Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (Общая характеристика Сокольского муниципального района Вологодской области и Администрации района).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Модели взаимодействия органов государственного и муниципального управления
1.2 Правовые основы и организационно-правовой статус органов местного самоуправления
2.2.2 Взаимодействие по вопросам стратегического планирования
2.2.3 Взаимодействие по вопросам решения тактических задач
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 03.08.2018).
На протяжении 3 лет показатель "количество молодых специалистов" (до 30 лет) имеет положительную тенденцию, а показатель "количество пожилых специалистов" (56-60 и более 60 лет) уменьшается.
Эти данные являются подтверждением того, что Администрация заинтересована в привлечении молодых специалистов и в передаче им опыта. Ведь именно новые, молодые сотрудники с новыми идеями и инициативами помогут "обновить" деятельность организации, тем самым способствуя выполнению новых задач Администрации и повышению эффективности.
Другой классификацией, по которой можно рассмотреть кадры Администрации района, является стаж работы сотрудников в данной организации (таблица 2.5).
Исходя из данных таблицы 2.5, можно подвести итог: большинство муниципальных служащих Администрации района имеют стаж работы от 5 до 15 лет. Безусловно, этот фактор коррелирует с тем, каков возраст сотрудников (а выше показано, что у персонала преобладает средний возраст). Сотрудники с таким стажем являются ценным ресурсом для организации.
Таблица 2.5
Структура персонала по стажу работы в Администрации района
Стаж, гг. |
2016 |
2017 |
2018 |
Абс. откл., 2018-2016 гг. |
Относ. откл., 2018/2016 гг. (%) |
|||
Кол-во |
Доля, % |
Кол-во |
Доля, % |
Кол-во |
Доля, % |
|||
До 5 |
4 |
9,5 |
7 |
163 |
17 |
32,7 |
13 |
425 |
5-15 |
26 |
61,9 |
26 |
60,5 |
26 |
50 |
0 |
100 |
Более 15 |
12 |
28,6 |
10 |
23,2 |
9 |
17,3 |
-3 |
75 |
Всего |
42 |
100 |
43 |
100 |
52 |
100 |
10 |
123,8 |
В связи с расширением штата в 2018 г. на 9 рабочих мест, наблюдается резкое увеличение числа сотрудников со стажем до 5 лет. К данным таблицы 2.5 нужно добавить, что из общего числа сотрудников со стажем работы в Администрации более 5 лет (35 человек) - пятеро являются вспомогательными работниками. Итого, муниципальных служащих со стажем 5 лет и более на конец 2018 г. - 30 человек.
Далее рассмотрим структуру персонала в зависимости от уровня образования (таблица 2.6).
Из представленных данных можно сделать вывод, что показатель "сотрудники с высшим образованием" в Администрации значительно выше показателя "сотрудники со средним специальным образованием". Одним из объяснений данной тенденции будет являться то, что с каждым годом к каждому государственному или муниципальному служащему предъявляются все более жесткие и высокие требования. Каждое из этих требований необходимо исполнять в срок и качественно.
Таблица 2.6
Структура персонала по уровню образования
Образование |
2016 |
2017 |
2018 |
Абс. |
Относ. |
|||
Кол-во |
Доля, % |
Кол-во |
Доля, % |
Кол-во |
Доля, % |
откл. 2018-2016 |
откл. 2018/2016 (%) |
|
Высшее юридическое |
4 |
9,5 |
4 |
9,3 |
7 |
13,5 |
3 |
175 |
Высшее иное |
27 |
64,3 |
29 |
67,4 |
37 |
71,2 |
10 |
137 |
Среднее специальное |
11 |
26,2 |
10 |
23,3 |
8 |
15,3 |
-3 |
72,7 |
Всего |
42 |
100 |
43 |
100 |
52 |
100 |
10 |
123,8 |
Рассмотрим численность персонала Администрации и изменения, происходившие с ней с 2016 по 2018 гг., в таблице 2.7, затем проанализируем движение рабочей силы.
Таблица 2.7
Изменения численности персонала в Администрации района
Показатель |
2016 |
2017 |
2018 |
Абс. откл. 2018-2016 гг. |
Относ. откл. 2018/2016 гг. (%) |
Штатная численность (на конец года) |
42 |
43 |
52 |
10 |
123,8 |
Среднесписочная численность за год |
47 |
41 |
54 |
7 |
114,9 |
Принято |
7 |
5 |
14 |
7 |
200 |
Уволено |
11 |
4 |
5 |
-6 |
45,4 |
Абс. отклонение (приняты-уволены) |
-4 |
1 |
9 |
- |
- |
Как видно из данных таблицы 2.7, в Администрации района прослеживается ощутимая текучесть кадров, это говорит о нестабильности кадрового состава, а также о недостаточно рациональной кадровой политике Администрации, как и о недостаточной удовлетворенности муниципальных служащих своей работой.
Кроме того, можно проследить и увеличение данного коэффициента в 2018 году, что связано с таким фактором, как прием нового персонала и трудности в адаптации нескольких новых сотрудников.
Кроме того, имеет место превышение числа уволенных сотрудников над числом принятых на замещение должности, об увеличении количества вакантных рабочих мест и негативно характеризует работу кадрового отдела.
На данный момент в Администрации района нет вакантных мест.
2.2 Оценка процессов взаимодействия Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области с органами государственной власти Вологодской области
2.2.1 Вводный анализ
Администрация Сокольского муниципального района Вологодской области взаимодействует с органами государственной власти регионального уровня по вопросам как комплексного социально-экономического развития муниципального образования, так и по вопросам развития определенной отрасли или сферы народного хозяйства.
Отметим, что автор вкладывает в понятие "народное хозяйство" как блок отраслей реального сектора экономики (создающих добавочную стоимость и производящих реальные блага - товары, работы, услуги), так и блок отраслей социальной сферы (производящих нематериальные блага для общества).
Взаимодействие осуществляется как в стратегическом направлении, так и в тактическом. Рассмотрим конкретные примеры такого взаимодействия. Начнем со стратегических вопросов.
2.2.2 Взаимодействие по вопросам стратегического планирования
При разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Сокольского муниципального района на период до 2025 года (далее - Стратегия-2025) каждый отдельный отраслевой блок Стратегии-2025 согласовывался соответствующим структурным подразделением (управлением, комитетом, отделом) Администрации района с вышестоящим профильным Департаментом (Управлением) Правительства Вологодской области. Согласование проводилось официально, в письменной форме, с заранее регламентированным процессом такого согласования на обоих уровнях взаимодействия - муниципальном и областном. Заинтересованные стороны вместе прорабатывали проектную часть Стратегии, финансовую составляющую, источники финансирования. Следует отметить, что и ранее, несколько лет назад, при разработке аналогичной Стратегии развития на период до 2020 года, алгоритм согласования был тем же.
Более того, органы государственной власти в лице областного Правительства не только согласовывали профильный раздел Стратегии-2025, но и непосредственно, силами своих специалистов, участвовали в работе соответствующих рабочих групп, Координационных советов по разработке Стратегии-2025.
В качестве положительного момента такого взаимодействия хочется отметить тот факт, что при разработке проекта Стратегии-2025 велась одновременная практическая работа двух взаимосвязанных уровней управления (государственного и муниципального) над стратегическим документом муниципалитета, причем эта работа велась одновременно на двух уровнях (что, несомненно, повышало её результативность): уровень рабочих групп (участники-специалисты, консультанты - "рабочие лошадки") и уровень Координационных советов (участники - руководители, должностные лица - "стратеги", принимающие окончательное решение).
После разработки проекта Стратегии-2025 и предварительного письменного согласования отдельных ее разделов профильными областными Департаментами, проводилась открытая, публичная защита Стратегии-2025, на которой докладчиком выступал Глава района; доклад сопровождался наглядной презентацией; докладчику были заданы уточняющие вопросы всеми заинтересованными лицами.
В качестве недоработки такой "защиты" Стратегии-2025 нам видится тот факт, что граждане и представители бизнес-сообщества не имели возможности личного участия в данном мероприятии - оно проводилось в малом зале Правительства Вологодской области и фактически было закрытым. Несмотря на то, что формальные процедуры "открытого обсуждения" проекта Стратегии-2025 были соблюдены - проект прошел публичное обсуждение на официальном сайте Администрации района и антикоррупционную экспертизу в Сокольской межрайонной Прокуратуре Вологодской области, сам момент защиты стратегического документа остался вне поля зрения и вне активного участия местного сообщества и местного бизнеса, что видится нам недостатком организационного характера.
В качестве положительного момента завершающей стадии стратегического планирования видится то обстоятельство, что итоговый стратегический документ был утвержден решением Муниципального Собрания Сокольского муниципального района Вологодской области, став, по сути, местным "законом", муниципальным правовым актом.
2.2.3 Взаимодействие по вопросам решения тактических задач
В качестве эффективной формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления выступает их сотрудничество через механизм создания ассоциаций и союзов муниципальных образований.
Согласно ст. 66 Федерального закона № 131-ФЗ[2], в каждом субъекте Российской Федерации должен быть образован Совет муниципальных образований.
Ассоциация "Совет муниципальных образований Вологодской области" (далее - Ассоциация) создана в Вологодской области 31 марта 2006 года на учредительном собрании и действует в соответствии со статьей 66 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В настоящее время в составе Ассоциации состоит 217 муниципальных образований области.
В соответствии с Уставом деятельность Ассоциации направлена на:
- обеспечение защиты прав муниципальных образований, являющихся членами Ассоциации и представление их общих интересов;
- обеспечение координации деятельности членов Ассоциации по развитию правовой, организационной, финансово-экономической и территориальной основ местного самоуправления в области;
- организацию взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований по решению социальных, экономических и иных проблем в сфере местного самоуправления области между собой и органами государственной власти.
Общее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет постоянно действующий коллегиальный орган — Правление Совета муниципальных образований Вологодской области.
Оперативное руководство осуществляет Президиум Правления Совета муниципальных образований Вологодской области.
Председатель Правления и Президиума Ассоциации - Сапожников Юрий Владимирович, Глава города Вологды, Председатель Вологодской городской Думы.