Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (Общая характеристика Сокольского муниципального района Вологодской области и Администрации района).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Модели взаимодействия органов государственного и муниципального управления

1.2 Правовые основы и организационно-правовой статус органов местного самоуправления

1.3 Принципы и формы организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

2 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ СОКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общая характеристика Сокольского муниципального района Вологодской области и Администрации района

2.2 Оценка процессов взаимодействия Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области с органами государственной власти Вологодской области

2.2.1 Вводный анализ

2.2.2 Взаимодействие по вопросам стратегического планирования

2.2.3 Взаимодействие по вопросам решения тактических задач

2.2.4 Взаимодействие в области инвестиционного развития и в сфере строительства и развития инфраструктуры района

В области инвестиционного развития территории Администрация района взаимодействует с Департаментом экономического развития Вологодской области, АО "Корпорация развития Вологодской области", АНО "Региональный Центра поддержки предпринимательства", БУ "Бизнес-инкубатор", Индустриальным парком "Сокол" и Правительством Вологодской области.

По вопросам строительства и развития инфраструктуры района (как инженерной инфраструктуры, так и объектов социального назначения) муниципалитет главным образом взаимодействует с Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области и Департаментом финансов Вологодской области.

Здесь также следует отметить высокую степень финансовой зависимости района от вливаний из вышестоящих бюджетов и высокую "политическую составляющую" реализуемых строительных проектов.

2.3 Механизмы оптимизации вопросов взаимодействия Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области с органами государственной власти Вологодской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 27.12.2019).

3. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 03.08.2018).

Рассмотрим возможные механизмы оптимизации ситуации - пути устранения выявленных проблем и недостатков.

В качестве первого недостатка указано на недоработку при организации публичной защиты Стратегии-2025 - фактически не присутствовали граждане, жители муниципалитета, а также представители бизнес-сообщества. Механизм оптимизации ситуации нам видится следующий:

1) более широкое освещение в СМИ и сети Интернет организационных моментов стратегического планирования - о том, что ведется процесс разработки или корректировки Стратегии развития района должен знать практически каждый житель муниципального образования, при этом иметь возможность представить свои предложения;

2) организационное решение вопроса публичной защиты Стратегии социально-экономического развития района - как вариант: в большом зале Дворца культуры, со множеством мест для зрителей, достаточным количеством микрофонов и сопутствующей техники в зале.

Вторым недостатком процесса взаимодействия мы обозначили отсутствие действующих рабочих групп по решению тематических задач развития местного самоуправления в Вологодской области в Ассоциации "Совет муниципальных образований Вологодской области".

Для придания этой грани взаимодействия практического значения, повышения эффективности такого взаимодействия, считаем необходимым предложить создание тематических рабочих групп, в состав которых войдут консультанты, специалисты Администраций, руководители структурных подразделений Администрации (и не выше уровень) - то есть "рабочие лошадки".

В качестве существенного недостатка процесса взаимодействия обозначена высокая степень зависимости бюджета района от финансовой поддержки областного и федерального бюджетов - как в части вопроса финансирования мероприятий инвестиционного характера, так в части вопросов строительства инженерной инфраструктуры и иных объектов социального назначения, а также высокая "политическая составляющая" реализуемых строительных проектов.

Этот вопрос самый сложный, самый трудно решаемый, но - решаемый. Необходимо проведение комплексного исследования по оценке ресурсного потенциала района, ревизия муниципальных программ и проектов, пересмотр нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджет района - то есть необходимы меры, обеспечивающие финансовую самостоятельность бюджета района. Район способен стать "донором", для этого необходимо новое дополнительное исследование, направление которого мы обозначили.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления - это совокупность организационно-правовых методов и форм, направленных на совместное решение общегосударствен-ных и местных задач.

На практике взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется в следующих формах:

  • государственная поддержка местного самоуправления;
  • наделение органов местного самоуправления отдельными государ-ственными полномочиями;
  • создание в субъекте РФ Совета муниципальных образований;
  • реализация представительными органами муниципальных образо-ваний права законодательной инициативы в законодательном (предста-вительном) органе субъекта РФ;
  • создание совместных координационных, консультационных, совеща-тельных и других рабочих органов (как временных, так и постоянно действующих);
  • контроль и надзор органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления.

Что касается практической значимости проведенного исследования, то здесь сделаны следующие выводы.

В целом процессы взаимодействия Администрации Сокольского муни-ципального района Вологодской области с органами государственной власти Вологодской области оценены нами положительно, при этом были обнаружены и недостатки.

Среди положительных моментов взаимодействия названы следующие:

1) при разработке проекта Стратегии-2025 на обоих уровнях управления (муниципальном и государственном - областном) велась одновременная практическая работа на двух уровнях взаимодействия: уровень рабочих групп и уровень Координационных советов, что повышало общую эффективность работы.

2) Итоговый стратегический документ был утвержден решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района Вологодской области, получив статус муниципального правового акта.

3) Наличие членства Сокольского муниципального района в Ассоциации "Совет муниципальных образований Вологодской области".

4) Наличие в районе официально закрепленных должностных лиц, ответственных за вопросы координации работы в сфере привлечения инвестиций в экономику района; наличие широкого спектра областных организаций инфраструктуры малого и среднего бизнеса.

5) Факт заинтересованности муниципалитета в привлечении в местную больницу медицинских работников и их закреплении на рабочем месте, поэтому реализует программу, направленную на создание соответствующих условий.


В качестве недостатков взаимодействия мы обозначили следующие:

1) Недоработка при организации публичной защиты Стратегии-2025 - фактически не присутствовали граждане, жители муниципалитета, а также представители бизнес-сообщества.

2) Отсутствие действующих рабочих групп по решению тематических задач развития местного самоуправления в Вологодской области в Ассоциации "Совет муниципальных образований Вологодской области".

3) высокая степень зависимости бюджета района от финансовой поддержки областного и федерального бюджетов - как в части вопроса финансирования мероприятий инвестиционного характера, так в части вопросов строительства инженерной инфраструктуры и иных объектов социального назначения, а также высокая "политическая составляющая" реализуемых строительных проектов.

В работе предложены конкретные механизмы оптимизации ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 27.12.2019).

3. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 03.08.2018).

4. Государственное и муниципальное управление [Электронный ресурс]: учебное пособие/ С.Ю. Наумов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016.— 554 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57137.html.— ЭБС "IPRbooks".

5. Муниципальное право России: учебник / отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2009 - 544 с.

6.  Пешин, Н.Л. Особенности государственного контроля за местным самоуправлением [Текст] / Пешин, Н.Л. // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - №4.- С.33-37.

7. Пешин, Н.Л. Принципы построения модели взаимоотношений государства и местного самоуправления [Текст] // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - №7. – С. 38-41.

8. Сокольский муниципальный район Вологодской области [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://www.sokol-adm.ru.

9. Чихладзе, Л.Т. Модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления (муниципальной власти) [Текст] // Вестник РУДН, серия Юридические науки. - 2012. - № 3. - С. 65-74.