВ СЛЕПЫХ

Собака — проводник слепого предназначается для оказа­ния помощи человеку, потерявшему зрение, в ориентирова­нии на местности и для замены помощи другого (зрячего) человека. Для дрессировки к этой службе могут использо­ваться собаки различных пород: немецкие овчарки, колли, эрдельтерьеры, ротвейлеры и другие не очень крупные, но и не мелкие, уравновешенные, спокойные, доверчивые, с хо­рошо развитым зрением и слухом собаки.

Дрессировка собак-проводников в нашей стране в основ­ном проводится в специальной школе Центрального прав­ления Всероссийского общества слепых. Инструкторский состав клубов служебного собаководства и опытные собако­воды-любители могут оказывать владельцам таких собак существенную помощь в дрессировке собак применительно к местным условиям и в тренировке собак для сохранения и усовершенствования их служебных качеств. Начальная дрес­сировка собак проводится инструктором-дрессировщиком, хорошо изучившим движение слепого в различных услови­ях на различной местности и методом умелого подражания ему, используя при этом трость или палку.

При тренировке собак для помощи человеку, потерявше­му зрение, необходимо также участие зрячего помощника. Таким помощником может быть общественный инструктор клуба служебного собаководства, опытный собаковод-люби­тель или кто-либо из членов семьи хозяина собаки, знающий основы теории и практики служебного собаководства. До дрессировки по специальному курсу собака должна пройти курс ОКД и быть очень послушной.

К специальным навыкам собак — проводников слепых относятся:

  • движение впереди слепого по пути, свободному от пре­пятствий, с изменением темпа (быстроты движения);

  • выполнение поворотов в различных направлениях;

  • остановка перед препятствиями и их обход;

  • подъем по лестницам, естественным возвышенностям и спуск с них;

  • правильное движение в условиях населенного пункта;

  • вождение слепого по определенному маршруту.

Для дрессировки и использования собаки — проводни­ка слепого необходима специальная шлейка, состоящая из грудного ремня шириной до 25 мм, длиной до 80 см с пряж­кой на конце. К ремню в 18-20 см от пряжки крепится по­перечный ремень длиной 20 см, от него второй — 45 см. На конце ремня имеются отверстия для застегивания. В попе­речный ремень в 10 см от грудного вшиваются кольца для крепления поводковой дужки, между ними нашиваются ог­раничители из мягкой кожи длиной 10 см, между которы­ми и грудным ремнем оставляют люфт в 5-8 см. Ораничите- ли одним концом вплотную крепятся к поперечному ремню, вторым — на расстоянии 5-7 см от него.



Поводковую дужку делают из проволоки (железной, медной и др.) диаметром 4-5 мм и длиной до 1 м. Стержень проволоки плотно обшивают мягкой кожей, подбитой ма­терией. К концам дужки прочно пришивают пряжки для крепления к кольцам поперечных ремней. Приучают соба­ку к специальной шлейке так же, как и к обычной.

21.1.

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕДИ СЛЕПОГО
ПО ПУТИ, СВОБОДНОМУ ОТ ПРЕПЯТСТВИЙ.


ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ

Цель выработки у собаки этого навыка — приучить ее двигаться слева и впереди дрессировщика (слепого) в сред­нем темпе.

Занятия проводятся на пешеходной дороге, тропе, парко­вой дорожке, тротуаре, лишенных каких-либо препятствий и расположенных вдали от отвлекающих раздражителей.

Навык вырабатывается следующим образом. Выгуляв собаку, дрессировщик ставит ее у левой ноги и, подав ко­манду «Вперед!», начинает движение в прямом направлении, стараясь несколько отстать от собаки. Как только собака за­бежит вперед дрессировщика (в пределах дугового поводка), он, повторив команду «Вперед!», поощряет ее восклицани­ем «Хорошо!». Если собака сильно тянет дрессировщика вперед за собой, он подает команду «Тише!» и воздействием поводка снижает темп движения собаки, после чего поощ­ряет ее. Пройдя расстояние 200-300 м, он таким же путем возвращается обратно. На последующих занятиях маршрут увеличивают с 0,5 до 1 км, места занятий меняют, вводят отвлекающие раздражители. В пути дрессировщик, приме­няя команду «Стоять!», делает неожиданно для собаки 1­2 остановки. Постепенно собака приобретает навык по ко­манде «Вперед!» идти впереди дрессировщика в желаемом для него темпе. За это ее периодически поощряют воскли­цанием «Хорошо!» и лакомством.


  1. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОВОРОТОВ
    В РАЗЛИЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ


Изменение направления движения есть усложнение предшествующего навыка, обеспечивающее выполнение со­бакой различных поворотов на маршруте движения.

Условные раздражители — команды «Вправо!» и «Вле­во!». Вспомогательный условный раздражитель— воскли­цание «Хорошо!». Безусловные раздражители— воздей­ствие дуговым поводком, поглаживание собаки.

Для занятий выбирается пешеходный маршрут с развет­влением дорог, троп, парковых дорожек и т. д. Идя с собакой в среднем темпе по маршруту, дрессировщик, увидя поворот, замедляет шаг и, подав команду «Вправо!» или «Влево!», воз­действием дугового поводка побуждает собаку повернуть в желаемом направлении. Правильный поворот собаки поощ­ряется восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Чередуя повороты в различных направлениях, дрессировщик приуча­ет собаку хорошо различать команды «Вправо!» и «Влево!» без воздействия поводком.


21.3.

ОСТАНОВКА ПЕРЕД ПРЕПЯТСТВИЯМИ
ИИХОБХОД


Эти навыки имеют большое значение в работе собаки — проводника слепого, так как собака должна своевременно предупреждать человека, потерявшего зрение, о препятстви­ях на пути и уметь обходить их.

Условными раздражителями при выработке этого навы­ка являются команда «Стоять!» и вид и положение самих препятствий. Вспомогательные условные раздражители — команда «Фу!» и восклицание «Хорошо!». Безусловные раз­дражители — воздействие дуговым поводком, поглажива­ние, лакомство.

Для занятий выбирают двор, тротуар, парковую дорож­ку или другие места, где бы собака не могла отвлекаться на сильные посторонние раздражители (людей, животных, транспортные средства).

На расстоянии 40-50 м друг от друга размещают различ­ные препятствия. В качестве наземных сплошных препят­ствий используют доски, жерди, трубы и др., боковых пре­пятствий — скамейки, ящики, бочки, короткие доски и т. п. В качестве высоких препятствий используются бельевая ве­ревка с тряпочками, рейка или перекладина, устанавливае­мые на уровне груди человека.

Навык вырабатывается следующим образом. Перед препятствиями, у которых собака должна останавливать­ся, дрессировщик замедляет шаг и, подав команду «Сто­ять!», прекращает движение и постукивает палкой о пре­пятствие.

Собака за остановку поощряется поглаживанием и ла­комством. После небольшой выдержки препятствие отодви­гается в сторону и движение продолжается.

Если собака пытается самостоятельно обойти боковое препятствие, например справа, дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо!». При этом дрессировщик помога­ет собаке так обойти препятствие, чтобы сам он находился с правой стороны от собаки на расстоянии 0,5 м. Правой ру­кой дрессировщик постукивает по препятствию палкой или тростью.

Так же вырабатывается обход препятствия с другой (ле­вой) стороны.

При подходе собаки к препятствию выше ее роста дрес­сировщик останавливает собаку и путем постукивания тростью или палкой по препятствию привлекает к нему внимание собаки, после чего заставляет собаку обойти пре­пятствие.

Собаку также приучают проходить между близко сто­ящими препятствиями, для чего дрессировщик направляет ее в проход между ними.

Все правильные действия собаки поощряются (воскли­цание «Хорошо!», поглаживание, лакомство), а непра­вильные пресекаются командой «Фу!» и воздействием по­водком.


21.4.

ПОДЪЕМ ПО ЛЕСТНИЦАМ,
ЕСТЕСТВЕННЫМ ВОЗВЫШЕННОСТЯМ
ИСПУСК СНИХ


Выработка этого навыка обеспечивает подъем по лест­ницам, естественным возвышенностям и спуск с них.

Условные раздражители — команды «Вперед!», «Тише!». Вспомогательный условный раздражитель — восклицание «Хорошо!». Безусловные раздражители — лестница, погла­живание, лакомство, воздействие поводком.

Навык вырабатывается следующим образом. Подведя собаку к лестнице, ведущей с первого этажа на второй, дрес­сировщик, постучав тростью по первой ступени, подает со­баке команду «Вперед!». Поднявшись на первую ступень, он воздействием поводка и командой «Тише!» затормажи­вает собаку, после чего вновь посылает собаку на вторую ступень и т. д. На лестничных площадках выдержка не­сколько удлиняется. В конце подъема собаку поощряют ла­комством.

Перед естественными подъемами и спусками (насыпь, ров, овраг) собаку останавливают и тростью проверяют кру­тизну подъема (спуска).

Подъем и спуск производятся по командам «Вперед!» и «Тише!» в замедленном темпе.

21.5.

ВОЖДЕНИЕ СЛЕПОГО
В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ


Воспитание этого навыка обеспечивает работу собаки в условиях города и других населенных пунктов.

Условными раздражителями при выработке этого на­выка являются команды «Вперед!», «Тише!» и «Стой!». Вспомогательные условные раздражители и безусловные раздражители — воздействие на собаку поводком и погла­живание.

Дрессировку начинают с приучения собаки не отвлекать­ся на различные посторонние раздражители. Для этого с со­бакой гуляют (лучше с щенячьего возраста) по улицам, буль­варам, в местах скопления людей, вблизи транспортных средств. В дальнейшем дрессировщик, используя ранее вы­работанные навыки, приучает собаку к движению по ули­цам с соблюдением правил дорожного движения.

При переходе улицы вначале используют команду «Стой!», ослабляют поводок. Для перехода улицы подают команду «Вперед!» и поводок натягивают, тростью прощупывают конец или начало тротуара. При ходьбе по тротуару следует двигаться по его правой стороне (0,5-1 м от проезжей части улицы). Собака постепенно приучается самостоятельно ос­танавливаться перед движущимся по улице транспортом и переходить улицу в его отсутствие. Повторными упражне­ниями можно приучить собаку различать сигналы светофо­ра или постового милиционера.