Файл: Характеристика и анализ процессов взаимодействия разновозрастного персонала в системе уп. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возрастная дискриминация - межвозрастные отношения, характеризующаяся реализацией представления о неравенстве статусов различных возрастных групп в контексте унифицированности образа социальной успешности, обусловливающей превосходство одних возрастных групп над другими.

В возрастно-толерантных отношениях реализуется принцип равенства возрастных статусов в контексте учета объективно существующих различий между возрастными группами и их представителями. В структуре возрастнотолератных отношений можно выделить три компонента:

  1. когнитивный, включающий знания об особенностях людей разных возрастов, рефлексии собственных возрастных особенностей и особенностей других людей;

  2. аффективный, предполагающий эмоциональную включенность в отношения с представителями различных возрастных групп;

  3. поведенческий, заключающийся в реализации стратегий равноправного взаимодействия с людьми с учетом их возрастных особенностей.

Методика разработана в рамках опросника ВИКТИ (виды и компоненты толерантности-интолерантности), разработанного Г.Л. Бадриер, который призван характеризовать феномен, противоположный эйджизму. Как указывает Г.Л. Бардиер, важнейшим признаком толерантных отношений является признание социально-значимых различий и поиск их альтернативных толкований, тогда как интолерантные отношения характеризуются субъективной убежденностью в безальтернативности интерпретаций. Опираясь на этот тезис, возрастно-игнорирующие отношения могут быть описаны термином «пассивная интолерантность», в противоположность «активному интолерантному» характеру возрастной дискриминации [20, с.66].

Можно предполагать, что возрастно-игнорирующие отношения могут проявлять себя в межвозрастных отношениях различной обобщенности. В частности, в общественном взаимодействии они проявляются в форме игнорирования особенностей и потребностей отдельных возрастных групп, в межгрупповом взаимодействии в нивелировании значения возраста как

основания для социальной категоризации, в межличностном взаимодействии - в виде невнимания к возрастным особенностям партнера по взаимодействию.

В целом, структурно и содержательно возрастно-игнорирующие отношения могут быть выделены в качестве отдельной модели межвозрастных отношений, в которой декларируемое равенство возрастных статусов опирается на нивелирование значимости объективных различий между возрастными группами.

Вопросы сформулированы в соответствии с представлениями о существовании различных компонентов толерантности, соответственно аффективного, когнитивного, конативного, потребностно-мотивационного, деятельностно-стилевого, этико-нормативного, ценностно-ориентационного, личностно-смыслового, идентификационно-группового и идентификационноличностного.


Общий показатель межпоколенной толерантности рассчитывается суммированием значений по всем вопросам. Шкала «Межпоколенная толерантность» включает в себя 10 утверждений, степень согласия с каждым из которых испытуемому предлагается оценить по 7-балльной шкале:

    1. Абсолютно не согласен;

    2. Не согласен;

    3. Скорее не согласен;

    4. Затрудняюсь ответить;

    5. Скорее согласен;

    6. Согласен;

    7. Полностью согласен.

Сущность феномена толерантности, по мнению автора, представляет собой намеренное расширение области сходства при гарантированном сохранении, признании или принятии области выявленных различий [17, с.38].

Рассмотрим показатели межпоколенных отношений в служебной деятельности, которые были выявлены с помощью методики «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского).

При сравнении молодых сотрудников (1 группа, 18-32 года) и сотрудников средней возрастной категории (2 группа, 33-52 года) достоверные различия обнаружены по показателю напряженности конфликтности и отчужденности (табл.1).

Таблица 1. Данные описательной статистики по описанию межпоколенных отношений в служебной деятельности.

Показатели

1 группа (18-32)

2 группа (33-52)

U

p-value

Среднее

Стд.откл

Среднее

Стд.откл

Отчуждённость

39,8

9,8

33,3

11,7

255

0,01

Конфликтность

37,2

9,4

31,8

9,9

281

0,03

Напряжённость

32,8

10,7

28,4

9,0

298

0,05



Рисунок 2. Сравнительный анализ межпоколенных отношений в служебной

деятельности молодых военнослужащих и военнослужащих средней

возрастной категории

Из рисунка 1 видно, что в 1 группе (сотрудники возрастной категории 18- 32) показатели отчужденности, конфликтности и напряженности выше, чем во 2-й группе, что говорит о наличии дисгармонии в межличностных отношениях при контакте с сослуживцами возраста 45+: отсутствие единства, согласия с другими» людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами.



Высокие значения отчужденности свидетельствуют о стремлении дистанцироваться от старших сослуживцев (45+). В отношениях имеет место отсутствие доверия, понимания, близости. Отношения не вызывают чувство комфорта. Может иметь место проявление осторожности в установлении близких отношений и выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения. При крайних значениях возможно наличие переживания одиночества, изолированности, несмотря на то, что человек находится среди других людей.

Высокие значения показателя конфликтности у обеих групп указывают на наличие противоречий, противостояния, противоборства по отношению к старшим служащим 45+. Чувство, что в отношениях каждый ориентируется на свои интересы, стремится навязать предпочтительное для себя решение, открыто борется за реализацию своих интересов. Возможно наличие установки, что «жизнь — борьба против всех».

Показатель напряженности означает излишнюю сосредоточенность, поглощенность мыслями об отношениях, повышенную озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, доставляющими беспокойство и дискомфорт. Напряженность в отношениях может сопровождаться чувством смятения, эмоциональной неустойчивостью, повышенной утомляемостью, гнетущими чувствами, проявлением резкости и грубости.

Из вышесказанного можно сделать заключение о том, что при взаимодействии как молодые, так и сослуживцы средних лет склонны к проявлению излишней напряженности, отчужденности и конфликтности по отношению к старшему поколению 45+, причем молодые служащие в большей степени.

Рассмотрим показатели представлений о себе и о других сослуживцах в процессе выполнения служебных обязанностей, которые были получены на основе методики «Q -сортировка» В. Стефансона, которая используется для изучения представлений о себе и о других людях. При сравнении возрастных представлений о себе достоверные различия обнаружены по показателям зависимости-независимости, общительности-необщительности, принятие борьбы-избегание борьбы.

Таблица 2. Данные описательной статистики представлений о себе

Показатели представления о себе

1 группа

2 группа

U

P-value




Среднее

Стд.откл.

Среднее

Стд.откл

Зависимость

10,8

3,9

9,3

4,4

339

0,19

Независимость

7,5

4,0

9,2

4,9

341

0,20

Общительность

10,0

3,6

9,6

5,0

409

0,80

Необщительность

7,9

3,9

8,5

4,5

393

0,63

Принятие Борьбы

10,5

3,8

9,4

4,2

363

0,35

Избегание борьбы

8,1

4,1

9,4

4,6

356

0,29



По данным, полученным в результате описательной статистики, можно сказать, что представители 1 возрастной группы (18-32) считают себя зависимыми в большей степени нежели их коллеги из 2 возрастной группы (33-52), тогда как представители среднего возраста (2 группа) считают себя более независимыми при выполнении работы. Возможно, что данная тенденция обусловлена меньшим служебным опытом и должностным положением молодых работников, чьи действия зависимы от вышестоящих коллег. Молодые работники в большей степени склонны к подчинению руководству в силу особенностей несения службы, тогда как более старшие сотрудники имеют меньший количественный состав руководства и, соответственно, меньшую степень зависимости при выполнении служебных обязанностей. Сотрудники 2 группы менее склонны к принятию стандартов как морально-этических, так и социальных, они более непокорны, решительны, готовы отстаивать свои взгляды и независимы в поступках.

Служащие 1 группы (18-32) считают себя более общительными нежели служащие 2 группы (33-52), но при этом обе группы имеют высокий уровень общительности. Молодые сотрудники могут быть более контактными в связи с различиями в ментальности поколений, они стремятся образовывать как на своей горизонтали должностей, так и за ее пределами. Также, можно сказать, что старшие сотрудники более самостоятельны в принятии служебных решений, что снижает их уровень коммуникаций с коллегами, тогда как молодые служащие должны коммуницировать с большим кругом военнослужащих в силу своего положения в иерархии должностей. Служащие 2 группы (33-52) более молчаливы и принимают меньшую активность в построении коммуникаций т.к. за более продолжительный рабочий период службы они уже имеют наработанный базис необходимых контактов.

При выполнении служебных обязанностей молодые служащие считают себя более склонными к принятию борьбы, конфликтного поведения нежели их старшие коллеги. Данный вывод может иметь причины в желании карьерного развития молодых служащих, что подразумевает конкуренцию с другими сослуживцами, а соответственно и принятие борьбы молодыми служащими. Можно сказать, что 1 группа (18-32) служащих более упорны и настойчивы в достижении целей, а также более работоспособны или в силу необходимости дальнейшего построения карьеры, или в силу возрастных особенностей т.к. молодые люди более импульсивны, имеют меньший жизненный опыт и большее стремление к обеспечению желаемого социального статуса, что подразумевает борьбу между представителями своей возрастной группы. Тогда как более старшие сослуживцы уже имеют высшие звания и для них нет столь высокой
необходимости роста по карьерной лестнице, соответственно они стремятся сохранить свое положение и в большей степени придерживаться нейтралитета в групповых спорах.

Обе возрастные группы (18-32 года, 33-52 года) оценили категорию сослуживцев 45+ примерно в равном соотношении показателей общительности-необщительности, зависимости-независимости, такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

Так как сотрудники в процессе выполнения служебных обязанностей имеют опыт взаимодействия с весьма широким кругом

сослуживцев 45+ (люди, вышедшие на гражданские должности обучения

молодых сотрудников, а также их подготовки к дальнейшей работе, более меньшая категория высших званий, несущих службу в подразделениях), показатели общительности-необщительности, зависимости-независимости имеют низкий уровень различий. Возможно, в силу ментальности служащих и привития им из вне чувства уважения к старшим коллегам, оценки степени общительности-необщительности, зависимости-независимости могут спорить с их личными представлениями, из-за чего дать более точную оценку названным качествам является для них затруднительным.

Рассмотрим результаты корреляционного анализа представлений о старших сотрудниках возрастной категории 45+. На основе методики «Q сортировка» была обнаружена положительная корреляционная связь при изучении представления о сотрудниках возрастной категории 45+. При возрастании показателя избегания борьбы, увеличивается показатель общительности r = 0,45 (рис.3).

Сотрудники молодой и средней возрастной категории считают, что сослуживцы 45+ стремятся снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций за счет повышения уровня коммуникативной активности и наоборот вследствие повышения общительности степень стремления к избеганию борьбы также повышается, что говорит о стремлении служащих 45+ сохранять нейтралитет при взаимодействии с сослуживцами других возрастных групп.

При изучении представления о сотрудниках возрастной категории 45+ на основе методики «Q-сортировка» была обнаружена отрицательная обратная связь общительности и принятия борьбы r= -0,50 (рис.3). При повышении показателей общительности снижается показатель принятия борьбы. Сотрудники молодой и средней возрастной категории считают, что их сослуживцы 45+ при принятии борьбы, менее коммуникабельны, в большей степени агрессивны и конфликтны.