Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности выступает предпосылкойформированияделинквентногоповеденияподростковимолодежи.




Схема 1.4.4. Маркеры агрессивного поведения









      1. Суицидальное поведение


Самоубийство (суицид) – это каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим.

Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, направляемые мотивами и представлениями о лишении себя жизни.

При изучении феномена суицидального поведения принято разграничивать самоубийства психически здоровых и психически нездоровых людей. Суицидальное поведение психически нормальных людей (70-75% суицидентов) классифицируется следующим образом: демонстративно-шантажное, аффективное, альтруистическое, истинное.

Демонстративно-шантажное суицидальное поведение имеет своей целью не уход из жизни, а привлечение внимания к своим проблемам. Проявляется в совершении суицидальной попытки для оказания психологического давления на окружающих значимых лиц, для изменения конфликтной ситуации в благоприятную для суицидента сторону. При таком поведении человек понимает, что его действия
не должны повлечь за собой смерть, и предпринимает для этого меры предосторожности. Однако следует подчеркнуть, что они не всегда оказываются достаточными, и это нередко приводит к трагическому исходу.

Аффективноесуицидальное поведение характеризуется попыткой убить себя в состоянии аффекта и обычно обусловлено необычайно сильной эмоциональной дестабилизацией, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания.

Альтруистическое суицидальное поведение представляет собой самопожертвование во имя какой-то значимой идеи, во благо значимых людей или в соответствии с традициями (встречаются в истории и культуре многих этносов: вспарывание живота самураем в случае

бесчестья, смерти хозяина и т. д., самосожжения индийских вдов сразу после смерти мужа, героические поступки-самопожертвования и др.).

Истинноесуицидальное поведение это уход из жизни под воздействием тяжелых обстоятельств, характеризуется устойчивостью и целенаправленностью действий, связанных с мотивами лишения себя жизни. То есть истинный суицид – это осознанный акт ухода из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь теряет для человека смысл.



Схема 1.4.5.1. Виды суицидального поведения





Маркеры высокого риска истинного суицидального поведения
Ситуационныемаркерывысокогосуицидальногориска:

  • жизненные трагедии (смерть любимого человека; глубоко переживаемая несчастная любовь; заболевание с серьезными ограниченными возможностями здоровья; травмирующий опыт пережитого насилия);

  • социально-дезадаптирующие ситуации (межличностные конфликты; развод; потеря работы; уход на пенсию; вынужденная социальная изоляция; эмиграция; вынужденное переселение; тюремное заключение; профессиональные конфликты);

  • ситуации утраты статуса (ситуации «потери лица», позора, унижения; утрата профессионального авторитета; резкое снижение материального статуса, разорение);

  • ситуации сильнейшего разочарования (разочарование в идеях, в лидере, в близких или значимой группе; утрата веры; разочарование в профессиональной деятельности и профессиональное выгорание).



Поведенческиемаркерывысокогосуицидальногориска:

  • проявления зависимого поведения (признаки химических и нехимических аддикций);

  • самоизоляция и резкое снижение повседневной активности;

  • резкое изменение привычек, например несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

  • предпочтение тем общения и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

  • частое прослушивание траурной или печальной музыки; окружение себя мрачной символикой;

  • «приведение дел в порядок» («прощальные» действия: написание писем, раздаривание личных вещей).


Эмоциональныеикоммуникативныемаркерывысокогосуицидальногориска:

  • депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;

  • переживание одиночества;

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» прямое сообщение, «Скоро всѐ это закончится» – косвенное);

  • шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни.

Когнитивныемаркерывысокогосуицидальногориска:

  • «темная триада»: негативное видение себя, негативное видение окружающих, негативное видение будущего; собственная личность предстает как ничтожная, не имеющая права жить; мир расценивается как место потерь и разочарований; будущее мыслится как бесперспективное, безнадежное;

  • разрешающие установки по отношению к суицидальному поведению;

  • «туннельное видение» неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.

Схема 1.4.5.2. Маркеры высокого риска истинного суицидального поведения



      1. Патологичное сексуальное и репродуктивное поведение


Патологичное сексуальное и репродуктивное поведение – искаженные полоролевое поведение и сексуальная активность, противоречащие потенциальной возможности деторождения. В результате патологичного сексуального и репродуктивного поведения ни при каких обстоятельствах невозможно зачатие; сексуальная активность направлена на недопустимый в плане зачатия объект; сексуальное влечение испытывается к замещающему нормальный объект (нормальным объектом признается половозрелый человек противоположного пола).

Таким образом, нормальные сексуальные отношения основаны на взаимном согласии, не связаны с вовлечением несовершеннолетних (особенно неполовозрелых детей), «направлены» на живого, реального человека, не обладают общими признаками девиантности (нанесение ущерба, несоответствие этнокультурным нормам и др.).

Если поведенческие проявления в сексуально-репродуктивной сфере не соответствуют таким признакам, то выделяют: преступные сексуальные действия (сексуальное насилие, сексуальные действия с несовершеннолетними, совращение несовершеннолетних и т. д.), маргинальные формы сексуального поведения (промискуитет, или беспорядочность половых связей, нудизм, проституция, или рентно-промискуитетное поведение) и сексуальные отклонения.

Принимаявовниманиемножественныеклассификациисексуальныхотклонений,внаиболееобщемвиде
можноихподразделитьследующимобразом:1)нарушенияпсихосексуальных ориентаций, связанные с замещением нормального объекта влечения или сненормальнымиситуациямисексуальноговозбуждения(нарциссизм,эксгибиционизм,вуайеризм,фетишизм,зоофилия,некрофилия,экскрементофилияидр.);2)нарушенияпсихосексуальныхориентаций,связанныеснеподходящимвозрастомобъектавлечения(педофилия,геронтофилия);3)нарушенияпсихосексуальныхориентаций,связанныеснеподходящимполом объекта влечения (гомосексуализм).

Следует различать природу возникновения таких отклонений и дифференцировать: биологическиобусловленныесексуальныеотклонения(случаи биологического герматофродизма, серьезные нарушения нейрогуморальной регуляции, последствия нарушенного пренатального развития и т. д.); сексуальные отклонения на базе психическихзаболеваний (психопатии, олигофрении, органического поражения головного мозга и т. д.); социальнообусловленныеотклонениявсексуальном поведении.

Признавая наличие сексуальных отклонений, обусловленных биологической и психопатологической природой возникновения, и исключая их из поля внимания, следует особо рассмотреть сексуальную девиантность, связанную с неблагоприятными социальнымивлияниями. Наибольшую опасность они представляют для детско-юношеского периода развития, когда формируются полоролевые модели поведения, представления о нормальном и

«не-нормальном» сексуальном влечении, о связи сексуального поведения с полноценностью репродуктивной функции и с гармоничными брачно-семейными отношениями.