Файл: Характеристика и анализ процессов взаимодействия разновозрастного персонала в системе уп. 5.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика и анализ процессов взаимодействия разновозрастного персонала в системе УП.
Психологические характеристики возрастных групп работников
Опыт управления разновозрастным персоналом организаций различных форм собственности
Ключевые методики эффективной работы с разновозрастным персоналом
Возрастная дискриминация - межвозрастные отношения, характеризующаяся реализацией представления о неравенстве статусов различных возрастных групп в контексте унифицированности образа социальной успешности, обусловливающей превосходство одних возрастных групп над другими.
В возрастно-толерантных отношениях реализуется принцип равенства возрастных статусов в контексте учета объективно существующих различий между возрастными группами и их представителями. В структуре возрастнотолератных отношений можно выделить три компонента:
-
когнитивный, включающий знания об особенностях людей разных возрастов, рефлексии собственных возрастных особенностей и особенностей других людей; -
аффективный, предполагающий эмоциональную включенность в отношения с представителями различных возрастных групп; -
поведенческий, заключающийся в реализации стратегий равноправного взаимодействия с людьми с учетом их возрастных особенностей.
Методика разработана в рамках опросника ВИКТИ (виды и компоненты толерантности-интолерантности), разработанного Г.Л. Бадриер, который призван характеризовать феномен, противоположный эйджизму. Как указывает Г.Л. Бардиер, важнейшим признаком толерантных отношений является признание социально-значимых различий и поиск их альтернативных толкований, тогда как интолерантные отношения характеризуются субъективной убежденностью в безальтернативности интерпретаций. Опираясь на этот тезис, возрастно-игнорирующие отношения могут быть описаны термином «пассивная интолерантность», в противоположность «активному интолерантному» характеру возрастной дискриминации [20, с.66].
Можно предполагать, что возрастно-игнорирующие отношения могут проявлять себя в межвозрастных отношениях различной обобщенности. В частности, в общественном взаимодействии они проявляются в форме игнорирования особенностей и потребностей отдельных возрастных групп, в межгрупповом взаимодействии в нивелировании значения возраста как
основания для социальной категоризации, в межличностном взаимодействии - в виде невнимания к возрастным особенностям партнера по взаимодействию.
В целом, структурно и содержательно возрастно-игнорирующие отношения могут быть выделены в качестве отдельной модели межвозрастных отношений, в которой декларируемое равенство возрастных статусов опирается на нивелирование значимости объективных различий между возрастными группами.
Вопросы сформулированы в соответствии с представлениями о существовании различных компонентов толерантности, соответственно аффективного, когнитивного, конативного, потребностно-мотивационного, деятельностно-стилевого, этико-нормативного, ценностно-ориентационного, личностно-смыслового, идентификационно-группового и идентификационноличностного.
Общий показатель межпоколенной толерантности рассчитывается суммированием значений по всем вопросам. Шкала «Межпоколенная толерантность» включает в себя 10 утверждений, степень согласия с каждым из которых испытуемому предлагается оценить по 7-балльной шкале:
-
Абсолютно не согласен; -
Не согласен; -
Скорее не согласен; -
Затрудняюсь ответить; -
Скорее согласен; -
Согласен; -
Полностью согласен.
Сущность феномена толерантности, по мнению автора, представляет собой намеренное расширение области сходства при гарантированном сохранении, признании или принятии области выявленных различий [17, с.38].
Рассмотрим показатели межпоколенных отношений в служебной деятельности, которые были выявлены с помощью методики «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского).
При сравнении молодых сотрудников (1 группа, 18-32 года) и сотрудников средней возрастной категории (2 группа, 33-52 года) достоверные различия обнаружены по показателю напряженности конфликтности и отчужденности (табл.1).
Таблица 1. Данные описательной статистики по описанию межпоколенных отношений в служебной деятельности.
Показатели | 1 группа (18-32) | 2 группа (33-52) | U | p-value | ||
Среднее | Стд.откл | Среднее | Стд.откл | |||
Отчуждённость | 39,8 | 9,8 | 33,3 | 11,7 | 255 | 0,01 |
Конфликтность | 37,2 | 9,4 | 31,8 | 9,9 | 281 | 0,03 |
Напряжённость | 32,8 | 10,7 | 28,4 | 9,0 | 298 | 0,05 |
Рисунок 2. Сравнительный анализ межпоколенных отношений в служебной
деятельности молодых военнослужащих и военнослужащих средней
возрастной категории
Из рисунка 1 видно, что в 1 группе (сотрудники возрастной категории 18- 32) показатели отчужденности, конфликтности и напряженности выше, чем во 2-й группе, что говорит о наличии дисгармонии в межличностных отношениях при контакте с сослуживцами возраста 45+: отсутствие единства, согласия с другими» людьми, ослабление позитивных эмоциональных связей, преобладание удаляющих чувств (одиночество, неприязнь, злость, вина, раскаяние, зависть, стыд, обида) над сближающими чувствами.
Высокие значения отчужденности свидетельствуют о стремлении дистанцироваться от старших сослуживцев (45+). В отношениях имеет место отсутствие доверия, понимания, близости. Отношения не вызывают чувство комфорта. Может иметь место проявление осторожности в установлении близких отношений и выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения. При крайних значениях возможно наличие переживания одиночества, изолированности, несмотря на то, что человек находится среди других людей.
Высокие значения показателя конфликтности у обеих групп указывают на наличие противоречий, противостояния, противоборства по отношению к старшим служащим 45+. Чувство, что в отношениях каждый ориентируется на свои интересы, стремится навязать предпочтительное для себя решение, открыто борется за реализацию своих интересов. Возможно наличие установки, что «жизнь — борьба против всех».
Показатель напряженности означает излишнюю сосредоточенность, поглощенность мыслями об отношениях, повышенную озабоченность отношениями, которые являются неустойчивыми, доставляющими беспокойство и дискомфорт. Напряженность в отношениях может сопровождаться чувством смятения, эмоциональной неустойчивостью, повышенной утомляемостью, гнетущими чувствами, проявлением резкости и грубости.
Из вышесказанного можно сделать заключение о том, что при взаимодействии как молодые, так и сослуживцы средних лет склонны к проявлению излишней напряженности, отчужденности и конфликтности по отношению к старшему поколению 45+, причем молодые служащие в большей степени.
Рассмотрим показатели представлений о себе и о других сослуживцах в процессе выполнения служебных обязанностей, которые были получены на основе методики «Q -сортировка» В. Стефансона, которая используется для изучения представлений о себе и о других людях. При сравнении возрастных представлений о себе достоверные различия обнаружены по показателям зависимости-независимости, общительности-необщительности, принятие борьбы-избегание борьбы.
Таблица 2. Данные описательной статистики представлений о себе
Показатели представления о себе | 1 группа | 2 группа | U | P-value | ||
| Среднее | Стд.откл. | Среднее | Стд.откл | ||
Зависимость | 10,8 | 3,9 | 9,3 | 4,4 | 339 | 0,19 |
Независимость | 7,5 | 4,0 | 9,2 | 4,9 | 341 | 0,20 |
Общительность | 10,0 | 3,6 | 9,6 | 5,0 | 409 | 0,80 |
Необщительность | 7,9 | 3,9 | 8,5 | 4,5 | 393 | 0,63 |
Принятие Борьбы | 10,5 | 3,8 | 9,4 | 4,2 | 363 | 0,35 |
Избегание борьбы | 8,1 | 4,1 | 9,4 | 4,6 | 356 | 0,29 |
По данным, полученным в результате описательной статистики, можно сказать, что представители 1 возрастной группы (18-32) считают себя зависимыми в большей степени нежели их коллеги из 2 возрастной группы (33-52), тогда как представители среднего возраста (2 группа) считают себя более независимыми при выполнении работы. Возможно, что данная тенденция обусловлена меньшим служебным опытом и должностным положением молодых работников, чьи действия зависимы от вышестоящих коллег. Молодые работники в большей степени склонны к подчинению руководству в силу особенностей несения службы, тогда как более старшие сотрудники имеют меньший количественный состав руководства и, соответственно, меньшую степень зависимости при выполнении служебных обязанностей. Сотрудники 2 группы менее склонны к принятию стандартов как морально-этических, так и социальных, они более непокорны, решительны, готовы отстаивать свои взгляды и независимы в поступках.
Служащие 1 группы (18-32) считают себя более общительными нежели служащие 2 группы (33-52), но при этом обе группы имеют высокий уровень общительности. Молодые сотрудники могут быть более контактными в связи с различиями в ментальности поколений, они стремятся образовывать как на своей горизонтали должностей, так и за ее пределами. Также, можно сказать, что старшие сотрудники более самостоятельны в принятии служебных решений, что снижает их уровень коммуникаций с коллегами, тогда как молодые служащие должны коммуницировать с большим кругом военнослужащих в силу своего положения в иерархии должностей. Служащие 2 группы (33-52) более молчаливы и принимают меньшую активность в построении коммуникаций т.к. за более продолжительный рабочий период службы они уже имеют наработанный базис необходимых контактов.
При выполнении служебных обязанностей молодые служащие считают себя более склонными к принятию борьбы, конфликтного поведения нежели их старшие коллеги. Данный вывод может иметь причины в желании карьерного развития молодых служащих, что подразумевает конкуренцию с другими сослуживцами, а соответственно и принятие борьбы молодыми служащими. Можно сказать, что 1 группа (18-32) служащих более упорны и настойчивы в достижении целей, а также более работоспособны или в силу необходимости дальнейшего построения карьеры, или в силу возрастных особенностей т.к. молодые люди более импульсивны, имеют меньший жизненный опыт и большее стремление к обеспечению желаемого социального статуса, что подразумевает борьбу между представителями своей возрастной группы. Тогда как более старшие сослуживцы уже имеют высшие звания и для них нет столь высокой
необходимости роста по карьерной лестнице, соответственно они стремятся сохранить свое положение и в большей степени придерживаться нейтралитета в групповых спорах.
Обе возрастные группы (18-32 года, 33-52 года) оценили категорию сослуживцев 45+ примерно в равном соотношении показателей общительности-необщительности, зависимости-независимости, такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.
Так как сотрудники в процессе выполнения служебных обязанностей имеют опыт взаимодействия с весьма широким кругом
сослуживцев 45+ (люди, вышедшие на гражданские должности обучения
молодых сотрудников, а также их подготовки к дальнейшей работе, более меньшая категория высших званий, несущих службу в подразделениях), показатели общительности-необщительности, зависимости-независимости имеют низкий уровень различий. Возможно, в силу ментальности служащих и привития им из вне чувства уважения к старшим коллегам, оценки степени общительности-необщительности, зависимости-независимости могут спорить с их личными представлениями, из-за чего дать более точную оценку названным качествам является для них затруднительным.
Рассмотрим результаты корреляционного анализа представлений о старших сотрудниках возрастной категории 45+. На основе методики «Q сортировка» была обнаружена положительная корреляционная связь при изучении представления о сотрудниках возрастной категории 45+. При возрастании показателя избегания борьбы, увеличивается показатель общительности r = 0,45 (рис.3).
Сотрудники молодой и средней возрастной категории считают, что сослуживцы 45+ стремятся снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций за счет повышения уровня коммуникативной активности и наоборот вследствие повышения общительности степень стремления к избеганию борьбы также повышается, что говорит о стремлении служащих 45+ сохранять нейтралитет при взаимодействии с сослуживцами других возрастных групп.
При изучении представления о сотрудниках возрастной категории 45+ на основе методики «Q-сортировка» была обнаружена отрицательная обратная связь общительности и принятия борьбы r= -0,50 (рис.3). При повышении показателей общительности снижается показатель принятия борьбы. Сотрудники молодой и средней возрастной категории считают, что их сослуживцы 45+ при принятии борьбы, менее коммуникабельны, в большей степени агрессивны и конфликтны.