Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 268
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воспитание; гражданское воспитание; развитие ассертивности, критического мышления, социальной компетентности, жизнестойкости и т. д.), а также на коррекцию дезадаптивных личностных характеристик, провоцирующих деструктивное поведение (нарушения нормативно-правового сознания; оппозиционная направленность; девиантные ценности и установки; эгоцентрическая фиксация; неблагополучие коммуникативной сферы; эмоциональные нарушения; неэффективная саморегуляция; нарушения идентичности и поляризация самооценки; когнитивные искажения и др.).
Эффективность профилактической работы во многом зависит от выявления детей и молодежи, склонных к деструктивному поведению. Данная работа должна осуществляться комплексно и включать в себя:
Методики для диагностики деструктивного поведения подбираются в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, от задач проведения скрининговой или углубленной диагностики. При организации психологической диагностики несовершеннолетних с нарушениями поведения психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) могут быть предложены разные модели обследования и выработки коллегиального заключения ПМПК (модель экспресс-обследования или планово-динамическая модель).
В целом методики можно разделить на две большие группы: методики диагностики личностных особенностей, влияющих на формирование деструктивного поведения, и методики диагностики признаков деструктивного поведения. Методики диагностики личностных особенностей, влияющих на формирование деструктивного поведения, должны быть направлены на исследование следующих особенностей: социальное развитие и морально- ценностная сфера, саморегуляция, психоэмоциональная сфера, межличностные отношения и коммуникативная компетентность, самооценка, самосознание, мотивационно-потребностная сфера, индивидуально-типологические особенности, акцентуации характера и др.
Методики диагностики признаков деструктивного поведения подразделяются на комплексные методики и методики диагностики отдельных видов деструктивного поведения (суицидального, зависимого, делинквентного, рискованного и т. д.).
При выборе диагностических методик важно учитывать их параметры стандартизации,
доказательность в соответствии с современными научно обоснованными требованиями к стандартизованным (валидизированным) методикам. Открытый реестр психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества, с описанием минимально необходимых условий и требований их использования и реализации в школе, представлен в Методических рекомендация по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях.
Схема 2.3. Методики психологической диагностики девиантного поведения
Методики диагностики личностных особенностей, влияющих на формирование деструктивного поведения: социального развития иморально-ценностной сферы;саморегуляции;психоэмоциональной сферы;межличностных отношений икоммуникативнойкомпетентности;
самооценки, самосознания;мотивационно-потребностной сферы;индивидуально-
типологическихособенностей,акцентуацийхарактера
Методики диагностики признаков деструктивного поведения
Комплексныеметодикидиагностикисклонностик
деструктивномуповедению
Психологическая работа по профилактике
деструктивного поведения должна реализовываться в условиях образовательных организаций на трех уровнях:
Психологическая коррекция личности обучающегося/ воспитанника (в аспекте профилактики деструктивного
поведения) направлена на снижение влияния «факторов риска» и усиление «факторов защиты».
Выделяются две формы проведения профилактической работы – индивидуальная и групповая. Выбор формы и методов работы зависит от возраста, особенностей психофизиологического развития обучающихся/воспитанников, уровня сформированности деструктивного поведения.
Коррекция отклоняющегося поведения должна реализовывается врамкахпсихопрофилактических программ(мероприятий) и включать различные формы и методы работы: социально-психологические тренинги (коммуникативные, реориентационные, развития жизненных навыков, личностного роста, формирования ассертивного поведения, устойчивости к негативному социальному влиянию), дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы, кейс- технологии, консультирование,
Схема 2.2. Рекомендуемые направления профилактической работы в образовательной организации
-
Рекомендации по психологической диагностике деструктивного поведения
Эффективность профилактической работы во многом зависит от выявления детей и молодежи, склонных к деструктивному поведению. Данная работа должна осуществляться комплексно и включать в себя:
-
наблюдение и экспертные оценки поведения обучающихся, воспитанников со стороны педагогов и родителей (законных представителей) на основе знания маркеров деструктивного поведения; -
мониторинги – постоянные скрининговые психологические исследования личностных особенностей, связанных с формированием деструктивного поведения; -
индивидуальную психодиагностику детей, подростков, молодежи, требующих особого психолого-педагогического внимания, позволяющую разрабатывать программы индивидуальной профилактической работы.
Методики для диагностики деструктивного поведения подбираются в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, от задач проведения скрининговой или углубленной диагностики. При организации психологической диагностики несовершеннолетних с нарушениями поведения психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) могут быть предложены разные модели обследования и выработки коллегиального заключения ПМПК (модель экспресс-обследования или планово-динамическая модель).
В целом методики можно разделить на две большие группы: методики диагностики личностных особенностей, влияющих на формирование деструктивного поведения, и методики диагностики признаков деструктивного поведения. Методики диагностики личностных особенностей, влияющих на формирование деструктивного поведения, должны быть направлены на исследование следующих особенностей: социальное развитие и морально- ценностная сфера, саморегуляция, психоэмоциональная сфера, межличностные отношения и коммуникативная компетентность, самооценка, самосознание, мотивационно-потребностная сфера, индивидуально-типологические особенности, акцентуации характера и др.
Методики диагностики признаков деструктивного поведения подразделяются на комплексные методики и методики диагностики отдельных видов деструктивного поведения (суицидального, зависимого, делинквентного, рискованного и т. д.).
При выборе диагностических методик важно учитывать их параметры стандартизации,
доказательность в соответствии с современными научно обоснованными требованиями к стандартизованным (валидизированным) методикам. Открытый реестр психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества, с описанием минимально необходимых условий и требований их использования и реализации в школе, представлен в Методических рекомендация по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях.
Схема 2.3. Методики психологической диагностики девиантного поведения
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Методики диагностики личностных особенностей, влияющих на формирование деструктивного поведения: социального развития иморально-ценностной сферы;саморегуляции;психоэмоциональной сферы;межличностных отношений икоммуникативнойкомпетентности;
самооценки, самосознания;мотивационно-потребностной сферы;индивидуально-
типологическихособенностей,акцентуацийхарактера
Методики диагностики признаков деструктивного поведения
Комплексныеметодикидиагностикисклонностик
деструктивномуповедению
Методики диагностики отдельных видов деструктивного поведения:
-
методики диагностики делинквентного поведения (противоправного);
-
методики диагностики аддиктивного поведения (химических и нехимических зависимостей); -
методики диагностики отклоняющегося поведения на базе агрессивности личности;
-
методики диагностики суицидального поведения; -
методики диагностики патологичного сексуального и репродуктивного поведения;
-
методики диагностики социально-паразитарного поведения; -
методики диагностики отклоняющегося поведения на основе нарушений социально-личностной самореализации
-
Рекомендации по индивидуальной и групповой психологической профилактике деструктивного поведения детей и молодежи в условиях образовательных организаций
Психологическая работа по профилактике
деструктивного поведения должна реализовываться в условиях образовательных организаций на трех уровнях:
-
первичная, общая профилактика – развитие качеств личности, повышающих ее устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов; -
вторичная профилактика – психокоррекционная работа с группой риска формирования деструктивного поведения; -
третичная профилактика – психокоррекционная работа с обучающимися/воспитанниками, имеющими признаки деструктивного поведения и состоящими на профилактическом учете.
Психологическая коррекция личности обучающегося/ воспитанника (в аспекте профилактики деструктивного
поведения) направлена на снижение влияния «факторов риска» и усиление «факторов защиты».
Выделяются две формы проведения профилактической работы – индивидуальная и групповая. Выбор формы и методов работы зависит от возраста, особенностей психофизиологического развития обучающихся/воспитанников, уровня сформированности деструктивного поведения.
Коррекция отклоняющегося поведения должна реализовывается врамкахпсихопрофилактических программ(мероприятий) и включать различные формы и методы работы: социально-психологические тренинги (коммуникативные, реориентационные, развития жизненных навыков, личностного роста, формирования ассертивного поведения, устойчивости к негативному социальному влиянию), дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы, кейс- технологии, консультирование,