Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (Общая характеристика Сокольского муниципального района Вологодской области и Администрации района).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Модели взаимодействия органов государственного и муниципального управления

1.2 Правовые основы и организационно-правовой статус органов местного самоуправления

1.3 Принципы и формы организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

2 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ СОКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общая характеристика Сокольского муниципального района Вологодской области и Администрации района

2.2 Оценка процессов взаимодействия Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области с органами государственной власти Вологодской области

2.2.1 Вводный анализ

2.2.2 Взаимодействие по вопросам стратегического планирования

2.2.3 Взаимодействие по вопросам решения тактических задач

2.2.4 Взаимодействие в области инвестиционного развития и в сфере строительства и развития инфраструктуры района

В области инвестиционного развития территории Администрация района взаимодействует с Департаментом экономического развития Вологодской области, АО "Корпорация развития Вологодской области", АНО "Региональный Центра поддержки предпринимательства", БУ "Бизнес-инкубатор", Индустриальным парком "Сокол" и Правительством Вологодской области.

По вопросам строительства и развития инфраструктуры района (как инженерной инфраструктуры, так и объектов социального назначения) муниципалитет главным образом взаимодействует с Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области и Департаментом финансов Вологодской области.

Здесь также следует отметить высокую степень финансовой зависимости района от вливаний из вышестоящих бюджетов и высокую "политическую составляющую" реализуемых строительных проектов.

2.3 Механизмы оптимизации вопросов взаимодействия Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области с органами государственной власти Вологодской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 27.12.2019).

3. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 03.08.2018).

Рисунок 1.1 - Схема территориальной организации местного самоуправления

Типовая организационная структура органов местного самоуправления "муниципальный район" представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Типовая организационная структура органов местного самоуправления «муниципальный район»

В Конституции РФ 1996 года[1] (далее - Конституция РФ) приведены основные демократические понятия: народовластие, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическое и политическое многообразие и местное самоуправления. Но органы местного самоуправления не являются государственной властью и не входят в систему государственного управления – на это прямо указано в статье 12 Конституции РФ.

Определение органов местного самоуправления приведено в статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"[2] (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). Так, в статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ даны исчерпывающие понятия городского и сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории (внутригородского муниципального образования) города федерального значения, а также обобщающего понятия - муниципальное образование и ряд других важных определений.

Согласно статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения[2].

Федеральный закон № 131-ФЗ[2] также определяет, что "местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1). Кроме того, Закон[2] также устанавливает, что "местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций" (ч. 2 ст. 1).


Согласно положениям ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ[2], правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Федеральный закон № 131-ФЗ[2] регулирует вопросы организации местного самоуправления в России, при этом полномочия федеральных органов государственной власти (ст. 5) и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 6) в области местного самоуправления разделены.

Данные нормы закона подтверждают, что местное самоуправление действительно является основой конституционного строя, и этим демонстрируется децентрализованная система управления.

В Конституции РФ[1] закреплено, каким образом население может непосредственно участвовать в управлении государством. Так, граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130). На выборах и референдумах граждане должны отстаивать свои интересы и принимать нужные решения. Этим нормам Конституции РФ[1] корреспондируют положения статьи 3 Федерального закона № 131-ФЗ[2]: граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Статья 132 Конституции РФ[1] позволяет органам государственной власти контролировать органы местного самоуправления, если последние в соответствии с законом наделены отдельными государственными полномочиями. В остальном органы местного самоуправления самостоятель-ны и осуществляют свою деятельность под собственную ответственность.


Федеральный закон № 131-ФЗ[2] четко определяет систему органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы:

1) представительный орган муниципального образования;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация;

4) контрольный орган муниципального образования;

5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом.

В законе[2] определено, что наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

Таким образом, граждане могут участвовать в управлении делами государства через референдумы, выборы (непосредственно); а также путем представительства в органах государственной власти (представительство в системе законодательной власти) и местного самоуправления (как через механизм представителей, так и непосредственно). Следовательно, местное самоуправление - это одна из форм народовластия.

Местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки[6]:

  • субъект местного самоуправления – это жители городов, районов, поселений;
  • местное самоуправление - это форма организации процесса управления обществом и государством;
  • объект управления - вопросы местного значения; форма организации и осуществления власти - самостоятельная;
  • ответственность за деятельность несет само муниципальное образование в лице должностных лиц и органов местного самоуправления как юридических лиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления и органы государственной власти – это структурно выделенные органы в системе управления государством; паритетные способы осуществления власти народа.

Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное[4].

Органы местного самоуправления имеют общую, с органами государственной власти, организационно-правовую и финансово-экономи-ческую основу: у них обоих единый источник власти – это народ; у них одинаковые принципы избирательной системы, механизмы принятия решений, обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности. В пределах собственной компетенции государственные и муниципальные органы самостоятельно планируют и организуют свою работу, принимают управленческие решения и обеспечивают контроль их выполнения.

О полном равенстве между муниципальными и государственными органами говорить нельзя, так как они отличаются своей, законодательно закрепленной, компетенцией. Органы местного самоуправления самос-тоятельны лишь в пределах своих полномочий, они находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государ-ственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями[4]. Кроме того, органы государственной власти осуществляют контроль исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. При этом органы государственной власти обязаны обеспечить органам местного самоуправления минимальную материально-финансовую базу - одновременно с передачей государственных полномочий передать и финансовые ресурсы на их реализацию.


1.3 Принципы и формы организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления - это совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение общегосударст-венных и местных задач.

На практике взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется, как правило, в следующих формах[4]:

  • государственная поддержка местного самоуправления;
  • наделение органов местного самоуправления отдельными государст-венными полномочиями;
  • создание в субъекте РФ Совета муниципальных образований;
  • реализация представительными органами муниципальных образо-ваний права законодательной инициативы в законодательном (предста-вительном) органе субъекта РФ;
  • создание совместных координационных, консультационных, совеща-тельных и других рабочих органов (как временных, так и постоянно действующих);
  • надзор и контроль органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления.

Взаимоотношения между государственными органами и органами местного самоуправления в России строятся на следующих основных принципах:

  1. единства целей и задач в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в реализации общегосударственных интересов;
  2. всесторонней государственной поддержки осуществления и раз-вития местного самоуправления;
  3. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  4. самостоятельности осуществления своих полномочий насе-лением, органами и должностными лицами муниципальных образований;
  5. солидарности, взаимодействия и сотрудничества при обеспе-чении прав и свобод человека и гражданина; при реализации общего-сударственных интересов;
  6. невмешательства государственных органов власти в компетенцию местной власти;
  7. субсидиарности при осуществлении органами местного самоуп-равления минимальных государственных социальных стандартов и переданных им отдельных государственных полномочий;
  8. взаимного контроля, взаимной гласности, информированности, взаимной ответственности;
  9. разрешения коллизий путем согласительных процедур либо обжалования в судебном порядке;
  10. законности;
  11. равноправия муниципальных образований;
  12. целесообразности и соблюдения общегосударственных интересов;
  13. недопустимости ущемления интересов других муниципальных образований;
  14. обеспеченности ресурсами при реализации собственных функций и отдельных переданных государственных полномочий[4].

Эти принципы при их совокупном применении призваны обеспечить создание благоприятных условий для результативной реализации государст-венной политики России в области местного самоуправления.

2 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ СОКОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общая характеристика Сокольского муниципального района Вологодской области и Администрации района

Сокольский муниципальный район расположен в центральной части Вологодской области к северу от областного центра, на пересечении трех важных транспортных артерий: Северной железной дороги, реки Сухоны, автомагистрали Москва – Архангельск.

Площадь района – 4,2 тыс. кв. км.

На территории района имеются полезные ископаемые: песок, мергель, известковый туф, глины и торф. Запасы подземных вод составляют 1200 тыс. куб.м. Сокольский район богат лесами. Леса в Сокольском муниципальном районе занимают 71% территории района и расположены на площади 295 тыс. га. В лесах сосредоточены запасы древесины в объеме 49 млн. куб. м. В лесосечном фонде района преобладают лиственные породы (берёза, осина) – 77%, хвойные (ель, сосна) – 23%.

Численность постоянного населения Сокольского муниципального района на 01.01.2019 составляет 48,6 тыс. человек, из них в г.Сокол проживает 37,2 тыс. человек[8].

На территории Сокольского муниципального района расположены два городских поселения (г.Сокол, г.Кадников) и 7 сельских поселений: Архангельское, Биряковское, Воробьевское, Двиницкое, Пельшемское, Пригородное, Чучковское. На территории поселений расположено 408 населенных пунктов.