ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1250
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
ВОЖДЕНИЕ СЛЕПОГО
ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ МАРШРУТУ
Выработка у собаки этого навыка обеспечивает вождение собакой слепого по заданному ей маршруту.
Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команды, обозначающие конечный пункт маршрута, например: «Работа!», «Домой!», «Магазин!», «Парк!» и т. д. Вспомогательный условный раздражитель — восклицание «Хорошо!». Безусловные раздражители — лакомство, поглаживание.
Собаку можно приучить к движению по нескольким маршрутам, но последовательно, начиная с более простого. Отработав один маршрут, переходят к другому. Если к маршруту собаку приучает не дрессировщик, а сам хозяин, необходим зрячий помощник, идущий с правой стороны от собаки и несколько сзади. Он своевременно предупреждает слепого о всех поворотах и препятствиях и дает правильное направление по маршруту.
Движение по маршруту начинают с подачи соответствующей команды, например «Магазин!». Во время движения команду периодически повторяют в сочетании с восклицанием «Хорошо!». В конце маршрута делается остановка, собака поощряется поглаживанием, лакомством. После непродолжительного отдыха, подав команду «Домой!», проделывают обратный путь. Через несколько занятий слепой идет по маршруту с собакой самостоятельно, а помощник лишь наблюдает за ним и оказывает ему помощь лишь при необходимости. В конце курса дрессировки собака должна хорошо привыкнуть к слепому (хозяину). Для этого хозяину самому следует кормить и выгуливать собаку, ухаживать за ней. Под руководством дрессировщика он должен усвоить необходимые команды и научиться правильно управлять действиями собаки.
При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:
-
грубое обращение дрессировщика (хозяина) с собакой. Вызывает трусость у собаки, в результате чего снижается качество работы животного; -
слабое усвоение собакой до начала специальной дрессировки ОКД. В результате — плохое послушание собаки; -
возбуждение злобы на посторонних людей, что вызывает нежелательную связь: проявление агрессивных действий на встречных людей и отвлечение от вождения слепого; -
быстрый переход при дрессировке от одного маршрута движения с собакой к другому. Отрицательно влияет на вождение собакой слепого по определенному маршруту. После окончания курса дрессировки собака — проводник слепого должна: -
самостоятельно предупреждать хозяина обо всех препятствиях на пути движения и обходить их; -
водить слепого по лестницам и естественным подъемам (спускам); -
водить слепого по улицам, а также через улицу (пешеходные переходы) при отсутствии транспортных средств. При этом собака не должна бояться встречных людей, животных, транспортных средств и отвлекаться на посторонние раздражители; -
водить слепого по заданным маршрутам с возвращением домой.
Контрольные вопросы и задания
-
Каковы цели и задачи дрессировки собак — проводников слепых? -
Каким специальным навыкам и как приучают собак — проводников слепых? -
Какие ошибки встречаются при дрессировке собак — проводников слепых? Каковы пути их исключения? -
Какие требования предъявляются к собакам — проводникам слепых?
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
ДРЕССИРОВКА СОБАК
ДЛЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ (ПСС)
Основное назначение поисково-спасательных собак — поиск людей, пострадавших от различных стихийных бедствий — землетрясений, обильных снегопадов, снежных лавин, селевых потоков и др. Чаще всего люди, попавшие в такие бедствия, оказываются под слоем снега или грунта, обломками разрушенных строений. Самостоятельно выбраться на поверхность человек не может и, если его своевременно не находят, он погибает от сдавливания грудной клетки и отсутствия воздуха. В отличие от розыскных собак, обнаруживающих людей путем проработки оставленных на поверхности запаховых следов, поисково-спасательные находят человека не по оставленному следу, а путем тщательного пронюхивания поверхности, через трещины и поры которой проходит его запах. Собаки, отбираемые для ПСС, должны обладать отличным чутьем и слухом, быть физически развитыми, выносливыми, иметь хорошее зрение, быть не злобными к незнакомым людям. Тип конституции — крепкий, крепкий — сухой; ВНД (высшей нервной деятельности) — сильный — уравновешенный — подвижный.
Из служебных пород наиболее пригодными являются прежде всего: колли, зарекомендовавшая себя как санитарная собака еще со времен войны 1905 г., немецкая овчарка, эрдельтерьер, сенбернар и др. Собаки чрезмерно возбудимого типа, а также вялые и флегматичные собаки для ПСС не рекомендуются. Как правило, кобели более энергичны и выносливы при работе в трудных условиях, суки — более послушны, меньше реагируют на отвлекающие раздражители. Приступать к выработке у собаки поискового навыка
надо стараться с самого раннего возраста, к дрессировке по курсу поисково-спасательной службы — с 1-1,5 лет. От дрессировщиков и их помощников требуется выдержка, терпение и настойчивость. Они должны иметь хорошую физическую подготовку. Важным качеством дрессировщиков является внимательность к поведению собаки и наблюдательность за окружающей обстановкой. К специальным навыкам собак поисково-спасательной службы относятся:
-
выборка вещи человека по его запаху; -
поиск «пострадавшего» и его вещей; -
раскапывание «пострадавшего» и его вещей и подача голоса.
К дрессировке собак по спецкурсу поисково-спасательной службы приступают после выработки навыков ОКД, однако интерес к обыску местности и раскапыванию зарытых источников запаха начинают развивать с раннего (щенячьего) возраста.
22.1.
ВЫБОРКА ВЕЩИ ЧЕЛОВЕКА
ПО ЕГО ЗАПАХУ.
ПОИСК «ПОСТРАДАВШЕГО» И ЕГО ВЕЩЕЙ
Приучение собак к выборке чужой вещи производится так же, как собак защитно-караульной службы. Особенность заключается в том, что выбранный предмет собака не подносит к дрессировщику, а лишь обозначает подачей голоса.
Первоначальная дрессировка собак проводится так же, как дрессировка к обыску местности в розыскной службе. Усложнения заключаются в выработке у собак навыка путем зигзагообразного поиска в направлении против ветра находить зарытых на участке в снег или грунт помощника дрессировщика и двух вещей с его запахом.
Условными раздражителями при выработке навыка являются команда «Ищи!» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в направлении посыла собаки на поиск и опускание к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед. Вспомогательные условные раздражители — команда «Вперед!» и восклицание «Хорошо!». Безусловные раздражители — лакомство, выражение радости, ласка. В качестве зарываемых вещей используется нательное белье помощника (штаны, рубашка), ношенное не менее суток.
Чтобы собака поисково-спасательной службы не подносила к дрессировщику найденных вещей (как в апортировке), нужно в момент, когда собака нашла вещь, энергично подать команду «Голос!» и жест рукой. В тех случаях, когда у собаки сильно развит навык апортировки, дается вспомогательная команда голосом и жестом «Сидеть!», вещи привязываются к вбитым колышкам или веткам кустарника и др. После того как у собаки закреплен начальный навык нахождения помощника и его вещей на небольшой площади (30x30 м), участок постепенно увеличивают до размеров 70x70 м, глубину закапывания помощника и его вещей увеличивают до зачетной (см. раздел «Требования к собакам ПСС», с. 395).
Важным моментом для занятий является четкая маркировка углов учебного участка красными флажками, хорошо заметными дрессировщику, помогающими ему руководить поиском собаки. Кроме того, на одном участке не следует заниматься больше 2 раз подряд, иначе у собак выработается привычка искать только в знакомых им местах. Во втором периоде занятий на учебном участке с целью усложнения поиска кроме обычных закопок вещей помощника делаются «ложные закопки», т. е. без вещей. Самое же главное для успешной работы — следить и поддерживать у собаки постоянный интерес к поиску.
Иногда собаке надо дать просто отдохнуть, иногда — развлечь ее игрой или переменой обстановки. Поиск всегда и везде должен заканчиваться нахождением собакой источника запаха. Если животное не в состоянии найти его самостоятельно, дрессировщик помогает собаке подведением к закопке, если место закапывания забыто, он должен незаметно подбросить дополнительную вещь помощника (варежку, носовой платок).
В связи с тем, что на закапывание человека по сравнению с вещью уходит значительно больше времени, такая закопка затруднительна в сырую погоду, половину занятий можно без ущерба для дела проводить на одних вещах. При
Рис. 50
Закапывание «пострадавшего» в рыхлом снеге, грунте с использованием деревянного ящика
закапывании человека в снег и грунт перед лицом его оставляют свободное пространство для дыхания, своего рода «воздушную кладовку». Для этого «пострадавшего» кладут головой под хвойный шатер молодой елочки или сооружают над головой свод из глыб снега или досок. При зарывании в очень сыпучий снег и грунт над головой закапываемого ставят обыкновенную плетеную корзину или деревянный ящик со щелями (рис. 50).
22.2.
ПОДАЧА ГОЛОСА,
РАСКАПЫВАНИЕ «ПОСТРАДАВШЕГО»
И ЕГО ВЕЩЕЙ
Безотказная подача собакой голоса является важнейшим навыком поисково-спасательной службы, поэтому собаки с дефектами голоса и так называемые «молчуны» не подходят для службы. На занятиях и в работе в ответ на какой- либо раздражитель собаки могут лаять и самостоятельно. В поисково-спасательной службе от собак требуется при нахождении «пострадавшего» не беспорядочное облаивание, а строго — трехкратная подача голоса. Приступать к отработке этого навыка следует с первого же занятия.
Для того чтобы научить собаку трехкратно подавать голос и закрепить этот навык, достаточно всякий раз после третьей его подачи, моментально воскликнув «Хорошо!», сунуть ей в рот лакомство. Сильно возбудимым собакам после третьей подачи можно сунуть в рот рукавицу. В зависимости от поведения собаки выполнение этого приема целесообразно чередовать по команде голосом, жестом, при раскапывании источника запаха (апортировка, кость).
Раскапывание в земле и снегу интересующего собаку источника запаха заложено в ее инстинкте. Но собака может и не заинтересоваться, поэтому с первых же занятий собаку обучают раскапыванию по команде «Копай!», сочетая ее, по обстановке, с подачей голоса. При выработке этого навыка зарывают любимый апортировочный предмет или крупную кость на глубину 15-20 см и дрессировщик, разрывая ее своей ногой, подает команду «Копай!». В дальнейшем движения ногой будут служить собаке жестом для раскапывания источника запаха без команды. Иногда дрессировщику приходится брать лапы собаки в руки и, копая ими, повторять: «Копай!», «Хорошо!».
За энергичное раскапывание собака поощряется, но грызть и переносить найденный предмет позволять нельзя. При раскапывании нор грызунов и прочего подается команда «Фу!».
Закрепив первоначальный навык раскапывания источника запаха с одновременной подачей голоса, предмет со знакомым собаке запахом заменяется другим, с запахом незнакомых собаке людей.
22.3.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ПСС
На этом этапе занятий весь комплекс выработанных у собаки навыков: поиск — раскапывание — голос доводится до автоматической слитности, т. е. они сливаются в единый комплексный навык поисковой работы. Чтобы добиться этого, в процессе занятий нужно постепенно прибавлять к знакомому собаке приему следующие (знакомые ей в отдельности) и повторять их в строго определенной последовательности. Так, для выработки вышеуказанного комплекса соответствующие команды «Ищи!», «Копай!», «Голос!» всегда и везде подаются собаке только в данной последовательности. При соблюдении этого правила после многократных повторений вырабатывается определенный динамический стереотип, и собака будет выполнять все три приема лишь по команде «Ищи!». В физиологии высшей нервной деятельности это называется «цепным условным рефлексом».
Прибавление каждого следующего приема к начальным следует делать не на стадии выработки первоначального навыка, а лишь после его прочного закрепления. Выработка у собаки комплексного навыка поисковой работы возможна лишь при строгом соблюдении основных принципов дрессировки: системность, регулярность, последовательность, постепенность перехода от простого к сложному.
Высшим показателем подготовленности собаки ПСС является умение делать подводку. Подводка проводника к найденному человеку или предмету заключается в том, что собака, обнаружив источник запаха, трижды подала голос, затем, подбежав к находящемуся на некотором расстоянии от нее проводнику, подала еще раз голос и по команде «Веди!» подвела его к месту источника запаха.
Дрессировщик держит собаку на длинном поводке у старта. Помощник на виду у них удаляется на 10-12 м и прячется. Дрессировщик командой «Ищи!» и жестом посылает собаку на поиск. Найдя без затруднений помощника, собака подает голос. Дрессировщик подзывает собаку к себе. Если она плохо реагирует на подзыв, подкрепляет команду подергиванием поводка. Вернувшись к дрессировщику, собака еще раз подает голос. Дрессировщик укорачивает поводок, дает команду «Веди!» и следует за собакой. Подведя дрессировщика к помощнику, собака получает лакомство. Так завершается комплексный поисковый навык, состоящий из четырех приемов: