Файл: «Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования» (Возникновения и развития государственной службы в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Возникновения и развития государственной службы в России
1.1. История развития государственной службы в России.
1.2. Система государственной службы России: состояние и тенденции развития.
Глава 2. Особенности государственной службы России на современном этапе
2.1. Государственная служба и современное российское общество проблемы взаимодействия
2.2. Тенденции к реформированию государственной гражданской службы Российской Федерации
Глава 3. Институт государственной службы в России и за рубежом
В силу того, что США – федерация, государственная служба по данному критерию подразделяется на федеральную, службу штатов и местную службу. Федеральная служба в свою очередь делится на конкурсную и патронажную. Государственные служащие, которые строят свою карьеру в соответствии с системой заслуг считаются конкурсными. К патронажным относятся служащие – назначенцы, которые либо назначаются на должности единолично Президентом (помощники, советники), либо с согласия сената (главы федеральных органов исполнительной власти), а также советники, секретари федеральных министров.
Что касается российской практики организации государственной службы, то в соответствии действующим законодательством РФ государственная служба подразделяется на: гражданскую, военную и государственную службу иных видов. Правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации, а правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации[16]18. К государственным служащим в России не относятся ни преподаватели государственных учреждений, ни работники государственных бюджетных организаций, ни лица, замещающие государственные должности, ни вспомогательно-технический персонал органов государственной власти. Государственные служащие в России – это особая категория лиц, класс общества, обеспечивающий на профессиональной и на постоянной основе полномочия органов государственной власти. При этом муниципальная служба вообще не входит в систему государственной службы России и функционирует достаточно обособленно, несмотря на закрепленную правовыми документами взаимосвязь с государственной службой.
Так называемая система заслуг США, это, по сути, система отбора и порядок замещения должностей государственной службы, которая действует в РФ в рамках организации гражданской службы. Согласно системе заслуг набор на государственную службу ведется в соответствии с квалификационными требованиями и продвижение по карьере осуществляется исключительно в зависимости от профессиональной подготовки, квалификационных знаний и компетенций путем проведения открытого конкурса. Оплата как федеральных так и местных служащих в соответствии с данной системой зависит только от сложности и специфики выполняемой работы и равнозначна вне зависимости от уровня службы. В случае эффективного выполнения своих обязанностей предусмотрены премии и поощрения. Служащие, замещающие должности в соответствии с системой заслуг проходят аттестацию, постоянно повышают свой профессионализм и знаниям путем дополнительного обучения и подготовки, потому что сохранение ими своих должностей напрямую зависит от результатов их деятельности. Простота процедуры увольнения с государственной службы – основная особенность и отличительная черта организации государственной службы в США и в России. Если процедура увольнения с государственной службы в России в соответствии с законодательством достаточна трудозатратна со стороны нанимателя, особенно для лиц, проходящих службу по бессрочному трудовому контракту и предусматривает иерархическую систему ответственности за недобросовестное и непрофессиональное выполнение своей деятельности, то в США государственная служба характеризуется упрощенной процедурой увольнения. Так например, по результатам аттестации в России, если аттестационная комиссия принимает решение о том, что гражданский служащий не соответствует замещаемой должности, то его руководитель должен понизить его в должности в соответствии с его знаниями и квалификацией и только в случае отказа служащего от предлагаемой должности, руководитель вправе уволить его со службы. В США, руководитель по результатам оценки деятельности государственных служащих может принять следующие решения: аттестовать, условно аттестовать (в этом случае служащий через год проходит повторно аттестацию) или не аттестовать (влечет увольнение со службы).
Должности государственной службы США подразделяются на 18 категорий: первые восемь – технические исполнители, с 9 по 15 – среднее руководящее звено и вспомогательно-технический персонал высшей квалификации, с 16 по 18 – высший руководящий состав (руководители ведомств, структурных подразделений органов исполнительной власти, руководителя проектов и программ, контролирующие, оценивающие лица, иные лица, выполняющие важные задачи осуществления функций управления. По категориям высшего состава, некарьерных служащих, а также нанимаемых на определенный срок установлены численные лимиты.
В настоящее время большинство федеральных служащих получают зарплату в соответствии со шкалой оплаты, которая действует с 1949 года. Остальные, в основном высшие политические назначенцы, оплачиваются по другим, более современным шкалам. Структура оплаты выстроена таким образом, что ранги как бы перекрывают ступени, т.е. начиная с 6-7-го или 8-го рангов зарплата служащего выше, чем у лица, занимающего младшие ранги на следующей, более высокой по старшинству ступени. Идея такой системы в том, что служащий может повышать свою зарплату, просто хорошо работая на своем месте и не стремясь прыгнуть на более высокую ступень, что в ряде случаев требует и экзамена, и иной квалификации, и просто иных способностей.
В России установленная система категорий и групп должностей гражданской службы выстроена таким образом, чтобы соблюдалась четкая иерархия должностей и соответствующего уровня квалификации и оплаты при их замещении. Служащий, замещающий должность категории «специалисты» старшей группы, успешно выполняющий свои обязанности не может получать больше служащего, замещающего должность категории «специалисты» ведущей группы. В рамках установленной иерархии должностей по категориям и группам выстраивается карьера гражданского служащего. При этом, служащий, для повышения своей должности сталкивается с проблемой отсутствия вакантных мест в органе, в котором он работает, особенно в условиях объявленного сокращения численности государственных служащих, и вынужден искать другое место службы в соответствие со своей квалификацией. Это усложняет картерный рост (Кириллов А.В. и др., 2015).
Таким образом, государственная служба США характеризуется высокой ролью политических назначений в системе государственной службы; зависимостью оплаты труда и продвижения по службе от результатов работы; упрощенной процедурой увольнения; высокой децентрализацией системы государственной службы.
В противовес «открытой» модели организации государственной службы в США и других англосаксонских странах в Германии (как и большинстве стран континентальной Европы) государственная гражданская служба реализуется на базе «закрытой» модели.
Закрытая модель характеризуется:
- наличием подробной регламентации компетенций каждого уровня государственной службы;
- многоступенчатой системой отбора кадров для государственной службы;
- высоким социальным статусом служащего, при котором должностной рост, заработанная плата и льготы в основном зависят от стажа государственной службы и занимаемой должности;
- сложной процедурой увольнения служащего.
Становление современной государственной гражданской службы в Германии связано с вступлением в силу Основного закона ФРГ 1949 г.
Государственными служащими в Германии являются лица, осуществляющие деятельность в рамках исполнения государственных задач, то есть это и профессиональные служащие (чиновники), и рабочие, и обеспечивающий персонал, и преподаватели, и врачи и т.п. Государственные служащие делятся на тех, чья деятельность осуществляется на основе акта о назначении на должность (это и есть гражданские служащие в том смысле, в котором это понятие принято рассматривать в России) и на тех, кто работает на основе трудового (служебного) договора. В результате на гражданской службе в Германии состоят три типа служащих: карьерные служащие (чиновники) – около 30% всех служащих, сотрудники – около 45% и наемные работники. Ротации между категориями практически никогда не происходит. Карьерные служащие принимаются на службу, как правило, пожизненно.
Важные положения, касающиеся института государственной службы в Германии, содержатся практически во всех разделах Основного закона ФРГ, именно в нем устанавливаются принципы формирования и функционирования государственной службы.
К важнейшим общепризнанным принципам, касающимся правового статуса чиновников ФРГ, относятся: пожизненное назначение, обязанность государственного служащего быть верным долгу, держать партийно-политический нейтралитет, запрет на забастовки, право на участие в профсоюзах, служебная иерархия и т.д.
В силу того, что Германия имеет федеративное устройство, то и государственные служащие разделяются по этому принципу на государственных служащих федерального уровня и земельного уровня, и, соответственно, присутствует нормативно-правовая система о федеральной и земельной государственной службе.
Согласно Основному закону ФРГ федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по вопросам правового положения лиц, находящихся на федеральной государственной службе. Совместная законодательная компетенция распространяется на оплату труда и содержание служащих государственных учреждений, находящимся с ними в публично-правовых отношениях службы. Также федерация имеет право издавать нормативные акты по вопросам правового положения лиц, находящихся на государственной службе земель, общин, но только общие основы. Если федерация издала рамочные предписания, то земли в течение установленного законом срока обязаны издать в рамках этих предписаний законы земли.
В соответствии с Основным законом на государственной службе устанавливаются четыре группы должностей: простая, средняя, ответственная и высшая службы. В пределах каждой группы государственным служащим присваиваются ранги.
Порядок приема на государственную службу Германии четко регламентирован: первоначально происходит оповещение о наличии свободной должности государственной службы в специальных печатных изданиях, затем происходит отбор из числа лиц, предоставивших документы и изъявивших поступить на службу. Отбор производится в соответствии с пригодностью, способностями и компетенциями путем проведения экзамена. При этом назначение допускается только на начальную должность.
В качестве дисциплинарных мер законодательством устанавливаются: выговор, денежный штраф, уменьшение оклада, перевод на другую должность, увольнение со службы, сокращение пенсионного обеспечения, отказ в выплате пенсионного обеспечения.
Система государственной службы в современной Германии отличается высоким социальным статусом государственного гражданского служащего и полноценной системой гарантий правовой и социальной защищенности, а также принципом «пожизненного найма».
Для российской практики наиболее интересной и полезной может стать германская система административной юстиции. Это реальная возможность для гражданина обжаловать ошибочные или непрофессиональные, неквалифицированные по его мнению решения чиновников по его делу. Административный суд позволяет отстоять гражданину свою позицию, он предполагает, что гражданин равноправен с государством и рассматривает только аргументированность позиций и итогом процесса может стать отмена акта органа управления или признание его незаконности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина и этот механизм позволяет создать условия, при которых служащие изначально более ответственно относятся к принимаемым решениям.
Таким образом, главная задача государственной службы заключается в результативном и эффективном обеспечении комплексной взаимосвязанной деятельности, направленной на выработку и воплощение в жизнь государственной политики и решений, осуществление регулятивных и обслуживающих функций в интересах всего общества или его отдельных сегменте (Уржа О.А., 2013). Зарубежный опыт показывает, что, несмотря на тип системы (открытая или закрытая), главное, что должно лежать в основе организации государственной службы – это ответственное и квалифицированное отношение к своей профессиональной деятельности со стороны служащих и эффективная оценка и контроль со стороны общества.
Заключение
Основной опасностью современной России является бюрократизация системы государственного управления, когда управленческая деятельность теряет рациональное содержание и бюрократический аппарат начинает функционировать только в своих интересах.
Сущность бюрократизма можно определить как [4, с. 15–17]:
1) «канцелярщина» и волокита в деятельности госорганов;
2) излишняя регламентация работы государственных служащих;
3) неоптимальная структура государственного органа, позволяющая дублирование функций;
4) доминирование разрешительных принципов над заявительными в отношениях государственных органов и потребителей государственных услуг;
5) имитация деятельности государственными гражданскими служащими в ущерб реальному результату;
6) формальное отношение чиновников к потребителям государственных услуг;
7) разобщенность интересов чиновников и общества, граждан;
8) оправдание чиновниками своей необходимости и значимости при полной бесполезности и ненужности.
Таким образом, в основном современный бюрократизм в системе государственной гражданской службы воспринимается как антипод эффективной организации и продуктивной работе служащих. Преодоление этого состояния системы государственной службы, ее излишней «забюрократизированности» является основной задачей реформирования управленческого аппарата. Но почему в России столь высок уровень бюрократизма? На наш взгляд, этому больше всего способствуют следующие факторы: боязнь чиновников принимать ответственность за решения; отсутствие инновационности в методах работы аппарата управления государственного органа; жесткая иерархическая структура, исключающая инициативность; формализм в работе с кадрами государственных органов; ярко выраженный авторитаризм в руководстве; преобладание количественных показателей в оценке эффективности работы госслужащих. Какие же методы и средства борьбы с бюрократизмом можно и необходимо использовать?