Файл: Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 387
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, исходя из предшествующего определения, можно сделать следующее: административно -деликатная юрисдикция – это подведомственность, а еще компетенция по осуществлению и само осуществление правоприменительной, правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях.
Исходя из конечного определения, можно сделать выводы, что органы внутренних дел осуществляют административно - юрисдикционную деятельность по следующим двум направлениям:
-
рассмотрение дел (производство по делам) об административных правонарушениях; -
разрешение дел (принятие решения по делам) об административных правонарушениях.
Полномочия должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению административно - юрисдикционной деятельности определены КоАП РФ, Федеральным законом «О полиции», приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».
Прежде чем проанализировать полномочия участковых уполномоченных полиции, необходимо определить особенности административно - юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. К таким особенностям следует отнести следующие:
1. Широкий круг охраняемых полицией общественных отношений (широкий спектр видов дел об административных правонарушениях, рассматриваемых сотрудниками полиции).
2. Внутриведомственная специализация при осуществлении административного расследования и при рассмотрении дел об административных правонарушениях
3. Регламентированность административно - юрисдикционной деятельности полиции как федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ (в части определения компетенционных полномочий по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые устанавливается субъектами РФ), так и ведомственными нормативно-правовыми актами.
4. Широкий круг должностных лиц, наделенный правом рассмотрения дел об административных правонарушениях (административно -юрисдикционной деятельности).
5. Право сотрудников полиции осуществлять упрощенное административно - деликатное производство, налагая административное наказание на месте правонарушения без составления протокола об административном правонарушении.
6. Единоличный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Анализируя эти особенности, применительно к участковым уполномоченным полиции, разберем каждый пункт отдельно.
Итак, первая особенность. Широкий круг охраняемых полицией общественных отношений (широкий спектр видов дел об административных правонарушениях, рассматриваемых сотрудниками полиции).
Статья 23.3 КоАП РФ «Органы внутренних дел (полиция) дает право рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренные главами 6, 8, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 20, т.е. 9 из 17 глав, особенной части.
Вторая особенность. Внутриведомственная специализация при осуществлении административного расследования и при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Часть 2 ст. 23.3 КоАП РФ дает право разбирать дела об административных правонарушениях:
1) начальникам территориальных и приравненных к ним органов внутренних дел и их заместителям - по 29 составам;
2) начальникам линейных органов внутренних дел на транспорте и их заместителям по - 22 составам;
3) начальникам дежурных смен дежурных частей линейных органов внутренних дел на транспорте по - 13 составам;
4) начальникам государственной инспекции безопасности дорожного движения, их заместителям, командирам подразделений дорожно-патрульной службы и их заместителям по - 38 составам;
5) сотрудникам государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющих специальное звание по – 29 составам;
6) старшим участковым и участковым уполномоченным полиции по 14 составам.
Третья особенность. Регламентированность административно -юрисдикционной деятельности полиции как федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ (в части определения компетенционных полномочий по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые устанавливается субъектами РФ), так и ведомственными нормативно-правовыми актами.
Административно - деликатная юрисдикционная деятельность органов внутренних дел осуществляется в рамках производства по делам об административных правонарушениях, регламентированного КоАП РФ. Вместе с тем, как уже было сказано раньше, субъекты РФ вправе принимать законы, устанавливающие административную ответственность, а МВД России для регулирования отдельных сторон административно-процессуальной деятельности может издавать ведомственные нормативно - правовые акты, например приказ МВД России № Приказ МВД России от 05 мая 2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию», Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
Четвертая особенность. Широкий круг должностных лиц, наделенный правом рассмотрения дел об административных правонарушениях (административно -юрисдикционной деятельности).
КоАП РФ определяет полный список должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушений и устанавливает персональную подведомственность дел и персональную компетенцию. Таких категорий должностей установлено 9, с учетом заместителей начальников этот список несколько расширяется. Что касается всех органов и должностных лиц, правомочных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях, то их законодатель определил в количестве 65 субъектов. Подведомственность должностных лиц органов внутренних дел обусловлена конкретным комплектом составов административных правонарушений, по которым они могут принимать решения, а для начальников дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на автотранспорте, начальников линейных пунктов полиции установлена персональная компетенция – они вправе назначать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере до 300 рублей. Кроме того, такие административные наказания как: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация, административное приостановление деятельности назначаются только судьей.1
Пятая особенность. Право сотрудников полиции осуществлять упрощенное административно - деликатное производство, налагая административное наказание на месте преступления без составления протокола об административном правонарушении.2
Статья 28.6 КоАП РФ описывает направление административного наказания без составления протокола, ежели при совершении административного правонарушения назначается административное возмездие в виде предупреждения или административного штрафа, лицо не оспаривает наличия события административного правонарушения, назначенное ему наказание и не отказывается уплатить административный штраф.
Шестая особенность. Единый распорядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях зафиксированы как коллегиальные органы административной юрисдикции, так и субъекты, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях единолично. Часть 2 статьи 23.3 КоАП РФ устанавливает преимущество, для должностных лиц органов внутренних дел, от их имени единолично рассматривать дела об административных правонарушениях.
Административно - юрисдикционная деятельность должностного лица органа внутренних дел, в том числе и участкового уполномоченного полиции при её осуществлении включает в себя следующие действия:
1) Рассмотрение дел об административном правонарушении, где он выясняет следующие вопросы:
-
относится ли к его компетенции обсуждение предоставленного дела; -
имеются ли обстоятельства, исключающие вероятность рассмотрения данного дела им; -
верно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены другие материалы дела; -
имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; -
достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; -
имеются ли ходатайства и отводы.
Статьи 29.5, 29.6 и 29.7 КоАП РФ определяю соответственно место рассмотрения дела, сроки его рассмотрения и порядок разборы дела об административном правонарушении. В ходе рассмотрения дела участковый уполномоченный полиции должен соблюсти процедуру рассмотрения, выполнить необходимые процессуальные деяния.
2) Разрешение дел об административном правонарушении.
соответственно ст. 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела, оценив все обстоятельства по делу об административном правонарушении, выносится одно из постановлений:
-
о назначении административного наказания; -
о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Назначение административного наказания возможно лишь в пределах санкции статьи КоАП РФ, за нарушение которой рассматривается дело об административном правонарушении, только в пределах персональной подведомственности и компетенции.1
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
1) наличия хотя бы одного из предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ следующих обстоятельств, исключающих производство по делу:
-
отсутствия события административного правонарушения; -
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); -
действия лица в состоянии крайней необходимости; -
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; -
отмена закона, установившего административную ответственность; -
истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; -
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; -
смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса, освободив лицо, совершившее административное правонарушение при его малозначительности, от административной ответственности.
3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Если участковый уполномоченный полиции считает, что его компетенции для назначения административного наказания иного вида или размера недостаточно, он вправе направить дело другому юрисдикционному органу. Например, при решении вопроса о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП участковый уполномоченный считает, что необходимо применить наказание в виде административного ареста, но он не вправе применить этот вид наказания и может передать дело судье для решения вопроса по существу.
Если в ходе подготовки к рассмотрению дела выяснится, что рассмотрение дела об административном правонарушении не находится в компетенции участкового уполномоченного полиции, то он обязан направить дело для рассмотрения в соответствующий орган административно-деликтной юрисдикции.
Как уже было сказано выше, участковый уполномоченный полиции осуществляет административно-юрисдикционную деятельность или правильнее сказать административно-деликтную юрисдикцию по делам об административных правонарушениях, совершенных по 15 статьям КоАП РФ. Это дела об административных правонарушениях, предусмотренных: статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), в области дорожного движения: глава 12, статьей 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, против порядка управления: глава 19, статьями 19.2, 19.15, 19.15.1, 19.15.2, 19.24, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: глава 20, 20.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, административно - юрисдикционная деятельность участкового уполномоченного полиции осуществляется по трем направлениям и заключается в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в пределах индивидуальной подведомственности (по 14-ти составам) и индивидуальной компетенции (не назначая административное наказание, назначение которого находится в исключительной юрисдикции судей). Кроме того, при совершении административного правонарушения за которое назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, участковый уполномоченный полиции вправе назначить административное наказание без составления протокола.