Файл: По внедрению в практику образовательных организаций современных методик в.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 263
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К обстоятельствам, нарушающим нормальную полоролевую социализацию и формирование нормального репродуктивного поведения у современных детей и молодежи, можно отнести следующие:
Социально-паразитарное поведение – образ действий и образ жизни, основными чертами которого являются извлечение нетрудовых доходов и уклонение от общественно полезного
труда за счет манипулирования человеческими потребностями, чувствами, желаниями.
К социально-паразитарному поведению относят социальное иждивенчество, проституцию (на стыке с отклонениями в сексуально-репродуктивной сфере), профессиональное нищенство. Некоторые ученые к данной группе причисляют еще и
коррупционное поведение (на стыке с делинквентным поведением).
Социально-паразитарное поведение представляет собой такой антиобщественный образ жизни человека, когда он сознательно стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в данном обществе за счет самого общества. Паразитический образ жизни зачастую влечет и другие формы отклонений, совершение противоправных действий. Среди лиц, ведущих данный образ жизни, значительную часть составляют алкоголики, наркоманы, проститутки.
Основные маркерысоциальногопаразитизма: личностные (ценностные установки аморального поведения; лживость; низкий культурный уровень, бездуховность,
ролевая диспозиция «Я – хороший, другие – плохие», примитивизм интересов, стремление к манипуляциям, эгоизм, направленность на получение личной выгоды); поведенческие(нарушение социальных норм, аморальное поведение; нетрудовое присвоение общественных благ; уклонение от общественно полезного труда; нарушение правовых запретов; иждивенчество; удовлетворение своих потребностей за чужой счет; проживание на доходы, полученные противозаконным путем; попрошайничество (проживание на доходы, добытые путем выпрашивания у посторонних граждан денег, одежды, продуктов питания, каких-либо
других материальных ценностей)).
На формирование социально-паразитарного образа жизни детей и молодежи значительно влияютсоциальныефакторы: плохие материально-бытовые условия проживания; неработающие родители; безнадзорность; конфликтные отношения в семье; асоциальность семьи; непосещение образовательных учреждений, систематические пропуски занятий; школьная дезадаптация за счет педагогической запущенности, неразвитость позитивных интересов.
Маркеры социально-паразитарного поведения
Ценностныеустановкиаморальногоповедения
Нарушение социальныхиморальныхнорм
Низкий культурныйуровень, примитивизминтересов
Нетрудовое присвоениеобщественныхблаг,
уклонение отобщественно полезноготруда
Лживость,бездуховность
Ролеваядиспозиция
«Я – хороший, другие –плохие», стремление кманипуляциям
Эгоизм,направленность наполучение личнойвыгоды
Иждивенчество,удовлетворение своихпотребностей за чужойсчет
Проживание на доходы,полученные
противозаконнымпутем
Попрошайничество
В последнее время учеными выделяется еще одна разновидность деструктивного поведения
– это отклоняющееся поведение на основе нарушений социально-личностной самореализации.
Самореализация – это выработка в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути и последующая реализация личностного потенциала в различных формах. Самореализация проявляется в выстраивании отношений: «Я и внутреннее Я»; «Я и близкие другие», «Я и социум», «Я и природа». Формы самореализации у детей и подростков могут быть социально адекватными (конструктивными) и социально неадекватными (не одобряемыми социумом). Адекватные формы самореализации характеризуются нравственными ориентирами, оптимизирующими влияниями на развитие личности и ее ресурсы. Тогда как неадекватные формы самореализации характеризуются аморальными ориентирами, деструктивными влияниями на развитие личности, ущербом личностным ресурсам, патологичными формами активности, «творчества», шокирующими телесными модификациями (рис. 3) и опасными способами привлечения внимания.
Социально-личностная самореализация обусловлена двумя взаимосвязанными, но противоположными по сути процессами – механизмами социализации: это процесс уподобления личности социальной группе, к которой она принадлежит (когда ребенок осознает и желает принадлежать к какой-либо социальной группе; начинает себя идентифицировать с ней), и процесс формирования индивидуальности, уникальности (когда ребенок стремится обособиться, подчеркнуть свою индивидуальность, отличие от других). Нарушения в
Рисунок 3. Шок-модификации тела
балансе этих процессов связаны с травматичным опытом ребенка, комплексами неполноценности,
нестабильной самооценкой, низким уровнем критического мышления и ассертивности личности и другими факторами.
Формы патологичной самореализации очень разнообразны (существует множество сфер, где человек может проявить себя как конструктивно, так и неадекватно: спорт, искусство, профессиональная деятельность, межличностные отношения, досуг, членство в субкультурах и т. д.) и очень быстро видоизменяются.
Еще недавно общественность тревожилась по поводу
«странных» субкультур готов, эмо, сегодня уже вызывают тревогу «фрик-стиль», привлечение внимания опасными поступками или эпатажными действиями («хайп»), анимешники, субкультуры зацеперов, руферов, шок- стримеров (треш-стримеров), отталкивающие модификации тела (шрамирование, шок-татуаж и пирсинг) и другие формы патологичной самореализации детей и молодежи.
Деструктивность всех этих явлений обусловлена невозможностью или затрудненностью у детей и молодежи нормальной самореализации.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
-
эксплуатация деструктивно направленными лицами естественного интереса детей к сексуальной тематике и юношеской гиперсексуальности; пропаганда сексуальных отклонений; -
чрезмерно и натуралистично подаваемые в медийно-информационной среде сведения о сексуальных девиациях, центрация внимания юных медиапотребителей на теме секса; формирование избыточной сексуальной мотивации, превышающей реальные возможности и не отвечающей здоровым сексуальным потребностям; -
формирование сверхценного отношения к сексу и стимулирование стиля пресыщенного сексуального поведения, что провоцирует поиск других сексуальных стимулов; -
«растабуирование» (снятие запретов, лояльное отношение) сексуальных отклонений через пропаганду нетрадиционной сексуальной активности; -
распространение представлений о сексе как о форме силового, агрессивного поведения, что может стать почвой для сексуальных преступлений.
Схема 1.4.6. Возрастные психологические особенности детей и молодежи, обуславливающие высокий риск искажения сексуального и репродуктивного поведения
-
Социально-паразитарное поведение
Социально-паразитарное поведение – образ действий и образ жизни, основными чертами которого являются извлечение нетрудовых доходов и уклонение от общественно полезного
труда за счет манипулирования человеческими потребностями, чувствами, желаниями.
К социально-паразитарному поведению относят социальное иждивенчество, проституцию (на стыке с отклонениями в сексуально-репродуктивной сфере), профессиональное нищенство. Некоторые ученые к данной группе причисляют еще и
коррупционное поведение (на стыке с делинквентным поведением).
Социально-паразитарное поведение представляет собой такой антиобщественный образ жизни человека, когда он сознательно стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в данном обществе за счет самого общества. Паразитический образ жизни зачастую влечет и другие формы отклонений, совершение противоправных действий. Среди лиц, ведущих данный образ жизни, значительную часть составляют алкоголики, наркоманы, проститутки.
Основные маркерысоциальногопаразитизма: личностные (ценностные установки аморального поведения; лживость; низкий культурный уровень, бездуховность,
ролевая диспозиция «Я – хороший, другие – плохие», примитивизм интересов, стремление к манипуляциям, эгоизм, направленность на получение личной выгоды); поведенческие(нарушение социальных норм, аморальное поведение; нетрудовое присвоение общественных благ; уклонение от общественно полезного труда; нарушение правовых запретов; иждивенчество; удовлетворение своих потребностей за чужой счет; проживание на доходы, полученные противозаконным путем; попрошайничество (проживание на доходы, добытые путем выпрашивания у посторонних граждан денег, одежды, продуктов питания, каких-либо
других материальных ценностей)).
На формирование социально-паразитарного образа жизни детей и молодежи значительно влияютсоциальныефакторы: плохие материально-бытовые условия проживания; неработающие родители; безнадзорность; конфликтные отношения в семье; асоциальность семьи; непосещение образовательных учреждений, систематические пропуски занятий; школьная дезадаптация за счет педагогической запущенности, неразвитость позитивных интересов.
Схема 1.4.7. Маркеры социально-паразитарного поведения
Маркеры социально-паразитарного поведения
Личностные черты Особенности поведения
Ценностныеустановкиаморальногоповедения
Нарушение социальныхиморальныхнорм
Низкий культурныйуровень, примитивизминтересов
Нетрудовое присвоениеобщественныхблаг,
уклонение отобщественно полезноготруда
Лживость,бездуховность
Ролеваядиспозиция
«Я – хороший, другие –плохие», стремление кманипуляциям
Эгоизм,направленность наполучение личнойвыгоды
Иждивенчество,удовлетворение своихпотребностей за чужойсчет
Проживание на доходы,полученные
противозаконнымпутем
Попрошайничество
-
Отклоняющееся поведение детей и молодежи на основе нарушений социально-личностной самореализации
В последнее время учеными выделяется еще одна разновидность деструктивного поведения
– это отклоняющееся поведение на основе нарушений социально-личностной самореализации.
Самореализация – это выработка в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути и последующая реализация личностного потенциала в различных формах. Самореализация проявляется в выстраивании отношений: «Я и внутреннее Я»; «Я и близкие другие», «Я и социум», «Я и природа». Формы самореализации у детей и подростков могут быть социально адекватными (конструктивными) и социально неадекватными (не одобряемыми социумом). Адекватные формы самореализации характеризуются нравственными ориентирами, оптимизирующими влияниями на развитие личности и ее ресурсы. Тогда как неадекватные формы самореализации характеризуются аморальными ориентирами, деструктивными влияниями на развитие личности, ущербом личностным ресурсам, патологичными формами активности, «творчества», шокирующими телесными модификациями (рис. 3) и опасными способами привлечения внимания.
Социально-личностная самореализация обусловлена двумя взаимосвязанными, но противоположными по сути процессами – механизмами социализации: это процесс уподобления личности социальной группе, к которой она принадлежит (когда ребенок осознает и желает принадлежать к какой-либо социальной группе; начинает себя идентифицировать с ней), и процесс формирования индивидуальности, уникальности (когда ребенок стремится обособиться, подчеркнуть свою индивидуальность, отличие от других). Нарушения в
Рисунок 3. Шок-модификации тела
балансе этих процессов связаны с травматичным опытом ребенка, комплексами неполноценности,
нестабильной самооценкой, низким уровнем критического мышления и ассертивности личности и другими факторами.
Формы патологичной самореализации очень разнообразны (существует множество сфер, где человек может проявить себя как конструктивно, так и неадекватно: спорт, искусство, профессиональная деятельность, межличностные отношения, досуг, членство в субкультурах и т. д.) и очень быстро видоизменяются.
Еще недавно общественность тревожилась по поводу
«странных» субкультур готов, эмо, сегодня уже вызывают тревогу «фрик-стиль», привлечение внимания опасными поступками или эпатажными действиями («хайп»), анимешники, субкультуры зацеперов, руферов, шок- стримеров (треш-стримеров), отталкивающие модификации тела (шрамирование, шок-татуаж и пирсинг) и другие формы патологичной самореализации детей и молодежи.
Деструктивность всех этих явлений обусловлена невозможностью или затрудненностью у детей и молодежи нормальной самореализации.
Схема 1.4.8. Характеристики отклоняющегося поведения детей и молодежи на основе нарушений социально-личностной самореализации
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ