Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1243

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когда собака привыкнет бегать по кругу рядом с дрес­сировщиком, он, постепенно отпуская опущенный на зем­лю поводок, позволяет ей отбегать от себя вперед на все большее расстояние в пределах длинного поводка, поощ­ряя движение восклицанием «Хорошо!». По мере выработ­ки навыка дрессировщик бросает поводок на землю, позво­ляя собаке убежать вперед от себя, а сам поворачивается кругом и бежит навстречу собаке. Если собака, заметив, что дрессировщик изменил направление движения, побе­жит за ним, дрессировщику следует взять в руку поводок и заставить животное двигаться (бежать) в нужном направ­лении. Каждое выполнение собакой желаемых для дрес­сировщика действий нужно поощрять восклицанием «Хо­рошо!», поглаживанием и дачей лакомства. Постепенно дрессировщик пробегает вместе с собакой все меньшее рас­стояние, а затем, заставляя бежать ее одну, сам остается стоять на месте.

По мере закрепления навыка переходят к отработке приема без использования поводка, а затем к дрессировке собаки вокруг отары, соблюдая методику и последователь­ность ввода усложнений, применявшихся на предыдущих занятиях. Сначала собаку приучают обегать небольшую группу овец и подгонять в группу отставших животных, позднее работают с обычными отарами, следя за тем, что­бы, обегая отару, собака не оставляла за кругом ни одной отошедшей овцы.

Приучение собаки к выравниванию фронта отары при пастьбе овец позволяет с помощью собаки управлять движе­нием отары. Пробегая вдоль передней линии отары, собака замедляет ее продвижение вперед, заставляет возвращаться в отару оторвавшихся от нее овец и соблюдать растянутость отары (не допускать скучивания овец). Пробег собаки по флангам отары удерживает овец в пределах определенных границ, не позволяя им слишком растягиваться, что осо­бенно важно при пастьбе и прогоне отар вблизи посевов, до­рог, населенных пунктов и др. Пробегая сзади отары, соба­ка ускоряет продвижение овец вперед.

Первоначальные навыки вырабатываются без овец, в местах, где отсутствуют сильные раздражители. Дрессиров­щик с собакой на длинном поводке в левой руке командой «Вперед!» и жестом направляет собаку и двигается за ней. Затем снова подается команда «Вперед!» и жест в другом направлении, и дрессировщик, послав собаку вперед, по
указанному направлению, движется за ней. По мере выра­ботки навыка собака посылается вперед на поводке в раз­ные направления при наличии проходящих транспортных средств и других сильных раздражителей, вблизи дорог, посевов, пасущихся животных и др. При посыле собаки дрессировщик остается на месте, управляя собакой коман­дами и жестами.

После выработки и закрепления навыков переходят к посылу собаки без поводка.

Через несколько занятий приступают к дрессировке со­баки возле отары.

Дрессировщик с собакой на длинном поводке, подав ко­манду «Вперед!» и жест, подходит к отаре то сзади, то спе­реди по ходу ее на выпасе, не допуская собаку к краю, и следит, чтобы она находилась при каждом подходе к отаре на одинаковом от нее расстоянии и не переключалась на под­гонку отдельных отставших от отары овец. Простояв возле отары несколько минут, собаку уводят от отары. Упражне­ние в течение одного занятия повторяется несколько раз. Когда собака привыкнет подходить по команде и жесту к отаре и находиться возле нее на одном и том же расстоянии, собаку на поводке командой «Вперед» и жестом направля­ют вдоль отары по тыльной и фронтальной стороне, направо и налево от середины отары, а затем от одного края (фланга) к другому, противоположному.

При этом дрессировщик, следуя сзади собаки, команда­ми, жестами и поводком управляет движением собаки и сле­дит, чтобы она находилась вблизи отары, на одном и том же от нее расстоянии. В результате собака приучается воздей­ствовать не на отдельную овцу, а на всю отару в целом, вы­равнивать ее в одну линию, ускорять, замедлять (сдержи­вать) ее движение, изменять направление.

По мере того как собака привыкнет к работе возле ота­ры на поводке, можно приступать к ее дрессировке без по­водка. Дрессировщик, находясь сзади (с тыла) отары, в центре или на одном из флангов, командами и жестами пе­риодически посылает собаку для подгона в отару отдель­ных отставших овец, тем самым создавая своеобразный рубеж, который овцы не должны переходить. В результате овцы вынуждены продвигаться вперед. Посылая собаку вдоль передней (фронтальной) стороны отары, дрессиров­щик заставляет возвращать в отару отдельных выдвинув­шихся (оторвавшихся) на значительное расстояние от нее овец и при необходимости замедлять продвижение отары на выпасе.



Если возникает необходимость прогнать отару по прой­денному ею выпасному участку обратно, то дрессировщик командой «Вперед!» и жестом направляет несколько раз со­баку вдоль фронтальной стороны отары, и она, тесня овец, заставляет их повернуть для движения в противоположную сторону. Посыл собаки на фронтальную сторону отары, кро­ме того, используется для удержания части отары на одном месте (сдерживании ее) в то время, как ее другая часть нахо­дится на подкормке или водопое.

Возможные ошибки дрессировщика — нарушение прин­ципа последовательности ввода новых упражнений и услож­нения условий дрессировки, вследствие чего собаки допус­кают ошибки и работают нечетко и неактивно.

По окончании курса дрессировки собака должна по ко­манде и жесту подгонять в отару отставших или вырвавших­ся вперед овец, перегонять отару в заданном направлении, изменять движение отары вправо, влево и назад, собирать овец отары в одну группу, выравнивать фронт отары при пастьбе и удерживать отару на одном месте, что имеет боль­шое значение при внедрении загонной пастьбы и порцион­ного стравливания пастбищ без применения дорогостоящих изгородей.

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы цели и задачи дрессировки собак для пастушьей службы?

  2. Каким специальным навыкам и как приучают собак для пас­тушьей службы?

  3. Какова последовательность отработки различных приемов уп­равления при дрессировке собак для пастушьей службы?

  4. Какие ошибки встречаются при дрессировке собак для пасту­шьей службы при отработке различных навыков? Каковы пути их исключения?


ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ДРЕССИРОВКА СОБАК
ДЛЯ ГЕОЛОГО-ПОИСКОВОЙ
(РУДОПОИСКОВОЙ)
И ГАЗОРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ
СЛУЖБ


Собаки этих служб предназначаются для поиска по запаху полезных ископаемых, а также для обнаружения утечки горючего газа при порче газопроводных труб и других ава­риях. Для дрессировки по этим службам могут использо­ваться различные породы собак. Собаки должны быть не слишком возбудимыми или вялыми, не слишком злобными или трусливыми и иметь хорошее чутье.

Использование собак для поиска руд и газоразведки ос­новано на том, что многие минералы, а также горючий газ обладают специфическим запахом. Например, серный кол­чедан пахнет сернистым газом, арсенопирит — чесноком и т. д. Собака после специального курса дрессировки приоб­ретает навык не только четко реагировать на определенный запах минерала и горючего газа, но и отличать (дифферен­цировать) этот запах от всех сопутствующих и посторонних запахов.

Дрессировщики рудорозыскных собак должны иметь понятие о свойствах минералов (руд), на запах которых дрес­сируется собака, а также знать правила работы валунных и маршрутных геологических разведок.

Дрессировщик собаки-газоразведчика должен знать правила технической безопасности при работе с горючим газом.

Помощники оказывают помощь в подготовке учебных полигонов, а также при дрессировке собаки на поиск руд и газовой утечки на полигонах и маршрутах, не известных дрессировщику.

К специальным навыкам рудорозыскных собак относят:

  • определение запаха руды;

  • поиск рудных валунов;

  • поиск руд в маршрутной геологической разведке;

  • выборка геологических проб (выборка минералов (руд) по их запаху.

К специальным навыкам газоразведывательных собак относятся:

  • определение запаха газа;

  • обнаружение утечки газа из газовой сети квартир, про­мышленных предприятий и газопроводов.

К дрессировке собак по рудорозыскной и газоразведыва­тельной службам следует приступать после того, как у соба­ки будет выработано хорошее общее послушание (ОКД), выполнение приемов СКД без поводка, умение производить обыск местности и помещений.

24.1.

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ

К ЗАПАХУ И ПОИСКУ МИНЕРАЛА (РУДЫ),
ГОРЮЧЕГО ГАЗА



Приучение собаки к запаху и поиску минерала (руды), горючего газа преследует цель выработать у собаки навык оповещать дрессировщика об обнаруженном ею запахе по­средством лая, посадки или укладки.

Условные раздражители — команды «Нюхай!», «Ищи!», «Голос!» и жест — выбрасывание правой руки ладонью вниз в направлении поиска и опускание ее к бедру правой ноги с небольшим наклоном корпуса вперед. Безусловные раздра­жители — лакомство, поглаживание собаки. Вспомогатель­ные условные раздражители — восклицание «Хорошо!», команды «Сидеть!», «Апорт!».

Выработку навыка можно производить двумя способами:

  1. на основе использования пищевого раздражителя (ла­комства);

  2. на основе апортировки.

Сначала для занятия выбирается открытое место (поля­на, спортивно-дрессировочная площадка, уединенная часть двора) без отвлекающих раздражителей, особенно резких посторонних запахов.

Способ использования пищевого раздражителя (лаком­ства). Дрессировщик со стоящей у его левой ноги собакой берет образец минерала (руды) и, подав команду «Нюхай!», дает собаке обнюхать этот образец и после поощряет ее вос­клицанием «Хорошо!». Для большего привлечения внима­ния собаки к образцу допускается слегка смазывать его мя­сом, колбасой, рыбьим жиром и др. Как только собака начнет по команде «Нюхай!» хорошо принюхиваться к образцу минерала (руды), дрессировщик командой «Сидеть!» застав­ляет ее сесть, командой «Лежать!» — лечь и командой «Го­лос!» побуждает залаять и лишь после этого поощряет ее восклицанием «Хорошо!» и лакомством. Образец минерала руды следует держать в правой руке, а лакомство давать ле­вой, чтобы не переносить на образец запах лакомства.

Если собаку приучают к запаху горючего газа, то снача­ла насыщают газом кусок ветоши, тряпку, губку и коман­дой «Нюхай!» дают собаке обнюхать эту вещь, после чего собаку поощряют. На последующих занятиях ее приучают садиться или ложиться и подавать голос после обнюхива­ния. В дальнейшем дрессировщик прячет образец минера­ла (руды) или ветошь (тряпка, губка) с запахом газа в ка­ком-либо месте, прикрывает сверху травой или листьями, присыпает землей и т. д. Наряду с образцом руды или вето­ши с запахом газа следует прятать и нерудные образцы, а также предметы с наличием запаха человека. Затем дресси­ровщик, взяв собаку на короткий поводок и подав команды «Ищи!», «Нюхай!» и жест, постепенно наводит ее на место, где спрятан образец руды или ветошь. После облаивания собакой места, где спрятаны руда и ветошь, пропахшие га­зом, дрессировщик достает образцы и поощряет собаку вос­клицанием «Хорошо!» и лакомством. Если собака возле руды или ветоши не садится (не ложится) и их не облаивает, то на первых занятиях разрешается подавать собаке команды «Си­деть!» («Лежать!») и «Голос!», а на последующих занятиях нужно добиться от собаки, чтобы она делала это без команд.