Файл: Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 388
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
К ним можно отнести такие приемы, как: побуждение данной категории лиц к добровольному отказу от начатого бытового насильственного посягательства; устранение условий, способствующих перерастанию приготовления насильственного деяния в семейно - бытовой сфере в непосредственное криминальное посягательство; создание ситуации или условий, исключающих либо затрудняющих доведение криминального бытового насильственного посягательства до логического конца; устранение различных факторов, облегчающих совершение криминального бытового посягательства.
Для предотвращения замышляемого или подготавливаемого бытового насильственного преступления кроме указанных профилактических мероприятий сотрудникам полиции необходимо организовать проверку на предмет совершения данным лицом какого-либо другого правонарушения либо установить, не является ли замышляемое или подготавливаемое этим лицом преступление одним из эпизодов его криминальной деятельности. В случае установления такого факта в отношении данного лица применяются меры, предусмотренные действующим законодательством.
Указанные методы и тактические приемы проведения профилактических мероприятий в деятельности участкового уполномоченного полиции в зависимости от специфики объекта профилактики могут осуществляться как самостоятельно, так и в совокупности, рационально сочетая в себе интенсивность воздействия на субъект уличного криминального насилия.
Выбор тактических приемов, направленных на предупреждение замышляемых или подготавливаемых деяний, во многом зависит от стадии развития преступного умысла бытового насильственного преступника. Одно дело, когда указанные лица заранее готовились к криминальному насилию в семье, выбрав объект криминального деяния и определив место совершения посягательства, приобрели оружие, подобрав себе помощников, и совсем иное дело, когда мотивом совершения преступления явилась ситуация, обусловившая внезапное криминальное насилие. В первом случае активную работу в отношении такой личности должны проводить сотрудники аппарата уголовного розыска, во втором приоритет должен быть отдан службе участковых уполномоченных полиции.
На этапе подготовительных действий или на месте предполагаемого преступления вмешательство участковых уполномоченных полиции, например, для формального выяснения цели нахождения в данном помещении является мерой кратковременного предупреждения возможного насильственного посягательства в быту. Появление участкового уполномоченного полиции может являться сдерживающим фактором в реализации противоправного умысла со стороны семейного дебошира. Но следует заметить, что эти меры могут быть лишь кратковременными, и ограничиваться ими нельзя.
Одной из форм получения информации в целях предупреждения насильственной преступности в быту являются различные сообщения граждан и руководителей предприятий различных форм собственности о совершаемых или совершенных насильственных преступлениях в семье. Оперативное реагирование участкового уполномоченного полиции на такие сообщения является еще одной формой предупреждения насильственной преступности в семье. Но получение информации о готовящихся, совершаемых или совершенных насильственных преступлениях в семье зависит от того, насколько население доверяет полиции, в частности участковому уполномоченному полиции.
Этот кредит доверия участковому уполномоченному полиции и сотрудникам органов внутренних дел необходимо оправдывать, но на практике очень часто случается так, что население не видит результатов своей помощи в предупреждении тех или иных насильственных преступлений, совершаемых в быту. В этой связи участковому уполномоченному полиции недопустимо игнорировать сообщения, которые делают граждане. Оперативное реагирование на сообщения граждан должно сопровождаться демонстрацией населению активности в правоохранительной деятельности, при этом следует соблюдать принцип достаточной экономии сил и средств, использовать их с учетом не только оперативной обстановки, но и интересов граждан.
Оперативное реагирование участкового уполномоченного полиции на получаемую информацию выражается не лишь только в предупредительных мерах, связанных с профилактикой семейного давления, но и в оперативном информировании об этом народонаселения с помощью средств массовой информации.
Предостережению криминальных насильственных посягательств семье служит использование участковым уполномоченным полиции предусмотренных законодательством мер действия к лицам, совершившим бытовые административные преступления или правонарушения. Чрезвычайно нередко такие меры оказываются наиболее эффективными, так как с их помощью реализуется принцип неотвратимости юридической ответственности даже за совершение малозначительных правонарушений. В этом случае лицо, способное сделать насильственное преступление в быту, угождает в рамки профилактического воздействия и контроля правоохранительных органов на преждевременной стадии формирования у него криминального умысла. Это дает своеобразный профилактический эффект, так как успешная осуществление профилактической функции является препятствием для продолжения активных преступных действий в условиях семейно-бытовой сферы. Так, к например, привлечение лица к административной ответственности за мелкое хулиганство может явиться предупредительной мерой для совершения более тяжких насильственных посягательств (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и др.).
Ключевым аспектом правоохранительных мер, направленных на предупреждение насильственной преступности в семье, является обеспечение участковым уполномоченным полиции неотвратимости ответственности виновных за совершенные бытовых насильственных преступлений, уголовное преследование и наказание. Невзирая на то, что изложенное исполняет правоохранительными органами по поводу уже совершенных преступлений, все же в конечном итоге назначение такой деятельности состоит именно в предупреждении преступлений – особой и общей превенции.
Осуществление принципа неотвратимости ответственности и наказания представляет собой специфическую форму действия на криминогенные факторы личностного порядка - изъяны в высоконравственном, правовом сознании как тех, кто сделал бытовые насильственные преступления, так и тех, кто характеризуется асоциальной и антисоциальной направленностью поведения. Оказывая влияние на сознание отдельных категорий людей и отдельных групп жителей, уголовно-правовые средства тем самым воздействуют и на общественное сознание той части народонаселения, недостатки которой выступают в качестве непосредственных причин криминальных насильственных посягательств в быту.
Проводя непростую работу по обнаружению причин бытовых насильственных посягательств, а также способствующих им условий, подразделения участковых уполномоченных полиции располагают целой системой источников информации, комплексное использование которых может принести положительные результаты. Среди них наиболее важными являются выводы, полученные в ходе анализа оперативной обстановки на обслуживаемой территории.
Для этого изобретены особые методики проведения анализа криминальных насильственных деяний, совершаемых в семейно-бытовой сфере1.
Вовлечение общественности, разных категорий гражданок к предупреждению насильственной преступности в семейно-бытовой сфере и охране общественного порядка в жилых массивах, населенных пунктах и на объектах массового нахождения граждан для участкового уполномоченного полиции является одним из проблемных направлений предупредительной деятельности. Связано это с тем, что прежние формы роли общественности и граждан в предупреждении насильственных преступлений, а также охране общественного порядка сегодня не действуют, они себя попросту исчерпали. Новые формы не приобрели массового характера и зависят основным образом от профессионализма и целеустремленности отдельных участковых уполномоченных полиции. Тем наименее, без привлечения общественности и разных категорий людей трудности профилактики семейного давления не решить, поэтому инициатива должна исходить, прежде всего, от участкового уполномоченного полиции и других сотрудников органов внутренних дел.
Содействие всех заинтересованных слоев народонаселения дозволяет участковому уполномоченному полиции обнаруживать главные криминогенные причины, способствующие достижению преступного результата. Внедрение разных контактов с населением, в том числе и оперативных, позволяет участковому уполномоченному полиции быстро реагировать на получаемую информацию, а накопив и обобщив приобретенные данные, применять их в собственной работе по профилактике бытовых насильственных преступлений.
При осуществлении профилактической деятельности по предупреждению насильственной преступности в семье участковый уполномоченный полиции в своей повседневной работе руководствуются правовыми основами, регулирующими их деятельность, и в первую очередность учитывают интересы только народонаселения, а не какой-то отдельной категории лиц или какой-то группы населения.
В этой связи, исходя из интересов и потребностей всего населения государства в безопасных условиях существования, можно выделить такие практические интересы, как стремление не допускать возникновения обстоятельств, побуждающих свершить насильственное преступление в семье, устранение причин, обусловливающих совершение этих деяний, стимулирование активности граждан в борьбе с общественно опасными бытовыми деяниями, создание обстановки нетерпимости к совершению этих посягательств посредством воспитательного воздействия на сознание законопослушных граждан, оказываемого уголовным законодательством и практикой его применения, целенаправленной правовой пропагандой и правовым воспитанием; необходимо также не допускать совершения готовящихся или окончания начавшихся криминальных бытовых насильственных преступлений, восстанавливать справедливость и не допускать совершения новых бытовых криминальных посягательств.
При осуществлении пропаганды уголовного законодательства участковым уполномоченным полиции или иные сотрудники органов внутренних дел должны акцентировать внимание на право граждан защищать от насильственного посягательства в семье не только себя, но и других лиц, подвергающихся нападению - малолетних детей, несовершеннолетних, женщин, престарелых граждан и т.д.
2.3. Административно- юрисдикционная деятельность
участковых уполномоченных полиции
В теории права под юрисдикцией понимают установленную законодательством (либо нормативным актом) совокупность правомочий соответственных государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о преступлениях, т.е. оценивать действия лица или другого субъекта права с точки зрения их правомерности, использовать юридические санкции к правонарушителям. Большинство ученых- административистов рассматривают юрисдикцию в качестве самостоятельного вида правоохранительной деятельности органов государственного управления, охватывающего рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним1.
Наиболее широкое толкование юрисдикции, кроме того, предусматривает рассмотрение и разрешение индивидуальных дел в случае возникновения спора о праве в сфере муниципального управления. В юридической литературе иногда рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях называют административно - наказательной (или карательной) юрисдикцией, хотя назвать ее так можно лишь в случае вынесения постановления о наказании. Решений по делу об административном правонарушении, согласно ст. 29.9 КоАП РФ, может быть два:
С точки зрения создателей учебника «Административная юрисдикция органов внутренних дел» наиболее удачное название юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях - административно-деликтная юрисдикция (т.е. юрисдикция по административному деликту). Выделяют и точку зрения, согласно которой в состав административной юрисдикции входят:
1) производство по жалобам;
2) производство по делам об административных правонарушениях;
3) согласительное производство, выделенное в связи с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, в которой статьей 85 предусматривается вероятность применения Президентом России согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов России.
Беря во внимание то, что административная юрисдикция исполняет во внесудебном порядке органами муниципального управления и должностными лицами, владеющими квазисудебными возможности можно представит следующее определение: Административная юрисдикция - это подведомственность и компетенция по осуществлению и само воплощение правоприменительной, правоохранительной, государственно - властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонарушениях, осуществляемая муниципальными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционное производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам и согласительное производство.
К ним можно отнести такие приемы, как: побуждение данной категории лиц к добровольному отказу от начатого бытового насильственного посягательства; устранение условий, способствующих перерастанию приготовления насильственного деяния в семейно - бытовой сфере в непосредственное криминальное посягательство; создание ситуации или условий, исключающих либо затрудняющих доведение криминального бытового насильственного посягательства до логического конца; устранение различных факторов, облегчающих совершение криминального бытового посягательства.
Для предотвращения замышляемого или подготавливаемого бытового насильственного преступления кроме указанных профилактических мероприятий сотрудникам полиции необходимо организовать проверку на предмет совершения данным лицом какого-либо другого правонарушения либо установить, не является ли замышляемое или подготавливаемое этим лицом преступление одним из эпизодов его криминальной деятельности. В случае установления такого факта в отношении данного лица применяются меры, предусмотренные действующим законодательством.
Указанные методы и тактические приемы проведения профилактических мероприятий в деятельности участкового уполномоченного полиции в зависимости от специфики объекта профилактики могут осуществляться как самостоятельно, так и в совокупности, рационально сочетая в себе интенсивность воздействия на субъект уличного криминального насилия.
Выбор тактических приемов, направленных на предупреждение замышляемых или подготавливаемых деяний, во многом зависит от стадии развития преступного умысла бытового насильственного преступника. Одно дело, когда указанные лица заранее готовились к криминальному насилию в семье, выбрав объект криминального деяния и определив место совершения посягательства, приобрели оружие, подобрав себе помощников, и совсем иное дело, когда мотивом совершения преступления явилась ситуация, обусловившая внезапное криминальное насилие. В первом случае активную работу в отношении такой личности должны проводить сотрудники аппарата уголовного розыска, во втором приоритет должен быть отдан службе участковых уполномоченных полиции.
На этапе подготовительных действий или на месте предполагаемого преступления вмешательство участковых уполномоченных полиции, например, для формального выяснения цели нахождения в данном помещении является мерой кратковременного предупреждения возможного насильственного посягательства в быту. Появление участкового уполномоченного полиции может являться сдерживающим фактором в реализации противоправного умысла со стороны семейного дебошира. Но следует заметить, что эти меры могут быть лишь кратковременными, и ограничиваться ими нельзя.
Одной из форм получения информации в целях предупреждения насильственной преступности в быту являются различные сообщения граждан и руководителей предприятий различных форм собственности о совершаемых или совершенных насильственных преступлениях в семье. Оперативное реагирование участкового уполномоченного полиции на такие сообщения является еще одной формой предупреждения насильственной преступности в семье. Но получение информации о готовящихся, совершаемых или совершенных насильственных преступлениях в семье зависит от того, насколько население доверяет полиции, в частности участковому уполномоченному полиции.
Этот кредит доверия участковому уполномоченному полиции и сотрудникам органов внутренних дел необходимо оправдывать, но на практике очень часто случается так, что население не видит результатов своей помощи в предупреждении тех или иных насильственных преступлений, совершаемых в быту. В этой связи участковому уполномоченному полиции недопустимо игнорировать сообщения, которые делают граждане. Оперативное реагирование на сообщения граждан должно сопровождаться демонстрацией населению активности в правоохранительной деятельности, при этом следует соблюдать принцип достаточной экономии сил и средств, использовать их с учетом не только оперативной обстановки, но и интересов граждан.
Оперативное реагирование участкового уполномоченного полиции на получаемую информацию выражается не лишь только в предупредительных мерах, связанных с профилактикой семейного давления, но и в оперативном информировании об этом народонаселения с помощью средств массовой информации.
Предостережению криминальных насильственных посягательств семье служит использование участковым уполномоченным полиции предусмотренных законодательством мер действия к лицам, совершившим бытовые административные преступления или правонарушения. Чрезвычайно нередко такие меры оказываются наиболее эффективными, так как с их помощью реализуется принцип неотвратимости юридической ответственности даже за совершение малозначительных правонарушений. В этом случае лицо, способное сделать насильственное преступление в быту, угождает в рамки профилактического воздействия и контроля правоохранительных органов на преждевременной стадии формирования у него криминального умысла. Это дает своеобразный профилактический эффект, так как успешная осуществление профилактической функции является препятствием для продолжения активных преступных действий в условиях семейно-бытовой сферы. Так, к например, привлечение лица к административной ответственности за мелкое хулиганство может явиться предупредительной мерой для совершения более тяжких насильственных посягательств (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и др.).
Ключевым аспектом правоохранительных мер, направленных на предупреждение насильственной преступности в семье, является обеспечение участковым уполномоченным полиции неотвратимости ответственности виновных за совершенные бытовых насильственных преступлений, уголовное преследование и наказание. Невзирая на то, что изложенное исполняет правоохранительными органами по поводу уже совершенных преступлений, все же в конечном итоге назначение такой деятельности состоит именно в предупреждении преступлений – особой и общей превенции.
Осуществление принципа неотвратимости ответственности и наказания представляет собой специфическую форму действия на криминогенные факторы личностного порядка - изъяны в высоконравственном, правовом сознании как тех, кто сделал бытовые насильственные преступления, так и тех, кто характеризуется асоциальной и антисоциальной направленностью поведения. Оказывая влияние на сознание отдельных категорий людей и отдельных групп жителей, уголовно-правовые средства тем самым воздействуют и на общественное сознание той части народонаселения, недостатки которой выступают в качестве непосредственных причин криминальных насильственных посягательств в быту.
Проводя непростую работу по обнаружению причин бытовых насильственных посягательств, а также способствующих им условий, подразделения участковых уполномоченных полиции располагают целой системой источников информации, комплексное использование которых может принести положительные результаты. Среди них наиболее важными являются выводы, полученные в ходе анализа оперативной обстановки на обслуживаемой территории.
Для этого изобретены особые методики проведения анализа криминальных насильственных деяний, совершаемых в семейно-бытовой сфере1.
Вовлечение общественности, разных категорий гражданок к предупреждению насильственной преступности в семейно-бытовой сфере и охране общественного порядка в жилых массивах, населенных пунктах и на объектах массового нахождения граждан для участкового уполномоченного полиции является одним из проблемных направлений предупредительной деятельности. Связано это с тем, что прежние формы роли общественности и граждан в предупреждении насильственных преступлений, а также охране общественного порядка сегодня не действуют, они себя попросту исчерпали. Новые формы не приобрели массового характера и зависят основным образом от профессионализма и целеустремленности отдельных участковых уполномоченных полиции. Тем наименее, без привлечения общественности и разных категорий людей трудности профилактики семейного давления не решить, поэтому инициатива должна исходить, прежде всего, от участкового уполномоченного полиции и других сотрудников органов внутренних дел.
Содействие всех заинтересованных слоев народонаселения дозволяет участковому уполномоченному полиции обнаруживать главные криминогенные причины, способствующие достижению преступного результата. Внедрение разных контактов с населением, в том числе и оперативных, позволяет участковому уполномоченному полиции быстро реагировать на получаемую информацию, а накопив и обобщив приобретенные данные, применять их в собственной работе по профилактике бытовых насильственных преступлений.
При осуществлении профилактической деятельности по предупреждению насильственной преступности в семье участковый уполномоченный полиции в своей повседневной работе руководствуются правовыми основами, регулирующими их деятельность, и в первую очередность учитывают интересы только народонаселения, а не какой-то отдельной категории лиц или какой-то группы населения.
В этой связи, исходя из интересов и потребностей всего населения государства в безопасных условиях существования, можно выделить такие практические интересы, как стремление не допускать возникновения обстоятельств, побуждающих свершить насильственное преступление в семье, устранение причин, обусловливающих совершение этих деяний, стимулирование активности граждан в борьбе с общественно опасными бытовыми деяниями, создание обстановки нетерпимости к совершению этих посягательств посредством воспитательного воздействия на сознание законопослушных граждан, оказываемого уголовным законодательством и практикой его применения, целенаправленной правовой пропагандой и правовым воспитанием; необходимо также не допускать совершения готовящихся или окончания начавшихся криминальных бытовых насильственных преступлений, восстанавливать справедливость и не допускать совершения новых бытовых криминальных посягательств.
При осуществлении пропаганды уголовного законодательства участковым уполномоченным полиции или иные сотрудники органов внутренних дел должны акцентировать внимание на право граждан защищать от насильственного посягательства в семье не только себя, но и других лиц, подвергающихся нападению - малолетних детей, несовершеннолетних, женщин, престарелых граждан и т.д.
2.3. Административно- юрисдикционная деятельность
участковых уполномоченных полиции
В теории права под юрисдикцией понимают установленную законодательством (либо нормативным актом) совокупность правомочий соответственных государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о преступлениях, т.е. оценивать действия лица или другого субъекта права с точки зрения их правомерности, использовать юридические санкции к правонарушителям. Большинство ученых- административистов рассматривают юрисдикцию в качестве самостоятельного вида правоохранительной деятельности органов государственного управления, охватывающего рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним1.
Наиболее широкое толкование юрисдикции, кроме того, предусматривает рассмотрение и разрешение индивидуальных дел в случае возникновения спора о праве в сфере муниципального управления. В юридической литературе иногда рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях называют административно - наказательной (или карательной) юрисдикцией, хотя назвать ее так можно лишь в случае вынесения постановления о наказании. Решений по делу об административном правонарушении, согласно ст. 29.9 КоАП РФ, может быть два:
-
о назначении административного наказания; -
о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
С точки зрения создателей учебника «Административная юрисдикция органов внутренних дел» наиболее удачное название юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях - административно-деликтная юрисдикция (т.е. юрисдикция по административному деликту). Выделяют и точку зрения, согласно которой в состав административной юрисдикции входят:
1) производство по жалобам;
2) производство по делам об административных правонарушениях;
3) согласительное производство, выделенное в связи с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, в которой статьей 85 предусматривается вероятность применения Президентом России согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов России.
Беря во внимание то, что административная юрисдикция исполняет во внесудебном порядке органами муниципального управления и должностными лицами, владеющими квазисудебными возможности можно представит следующее определение: Административная юрисдикция - это подведомственность и компетенция по осуществлению и само воплощение правоприменительной, правоохранительной, государственно - властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонарушениях, осуществляемая муниципальными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционное производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам и согласительное производство.