Файл: Методическое пособие для психологов дошкольных образовательных учреждений тюмень 2005 г. Рекомендовано к изданию моу дпо Городской информационнометодический центр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Максимальный балл на каждой лесенке по каждому вопросу - 10.

ПАКЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ
4-5 ЛЕТ

ВОСПРИЯТИЕ
1. «МЕСТО В РЯДУ»

(описание методики см. в комплекте для 3 лет)
2. «ЭТАЛОНЫ» (11)

ЦЕЛЬ: определение степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам. Позволяет установить, владеют ли дети глазомерным действием соотнесения общей формы конкретного предмета с формой заданного эталона.

В методике используются черно-белые изображения предметов, которые должны быть разложены по коробкам в соответствии с наклеенными на них эталонными образцами.

МАТЕРИАЛ: три открытые коробки (15 см на 20 см - размер каждой стенки) одного цвета. На одной из стенок каждой коробки изображен эталон-образец сложной формы. Все три эталона различны по форме, но одинаковы по размеру (каждый эталон вписывается в квадрат размером 4 см на 4 см).

Набор карточек с 15 изображенными предметами - по 5 картинок на каждый эталон. Картинки: машина, собака (голова), ботинок, коляска, трактор, пирамида, морковь, желудь, утюг, кукла, гитара, лампа, матрешка, жук, груша.

ИНСТРУКЦИЯ: карточки с картинками раскладываются перед ребенком изображениями вниз, чтобы последовательность предъявления их ребенку была случайной. Коробки ставятся перед ребенком так, чтобы он мог хорошо видеть изображенные на них эталоны.

Ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат карточки. На каждой карточке есть картинка. Ты должен взять любую карточку, посмотреть на картинку и на фигурки, которые изображены на коробочках. Тебе нужно положить картинку в ту коробочку, на которой фигурка больше похожа на твою картинку. Когда ты положишь эту картинку в коробочку, возьми еще одну и разложи так все картинки».

В процессе работы необходимо обращать внимание ребенка на изображенные на коробках эталоны, чтобы он не раскладывал картинки случайно.

В протоколе, по мере того как ребенок раскладывает картинки, фиксируется, в какую коробку какие картинки он положил.

ОБРАБОТКА: за каждую правильно положенную карточку – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 15.
КЛЮЧИ:

«Угол» «Треугольник» «Восьмерка»

Машина Пирамида Гитара

Собака(голова) Морковь Лампа

Сапог Желудь Матрешка


Коляска Утюг Жук

Трактор Елка Груша

ВНИМАНИЕ
1. «НАЙДИ И ВЫЧЕРКНИ – 4» (10, модификация)

ЦЕЛЬ: определение объема и концентрации внимания.

МАТЕРИАЛ: таблица с нарисованными фигурками (120 фигурок).

ИНСТРУКЦИЯ: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Ты будешь просматривать по порядку, одну фигурку за другой, один ряд за другим. Будешь искать и перечеркивать елочки вертикальной линией, а грибочки - горизонтальной (показать ребенку как нужно перечеркивать на примере образца в верхней части бланка)».

В этой методике ребенок работает 2 минуты, в течение которых через каждые 30 секунд (всего 4 раза) психолог отмечает в протоколе количество просмотренных ребенком знаков.

ОБРАБОТКА: определяется количество предметов на рисунке, просмотренных за 2 минуты, а также за каждые 30 секунд. В протоколе в две графы записываются следующие цифры: количество просмотренных ребенком знаков каждые 30" (например, 2-5-6-4) - в одну графу, число просмотренных ребенком знаков за 2 минуты и количество ошибок (неверно зачеркнутые или пропущенные знаки) - в другую (например 20/1). По всем временным показателям, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания

ребенка. В графике по оси абсцисс откладывают временные интервалы, по оси ординат количество просмотренных ребенком знаков в каждом временном интервале.

Максимальное количество баллов - 120.
ПАМЯТЬ
1. «10 СЛОВ»

2. «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ»

(описание методик см. в комплекте для 3 лет)
МЫШЛЕНИЕ


  1. «НЕДОСТАЮЩИЕ ДЕТАЛИ»

(описание методики см. в комплекте для 3 лет)
2. «КЛАССИФИКАЦИЯ – 4» (11, модификация)

ЦЕЛЬ: определение степени развития элементов анализа и обобщения.

МАТЕРИАЛ: изготавливаются из цветной бумаги четыре корзинки, в которые раскладываются следующие предметные картинки: цветы, птицы, машины, фрукты (всего 20 картинок по 5 картинок в каждой корзинке). Перед началом работы из каждой корзинки вынимаются все картинки и оставляется только одна.

ИНСТРУКЦИЯ: перед ребенком выкладываются все корзинки: «Посмотри, в этих корзинках лежит по одной картинке. Остальные картинки выпали и перепутались. Помоги мне собрать в каждую корзинку подходящие картинки». Перед ребенком раскладываются все оставшиеся картинки и каждый раз взрослым уточняется, в какую корзинку он положит тот или иной предмет. При этом взрослый спрашивает ребенка, что за предметы лежат в этой корзинке.



ОБРАБОТКА: оценивается отдельно каждая группа картинок.

3 балла - ребенок положил картинки в нужную корзину и назвал группу предметов;

2 балла - ребенок положил картинки правильно, но не назвал группу предметов или назвал неправильно; правильно сказал, а положил неправильно;

1 балл - ребенок сказал и положил группу картинок неправильно;

0 баллов - не выполнил задание.
Помощь: возможна помощь взрослого при выполнении первого задания, в этом случае балл не засчитывается.

Если ребенок оставляет одну карточку и не знает куда ее положить, то постарайтесь, чтобы задание ребенок доделал и положил карточку в одну из корзинок.

ВООБРАЖЕНИЕ
1. «ДОРИСОВЫВАНИЕ»

(в источниках 1,7 - тест творческого мышления П.Торренса,

1 субтест, модификация ).

ЦЕЛЬ: исследование процесса воображения, таких его характеристик как оригинальность, беглость, гибкость и детализация.

МАТЕРИАЛ: лист белой бумаги и овал длиной 5-7 см, вырезанный из белой бумаги.

ИНСТРУКЦИЯ: «Возьми эту фигурку и положи ее в любое место на листе бумаги, где тебе больше понравится, а потом нарисуй картинку так, чтобы основной частью ее была эта фигурка. Старайся нарисовать картинку как можно более интересную». Чтобы детям было удобнее обводить, можно помочь ему, придержав рукой овал на месте, выбранном ребенком. Перед началом рисования (цветными карандашами или простыми) каждого спрашивают, что он будет рисовать. Если ребенок не может заранее ответить о том, что он нарисует, его спрашивают еще раз после окончания работы. Ребенок должен хотя бы примерно самостоятельно рассказать о содержании нарисованного им. Особенности выполнения задания ребенком заносятся в протокол.

ОБРАБОТКА: оценка ведется по четырем основным показателям беглость (количество правильных, соответствующих задаче ответов), гибкость (количество различных категорий ответов, т.е. вариативность ответов), оригинальность (редкость встречаемого ответа), детализация (разработанность образа).

Беглость: 1 балл - за каждый вариант использования овала.

Гибкость: 1 балл - за каждую использованную категорию.

Оригинальность: Баллы (от 0 до 5 баллов) присваиваются в зависимости от категории рисунка. Список категорий прилагается.

Детализация:

Два допущения лежат в основе данного критерия разработанности рисунка:


а) первая реакция на предъявленный стимул имеет некоторое законченное решение;

б) творческая возможность далее наращивается по мере добавления значимых (смысловых) деталей к первичному рисунку (реагированию). Поэтому баллы прибавляются за каждую такую деталь, относящуюся к первичному изображению или к окружающей эту фигуру ситуации.

Оценка:

0 баллов - при отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без называния рисунка и дорисовывания;

1 балл дается за:

  1. каждую значимую деталь всего рисунка, но только один раз по каждому классу:

-«дырочки в сыре» оцениваются в 1 балл, но не каждое изображение отдельной дырочки;

- «кирпичи» - 1 балл, но не каждый отдельный изображенный кирпич; однако, например, «кактус» может получить по баллу в каждом из изображений, поскольку каждый из изображенных кактусов добавляет некоторую новую идею к исходному рисунку: «ширину», «многомерность», «глубину», «размер».

  1. цвет, когда он добавляет значимую идею к исходному изображению.

  2. разумное (обдуманное) штрихование, придающее оттенок значения к исходному изображению.

4. украшение, которое так и задано, как "украшение".

5. каждую основную вариацию (но не количественная) рисунка, релевантно значимую по отношению к исходному изображению.

6. каждую разработку в названии, превышающую пределы основного значения.

Если линия разбивает одну часть рисунка на две значимые - оцениваются обе части. Если линия получила осмысление (шарф, поясок и т.д.), то оценивается в один балл.

Примеры разных уровней детализации рисунков:

-груша, на которой есть стебелек и украшение - 2 балла;

-название рисунка «Жирная крыса на сырных небесах» - жирная, небесах, ушки, изображена вторая мышка, хвостик, дырочки в сыре, корочка сыра, толщина сыра - 8 баллов (высокий балл обеспечен числом значимых деталей, добавленных к основному изображению).

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
1. «ЛЕСЕНКА»

(описание методики см. в комплекте для 3 лет)
2. «ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ» (10)

ЦЕЛЬ: исследование тревожности детей (4-7 лет) по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

МАТЕРИАЛ: 14 рисунков размером 8,5 на 11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам соответствующими контуру лица на рисунке. На одном дополнительном рисунке лицо веселое, на другом - печальное.


ИНСТРУКЦИЯ: рисунки предъявляются ребенку строго в перечисленном порядке. Каждый раз задается один и тот же вопрос: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?» При этом в рисунках 1,2,4,5,6,7,11,13,14 психологом уточняется происходящее на рисунке, например: «Мальчик играет с малышами».

ОБРАБОТКА: проводится качественный и количественный анализ полученных данных.

1).Качественный анализ. Вычисляется индекс тревожности (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков.

ИТ = число эмоционально-негативных выборов/14*100%

2).Количественный анализ. Выявляются типы ситуаций общения, в которых ребенок наиболее тревожен. Всего их в тесте три: «Ребенок-Ребенок» (рисунки 1,3,5,10,12), «Ребенок-Взрослый» (2,8,9,13) и «Ребенок - Повседневная деятельность» (4,6,7,11,14).