Файл: Методическое пособие для психологов дошкольных образовательных учреждений тюмень 2005 г. Рекомендовано к изданию моу дпо Городской информационнометодический центр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ г. ТЮМЕНИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методическое пособие для психологов

дошкольных образовательных учреждений

ТЮМЕНЬ

2005 г.

Рекомендовано к изданию


МОУ ДПО «Городской

информационно-методический центр»

Психологическая служба

В представленных методических рекомендациях вы найдете материал по диагностике психического развития дошкольников с 3 до 7 лет.



Составитель: Окунева Е.А. – педагог-психолог.

СОДЕРЖАНИЕ





Введение

4

Организация и проведение обследования

5

Наблюдения психолога

7

Пакет психодиагностики детей 3-4 лет

8

Пакет психодиагностики детей 4-5 лет

15

Пакет психодиагностики детей 5-7 лет

21

Приложения

30

Список литературы

34

ВВЕДЕНИЕ



В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.

Предлагаемое психодиагностическое пособие в соответствии с этими направлениями состоит из трех частей: «Познавательные процессы», «Личностные особенности», «Коммуникативная способности».

С помощью приведенных в данном пособии психодиагностических методик определяется сравнительный уровень общего развития ребенка, то есть его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей конкретной возрастной группы, или отклонение от этого среднего уровня. Содержание диагностики определяется общей теорией психического развития ребенка, на которую мы опирались при составлении диагностической системы. В основе этой системы лежит теория Л.С.Выготского, а также работы А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и Л.А.Венгера.

Методики данной психодиагностической программы подобраны с учетом возрастных особенностей психического развития ребенка. При применении рекомендуемой диагностической системы определение особенностей готовности детей к школьному обучению возможно проводить с учетом выявленной за дошкольный период динамики индивидуального развития.

Для программы характерен комплексный подход к изучению личности ребенка, так как предполагается исследование не отдельных сторон, а центральных линий психического развития, чтобы можно было представить его перспективы; не изолированных свойств и качеств, а их взаимосвязей, чтобы осмыслить общий ход психического развития.

Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:

1) на изучение познавательных процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воображение;

2) на изучение важнейших сфер личности: самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции;

3) на изучение основных видов деятельности ребенка: рисование, игра, общение со сверстниками и взрослыми.

Конкретные процессы и характеристики психического развития дошкольников, изучаемые в данной программе психодиагностики таковы:

-восприятие: формы, пространственных отношений, величины, цвета, целостности, перцептивное моделирование;

-внимание: объем, устойчивость, продуктивность, переключаемость;

-память: слуховая, зрительная, произвольная;

- мышление: наглядно-образное, наглядно-действенное, логическое, анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация;

- зрительно-моторная координация: мелкая моторика кисти рук, глазомер, пространственная ориентация;

- воображение: беглость, гибкость, оригинальность, детализация;

- эмоциональная сфера: самооценка, тревожность ситуативная, эмоциональная открытость, агрессивность, конфликтность, трудности общения, произвольность поведения, мотивы поведения и деятельности;

- коммуникативная сфера: индивидуальные и групповые рейтинги, явные и скрытые лидеры сферы взаимоотношений, наиболее интенсивные зоны положительного общения, центры возможных конфликтных взаимодействий, а также ценностные установки в группе.
Основные цели такой диагностики в том, чтобы выявить особенности развития личности и выбрать оптимальные формы и содержание индивидуального подхода к ребенку; «спроектировать» дальнейшее психическое развитие ребенка с учетом особенностей настоящего и прошлого периодов его развития.



Результаты лонгитюдного изучения общего развития детей позволят выявить центральные линии их психического развития: становление личности, формирование видов деятельности, развитие познавательных процессов. Причем в каждой линии учитываются разные направления, закономерности, динамику, взаимосвязи.

Результаты таких обследований позволят проследить динамику различных изменений, происходящих с ребенком, вовремя заметить неблагоприятные тенденции в его развитии и начать коррекционную, развивающую или терапевтическую работу силами психологов, педагогов и узких специалистов дошкольного образования.

Данный пакет откорректирован с учетом данных психодиагностических обследований, которые проводились в течение предыдущих 3 лет. В исследовании приняли участие почти 3 тысячи дошкольников г.Тюмени. Была проведена стандартизация всех методик, подобран стимульный материал, уточнена или изменена система оценок некоторых заданий.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Принцип развития психики в деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность. В пособии использован принцип изучение психика ребенка через его деятельность (игровую, познавательную) и общение.

Психологическое обследование ребенка в детском саду может проводиться как по просьбам воспитателей и родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка, так и в плановом порядке с целью оптимизации воспитательного процесса в детском дошкольном учреждении (обязательно получить согласие родителей).

Диагностика может проводиться в несколько этапов, исходя из особенностей поведения ребенка во время встречи.

Необходимо учитывать интересы ребенка в момент приглашения его на обследование: нельзя отрывать малыша от интересного для него занятия, забирать его против воли. Психолог должен обязательно получить согласие каждого из детей на занятия. Установление доброжелательной атмосферы и хорошего взаимопонимания - самое первое условие для получения достоверных результатов. Возможен и такой вариант: установление контакта с ребенком становится основной целью начала обследование, иногда это может занять всю первую встречу.


Пути установления контакта могут быть самыми разными:

- не фиксировать свое внимание на ребенке, чтобы он мог самостоятельно соорентироваться в обстановке;

- предложить новую игрушку;

- постараться совместно организовать игру и постепенно перевести ребенка к выполнению инструкций;

- спокойно побеседовать на нейтральные темы;

- полностью принимать ребенка без требований от него обязательных социальных норм.
Для проведения обследования нужна отдельная комната, в которой никто не помешает работе. Подходящую обстановку в комнате создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками. Но нежелательны яркие, необычные предметы или очень привлекательные игрушки.

Перед началом обследования психолог должен приготовить все методики, но расположить их так, чтобы они не были видны ребенку. Можно предложить малышу выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется и ребенку дается соответствующее задание.

Желательно в первой части обследования заниматься изучением интеллектуальной сферы.

Вся встреча с ребенком может занять от 30 до 60 минут.
Стимульный материал методик рассчитан на индивидуальную работу с ребенком, но при некотором изменении возможно выполнение некоторых заданий одновременно небольшими группами детей (4-5 человек). Это позволит уменьшить время проведения обследования, тем самым облегчить работу психолога.
Необходимые изменения в методиках

для проведения группового обследования:

1. «Эталоны», «Свободная классификация», «Дорисовывание».

Необходимо наличие 4-5 (по количеству одновременно обследуемых детей) комплектов стимульного материала.

2. «Систематизация», «Перцептивное моделирование», «Узоры».

Необходимо наличие бланков на каждого ребенка.

3. «Кинетический рисунок семьи»: «Несуществующее животное».

Необходимы далеко стоящие столы, чтобы дети не копировали рисунок других и не слышали беседы психолога с ребенком после окончания рисования.

НАБЛЮДЕНИЯ ПСИХОЛОГА
Предварительное наблюдение за ребенком в группе (его общение с детьми и взрослыми, поведение и выполнение заданий воспитателя, его отношение к режиму) поможет психологу создать первое представление о ребенке и наиболее эффективно спланировать ход психологического обследования.

В процессе исследования ведется наблюдение за ребенком:

  • двигательные реакции ребенка во время обследования;

  • как воспринимает данные взрослым инструкции: сразу начинает выполнять задание, переспрашивает и т.п.;

  • как идет на контакт со взрослым: молчит, активно беседует, отвечает только на вопросы;

  • особенности речи ребенка: говорит развернутыми предложениями, словосочетаниями, невнятными фразами;

  • идет ли на зрительный контакт со взрослым.


ПАКЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ
3-4 ЛЕТ

ВОСПРИЯТИЕ

1. «ПЯТЬ ФОРМ» (16, модификация)

ЦЕЛЬ: изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия формы.

МАТЕРИАЛ: два одинаковых набора из 10 плоскостных фигур (в каждом наборе) 5 геометрических форм (квадратная, прямоугольная, треугольная, трапециевидная и крест), каждая из которых модифицируется в 2 вариантах (обычная форма и с нарушением четкости очертания углов). Фигурки белые, фоновая карта размером А*4 (297*210мм) - зеленая.

ПЕРВАЯ СЕРИЯ

Осязательное узнавание формы и зрительный выбор.

ЦЕЛЬ: выявление особенностей переноса образа из осязательной модальности в зрительную.

Ребенок знакомится с фигурами сначала без участия зрения, только путем осязания, а затем и зрительно. В наборе он также должен узнать фигуры.

Исходный образец ребенок воспринимает осязательно (попросить ребенка закрыть глаза), а отыскивает его путем зрительного восприятия.

ИНСТРУКЦИЯ: «Потрогай эту фигурку, не глядя на нее. Посмотри на эти фигурки (положить перед ребенком карту с наклеенными фигурками второго набора) и найди среди них точно такую же». Ребенок трогает фигурку пальцами, одновременно зрительно отыскивая ее на карте.

ВТОРАЯ СЕРИЯ

Зрительное узнавание формы и осязательный выбор.

ЦЕЛЬ: выявление особенностей переноса образа из зрительной модальности на осязательную.

Показывают одну фигурку в течении 10 секунд, завязывают глаза ребенку, располагают эту фигурку на столе среди других и предлагают найти ее на ощупь.

ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри на эту фигурку (10 секунд, потом убрать ее, выложить второй набор). А теперь закрой глаза и найди пальчиками точно такую же».

ОБРАБОТКА: за каждую правильно найденную фигурку - 1 балл.

Максимальное количество баллов в каждой серии - 10 баллов.
2. «ЦВЕТНЫЕ КРУЖКИ» (16, модификация)

ЦЕЛЬ: определение уровня восприятия цвета.

МАТЕРИАЛ: два одинаковых набора кружков диаметром 3 см (по 10 в каждом наборе), окрашенные в основные и дополнительные цвета. Карта из белого картона размером 20*10см., разделенная на 10 квадратов. В каждом квадрате наклеен один из цветных кружков первого набора в следующем порядке: красный, желтый, синий, зеленый, розовый, оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый, серый.

ИНСТРУКЦИЯ: перед ребенком кладется карта и второй набор кружков. «Посмотри, какие разноцветные кружки здесь лежат (показать, дать ребенку время ознакомиться). Теперь посмотри на карту с такими же разноцветными кружками (снова дать время). А сейчас возьми один цветной кружок, найди на карте точно такой же и положи на него. Какой это цвет?» Так проделать с каждым кружком.