Файл: Теоретические основы конкурентоспособности фирмы в условиях рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При анализе внешней среды рассматривают также следующие факторы: природная среда; демографическая среда; культурная среда; криминогенная среда; правовая среда; международная обстановка; потребители; поставщики; посредники; контактные аудитории.

ООО «ПродЛайн» не имеет большой зависимости от природного фактора (размещение фирмы), так как продовольственные и промышленные товары пользуются спросом всегда и везде, независимо от данного фактора.

Благоприятным фактором является то, что город, где находится ООО «ПродЛайн», является довольно большим областным центром, что способствует повышенному спросу на товары.

Важных этапом при оценке конкурентоспособности предприятия и его продукции (товаров, работ, услуг) является оценка его конкурентов.

Сравним конкурентные преимущества фирмы «ПродЛайн» с вышеперечисленными организациями (таблица 5):

Таблица 5

Сравнение основных конкурентов ООО «ПродЛайн»

Критерии

ООО «Волна»

ООО «Лукошко»

ООО «Бриз»

ООО «Лайм»

ООО «ПродЛайн»

Цены

Хорошо

Удовлетво-рительно

Удовлетво-рительно

Хорошо

Хорошо

Торгово-техническая база

Удовлетво-рительно

Хорошо

Удовлетво-рительно

Хорошо

Хорошо

Реклама

Удовлетво-рительно

Хорошо

Удовлетво-рительно

Хорошо

Удовлетво-рительно

Выставка

товаров

Удовлетво-рительно

Хорошо

Удовлетво-рительно

Хорошо

Удовлетво-рительно

Качество

товаров

Хорошо

Хорошо

Хорошо

Отлично

Хорошо

Ассортимент

Хорошо

Отлично

Удовлетво-рительно

Отлично

Хорошо

Квалифика-

ция персонала

Хорошо

Удовлетво-рительно

Местоположение

Хорошо

Отлично

Хорошо

Хорошо

Хорошо

Публика-

ции о фирме

Удовлетво-рительно

Хорошо

Удовлетво-рительно

Хорошо

Хорошо

Итоговое количество баллов

14

17

10

18

15


- удовлетворительно – 1 балл;

- хорошо – 2 балла;

- отлично – 3 балла [8, с. 289].

ООО «ПродЛайн» не является крупной торговой сетью и насчитывает всего 7 магазинов среднего размера. Поэтому ООО «ПродЛайн» сравнивать целесообразно со средними торговыми сетями (не много магазинов среднего размера). С учётом данных параметров основные конкуренты ООО «ПродЛайн» следующие: ООО «Волна»; ООО «Лукошко»; ООО «Бриз»; ООО «Лайм».

Конкуренты ООО «ПродЛайн» достаточно сильные, так как практически по всем критериям оценки находятся на высоком уровне.

Как показала анализ, ООО «Лукошко», ООО «Лайм» более конкурентоспособны, чем ООО «ПродЛайн». Следовательно, уровень конкурентоспособности фирмы «ПродЛайн» средний».

SWOT-анализ представим в таблице 6.

Таблица 6

SWOT-анализ ООО «ПродЛайн» [11, с. 13]

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

1

Регулярное обновление техники и обору-

дования для торговли

1

Квалификация не всех работников высокая

1

2

2

Регулярное обновление новых видов товаров

2

Реклама периодическая

3

Высокое качество полуфабрикатов собственного производства

3

Торговые площади используются не полностью

4

Использование новых методов продаж (купон для скидок, заказы по телефону, продажа в рассрочку)

4

Большая задолженность перед дебиторами

5

Использование системы скидок

5

Гибкость торговли не высока

6

Выгодное расположение

7

Большой ассортимент реализуемых товаров

6

Недостаточно хорошо налажен сбыт продукции

8

Большой ассортимент

9

Система скидок с поставщиками

7

Затруднено получение финансово-экономической информации о планах конкурентов

Внешняя среда

Возможности

Угрозы и риски

1

Рост зарплат населения

1

Конкурентам есть возможность создать перспективную деятельность

2

Развитие обслуживания по кредитным картам

2

Экономические кризисы

3

Общеэкономический спад

3

Рост реализации

4

Рост безнадежной задолженности дебиторов

4

Активизация льгот. программ для бизнеса

5

Снижение доходов фирм, населения

5

Рост производства собственных полуфабрикатов

6

Повышение расходов торговли

7

Сильная конкуренция в отрасли


Внутренняя среда фирмы «ПродЛайн» характеризуется высоким уровнем риска. Положительный момент для фирмы «ПродЛайн» - наличие сильных сторон выше, чем слабых. Будущие возможности и угрозы для фирмы приблизительно уравновешен. Следовательно, внешняя среда фирмы «ПродЛайн» характеризуется среднем уровнем стабильности.

Следовательно, уровень конкурентоспособности фирмы «ПродЛайн» в сравнении с аналогичными фирмами города можно оценить как средний.

2.3. Предложения по повышению конкурентоспособности фирмы ООО «ПродЛайн»

Как показал анализ конкурентоспособности (таблица 5) компании «ПродЛайн», не требуют корректировки только такие факторы конкурентоспособности, как ассортимент и местоположение, так как они оценены на «отлично».

Совершенствования требуют следующие факторы конкурентоспособности:

- цены (оценка при определении конкурентоспособности «удовлетворительно»);

- торгово-техническая база (оценка при определении конкурентоспособности «хорошо»);

- реклама (оценка «хорошо»);

- выставки товаров (оценка «хорошо»);

- качество товаров (оценка «хорошо»);

- квалификация персонала (оценка «хорошо»);

- публикации о фирме (оценка «хорошо») [14, с. 121].

1) Необходимо усовершенствовать ценовую политику фирмы «ПродЛайн»:

Корректировки требует расчёт торговой надбавки, при этом нужно учитывать цены конкурентов и свои затраты (издержки на торговлю).

Существует 2 основных альтернативных подхода к ценообразованию в компании:

- затратный;

- ценностный.

В «ПродЛайн» используется затратный метод, при котором цена формируется как сумма издержек плюс нормальная прибыль в процентах к понесённым фактическим издержкам.

Необходимо использовать ценностный подход: учитывать не только издержки и норму прибыли, но и предпочтения покупателей, цены конкурентов, ценность товара с точки зрения покупателей.

2) Необходимо усовершенствовать торгово-техническую базу: заменить устаревшее, поэтому часто выходящее из строя оборудование – холодильные установки, стеллажи.

Следует закупить более совершенное оборудование – холодильную витрину, камеру сборную, морозильник, слайсе [16, с. 323].

3) Совершенствовать рекламную политику и методы стимулирования сбыта:


- создать на предприятии отдел рекламы;

- необходимо ввести льготную цену на покупку сразу нескольких предметов видов продукции;

- разместить информацию о цене товаров магазина на специальных красочных, ярких, разработанных дизайнером ярлыках;

- предложить потребителю экономию при покупке нескольких видов товаров (например, 3 пакета сока по цене 2-х);

- демонстрировать товар;

- размещать рекламу в СМИ, в интернете, на улицах города.

4) Выставка товаров:

Необходимо участвовать в выставках, ярмарках продукции компании «ПродЛайн».

5) Качество товаров:

Для того, чтобы получать от поставщиков только качественные товары, необходимо соблюдать правила приемки продукции. Порядок приёмки товаров в магазине должен быть следующий:

1. Проверка количества поступивших товаров.

2. Проверка качества товаров.

3. Проверка комплектности товаров.

4. Документальное оформление приемки.

5. Принятие товаров на учёт.

Должны проверяться следующие документы:

1. Товарно-транспортная накладная.

2. Транспортная железнодорожная накладная.

Должны проверяться следующие сопроводительные документы компании «ПродЛайн»:

- товарная накладная;

- счёт;

- счёт-фактура.

Приемка товаров по качеству должна проводиться для выявления соответствия качества поступивших товаров требованиям стандартов, ТУ, условиям договора.

Магазин должен участвовать в добровольной сертификации своих товаров - это подтверждение безопасности продукции, её качества, соответствия государственным и международным стандартам.

6) Квалификация персонала:

Для того, чтобы квалификация персонала была высокая, необходимо соблюдать правила отбора персонала, осуществлять повышение квалификации персонала, отправлять для этого персонал на соответствующие курсы повышения квалификации [13, с. 321].

Процесс отбора персонала должен включать следующие этапы: планирование; организация; координация; контроль.

На этапе I «Планирование» необходимо определить потребность организации в подборе персонала: составить заявки на подбор с описанием требований к кандидату.

Этап II «Организация» должен начинаться с размещения информации о вакансии в СМИ, в Интернете, на бирже труда.

Этап III «Координация» должен включать:

  • сообщение кандидату о результатах собеседования;
  • уточнение даты выхода на работу.

Этап IV «Контроль» должен включать:

1. Проверку информации в резюме, анкете и по результатам интервью службой безопасности.


2. Ознакомление с должностными инструкциями, рабочим местом.

7) Публикации о фирме:

Нужно распространять информацию о магазине и его товаров в газетах, рекламных журналах, на телевидении, в интернете.

Повышение конкурентоспособности фирмы «ПродЛайн» возможно за счёт использования следующих стратегий конкуренции (рис. 8):

Базовые стратегии

конкуренции

Минимизация издержек

Фокусированная ниша

Стратегия инноваций

Дифференциация

Оперативное реагирование

Рис. 8. Базовые стратегии конкуренции [17, с. 27]

Фирме «ПродЛайн» для роста её конкурентоспособности можно использовать следующие стратеги:

- стратегию минимизации издержек;

- стратегию фокусированной ниши.

Стратегия минимизации затрат фирмы начинается с их планирования для поисков резервов их снижения.

Процесс планирования расходов фирмы включает в себя следующие этапы: предварительный, основной, заключительный (рис. 9):

Определение целей и задачи планирования

Сбор информации для планирования

Изучение экономических предпосылок планирования издержек

Выбор метода для планирования

Расчёт издержек различными методами

В целом по фирме

По отдельным статьям расходов

В разрезе цехов, отделов и т.д.

Выбор проекта плана из разработанных альтернативных планов издержек

Экономическое обоснование планируемых

Издержек

Разработка программы по выполнению

плана издержек

Предварительный этап

Основной

этап

Заключительный этап

Рис. 9. Этапы планирования затрат [16, с. 181]

Слабым звеном в деятельности фирмы «ПродЛайн» является реклама, которая проводится время от времени.

Предлагаем создать в фирме «ПродЛайн» отдел рекламы.

Можно использовать совершенствование следующих методов стимулирования сбыта:

1) Рекламные мероприятия

2) Поощрительные меры для стимулирования

3) Выставки

4) Ярмарки

5) Персональная продажа

6) Скидки

7) Бонусная карта

Взаимосвязь рекламной группы с другими отделами фирмы «ПродЛайн» должна осуществляться следующим образом (рис. 10):

Директор

магазина

Коммерческий директор

Директор по маркетингу

Бухгалтерия

Рекламная служба