Файл: Методическое пособие для психологов дошкольных образовательных учреждений тюмень 2005 г. Рекомендовано к изданию моу дпо Городской информационнометодический центр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПАКЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ
5-7 ЛЕТ
ВОСПРИЯТИЕ
1. «ПЕРЦЕПТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" (11)
ЦЕЛЬ: выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа.
МАТЕРИАЛ: листы с 15 рисунками. В верхней части страницы дается изображение фигуры-образца (круг или квадрат). В нижней - расположенные в ряд различные круга или квадрата. Задания сгруппированы по сложности, которая определяется количеством деталей, составляющих фигуру-образец. В первых четырех заданиях для составления фигуры используются 2 части, отбираемые из шести; в последующих четырех - 3 из шести и в следующих четырех - 4 из шести.
Первые 3 задания - а, б и в – вводные, они не оцениваются.
ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь изображен круг, разделенный на 2 части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найди среди них те, из которых сложен образец и отметь крестиком». Взрослый просматривает правильность ответов и в случае необходимости указывает на ошибку.
«На следующей странице квадрат. Он разделен уже на 4 части. Найди эти части среди нижних фигурок и обозначь крестиком». Выполнение этого задания также проверяется.
«На третьей странице снова круг, но складывается он из 3 частей. Найди их и обозначь крестиками. Укажи карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».
Перед четвертым заданием говорится: «Теперь ты знаешь, что круг или квадрат можно сложить из частей: двух, трех или четырех. Смотри на эту картинку. Найди фигуры, из которых можно сложить точно такой же круг и поставь на них крестики. На следующих фигурах дела так же: находи и отмечай части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху».
Никаких дополнительных указаний не дается.
ОБРАБОТКА: за каждую правильно решенную задачу дается количество очков, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. То есть, за правильное решение задач 1-4 дается по 2 очка, 5-8 заданий - по 3 очка, 9-12 - по 4 очка. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно.
Максимальное количество баллов - 36.
Ключ:
Задание | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Правильные ответы | 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 5 4 4 5 4 4 2 4 2 2 2 2 5 5 4 5 4 4 3 5 5 5 5 6 |
ВНИМАНИЕ
1. «ШИФРОВКА» (17, модификация)
ЦЕЛЬ: изучение уровня концентрации, переключения внимания, зрительно-моторной координации и скорости образования нового навыка.
МАТЕРИАЛ: бланк с нарисованными фигурками (к субтесту "Шифровка" теста Векслера).
ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур (ключ), - видишь, нарисована звездочка, а в звездочке - вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две такие черточки, и т. д. по каждой фигуре. (Показать первый ряд) - Видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем также как вот здесь (показать на ключ). Делай подряд первые 5 фигурок». После пяти пробных фигур включить секундомер. Время - 120 секунд.
Через каждые 30 сек. психолог отмечает (не останавливая работу ребенка) количество отмеченных им фигурок.
ОБРАБОТКА: оценка равна количеству правильно заполненных фигур за 120 секунд. При заполнении всех фигур менее, чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.
Дополнительные баллы: 5 4 3 2 1
Время: 70 71-80 81-90 91-100 101-110 (сек)
Кроме того, определяется количество предметов на рисунке, просмотренных за каждые 30 секунд.
В протоколе в две графы записываются следующие цифры: количество просмотренных ребенком знаков каждые 30" (например, 3-2-5-6) - в одну графу, общее количество просмотренных ребенком знаков за 2 минуты и количество ошибок (неверно проставленные знаки) - в другую (например, 20/1).
ПАМЯТЬ
1. «10 СЛОВ»
2. «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ»
(описание методик см. в комплекте для 3 лет)
МЫШЛЕНИЕ
1. «СВОБОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ» (11, модификация)
ЦЕЛЬ: определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения. При выполнении задания методики могут проявиться особенности организации деятельности.
МАТЕРИАЛ: набор карточек (20 штук) с предметными изображениями. Подбирать картинки следует так, чтобы можно было выделить группы (4 группы по 5 картинок в каждой) по существенному, понятийному признаку (растения, животные, транспорт, еда).
ИНСТРУКЦИЯ: «Разложи картинки по группам так, чтобы в каждой группе картинки походили друг другу».
Ребенок должен проанализировать изображение на картинках, выделить признаки, определить основание для классификации и разложить предложенные картинки на группы.
ОБРАБОТКА: оценка проводится по каждой собранной группе картинок.
3 балла - ребенок выделяет группу преимущественно по существенному признаку и называет ее (в том числе при назывании группы категории «еда» как «пища», «продукты»).
2 балла - ребенок выделяет группу по существенному признаку, но не называет ее.
1 балл - ребенок выделяет группу по несущественному признаку. Например, «что летает» - бабочка, самолет; «девочка носит платье» - девочка, платье и др.
0 баллов - невыполнение задания.
В протокол заносится общая сумма баллов по всем группам картинок.
Максимальное количество баллов - 12.
2. «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ» (11)
ЦЕЛЬ: выявление уровня развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по величине и форме.
МАТЕРИАЛ: 9 страниц, на каждой из которых квадратная таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). В таблице слева расположены самые крупные фигуры (треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг), слева - те же фигуры, но самые мелкие. Под таблицей на каждой странице расположены по 3 фигуры, которые ребенок должен разместить в пустых клетках. Номер фигуры соответствует номеру клеточки, куда она должна быть помещена.
Прилагаются крестики из черного картона. Их ребенок помещает в ту клеточку, в которую считает нужным поставить фигурки.
ИНСТРУКЦИЯ: перед вводной задачей ребенку говорят: «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку (ребенок рассматривает таблицу). А теперь давай посмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. Внизу под таблицей 3 фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, куда их надо поставить, отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».
После правильного выполнения вводного задания (если необходимо, взрослый исправляет ошибки) дается инструкция к основным заданиям:
«На следующей странице нарисованы другие три фигурки. Найди их места в таблице и отметь те клеточки, куда их надо поставить - положи туда черный крестик; на каждом листочке будешь отмечать по три клеточки».
ОБРАБОТКА: за каждую правильно отмеченную клеточку - 1 балл.
Максимальное количество баллов - 24.
ВООБРАЖЕНИЕ
1. «ДОРИСОВЫВАНИЕ"
(описание методики см. в комплекте для 4 лет)
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ
КООРДИНАЦИЯ
1. «УЗОРЫ» (4, модификация)
ЦЕЛЬ: определение уровня сформированности мелкомоторных навыков, зрительно-моторной координации и глазомера.
МАТЕРИАЛЫ: лист бумаги (1/4 стандартного листа) с нарисованными узорами (по 4 элемента каждого в начале строки). Узоры рисуются на бумаге простым карандашом (три различных узора), который предлагается затем ребенку для работы.
ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри, здесь, на листе бумаги нарисованы узоры. Они не закончены. Продолжи ряд точно также и рисуй узор до конца строчки».
Вся процедура занимает по времени около 5 минут.
ОБРАБОТКА: оцениваются результаты по каждому узору отдельно; в протокол записывается сумма баллов, набранных ребенком по всем трем узорам.
Оценка идет по 2 критериям - направление предполагаемой строки и размеры элементов:
8 баллов - размеры элементов соблюдены; направление предполагаемой строки сохранено
7 баллов - нарушен размер высоты или ширины элемента; направление предполагаемой строки сохранено
6 баллов - нарушены размер и высоты и ширины элемента; направление предполагаемой строки сохранено
5 баллов - размеры элементов соблюдены; направление предполагаемой строки нарушено (строка "ползет" вверх или вниз)
4 баллов - нарушен размер высоты или ширины элемента; направление предполагаемой строки нарушено
3 баллов - нарушены размеры и высоты и ширины элемента; направление предполагаемой строки нарушено
2 балла - разборчиво скопированы минимум 4 элемента подряд (размер элементов и направление предполагаемой строки не учитывается)
1 балл - разборчиво скопированы минимум 2 элемента подряд (размер элементов и направление предполагаемой строки не учитывается);
0 баллов - каракули (или вольный узор).
Максимальное количество баллов - 24.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
1. «ЛЕСЕНКА»
(описание методики см. в комплекте для 3 лет)
2. «ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ»
(описание методики см. в комплекте для 4 лет)
3. «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ» (8)
ЦЕЛЬ: изучение особенностей психоэмоционального состояния и способов реагирования в социуме.
МАТЕРИАЛЫ: лист бумаги формата А4 (210*297мм), размещенный горизонтально, простой карандаш.
ИНСТРУКЦИЯ: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его.
ОБРАБОТКА: выявляются показатели тревожности, агрессивности, трудности в общении, чувства неполноценности.
Тревожность:
штриховка - 0-3
преувеличенное внимание к деталям – 0-1
линия с сильным нажимом – 0-1
маленькая фигурка животного в самом низу листа – 0-1
фигура, вытянутая по горизонтали – 0-1
Агрессивность:
маленькие фигурки в самом верху листа (защитная) – 0-1
большая фигура внизу листа (выплеск нереализованных возможностей) – 0-1
фигура вытянута по вертикали – 0-1
когти, зубы, рога, кулаки, языки – 0-3
Чувство неполноценности:
маленькая фигура – 0-1
фигура в нижней трети листа – 0-1
слабая линия – 0-1
косая штриховка с сильным нажимом выходит за пределы контура – 0-2
Трудности в общении:
штриховка кругами – 0-2
броня, панцирь – 0-3
заборы, барьеры, ограждения – 0-2
4. «КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ» (13)
ЦЕЛЬ: выявление отношения ребенка к членам семьи; семейных отношений, которые вызывают тревогу рисующего; характер восприятия ребенком взаимоотношений с другими членами семьи и своего место в семье.
Тест состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения задания ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш 2М и резинка.
ИНСТРУКЦИЯ: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как хочешь». Во время рисования записываются все спонтанные высказывания ребенка, отмечается его мимика, жесты, фиксируется последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, проводится беседа по следующей схеме:
-
кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи; -
где работают и учатся члены семьи; -
как в семье распределяются домашние обязанности; -
каковы взаимоотношения ребенка с другими членами семьи.
ОБРАБОТКА: оценка ведется по пяти симптомокомплексам: БСС (благоприятная семейная ситуация), Т (тревожность), К (конфликтность в семье), ЧН (чувство неполноценности в семейной ситуации), В (враждебность в семейной ситуации).
Симптомо-комплекс | Симптом | Балл |
Благоприятная семейная ситуация | 1.Общая деятельность всех членов семьи | 0-2 |
2.Преобладание людей на рисунке | 0-1 | |
3.Изображение всех членов семьи | 0-2 | |
4.Отсутствие изолированных членов семьи | 0-2 | |
5.Отсутствие штриховки | 0-1 | |
6.Хорошее качество линий | 0-1 | |
7.Отсутствие показателей враждебности | 0-2 | |
8.Адекватное распределение людей на листе | 0-1 | |
Тревожность | 1.Штриховка | 0-3 |
2.Линия основания - пол | 0-1 | |
3.Линия над рисунком | 0-1 | |
4.Линия с сильным нажимом | 0-1 | |
5.Стирание | 0-2 | |
6.Преувеличенное внимание к деталям | 0-1 | |
7.Преобладание вещей | 0-1 | |
8.Двойные или прерывистые линии | 0-1 | |
9.Подчеркивание отдельных деталей | 0-1 | |
Конфликтность в семье | 1.Барьеры между фигурами | 0-2 |
2.Стирание отдельных фигур | 0-2 | |
3.Отсутствие основных частей тела у фигур | 0-2 | |
4.Выделение отдельных фигур | 0-2 | |
5.Изоляция отдельных фигур | 0-2 | |
6.Неадекватная величина отдельных фигур | 0-2 | |
7.Несоответствие вербального описания | 0-1 | |
8.Преобладание вещей | 0-1 | |
9.Отсутствие на рисунке членов семьи | 0-2 | |
10.Член семьи, стоящий спиной | 0-1 | |
Чувство неполноценнос-ти в семейной ситуации | 1.Автор рисунка непропорционально мал | 0-2 |
2.Фигуры на нижней части листа | 0-2 | |
3.Линия слабая, прерывистая | 0-1 | |
4.Изоляция автора от других | 0-1 | |
5.Маленькие фигуры | 0-1 | |
6.Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0-1 | |
7.Отсутствие автора | 0-2 | |
8.Автор стоит спиной | 0-1 | |
Враждебность в семейной ситуации | 1.Одна фигура на другом листе или стороне | 0-2 |
2.Агрессивная позиция фигуры | 0-1 | |
3.Зачеркнутая фигура | 0-2 | |
4.Деформированная фигура | 0-2 | |
5.Обратный профиль | 0-1 | |
6.Руки раскинуты в стороны | 0-1 | |
7.Пальцы длинные, подчеркнутые | 0-1 |