Файл: Методическое пособие для психологов дошкольных образовательных учреждений тюмень 2005 г. Рекомендовано к изданию моу дпо Городской информационнометодический центр.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА
1. «ДВА ДОМА» (11)
ЦЕЛЬ: анализ взаимоотношений детей в группе детского сада.
МАТЕРИАЛ:
1).Картон, обклеенный прозрачной пленкой со схематическим рисунком: два дома рядом - красный и серый.
2).Список детей, составленный в следующем порядке: сначала старшие дети, потом младшие (если группа разновозрастная); сначала девочки, потом мальчики; дети с одинаковыми именами помещаются рядом. В списке записывают сначала имя ребенка, потом фамилию, которую называют при необходимости только для уточнения.
3).Протокол на каждого ребенка - горизонтально разлинованные листы. Нумерация линеек в протоколе совпадает с нумерацией в списке детей. Сверху записывают имя ребенка, в строке напротив его фамилии делают прочерк. Каждый лист протокола разделен вертикальными линиями на 4 части.
ИНСТРУКЦИЯ: взрослый показывает нарисованные 2 дома и говорит: «Мы сейчас с тобой поиграем. Как будто бы ты переехал в большой красивый красный дом. В этом доме ты самый-самый главный. Можешь поселить сюда и детей своей группы, кого захочешь. А кого не захочешь, можешь поселить в другой, серый, не очень красивый дом». Напротив фамилии названных детей в первой графе ставится цифра 2. Потом взрослый говорит: «Я совсем не знаю ваших ребят, поэтому объясни мне, почему ты хочешь, чтобы… (Оля, Маша и пр.) жил(а) в твоем доме?» Ответ ребенка записывается в первую широкую полосу напротив соответствующего имени.
"А кого бы ты не хотел поселить в свой дом, а отправил бы в серый?» В соответствующих местах ставиться -2. «А почему ты поселил бы… (Таню, Васю и пр.) в серый дом?». Ответ записывается в той же широкой полосе в соответствующих местах.
После этого спрашивают ребенка: «А куда бы ты поселил…?» и называют по списку остальных детей группы. Если ребенок помещает кого-то в красный дом, то напротив его имени ставится балл 1, если в серый - ставится балл -1. После прочтения всего списка и расстановки баллов задаются вопросы по каждому ребенку: «А почему ты поселил его в красный (серый) дом?» Ответы фиксируются в той же первой широкой полосе.
После беседы со всеми детьми в каждый протокол из других протоколов в графу 2 вносят данные всех детей группы. Во вторую широкую полосу вносят из остальных протоколов аргументы, почему этого ребенка отправлял тот или иной член группы в указанный дом.
На следующий день каждого ребенка приглашают вторично: «Я поиграла со всеми, и все, как и ты распределили детей по домам. Как ты думаешь, кто
поселил тебя в красный дом, а кто - в серый?» Зачитывается весь список по порядку, и все предположения ребенка фиксируются в графе третьей протокола. Если ребенок думает, что его взяли в красный дом, в графе 3 ставят 2, если в серый, то ставят -2. Вопрос: «Почему ты думаешь, что он(а) поместил(а) тебя в этот дом?»
ОБРАБОТКА: подсчитывается количество положительных выборов (в красный дом) по всем трем графам. Под каждой графой ставят соответствующую цифру. Рядом: внизу, проставляется сумма совпадений (взаимных выборов) граф 1 и 2. Затем суммируются положительные совпадения по графам 2 и 3; 1 и 3; 1, 2, 3.
Таким образом, в протоколе каждого ребенка подсчитывают 7 параметров (баллы):
1.Количество выборов самого ребенка (графа 1).
2Количество выборов этого ребенка другими детьми (гр. 2).
3.Количество предполагаемых ребенком выборов его другими детьми (гр. 3).
4.Количество взаимных выборов (гр. 1 и 2).
5.Количество совпадений реальных и предполагаемых выборов (гр.2 и 3).
6.Количество совпадений собственных и предполагаемых выборов (гр.1 и 3).
7.Количество взаимных и предполагаемых выборов (гр. 1, 2, 3).
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1). К методике «Два дома»:
Образец списка детей (на группу).
№ п/п | Имя, фамилия | Место для протокола |
1 | Лена Т. | |
2 | Лена к. | |
3 | Настя о. | |
… | | |
Образец протокола (на каждого ребенка).
(код, фамилия, имя, отчество)
Номер | Выборы | Высказывания | ||||
| | | | | | |
| 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
… | | | | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
2). К методике «Дорисовывание».
Таблица для определения балла «Оригинальность».
№ кате- | КАТЕГОРИЯ | В О З | Р А С ГРУП | Т Н ПА, | А Я лет |
гории | | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
1 | Автомобильные части | 3 | 4 | 4 | 5 |
2 | Алфавит | 5 | 5 | 5 | 5 |
3 | Аэрофлот | 4 | 5 | 5 | 4 |
4 | География, ландшафт (камень, море) | 3 | 5 | 4 | 4 |
5 | Геометрия (куб, площадка для игры, пятно) | 0 | 0 | 0 | 4 |
6 | Деньги | 5 | 5 | 5 | 5 |
7 | Дерево (все породы, декоративные растения) | 4 | 4 | 4 | 4 |
8 | Домашние вещи (кроме мебели) | 4 | 3 | 3 | 1 |
9 | Дорога (улица, перекресток, светофор) | 4 | 5 | 5 | 4 |
10 | Емкости | 5 | 4 | 3 | 4 |
11 | Животные и их части | 0 | 1 | 0 | 0 |
12 | Жидкость | 4 | 5 | 5 | 5 |
13 | Звуки (радар, радио, гидролокатор) | 5 | 5 | 5 | 5 |
14 | Здания, строения | 3 | 2 | 2 | 5 |
15 | Игрушки | 0 | 0 | 0 | 0 |
16 | Инструменты (в т.ч. нож, ключ) | 5 | 5 | 5 | 4 |
17 | Искусство, материалы искусства (карандаш, картина, рисунок) | 5 | 5 | 5 | 4 |
18 | Книги | 5 | 5 | 5 | 5 |
19 | Кожаные вещи: бумажник, портфель | 5 | 5 | 5 | 5 |
20 | Космические тела (планеты, Солнце как планета) | 2 | 4 | 5 | 3 |
21 | Лестница (ступенька лестницы в доме) | 5 | 5 | 5 | 5 |
22 | Линии (волосы, бельевая веревка, провод, столбы) | 5 | 5 | 5 | 5 |
23 | Лицо | 5 | 1 | 5 | 5 |
24 | Мебель | 5 | 5 | 3 | 4 |
25 | Медицинское | 5 | 5 | 5 | 5 |
26 | Музыкальное (ноты, пианино, флейта, колокольчик) | 5 | 5 | 5 | 5 |
27 | Насекомые и пресмыкающиеся | 4 | 5 | 5 | 4 |
28 | Наука (осциллоскоп, телескоп) | 5 | 5 | 5 | 5 |
29 | Одежда, обувь, украшения | 4 | 4 | 3 | 4 |
30 | Окна (отверстия) | 5 | 5 | 5 | 5 |
31 | Оружие (пуля, пушка, динамит, бомбы, ракеты) | 5 | 5 | 5 | 5 |
32 | Отдых, развлечения (стойки для упражнений, качели) | 5 | 5 | 5 | 5 |
33 | Оформление | 4 | 4 | 1 | 5 |
34 | Письменные принадлежности (конверт, записка) | 5 | 5 | 5 | 4 |
35 | Пища | 0 | 0 | 0 | 0 |
36 | Погода, времена года, явления природы | 0 | 0 | 0 | 0 |
37 | Полотно (скатерть, простыня, одеяло, шторы, ширмы) | 4 | 5 | 5 | 5 |
38 | Приборы (часы, очки ) | 5 | 5 | 5 | 5 |
39 | Птицы | 5 | 3 | 3 | 2 |
40 | Рамы (от картин) | 5 | 5 | 4 | 5 |
41 | Растения (в т.ч.грибы) | 3 | 3 | 3 | 0 |
42 | Рыба и морские животные | 3 | 5 | 5 | 5 |
43 | Сказочные герои (в т.ч. ангел, привидение, робот) | 3 | 4 | 5 | 3 |
44 | Светильники | 5 | 5 | 5 | 5 |
45 | Символы | 5 | 5 | 5 | 5 |
46 | Спорт | 5 | 5 | 5 | 5 |
47 | Стройматериалы | 5 | 5 | 5 | 5 |
48 | Табак (сигарета, сигара, трубка) | 5 | 5 | 5 | 5 |
49 | Телевизор | 5 | 5 | 5 | 5 |
50 | Транспорт водный | 4 | 5 | 5 | 2 |
51 | Транспорт наземный | 1 | 2 | 3 | 3 |
52 | Тюрьма | 5 | 5 | 5 | 5 |
53 | Убежище, кров, но не строительные здания: (шалаш, будка) | 5 | 5 | 5 | 5 |
54 | Упаковка (сумка, корзинка) | 4 | 5 | 5 | 5 |
55 | Фрукты, овощи | 0 | 0 | 0 | 3 |
56 | Хранения, склады (элеватор, сейф, почтовый ящик) | 5 | 5 | 5 | 5 |
57 | Цветы | 5 | 4 | 4 | 5 |
58 | Цифры | 5 | 5 | 5 | 5 |
59 | Части строений (ступеньки, труба, дверь, лифт, ворота) | 4 | 5 | 5 | 5 |
60 | Человек (мальчик, клоун, девочка, индеец) | 0 | 0 | 0 | 0 |
61 | Швейные принадлежности | 5 | 5 | 5 | 5 |
62 | Школа | 5 | 5 | 5 | 5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1). К методике «Тест тревожности».
Ситуация | Лицо | | Высказывания |
| веселое | Печальное | |
1.Игра с младшим ребенком | | | |
2.Ребенок и мать с младенцем | | | |
3.Объект агрессии | | | |
4.Одевание | | | |
5.Игра со старшим ребенком | | | |
6.Укладывание спать в одиночестве | | | |
7.Умывание | | | |
8.Выговор | | | |
9.Игнорирование | | | |
10.Агрессивность | | | |
11.Уборка игрушек | | | |
12.Изоляция | | | |
13.Ребенок с родителями | | | |
14.Еда в одиночестве | | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастази А. Психологическое тестирование, в 2 книгах, - М., 1982.
2. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека (для детей) / под ред., И.А.Полищука и А.Е.Ведренко. - М., 1992.
3. Диагностика умственного развития дошкольников /под ред. Л.А.Венгера и В.В.Холмовской. - М., 1978.
4. «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)”»- Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В., Холмовская В.В., М., серия «Психологическая диагностика». 1993.
5.О.М.Дьяченко «Развитие воображения дошкольника», Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт РАО, М., 1996.
6.Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - 1998.
7.Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников, Шумакова Н.Б., Шебланова Е.И., Щербо Н.П.// Вопросы психологии. 1991, N 1.
8. Н.Л.Кряжева «Кот и пес спешат на помощь» - Ярославль, «Академия, К», 2000.
9.Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», - Ярославль, «Академия развития», 1996.
10.Немов Р.С. Психология. Кн.3 Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 1995.
11.“Психолог в детском дошкольном учреждении”. Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т.В.Лаврентьевой. - 1996.
12."Развитие восприятие в раннем и дошкольном детстве", под ред.А.В.Запорожца, М.И.Лисиной, М., 1996.
13. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. “Графические методы в психологической диагностике” - М., 1992.
14.Л.Ф.Тихомирова, "Развитие познавательных способностей детей", Ярославль, Академия развития, 1996.
15.Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества. (Хрестоматия по обшей психологии. Психология мышления. М., 1981
16. Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина, «Практикум по детской психологии», М. Просвещение, Владос, 1995.
17. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера. Адаптированный вариант. - Санкт-Петербург, 1993.