Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 8 Оценка особенностей мышления
Уровни навыков | Баллы | Описание сформированности компонента навыка чтения |
1 | 2 | 3 |
Высокий | 5 | все операции мышления сформированы. Способен к тонкой дифференциации. Выделяет сходство и различия между предметами и явлениями. Имеет хорошие аналитико-синтетические способности, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. Понимает скрытый смысл выражений, текстов и изображений. Умеет строить простые умозаключения. Мышление самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной деятельности устойчивые. Целенаправленно и избирательно использует помощь. |
Выше среднего | 4 | исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, но не всегда может аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения в тонкой дифференцировке. Выделяет ярко выраженные сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет аналитико-синтетические навыки. Устанавливает распространенные причинно-следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые. Умеет строить элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений. Мышление самостоятельное всегда. Помощь использует продуктивно. Справляется с простыми заданиями на вербальном уровне. |
Средний | 3 | не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам. Исключает, обобщает, группирует в грубом подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). |
Средний | 3 | Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. |
Ниже среднего | 2 | исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов (заменяет его описанием). Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Помощь практически не использует. Действует только на наглядном уровне. Мышление непроизвольное. Не понимает значение символики. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно |
Низкий уровень | 1 | мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей. Помощь не использует. |
Таблица 9 Оценка особенностей графомоторных навыков, зрительно-моторной координации
Уровни навыков | Баллы | Описание сформированности компонента навыка чтения |
Высокий | 5 | графомоторные навыки сформированы, отмечается точность движения рук, согласованность движений обеих рук. Зрительно-моторная координация развита, умеет удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи, выполняет все задания правильно. Рука поставлена. За линии не выходит. Достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе. |
Выше среднего | 4 | графомоторные навыки сформированы, отмечается недостаточная точность движения рук, зрительно-моторная координация несколько снижена, выходит за линии при раскрашивании, ведении линий. Нажим достаточный. Может одновременно учитывать несколько правил в работе. |
Средний | 3 | графомоторные навыки недостаточно сформированы, нажим слабый/сильный, снижена зрительно-моторная координация, наблюдаются нарушения мышечного тонуса кисти рук. Умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило. |
Ниже среднего | 2 | графомоторные навыки грубо нарушены, рука не поставлена, снижена зрительно-моторная координация, линии нечеткие, дрожащие, выходит за границы. Наблюдаются нарушения тонуса, низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правила, хотя и старается на него ориентироваться. |
Низкий уровень | 1 | тонкая моторика: нарушена точность движения рук и координация. Не удерживает карандаш, ножницы, может наблюдаться тремор кисти. Умение действовать по правилу не сформировано. |
На основе качественно-количественной оценки речевых процессов, разработанной Т.А. Фотековой, И.Д. Коненковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной была составлена модифицированная оценка особенностей речевого развития. Причем оценка осуществлялась по нескольким сериям, которые представлены в табл. 10,11,12,13,14,15,16,17.
Таблица 10 Оценка особенностей фонетической системы
Уровни навыков | Баллы | Описание сформированности компонента речевого развития |
Высокий | 5 | безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях. |
Выше среднего | 4 | один или несколько звуков недостаточно автоматизированы. |
Средний | 3 | в любой позиции искажается или заменяется один звук группы. |
Ниже среднего | 2 | искажениям или заменам, отсутствием подвергаются несколько звуков. |
Низкий уровень | 1 | нарушено произношение многих групп звуков. |
Таблица 11 Оценка особенностей фонематического слуха и восприятия
Уровни навыков | Баллы | Описание сформированности компонента речевого развития |
Высокий | 5 | все задания выполнены верно. |
Выше среднего | 4 | встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, задание выполняется в несколько замедленном темпе. |
Средний | 3 | задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно, часть заданий недоступна. |
Ниже среднего | 2 | задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны; |
Низкий уровень | 1 | неадекватные ответы, отказ от выполнения. |
Таблица 12 Оценка особенностей фонематического анализа и синтеза
Уровни навыков | Баллы | Описание сформированности компонента речевого развития |
Высокий | 5 | сформирован. |
Выше среднего | 4 | в основном все задания выполнены верно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса. |
Средний | 3 | задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно-два задания недоступны даже с помощью. |
Ниже среднего | 2 | при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца». |
Низкий уровень | 1 | неверные ответы, отказ от выполнения задания. |
Таблица 13 Оценка особенностей сформированности слоговой структуры и
звуконаполняемости слов
Уровни навыков | Баллы | Описание сформированности компонента речевого развития |
Высокий | 5 | правильное и точное воспроизведение. |
Выше среднего | 4 | фразы воспроизводятся точно, отмечается несколько сниженный темп, запинки. |
Средний | 3 | отмечаются искажения слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла. |
Ниже среднего | 2 | отмечаются искажения слоговой структуры слов, замены слов, искажения структуры предложений без искажения смысла. |
Низкий уровень | 1 | многочисленные искажения слоговой структуры слов, структуры предложения, как без искажения смысла, так и с искажением. |
Таблица 14 Оценка особенностей грамматического строя речи
Уровни навыков | Баллы | Описание сформированности компонента речевого развития |
Высокий | 5 | по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ. |
Выше среднего | 4 | – отмечаются редкие ошибки, которые исправляются самостоятельно, либо с помощью в виде уточняющих вопросов. |
Средний | 3 | часть заданий выполняется верно, некоторые ошибки исправляются после уточняющих вопросов, часть ошибок не исправляется после уточняющих вопросов. |
Ниже среднего | 2 | большинство ответов неверные, коррекция после уточняющих вопросов отсутствует. |
Низкий уровень | 1 | невыполнение, множество ошибок. |
Таблица 15 Оценка особенностей лексического запаса
Уровни навыков | Баллы | Описание сформированности компонента речевого развития |
Высокий | 5 | все задания выполнены самостоятельно, без ошибок. |
Выше среднего | 4 | встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса. |
Средний | 3 | в отдельных случаях требуется повторение инструкции. Большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп замедлен, словарь снижен. |
Ниже среднего | 2 | задания выполняются с помощью, крайне снижен словарь. |
Низкий уровень | 1 | неадекватные ответы, крайне снижен словарь. |
Таблица 16 Оценка особенностей связной речи
Уровни навыков | Баллы | Описание сформированности компонента речевого развития |
Высокий | 5 | рассказ по картинкам соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, оформлен грамматически правильно. Пересказ составлен самостоятельно. Послеовательность не нарушена, соблюдаются грамматические нормы, передается основная мысль текста, используются разнообразные лексические средства. |
Выше среднего | 4 | при составлении рассказа по серии картинок — допускает незначительное искажение ситуации, отмечаются единичные грамматические ошибки. Пересказ составляется с некоторой помощью, в виде уточняющих вопросов, отмечаются незначительные трудности в реализации замысла, недостаточная развернутость высказывания, основная мысль передается. |
Средний | 3 | при составлении рассказа по картинке допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. При пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последовательность событий, отмечаются трудности в построении высказывания, словарный запас ограничен, преобладают простые распространенные предложения, отмечаются аграмматизмы. |
Ниже среднего | 2 | при составлении рассказа по картинке отмечается выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен. Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств. Пересказ составляется по вопросам, ответы односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас ограничен, отмечается ошибочное |
Ниже среднего | 2 | употребление слов, преобладают простые предложения, отмечаются аграмматизмы, соскальзывают на побочные темы. |
Низкий уровень | 1 | не может составить рассказ по серии сюжетных картинок даже по наводящим вопросам. Пересказ недоступен. Отказывается от выполнения задания, наблюдаются неадекватные ответы. |