Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22
Следовательно, педагогическая работа одновременно должна быть направлена на большую информированность относительно бытия людей с теми или иными формами патологии и на нравственное развитие учеников в соответствии с принципами гуманизма и равноправия. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у детей уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Также очень многое в принятии «особых» детей «обычными» будет зависеть от позиции классного руководителя, учителей. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и иметь в своем арсенале умения, принимать решения. Им необходимо иметь качества, позволяющие справляться с негативными эмоциями, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях.
Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом.
Все это будет иметь особое значение для правильной организации учебно- воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
Но, при работе по формированию инклюзивной культуры могут выявиться и серьезные проблемы, например, дети с ограниченными возможностями здоровья привыкают к вниманию, следовательно они могут начать злоупотреблять своим особым статусом, допускать снижения требований к себе. Либо некоторые родители могут оказаться с высоким уровнем притязаний – требовать для своего
«особого» ребенка лучших учителей и других специалистов. Задачей образовательного учреждения является создание особых образовательных условий, которые будут адаптированы под различные нозологические группы обучающихся с ОВЗ, при этом помня, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития образовательной организации, когда образование становится реальным правом для всех.
Список использованной литературы:
1.
Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 5–16.
23 2.
Андронникова
О.О.
Проблемы внедрения инклюзии в общеобразовательную и профессиональную образовательную систему / О. О.
Андронникова // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования: материалы Всерос. науч. шк. с междунар. участием / под общ. ред. А. Г. Ряписовой ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2012. - С.
104-107. - Библиогр.: с. 107 3.
Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. №1. С. 77‒88.
4.
Сабельникова C.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс] / С.И. Сабельникова. – URL: http://www.znaem-mozhem.ru/node/1206/.
5.
Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35. – URL: http://e- koncept.ru/2016/56117.htm
ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В СТУДЕНЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
КОЛЛЕДЖА
Земскова М.М.,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический колледж»
В последние годы в России активно формируется система инклюзивного образованиядля инвалидов и лиц с ОВЗ.Понятие «инклюзивное» (франц. inclusif
– включающий в себя) или включенное образование – это термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в образовательных (массовых) организациях [1].
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любое разделение детей и обеспечивает равное отношение ко всем участникам образовательного процесса [2]. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех; это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных организациях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку [1].
24
В ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический колледж» обучаются студенты - выпускники специальной школы VIII вида по профессиям «Маляр»,
«Столяр», «Кондитер». К сожалению, этим студентам учение дается с большим трудом, они не всегда в состоянии правильно выполнить задание педагога, следовательно, неудачи формируют у обучающихся отношение к учению как к мало доступной для них деятельности.
Для успешной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже существует негласное правило: студент с ОВЗ ничем не отличается от здорового студента!
В связи с этим «особенные» студенты должны быть полностью включены в педагогический процесс, максимально выполнять все манипуляции на практических занятиях и активно участвовать в жизни колледжа[2].
Для студентов, имеющих ограниченные возможности в здоровье, очень важно его принятие обществом: сверстниками, преподавателями и трудовым коллективом в дальнейшем. Поэтому одной из ключевых задач педагогического коллектива колледжа является развитие у этой категории обучающихся интереса к овладению трудовыми умениями и навыками. Для этого необходимо постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение обучающихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы и др.
Нестойкость познавательных интересов обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, быстрая утомляемость от однообразной деятельности требуют смены видов труда[2]. Поэтому наряду с учебной деятельностью в колледже активно применяются различные виды трудовой деятельности, организованной как на уроке, так и во внеурочное время. Грамотная организация трудовой деятельности повышает уровень мотивации обучающихся с
ОВЗ к предметам профессионального цикла, развивает их творческий потенциал через продуктивную деятельность, формирует коммуникативные качества обучающихся, воспитывает трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, культуру поведения и бесконфликтного общения.
Основными формами организации трудового обучения и воспитания являются: общественно полезный производительный труд, кружковая деятельность, социальные пробы и практики, производственная практика и др.
Большой популярностью пользуются конкурсы, викторины, соревнования, праздники, встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия. Отметим положительные стороны данного направления:
- получение обучающимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
- приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
25
- духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
-профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к определенному профилю);
- развитие умений ставить близкие и дальние цели в зависимости от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
Студенты, обладающие вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социуме. Используя все многообразие форм учебно-воспитательной работы по трудовому воспитанию, педагогические работники колледжа смогут более успешно решать задачи по подготовке обучающихся к будущей самостоятельной жизни.
Список использованной литературы:
1. Лукьянович, А. В. Методика производственного обучения: учебно- методическое пособие для студентов./ [Текст] / А.В. Лукьянович. – Минск:
БНТУ, 2014– . – Ч. 1. – 58 с.
2. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения
Учебное пособие. / [Текст] / В.А. Скакун.- Москва ФОРУМ - ИНФРА-М. - 2007. –
320 с.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В
ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ЦИКЛА
Ковалева М.А.,
преподаватель, ГАПОУ «Казанский строительный колледж»
Построение инклюзивной образовательной культуры в колледже является одним из важнейших условий успешности включения обучающихся с нарушением слуха в социум колледжа.
Создание инклюзивной культуры в колледже способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников; сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создаё
т общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми сотрудниками колледжа, студентами, администраторами, родителями.
26
Развитие инклюзивной культуры становится при этом непрерывным процессом.
О каких же инклюзивных ценностях может идти речь? Прежде всего, это:
• признание ценности разнообразия людей;
• признание приоритетности принципов равноправия и коллективизма;
• открытость колледжа для всех обучающихся;
• развитие духа принадлежности коллективу образовательной организации у каждого участника сообщества колледжа;
• признание ценности сотрудничества в противовес идеям развития конкуренции и соревновательности в практике обучения в колледже.
Ценности приоритетов равенства, сопричастности, сотрудничества в аспекте формирования инклюзивной образовательной культуры в коллед же впрямую соотносится с основными принципами инклюзивного образования как социального и образовательного инновационного процесса, динамически развивающегося подхода, при котором ведущим является позитивное отношение к разнообразию обучающихся, а индивидуальные особенности воспринимаются не как проблема, а как возможность обогащения процесса познания.
Положения, лежащие в основе инклюзивного образовательного процесса, формируют правила или подходы к формированию инклюзивной культуры колледжа.
Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом усилий по внедрению в колледжную жизнь таких ценностей, как коллективизм и равенство.
Готовность студентов группы к изменениям навстречу другому – важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться во время проведения занятий.
Эта готовность имеет разные аспекты – психологический, культурный, социальный, политический, экономический, и предполагает разные этапы в своем развитии. В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации студента с нарушением слуха. Это в значительной мере связано с тем, что у этих студентов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.
Обычные студенты могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в группе.
Инклюзия несёт преимущества и студентам без особенностей развития.
Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей
27 будет также присутствие в классе дополнительного педагогического персонала.
Слышащие студенты, будучи вовлечёнными в обучение своих сверстников в сотрудничестве со студентами с нарушением слуха, получают преимущества в том, что эти подходы способствуют повышению их самооценки и качества овладения академическими.
В инклюзивной группе эти студенты учатся уважать и ценить своих одногруппников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности , различать социальные стигмы.
На своих уроках я целенаправленно поддерживаю социализацию среди студентов группы. Студенты с нарушением слуха не являются «причиной» непродуктивной траты времени на уроке. В этом мне в помощь является внедрение
ИКТ в учебный процесс, который делает урок более наглядным и понятным для запоминания и его восприятия.
Компьютерные технологии – это новое средство коррекционного обучения для удовлетворения особых образовательных потребностей не слышащих студентов, более эффективного решения собственно коррекционных задач. У слабослышащих обучающихся зрительное восприятие информации приобретает ведущую роль, а в системе информационных технологий визуальный канал передачи информации занимает ведущую роль. Мышление слабослышащего студента развивается медленнее, но интеллект остается сохранным в любом возрасте. Это значит, что потенциальные возможности слабослышащего те же, что и у слышащего. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение практическим опытом, знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, но и на формирование всей познавательной деятельности в целом.
Поэтому использование новых нестандартных приёмов проведения урока повышает непроизвольное внимание студентов, помогает развить произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти слабослышащих обучающихся, таким образом подача лекционного материала в виде презентационного материала, а также использование наглядных пособий сокращает время обучения, высвобождает их ресурсы здоровья.
На своих занятиях я активно использую эти технологии. На примере одного урока я постараюсь это продемонстрировать. Любой урок предусматривает определенную структуру проведения занятия. В чем же специфика подготовки к урокам для студентов с нарушением слуха. Методическая составляющая урока:
28
Актуальность темы: Создание условий и оказание помощи студентам ОВЗ в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к профессиональной деятельности умений и навыков полноценной жизни в обществе.
Ожидаемые результаты урока.
Повышение уровня профессионального мастерства лиц с ОВЗ посредством внедрения теории и практических заданий в образовательный процесс.
Цель урока: Профессионализм мастерства для людей с инвалидностью.
Коррекционно-развивающая:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие навыков группировки и классификации на примере маркировки сварочных электродов;
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: проекционная доска, проектор, ноутбук, презентация, справочник сварщика, буклеты и сигнальные маячки для слабослышащих обучающихся.
При проведении урока мне активно помогает сурдопереводчик. Урок построен на принципах сотрудничества преподаватель – обучающийся с ОВЗ – сурдопереводчик – слышащий студент. Эта триада очень эффективно работает при проведении занятий.
Использование информационно-коммуникативных технологий при работе со слабослышащими студентами является неотъемлемой частью современного урока.
В рамках ИКТ на своих уроках я использую ЦОР, виртуальные лабораторные и практические работы,
IT-технологии, мультимедийная презентация, дидактический материал.
В начале урока студентам раздаются маячки, которые предназначены для обратной связи. Поднятый маячок дает сигнал преподавателю и сурдопереводчику, что у студента возник вопрос, либо какая-то проблема при изучении материала.
Актуализация опорных знаний проходит в виде технического диктанта.
Студентам раздается диктант, который представлен в виде контрольных вопросов, на которые студенты должны ответить. После выполнения задания, проводится взаимопроверка, через презентацию Студенты проверяют друг друга и выставляют баллы, за количество верных ответов.
Работа по изучению нового материала ведется через презентационный материал, а также используется наглядный раздаточный материал, который выполнен на основе технологии опорного конспекта (буклет). Слабослышащие студенты работают на уроке с использованием буклета. Он помогает в доступной для понимания форме понять новый материал, так как иллюстрирован в цветовой гамме и преподносит изучаемый материал в виде справочного материала.