Файл: Теоретические основы конкурентоспособности фирмы в условиях рынка.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1. Понятие и факторы конкурентоспособности фирмы
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
1.3. Современные подходы к повышению конкурентоспособности предприятия
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ ООО «ПРОДЛАЙН»
2.1. Организационная характеристика ООО «ПродЛайн»
2.2. Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности фирмы «ПродЛайн»
2.3. Предложения по повышению конкурентоспособности фирмы ООО «ПродЛайн»
Pi - величина i-го параметра для анализируемого товара;
Piо - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n - количество параметров [12, с. 19].
Если за базу оценки принимается образец, расчёт единичного показателя конкурентоспособности проводится по формуле:
(i = 1, 2, 3,...,n), (2)
, (3)
где ki`, ki - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
Pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Pi 0 - величина i-го параметра для изделия, принятого за образец [11, с. 9].
2. Комплексный метод предполагает применение комплексных показателей. Расчёт группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:
, (4)
где Iнп - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;
qнi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитывается по формуле (1);
n - число нормативных параметров, подлежащих оценке [12, с. 21].
Расчёт группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:
, (5)
где Iтп - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам (1), (2), (3);
ai - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;
n - число параметров, участвующих в оценке [17, с. 29].
1.3. Современные подходы к повышению конкурентоспособности предприятия
В результате оценки фирмой конкурентоспособности руководством могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:
- изменение состава материалов, сырья, использование новой техники для изготовления продукции,
- изменение структуры применяемых для изготовления материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий;
- изменение конструкции товара (продукции);
- изменение порядка проектирования продукции;
- изменение технологического процесса для изготовления продукции (применение результатов инновационных разработок, ноу-хау);
- изменение цен на изготовляемую фирмой продукцию,
- изменение цен на услуги фирмы;
- изменение системы стимулирования поставщиков материалов (система скидок, рассрочек и т.п.) [9, с. 150].
На повышение конкурентоспособности организации направлены мероприятия [14, с. 109]:
- обеспечение технических, экономических и качественных показателей, создающих преимущества товара фирмы на рынке;
- изменение качества изделия (продукции) в пользу учёта требований потребителя;
- выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
- выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, использование результатов в организации [17, с. 29];
- изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
- выявление ценовых факторов повышения конкурентоспособности (скидок с цены) [5, с. 57];
- дифференциация продукции;
- воздействие на потребителя искусственным ограничением поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведением активной рекламной деятельности [14, с. 139].
Таким образом, конкурирование субъектов рынка – это необходимое условие, способствующее количественному и качественному воспроизводству рыночной системы, ее саморегуляции, конкуренция предполагает борьбу субъекта рынка с равными или более сильными соперниками. При оценки конкурентоспособности товаров фирмы используются три основных метода оценки – дифференциальный метод, комплексный метод и смешанный метод оценки. Для повышения конкурентоспособности продукции фирмы нужно внедрять комплексные мероприятия по повышению конкурентоспособности.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ ООО «ПРОДЛАЙН»
2.1. Организационная характеристика ООО «ПродЛайн»
ООО «ПродЛайн» - это сеть продовольственных магазинов. «ПродЛайн» занимается следующими видами торгово-производственной деятельности: реализация населению продовольственных товаров; реализация промышленных (бытовых) товаров; изготовление полуфабрикатов [Приложение 1].
Организационная структура торговой фирмы «ПродЛайн» представлена на рис. 2.
Общее собрание
участников
Директор
Зам. директора по общим вопросам и оптовой деятельности
Зам. директора по розничной торговле
Зам. директора по кадрам
Главный экономист
Начальник базы
Начальники отделений рознич-
ной торговли
Финансово-экономичес-кий отдел
Отдел кадров
Зам. начальника базы
Товароведы
Бухгалтерия
Склады
Директора магазинов
Продавцы
Юридический отдел
Торговый инспектор
Рис. 2. Структура ООО «ПродЛайн» [18]
Согласно функциональным признакам в ООО «ПродЛайн» выделяется 9 крупных структурных подразделений [Gриложение 2].
Организация экономической деятельности фирмы «ПродЛайн» осуществляется (рис. 3) главным экономистом.
Главный экономист
Экономический
отдел
Бухгалтерия
Экономист по финансовой работе
Экономист по труду
Главный экономист
Главный бухгалтер
Сектор учёта товарных операций
Сектор учёта расчётных операций
Рис. 3. Структура управления экономическими
службами фирмы «ПродЛайн» [18]
Структура бухгалтерской службы фирмы «ПродЛайн» следующая (рисунок 4):
Бухгалтерия
Общий сектор
Сектор расчётов с персоналом
Рис. 4. Структура бухгалтерии ООО «ПродЛайн» [18]
Показатели деятельности фирмы «ПродЛайн», составленные по приложениям 2-3, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные показатели деятельности фирмы «ПродЛайн» в 2016-2018гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2018г. к 2016г. |
|
Тыс. руб. |
При- рост, % |
|||||
Выручка от продаж Основные фонды Фондоотдача Фондоёмкость Численность работников Производительность труда Зарплата Прибыль от продаж Чистая прибыль |
тыс. руб. тыс. руб. руб. руб. чел. тыс. руб. руб. тыс. руб. тыс. руб. |
50320 32601 1,54 0,65 84 599 12632 1811 1940 |
57802 33001 1,75 0,57 92 629 13280 19330 7242 |
70021 33612 2,08 0,48 102 687 14510 33881 28033 |
19701 1011 0,54 -0,17 18 88 1878 32070 26093 |
39 3 35 -26 21 14,6 14,9 1771 1345 |
[Составлено автором по приложениям 3-4]
В 2018г. по сравнению с 2016г. выручка «ПродЛайн» увеличилась на 39%, что свидетельствует о том, что товары фирмы востребованы.
Наблюдается рост численности работников «ПродЛайн», что свидетельствует о стремлении фирмы к расширению.
Прибыль от продаж возросла, что свидетельствует о повышении эффективности деятельности данной фирмы.
Чистая прибыль в 2018г. по сравнению с 2016г. увеличилась. Следовательно, фирма работает эффективно [Составлено автором по прил. 2-3].
2.2. Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности фирмы «ПродЛайн»
Процедура исследования, использованная в курсовой работе - наблюдение и анализ полученных данных.
В работе использованы такие экономические методы исследования, как горизонтальный и вертикальный анализ, анализ относительных и абсолютных величин, метод сравнения. Выбор данных методов связан с их простой и надежностью Значение этих методов заключается в том, что они позволяют получить достоверную картину анализируемого явления и объекта.
Схема управления отделами маркетинга, снабжения и сбыта в ООО «ПродЛайн» выглядит следующим образом (рис. 5):
Коммерческий директор
ООО «ПродуктЛайн»
Начальник ОМТС
Начальник сектора сбытовых функций
Группа маркетинга
Бюро исследо-вания рынка
Группа контроля сбыта
Бюро комплектации
Группа разработки новых услуг и продукции
Транспортно-диспетчерское бюро
Рис. 5. Схема управления отделами маркетинга,
снабжения и сбыта ООО «ПродЛайн» [18]
На отделы снабжения и маркетинга ООО «ПродЛайн» возложено выполнение следующих видов работ:
- материально-техническое снабжение;
- сбыт продукции;
- проведение рекламной компании;
- изучение рынка сбыта и анализ возможностей конкурентов (рис. 6) [Приложение 1].
ЦЕЛИ ООО ПРОДЛАЙН»
выживание и развитие (получение прибыли)
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
обеспечение целей развития ООО «ПродЛайн» путём проведения эффективной маркетинговой компании (завоевание рынка, используя различные маркетинговые инструменты)
ЦЕЛИ ДЛЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ И РЫНКОВ
получение определённой доли продаж на определённом
рынке при продаже определённого товара
ЦЕЛИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ И РЫНКОВ
ПРОДУКТ
- разработка требуемых параметров
- создание имиджа фирмы
ЦЕНА
Получение обычной нормы при-
были
ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДУКТА
- реклама
- стимулирование продаж
- персональные продажи
ДОВЕДЕНИЕ ПРОДУКТА ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ
Цели в области:
- выбора каналов товародвижения
- складирования и отгрузки товаров
- транспортировки
- послепродажного обслуживания
Рис. 6. Система маркетинговых целей ООО «ПродЛайн» [18]
Целью деятельности ООО « Лукошко» является расширение рынков сбыта, а также получение и максимизация прибыли [Приложение 1].
Разработку стратегии в ООО «ПродЛайн» называют стратегическим планированием.
На первом этапе разработки стратегии определяется миссия ООО «ПродЛайн».
На втором этапе разработки стратегии в ООО «ПродЛайн» определяют цели с учётом следующих факторов (рис. 7):
Изменения
Внешняя среда
Воздействия поставщиков и технологий
Социокультурные и культурные воздействия
Внешняя граница организации
Техноло-
гия
Цели орга-низации
Структура
Кадры
Изменения
Изменения
Вводимые
ресурсы
Рез-ты
деят- ти
Задачи
Воздействия экономики и конкуренции
Законодательные и политические
воздействия
Изменения
Рис. 7. Модель разработки целей в ООО «ПродЛайн» [18]
Третий этап процесса формулирования стратегии в ООО «ПродЛайн» – разработка самой стратегии.
Конкурентоспособность предприятия и его продукции зависит как от факторов внешней, так и от факторов внутренней среды организации.
Поскольку число факторов макросреды (внешней среды) достаточно велико, выделяют четыре стратегические сферы, оказывающих наиболее существенное влияние на деятельность организации – политическая (P), экономическая (E), социальная (S), технологическая (T). Анализ влияния этих сфер на деятельность организации называется PEST-анализом.
Обобщим данные PEST-анализа фирмы «ПродЛайн» в виде следующей таблицы (таблица 4):
Таблица 4
Анализ внешней среды посредством PEST-анализа [10, с. 211]
Фактор макросреды «Про- дуктЛайн» |
Характеристика |
Политический |
Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Устав области в части главы «Основы экономики и финансов области» |
Экономический |
|
Социальный |
Льготы, отношение граждан к платному образованию и медицинскому обслуживанию. Снижение реальных доходов населения, среднего класса, доходов предприятий, не способствует росту спроса на продукцию «ПродЛайн» |
Технологический |
Отставание НТП (неблагоприятный фактор) – устаревшее торговое оборудование, несовершенство торговых технологий |