Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1250

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. ВОЖДЕНИЕ СЛЕПОГО


ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ МАРШРУТУ

Выработка у собаки этого навыка обеспечивает вожде­ние собакой слепого по заданному ей маршруту.

Условными раздражителями при выработке этого навы­ка являются команды, обозначающие конечный пункт мар­шрута, например: «Работа!», «Домой!», «Магазин!», «Парк!» и т. д. Вспомогательный условный раздражитель — воскли­цание «Хорошо!». Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание.

Собаку можно приучить к движению по нескольким мар­шрутам, но последовательно, начиная с более простого. От­работав один маршрут, переходят к другому. Если к маршру­ту собаку приучает не дрессировщик, а сам хозяин, необходим зрячий помощник, идущий с правой стороны от собаки и несколько сзади. Он своевременно предупреждает слепого о всех поворотах и препятствиях и дает правильное направ­ление по маршруту.

Движение по маршруту начинают с подачи соответству­ющей команды, например «Магазин!». Во время движения команду периодически повторяют в сочетании с восклица­нием «Хорошо!». В конце маршрута делается остановка, собака поощряется поглаживанием, лакомством. После не­продолжительного отдыха, подав команду «Домой!», про­делывают обратный путь. Через несколько занятий слепой идет по маршруту с собакой самостоятельно, а помощник лишь наблюдает за ним и оказывает ему помощь лишь при необходимости. В конце курса дрессировки собака должна хорошо привыкнуть к слепому (хозяину). Для этого хозяи­ну самому следует кормить и выгуливать собаку, ухаживать за ней. Под руководством дрессировщика он должен усво­ить необходимые команды и научиться правильно управ­лять действиями собаки.

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  • грубое обращение дрессировщика (хозяина) с собакой. Вызывает трусость у собаки, в результате чего снижает­ся качество работы животного;

  • слабое усвоение собакой до начала специальной дресси­ровки ОКД. В результате — плохое послушание собаки;

  • возбуждение злобы на посторонних людей, что вызыва­ет нежелательную связь: проявление агрессивных дей­ствий на встречных людей и отвлечение от вождения слепого;

  • быстрый переход при дрессировке от одного маршрута движения с собакой к другому. Отрицательно влияет на вождение собакой слепого по определенному маршруту. После окончания курса дрессировки собака — провод­ник слепого должна:

  • самостоятельно предупреждать хозяина обо всех препят­ствиях на пути движения и обходить их;

  • водить слепого по лестницам и естественным подъемам (спускам);

  • водить слепого по улицам, а также через улицу (пеше­ходные переходы) при отсутствии транспортных средств. При этом собака не должна бояться встречных людей, животных, транспортных средств и отвлекаться на по­сторонние раздражители;

  • водить слепого по заданным маршрутам с возвращени­ем домой.


Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы цели и задачи дрессировки собак — проводников сле­пых?

  2. Каким специальным навыкам и как приучают собак — про­водников слепых?

  3. Какие ошибки встречаются при дрессировке собак — провод­ников слепых? Каковы пути их исключения?

  4. Какие требования предъявляются к собакам — проводникам слепых?

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

ДРЕССИРОВКА СОБАК
ДЛЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ (ПСС)


Основное назначение поисково-спасательных собак — по­иск людей, пострадавших от различных стихийных бед­ствий — землетрясений, обильных снегопадов, снежных лавин, селевых потоков и др. Чаще всего люди, попавшие в такие бедствия, оказываются под слоем снега или грунта, обломками разрушенных строений. Самостоятельно выб­раться на поверхность человек не может и, если его своевре­менно не находят, он погибает от сдавливания грудной клет­ки и отсутствия воздуха. В отличие от розыскных собак, обнаруживающих людей путем проработки оставленных на поверхности запаховых следов, поисково-спасательные на­ходят человека не по оставленному следу, а путем тщатель­ного пронюхивания поверхности, через трещины и поры которой проходит его запах. Собаки, отбираемые для ПСС, должны обладать отличным чутьем и слухом, быть физи­чески развитыми, выносливыми, иметь хорошее зрение, быть не злобными к незнакомым людям. Тип конституции — крепкий, крепкий — сухой; ВНД (высшей нервной деятель­ности) — сильный — уравновешенный — подвижный.

Из служебных пород наиболее пригодными являются прежде всего: колли, зарекомендовавшая себя как санитар­ная собака еще со времен войны 1905 г., немецкая овчарка, эрдельтерьер, сенбернар и др. Собаки чрезмерно возбудимо­го типа, а также вялые и флегматичные собаки для ПСС не рекомендуются. Как правило, кобели более энергичны и выносливы при работе в трудных условиях, суки — более послушны, меньше реагируют на отвлекающие раздражи­тели. Приступать к выработке у собаки поискового навыка

надо стараться с самого раннего возраста, к дрессировке по курсу поисково-спасательной службы — с 1-1,5 лет. От дрес­сировщиков и их помощников требуется выдержка, терпе­ние и настойчивость. Они должны иметь хорошую физи­ческую подготовку. Важным качеством дрессировщиков является внимательность к поведению собаки и наблюда­тельность за окружающей обстановкой. К специальным на­выкам собак поисково-спасательной службы относятся:



  • выборка вещи человека по его запаху;

  • поиск «пострадавшего» и его вещей;

  • раскапывание «пострадавшего» и его вещей и подача голоса.

К дрессировке собак по спецкурсу поисково-спасатель­ной службы приступают после выработки навыков ОКД, однако интерес к обыску местности и раскапыванию зары­тых источников запаха начинают развивать с раннего (ще­нячьего) возраста.

22.1.

ВЫБОРКА ВЕЩИ ЧЕЛОВЕКА
ПО ЕГО ЗАПАХУ.


ПОИСК «ПОСТРАДАВШЕГО» И ЕГО ВЕЩЕЙ

Приучение собак к выборке чужой вещи производится так же, как собак защитно-караульной службы. Особенность заключается в том, что выбранный предмет собака не под­носит к дрессировщику, а лишь обозначает подачей голоса.

Первоначальная дрессировка собак проводится так же, как дрессировка к обыску местности в розыскной службе. Усложнения заключаются в выработке у собак навыка пу­тем зигзагообразного поиска в направлении против ветра находить зарытых на участке в снег или грунт помощника дрессировщика и двух вещей с его запахом.

Условными раздражителями при выработке навыка яв­ляются команда «Ищи!» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в направлении посыла собаки на поиск и опускание к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед. Вспомогательные условные раздражите­ли — команда «Вперед!» и восклицание «Хорошо!». Безус­ловные раздражители — лакомство, выражение радости, ласка. В качестве зарываемых вещей используется натель­ное белье помощника (штаны, рубашка), ношенное не ме­нее суток.

Чтобы собака поисково-спасательной службы не подно­сила к дрессировщику найденных вещей (как в апортиров­ке), нужно в момент, когда собака нашла вещь, энергично подать команду «Голос!» и жест рукой. В тех случаях, когда у собаки сильно развит навык апортировки, дается вспомо­гательная команда голосом и жестом «Сидеть!», вещи при­вязываются к вбитым колышкам или веткам кустарника и др. После того как у собаки закреплен начальный навык нахождения помощника и его вещей на небольшой площа­ди (30x30 м), участок постепенно увеличивают до размеров 70x70 м, глубину закапывания помощника и его вещей уве­личивают до зачетной (см. раздел «Требования к собакам ПСС», с. 395).

Важным моментом для занятий является четкая марки­ровка углов учебного участка красными флажками, хоро­шо заметными дрессировщику, помогающими ему руково­дить поиском собаки. Кроме того, на одном участке не следует заниматься больше 2 раз подряд, иначе у собак вы­работается привычка искать только в знакомых им местах. Во втором периоде занятий на учебном участке с целью ус­ложнения поиска кроме обычных закопок вещей помощни­ка делаются «ложные закопки», т. е. без вещей. Самое же главное для успешной работы — следить и поддерживать у собаки постоянный интерес к поиску.


Иногда собаке надо дать просто отдохнуть, иногда — раз­влечь ее игрой или переменой обстановки. Поиск всегда и везде должен заканчиваться нахождением собакой источ­ника запаха. Если животное не в состоянии найти его само­стоятельно, дрессировщик помогает собаке подведением к закопке, если место закапывания забыто, он должен неза­метно подбросить дополнительную вещь помощника (вареж­ку, носовой платок).

В связи с тем, что на закапывание человека по сравне­нию с вещью уходит значительно больше времени, такая закопка затруднительна в сырую погоду, половину занятий можно без ущерба для дела проводить на одних вещах. При



Рис. 50

Закапывание «пострадавшего» в рыхлом снеге, грунте с использованием деревянного ящика

закапывании человека в снег и грунт перед лицом его остав­ляют свободное пространство для дыхания, своего рода «воз­душную кладовку». Для этого «пострадавшего» кладут го­ловой под хвойный шатер молодой елочки или сооружают над головой свод из глыб снега или досок. При зарывании в очень сыпучий снег и грунт над головой закапываемого ста­вят обыкновенную плетеную корзину или деревянный ящик со щелями (рис. 50).

22.2.

ПОДАЧА ГОЛОСА,
РАСКАПЫВАНИЕ «ПОСТРАДАВШЕГО»
И ЕГО ВЕЩЕЙ


Безотказная подача собакой голоса является важнейшим навыком поисково-спасательной службы, поэтому собаки с дефектами голоса и так называемые «молчуны» не подхо­дят для службы. На занятиях и в работе в ответ на какой- либо раздражитель собаки могут лаять и самостоятельно. В поисково-спасательной службе от собак требуется при на­хождении «пострадавшего» не беспорядочное облаивание, а строго — трехкратная подача голоса. Приступать к отра­ботке этого навыка следует с первого же занятия.

Для того чтобы научить собаку трехкратно подавать го­лос и закрепить этот навык, достаточно всякий раз после третьей его подачи, моментально воскликнув «Хорошо!», сунуть ей в рот лакомство. Сильно возбудимым собакам пос­ле третьей подачи можно сунуть в рот рукавицу. В зависи­мости от поведения собаки выполнение этого приема целе­сообразно чередовать по команде голосом, жестом, при рас­капывании источника запаха (апортировка, кость).

Раскапывание в земле и снегу интересующего собаку источника запаха заложено в ее инстинкте. Но собака мо­жет и не заинтересоваться, поэтому с первых же занятий собаку обучают раскапыванию по команде «Копай!», соче­тая ее, по обстановке, с подачей голоса. При выработке это­го навыка зарывают любимый апортировочный предмет или крупную кость на глубину 15-20 см и дрессировщик, разрывая ее своей ногой, подает команду «Копай!». В даль­нейшем движения ногой будут служить собаке жестом для раскапывания источника запаха без команды. Иногда дрес­сировщику приходится брать лапы собаки в руки и, копая ими, повторять: «Копай!», «Хорошо!».


За энергичное раскапывание собака поощряется, но грызть и переносить найденный предмет позволять нельзя. При раскапывании нор грызунов и прочего подается ко­манда «Фу!».

Закрепив первоначальный навык раскапывания источ­ника запаха с одновременной подачей голоса, предмет со знакомым собаке запахом заменяется другим, с запахом не­знакомых собаке людей.

22.3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ПСС


На этом этапе занятий весь комплекс выработанных у собаки навыков: поиск — раскапывание — голос доводит­ся до автоматической слитности, т. е. они сливаются в еди­ный комплексный навык поисковой работы. Чтобы добить­ся этого, в процессе занятий нужно постепенно прибавлять к знакомому собаке приему следующие (знакомые ей в от­дельности) и повторять их в строго определенной последо­вательности. Так, для выработки вышеуказанного комплек­са соответствующие команды «Ищи!», «Копай!», «Голос!» всегда и везде подаются собаке только в данной последова­тельности. При соблюдении этого правила после многократ­ных повторений вырабатывается определенный динамичес­кий стереотип, и собака будет выполнять все три приема лишь по команде «Ищи!». В физиологии высшей нервной деятельности это называется «цепным условным рефлексом».

Прибавление каждого следующего приема к начальным следует делать не на стадии выработки первоначального на­выка, а лишь после его прочного закрепления. Выработка у собаки комплексного навыка поисковой работы возможна лишь при строгом соблюдении основных принципов дресси­ровки: системность, регулярность, последовательность, по­степенность перехода от простого к сложному.

Высшим показателем подготовленности собаки ПСС яв­ляется умение делать подводку. Подводка проводника к най­денному человеку или предмету заключается в том, что со­бака, обнаружив источник запаха, трижды подала голос, затем, подбежав к находящемуся на некотором расстоянии от нее проводнику, подала еще раз голос и по команде «Веди!» подвела его к месту источника запаха.

Дрессировщик держит собаку на длинном поводке у стар­та. Помощник на виду у них удаляется на 10-12 м и прячет­ся. Дрессировщик командой «Ищи!» и жестом посылает со­баку на поиск. Найдя без затруднений помощника, собака подает голос. Дрессировщик подзывает собаку к себе. Если она плохо реагирует на подзыв, подкрепляет команду по­дергиванием поводка. Вернувшись к дрессировщику, соба­ка еще раз подает голос. Дрессировщик укорачивает пово­док, дает команду «Веди!» и следует за собакой. Подведя дрессировщика к помощнику, собака получает лакомство. Так завершается комплексный поисковый навык, состоя­щий из четырех приемов: