Файл: Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 386

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Персональная профилактическая работа проводится также с лицами, являющимися возможными и настоящими жертвами преступлений вследствие собственного поведения, образа жизни, физиологических или психических особенностей, социально-ролевых установок.

В отношении всех данных лиц меры персональной профилактики играют роль общественного инструмента, призванного нейтрализовать или ликвидировать негативные черты личности и её антиобщественное поведение. Когда же речь идет о профилактическом воздействии на конкретную социальную среду личности, то подразумеваются нейтрализация либо устранение внешних негативных элементов физического и духовного порядка, которые деформируют личность (неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, влияние нравственно неблагополучной микросреды, отрицательные межличностные отношения и др.).

Целью персональной профилактики является положительная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения - от антиобщественного к законопослушному. Достижение этой цели требует последовательного решения следующих конкретных задач:

  1. Выявление лиц, поведение у которых свидетельствует о реальной возможности совершения ими преступлений;

  2. Изучение у этих лиц и источников отрицательного воздействия на них;

  3. Прогнозирование индивидуального поведения;

  4. Постановка лиц на профилактический учет;

  5. Планирование мер персональной профилактики;

  6. Непосредственное профилактическое воздействие;

  7. Контроль за их поведением, образом жизни, лиц, поставленных на учет;

  8. Систематическая проверка результатов проведенных профилактических мероприятий1.

1.3. Взаимодействие участковых уполномоченных полиции с сотрудниками других служб и подразделений МВД, общественными

формированиями в предупреждении правонарушений в сфере быта
В профилактике правонарушений в быту принимают участие все службы и подразделения органов внутренних дел, однако ведущая роль принадлежит участковому уполномоченному полиции. Это связано с тем, что последний должен хорошо знать население и объекты своего административного участка, уметь выявлять лиц с криминогенным поведением, владеть методикой и тактикой воздействия на конкретных правонарушителей как само
стоятельно, так и с привлечением сил общественности, организовать в этих целях тесное взаимодействие с другими службами органов внутренних дел.

Эффективность работы участкового уполномоченного по предупреждению правонарушений в сфере быта во многом определяется его взаимодействием с сотрудниками других служб и подразделений органов внутренних дел и общественными формированиями правоохранительной направленности.

Всегда надо иметь в виду, что большая роль в нейтрализации, в выявлении конфликтов в семейно-бытовой сфере принадлежит подразделениям по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Этой службой предупреждается в среднем в течение года 30% семейных конфликтов, связанных с поведением несовершеннолетних1. Участковые уполномоченные полиции совместно с инспекторами ПДН занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:

1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Участковые уполномоченные полиции и инспекторы ПДН обладают значительными возможностями по выявлению несовершеннолетних подростков, совершающих бытовые правонарушения. Для данной службы источниками информации обычно являются письма и заявления граждан, материалы судов о бракоразводных процессах и других гражданских делах, сообщения жилищно-коммунальных организаций, уличных комитетов, материалы опроса состоящих на учете или доставленных в органы внутренних дел несовершеннолетних и взрослых лиц, сообщения, поступающие из учебных заведений, сообщения правоохранительных органов и служб ОВД.

Говоря о предупреждении преступности, нельзя не учитывать, что преступный путь несовершеннолетнего, начинаясь нередко с нарушений школьной дисциплины, идёт, как правило, через совершение административных деликтов. В 2015 г. в органы внутренних дел было доставлено более 1 млн. 120 тыс. несовершеннолетних, из них: 288 тыс. - нуждающихся в помощи со стороны государства, 170 тыс. - за совершение административных правонарушений, 154 тыс. - за совершение преступлений, находящихся в розыске - 58 тыс. человек



К несовершеннолетним, совершающим правонарушения в семье, в основном, применяются меры убеждения. Беседы проводятся в присутствии родителей, учителей, взрослых братьев, сестер. В необходимых случаях закрепляется общественный воспитатель, проводятся мероприятия по нейтрализации отрицательного влияния на несовершеннолетних со стороны взрослых. Несовершеннолетние совершают правонарушения в семейно-бытовой сфере в 55% случаев под влиянием взрослых, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, ранее судимых и т.д. В остальных же 45% случаев ими совершаются правонарушения в семейно-бытовой сфере под влиянием ближайшего окружения (родителей, брата, сестры, других родственников), в том числе таких же несовершеннолетних, но ведущих антиобщественный образ жизни1.

Взаимодействие участковых уполномоченных полиции с работниками дежурной части территориального органа внутренних дел выражается в обмене информацией о происшедшем бытовом конфликте на территории, обслуживаемой участковым уполномоченным полиции, и принятии неотложных действий по недопущению его перерастания в преступление. Сотрудники дежурной части оказывают непосредственную помощь участковому уполномоченному или направляют ему в помощь сотрудников патрульно-постовой службы в случаях, когда он самостоятельно не может пресечь недозволенные действия бытового правонарушителя.

Своевременным реагированием на сообщения дежурной части органов внутренних дел о бытовых конфликтах, в том числе и в семейно-бытовой сфере, участковые уполномоченные полиции могут своевременно предотвратить совершение преступления, пресечения конфликта или физического насилия и принятия соответствующего воздействия на правонарушителя.

В профилактике правонарушений в бытовой сфере совместно с участковыми уполномоченными полиции принимают участие аппараты уголовного розыска, что также предусмотрено ведомственными нормативными актами.

Совместная деятельность участкового уполномоченного полиции и оперуполномоченных уголовного розыска в предупреждении преступлений в сфере семейно-бытовых отношений включает в себя: анализ причин и условий, способствующих совершению этих преступлений; организацию мероприятий по выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих преступления в сфере быта, принятие мер по предотвращению соответствующих преступлений;
изучение материалов дел оперативного учета по тяжким бытовым насильственным преступлениям; организацию мероприятий по выявлению владельцев огнестрельного оружия, систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками или страдающих психическими заболеваниями; организацию взаимодействия с оперативными службами в выявлении лиц, склонных к совершению преступлений в сфере быта.

В порядке взаимодействия со следователями и дознавателями участковый уполномоченный полиции обменивается информацией о причинах и условиях, способствующих совершению бытовых преступлений; оказывает, в соответствии с действующим законодательством и ведомственными нормативными актами, помощь следователю и дознавателю при расследовании бытовых преступлений.

Взаимодействуя с работниками службы охраны общественного порядка, участковый уполномоченный полиции участвует в проведении на обслуживаемой территории операций типа «Быт», «Притон». Осуществлять совместно с нарядами ППСП на маршрутах патрулирования обход мест возможного появления лиц, склонных к совершению противоправных действий, совместно с сотрудниками ППСП участвовать в пресечении преступлений и других правонарушений, и рейдов по выявлению пьяниц, наркоманов и других лиц, от которых можно ожидать совершения бытовых преступлений; получает от этой службы информацию о гражданах с психическими отклонениями, а также о конфликтующих в быту.

Взаимодействие с сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы полиции состоит в том, что при решении вопроса о выдаче разрешения на приобретение оружия, его изъятия участковый уполномоченный обменивается информацией о поведении этих лиц в быту. Совместно участвуют в осуществлении контроля за условиями хранения владельцами гражданского, служебного и наградного оружия и боеприпасов к нему. При выявлении нарушений порядка его хранения, регистрации (перерегистрации) или сроков постановки на учет участковый уполномоченный составляет протокол об административном правонарушении. Принимает участие в пределах административного участка в решении вопросов, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему. Ведет в установленном порядке в служебной документации учет лиц, имеющих гражданское и наградное оружие.

Получив же информацию о том, что в доме, в квартире, где хранится огнестрельное оружие, происходят семейные конфликты, участковому уполномоченному полиции, совместно с инспектором ЛРР целесообразно под предлогом
проверки номеров оружия изъять оружие на время, пока не прекратятся семейные конфликты. А если конфликты носят затяжной характер, то необходимо вынести мотивированное решение с целью лишения права профилактируемого на хранение данного оружия (охотничьего ножа и т.д.). Все это позволит предупредить тяжкое преступление именно в сфере быта.

Целесообразно сверять данные, содержащие списки оружия, состоящего на учете у инспекторов ЛРР со списками лиц, состоящих на учете участкового уполномоченного полиции. Это намного улучшит результаты профилактики бытовых преступлений. Об этом свидетельствует анализ практики.

Осуществляя взаимодействие с сотрудниками ПДН, участковый уполномоченный использует их возможности в организации, планировании и непосредственной реализации мероприятий по предупреждению бытовых преступлений; информацию о выявленных несовершеннолетних правонарушителях. Которые допускают бытовые правонарушения. В случаях, когда одним из конфликтующих является несовершеннолетний, соответствующие воспитательные и профилактические мероприятия в отношении участника конфликта проводятся совместно с сотрудниками ПДН.

Информировать в пределах компетенции соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными участковому уполномоченному полиции фактах способствующих совершению преступлений в сфере быта , требующих их оперативного реагирования

Таким образом, в проведении профилактических мероприятий в сфере быта принимают участие практически все службы и подразделения органов внутренних дел.