Файл: Ремонт летательных аппаратов и авиационных двигателей Текст лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 710

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 количество запасных частей ( деталей 1-й категории) можно только для деталей обязательной замены ( например, заклепки, резинотехнические изделия). Эти детали входят в ремонтно-групповой комплект (РГК) запасных частей 1: 1 ( один к одному). Это означает, например, что на ремонт одного двигателя расходуется 250 заклепок обязательной замены.Если по результатам обработки статистических данных по отбраковке каких то деталей не обязательной замены выясняется, например, что на ремонт десяти двигателей расходуется 26 лопаток первой категории, эти лопатки помещаются в РГК 1:10.Для деталей, которые бракуются достаточно редко, существует РГК 1:50. Например, 2 вала первой категории требуются для ремонта 50 двигателей. (Все приведенные примеры условны). Все РГК ежегодно уточняются по данным статистики отбраковки деталей.
Четвертой целью анализа статистических данных является расчет ремонтных допусков - этому посвящен отдельный раздел текста лекций.
Пятой целью анализа является получение данных о надежности отремонтированной авиатехники, например, наработка на досрочный съем двигателей Д-30КУ отремонтированных на Внуковском авиаремонтном заводе. Если Тдсд ежегодно растет, значит качество ремонта удовлетворительное. Если происходит падение этого показателя, необходимо принятие срочных мер по повышению качества ремонта..
Аналогичным образом можно рассчитать и другие информационные показатели, характеризующие, например, рентабельность авиаремонтного предприятия, расход запасных частей, расходуемых материалов, потребление энергии, продолжительность ремонта, экологические показатели и так далее. В случае их ухудшения, путем анализа ситуации и принятия мер по устранению недостатков, можно преломить тенденцию ухудшения.
1.5 Математическое моделирование процессов авиаремонтного
производства и технологических процессов восстановления изделий
АТ
Уравнение состояния авиаремонтного производства
Идея уравнения и методика его составления впервые изложена в работе /14/, усовершенствована и развита до рабочего вида в /15/ и разработана применительно к авиаремонтному производству в /16/.
Уравнение состояния производства составляется с целью проведения количественного анализа трудоемкости отдельных технологических и производственных операций и выяснения степени влияния вносимых усовершенствований на повышение эффективности и рентабельности производства.
Основную совокупность трудоемкостей операций процессов ремонта можно представить в виде трудоемкостей следующих групп работ: приемка в ремонт-А1, разборка-А2, очистка-А3, дефектация-А4, сварочные работы-А5, механическая обработкаА6, гальваника-А7,


12 слесарные работы-А8, ремонт электрооборудования-А9, ремонт агрегатов-
А10, окраска-А11, комплектация-А12, сборка-А13, испытания А14, контрольные операции-А15, консервация и упаковка-А16, термические работы-А17, слесарно-дюралевые работы-А18, клепка-А19, жестяно- медняцкие работы-А20, деревообработка и пластмассовые работы-А21, пошивочно-обойные работы-А22, ремонт резинотезнических изделий-А23, ремонт приборов-А24, ремонт радиооборудования-А25, ремонт остекления и полов-А26, ремонт топливных баков-А27.
Суммарная трудоемкость будет:
Ас= А1+А2+...+А27.
(1)
Разделив правую и левую части уравнения на Ас получим:
1=Q1+Q2+...+Q27.
(2)
Здесь Qi - удельные безразмерные трудоемкости, а уравнение (2)- уравнение относительных трудоемкостей
(конкретные значения составляющих выражения (2) приведены в /16/ ). Каждая из Qi функционально зависит от целого ряда производственно-технологических факторов Uj, которые и определяют трудоемкость данного вида работ.Тоесть Qi =Fi ( Uj ). Изменяя в результате различных усовершенствований производства Uj функционально меняются и относительные трудоемкости Qi. Но, как видно из уравнения (2), общая сумма относительных трудоемкостей все равно будет равна единице.
Следовательно, от изменения одного из слагаемых в (2) меняют свою величину и все остальные, тоесть происходит перераспределение значимости слагаемых, котрое может выдвинуть на наиболее значимое место другую составляющую общей трудоемкости процесса производства.В обыденном смысле, если удалось выявить какой-то параметр производства, который делает технологическую операцию наиболее трудоемкой ( "узкое место производства"), то изменив его в положительную сторону, мы перенесем это "узкое место производства" на другой участок.
Уравнение состояния производства (ремонта) примененяется для исследования степени влияния любого изменения тех или иных факторов на перераспределение роли остальных в общей сумме длительности работ, их трудоемкости, стоимости затрат и других показателей, определяющих рентабельность авиаремонтного производства.
Ремонтные размеры
Анализ влияния размеров сопряжений на их работоспособность
Пару деталей, входящих в сопряжение, можно условно рассматривать, как "вал" и "отверстие". Под "валом" следует понимать детали, износ которых ведет к уменьшению их номинального размера, или охватываемые детали. Под "отверстием" следует понимать детали, износ которых ведет к увеличению их номинального размера, или охватывающие детали.


13
Характер посадки сопряженных деталей, определяющий характер сопряжения, изменяется из-за изменения размеров деталей вследствие их износа.
Если обозначить: Двн и Дон - соответственно номинальные диаметры вала и отверстия; Dв min, Dв max, Dо min, Dо max- соответственно верхний ( min) и нижний ( max) допуск на их номинальные размеры
(напоминание, допуска задаются в "тело" изделия.Допуска на вал- уменьшают его номинальный размер. Допуска на отверстие-увеличивают его номинальный размер.), то максимальный и минимальный размеры можно записать следующими выражениями:
Дв max= Двн +Dв min
Дв min= Двн +Dв max
(3)
До max= Дон +Dо max
До min= Дон +Dо min
(4)
Наиболее типичным случаем сопряжения является: Двн = Дон.
(5)
Максимальный и минимальный зазоры : d max и d min в сопряжении "вал" и "отверстие" запишутся:
( 6), (7)
0,5 d max=До max - Дв min = Дон +Dо max-Двн -Dв max= Dо max-Dв max
0,5 d min=До min- Дв max = Дон +Dо min- Двн -Dв min =Dо min- Dв min
Выражения (6) и (7) показывают, что:
- изменение номинального размера соединения не влияет на характер сопряжения, а, значит, и на его работоспособность;
- для сохранения работоспособности соединения важно сохранение тех-же предельных отклонений "вала" и "отверстия";
- восстановление посадки заключается в возвращении сопряжению "вал" и "отверстие" зазора или натяга в соответствии с заданными чертежными отклонениями номинальных размеров.
Способы восстановления посадок
Номинальные размеры сопряжения и их допуска не меняются- замена изношенных деталей сопряжения деталями первой категории из РГК с размерами, предусмотренными чертежами.
Номинальные размеры сопряжения и их допуска не меняются- восстановление начальных размеров деталей сопряжения, или одной из них с заменой другой на деталь первой категории с помощью различных технологических процессов восстановления /2/.
Сохранение характера сопряжения с изменением номинальных размеров- метод ремонтных размеров-обработка одной из деталей до ближайшего ремонтного размера, например, расточка отверстия, и замена сопрягаемой детали на деталь с ремонтным размером, например, постановка вала большего номинального диаметра. При этом допуска на

14 новые ремонтные размеры обеспечивают тот-же характер посадки, что и для деталей первой категории.При этом, для приведенного примера, количество "валов" с увеличивающимися диаметрами может быть несколько.Самый маленький из увеличенных размеров- первая ремонтная градация.Следующие увеличения обозначаются соответственно как вторая и так далее ремонтные градации.
Ремонтный допуск
С понятием ремонтный допуск познакомимся на примере "отверстия".Для "вала" рассуждения аналогичные.
В ремонтно-конструкторской документации указывается максимально допустимый фактический размер диаметра отверстия -До max. рем.Превышение его недопустимо по соображениям безопасности эксплуатации детали. Ремонтным допуском на отверстие называется величина:
Dо рем = До max. рем - Дон ;
(8)
Если: До max. рем
= До max , то ремонт отверстия может производиться без ремонтных градаций, то есть, если после удаления дефектной поверхности отверстия и слоя, необходимого для восстановления чистоты поверхности, мы остаемся в пределах Dо рем.,
"вал" можно оставить преждний.
Для применения метода ремонтных размеров необходимо условие:
До max. рем больше., чем До max.
Ремонтный размер
Ремонтный фактический диаметр отверстия рассчитывается по формуле:
До рем. = До +2 ( Т1 + Т2),
(9) где: До - фактический диаметр отверстия детали 1-й категории; Т1 - толщина "дефектного" слоя; Т2 - минимальный припуск - толщина слоя, которую необходимо снять для обеспечения требуемой чистоты поверхности. Величина
2 ( Т1 + Т2), в (9) называется ремонтным
интервалом.
Если принять ремонтный интервал для всех последующих капитальных ремонтов одинаковым, то количество ремонтов будет:
N = Dо рем. / 2 ( Т1 + Т2);
(10)
Для ответственных сопряжений количество ремонтных градаций
"вала" будет соответствовать количеству ремонтов.
Обработка деталей под ремонтные размеры ведется: для сложных и дорогостоящих деталей - под
стандартные
размеры. При этом все размеры ремонтных градаций соответствуют гостированным стандартным размерам;для остальных деталей может вестись обработка под свободные размеры.
1.6Законы
и
закономерности
развития
авиаремонтного
производства


15
Впервые задача выявления законов и закономерностей АРП поставлена, обоснована и решена в работе /17/. Ее решение в тот период строилось на плановой системе народного хозяйства и, в условиях рыночных отношений, необходимо дальнейшее развитие.
Актуальность знания законов и закономерностей АРП.
Жесткая конкуренция в сфере технического обслуживания и ремонта авиатехники возникшая как результат, с одной стороны, общего сокращения эксплуатируемого парка, снижения налета и уменьшения объема перевозок, а, с другой стороны, большими производственными мощностями авиаремонтных предприятий, заставляет искать пути выживания.
Помимо показанных в разделе
2 возможностей диверсификации, авиапредприятия должны обладать соответствующей гибкой технологической структурой производства, способной адаптироваться в условиях меняющейся конъюнктуры рынка, быстро занимать возникающие "экологические рыночные ниши" и расширять ареалы производственной и коммерческой деятельности.
Основой построения таких структур является
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

прогнозирование ситуаций.
Основные термины и определения прогнозирования.
Предвидение - объединяющее понятие всех разновидностей получения информации о будущем. Оно разделяется на ненаучное, к которому относят интуитивное, обиденное и религиозное предвидение и
научное, которое основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления и так далее.Граница между научным и ненаучным достаточно условная. Например, кибернетика и генетика еще 50 лет назад считались лженаукой, а сейчас общепризнанные научные направления.
Работы по гелиобиологии А.Л.Чижевского показали непосредственную связь активности Солнца с глобальными природными, биологическими и социальными катаклизмами на Земле, о чем всегда утверждала "лженаука" астрология.Новейшие концепции строения физического вакуума, например, теория торсионных полей, раскрывает механизмы дистанционных магических воздействий.
Предвидение реализуется в форме предсказания ( описание возможных перспектив, состояний, решений проблем будущего) и
предуказания ( решение проблем будущего с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности).
Предсказание имеет формы предчувствия ( информация о будущем на уровне подсознательной интуиции), предугадывания ( информация о будущем на основе жизненного опыта), прогнозирования ( специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития какого либо явления).
Предугадывание имеет формы: целеполагание - установление идеально предположенного результата деятельности; планирование - проекция в будущее человеческой деятельности для достижения

16 предустановленной цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности;
программирование - последовательность конкретных мероприятий по реализации планов; проектирование - создание конкретных деталей разработанных программ.
Таким образом, решения в сфере управления строятся по схеме:
прогноз - вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах того или иного явления в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления;
цель - решение относительно предположенного результата предпринимаемой деятельности;
план - решение относительно системы мероприятий ведущих к цели;
программа - решение относительно совокупности планов и их конкретизации;
проект - решение относительно конкретного мероприятия.
Научное обоснование предуказаний ведется в последовательности:
описание; объяснение; предсказание.
Источники информации о будущем, или
инструментарий
прогнозирования:
оценка перспектив развития будущего состояния прогнозируемого явления строится на основе опыта, чаще всего при помощи аналогии с достаточно хорошо сходными явлениями и процессами;
экстраполяция - условное продолжение в будущее тенденций, закономерности развития которых достаточно хорошо известны;
модель будущего состояния того или иного явления, процесса, построенная согласно ожидаемым изменениям ряда условий, перспективы развития которых достаточно хорошо известны.
Понятия "закон" и "закономерность"
Закон - философская категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи.Это внутренняя существенная связь между причиной и следствием.
Закономерность - это существование и развитие соответственно законам.
Закон глубже закономерности по степени познания причинно- следственных связей. Но, с другой стороны, он и бедное закономерности, поскольку закономерность включает в себя и интегральное действие нескольких законов.
Из самого определения понятий "закон" и "закономерность" вытекает, что знание их является основой прогнозирования, в том числе, и в авиаремонтном призводстве.
Основные законы и закономерности развития АРП в ГА
В /17/ подробно изложены все теоретические и математические аспекты основных законов и закономерностей, действующих в сфере