Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты проведенного во второй главе эксперимента показали, что дети с общим недоразвитием речи в школьном возрасте повторяют заданные слова, образуют сравнительные классы без изменения корневого согласного, образуют сравнительные классы, синонимичные заданным прилагательным, повторяют заданные прилагательные, называют другие части речи, синонимы, антонимы и слова с похожими звуками и словом. Были обнаружены типичные ошибки, такие как уклонение от выполнения задания на словообразование.
Также было отмечено, что дети с недоразвитием общей речи в основном используют суффиксы для словообразования, что вызывает значительные трудности в связи с разнообразием суффиксов в языке и их многозначностью. У детей с недоразвитием общей речи выбор морфем очень ограничен. Кроме того, на речь детей с недоразвитием общей речи оказывают влияние их прежние способы словообразования. Для образования новых слов дети использовали наиболее часто употребляемые суффиксы. Таким образом, нарушения в процессе словообразования являются стойким проявлением в сложной структуре такого дефекта, как общее недоразвитие речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
2. Алмазова А.А. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 c.
3.Аликаева Г. В. Словообразовательное гнездо и словообразовательный ряд в терминах теории систем. – М., 2005. - 156 с.
4.Арутюнова Н. Д. О понятии системы словообразования. – М., 2008. –134 с.
5.Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М., 2005. – 608с.
6.Введенская Л. А.Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. – М., 2009. – 110 с.
7.Вендина Т. И. Введение в языкознание. – М., 2008. – 89 с.
8.Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии, в сборнике: Вопросы теории и истории языка в свете трудов И. В. Сталина по языкознанию. - М., 2011. – 54 с.
9.Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию. История со- ветского языкознания. - М, 1996. - 239 с.
10.Вохмянина Л. А. Программно-методические материалы. Русский язык. Начальная школа. 3-е издание. – М, 2011. – 77 с.
11.Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 295 с.
12.Диброва Е. И. Касаткин Л. Л., Щеболева И. И. Современный русский язык. – М, 2009. – 206 с.
13.Землнянская Е.Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов 2 издание. Москва: Издательство Юрайт. – 2023.-251с.
14.Земский А. М. Крючков С. Е. Русский язык (часть I). – М., 2002. – 45с.
15.Костромина Н. В. Николаева К. А. и др. Русский язык. – М., 2000. –22с.
16.Кубрякова E. C. Что такое словообразование. - М., 2002. – 153 с.
17.Кузьмина Н. А. Современный русский язык. - М., 2005. – 232 с.
18.Лёвушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. - М.: 2003. – 95с.
19.Лекант П. А. Клобукова Е. В., Маркелова Т. В. Современный русский язык. – М., 2001. – 62 с.
20. Левченко И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти. И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 157 c.
21.Маслов Ю. С. О морфеме. Актуальные проблемы русского словооб- разования. - М., 2004. - 163 с.
22.Мирошникова З. А. Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка. – М., 2009. – 129 с.
23.Немченко В. Н. Основные понятия морфемики в терминах. Краткий словарь-справочник. – М., 1995. – 321 с.
24.Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. М.: 2004. – 168 с.
25.Ожегов С. И.Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2001. – 65 с.
26.Орлова Г.А. Формирование языковой компетенции младших школьников. Начальная школа. № 3, 2004. – 99 с.
27.Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3 класс. Книга для учителя. – М.: Дрофа,2004. - 85 с.
28. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с.
29.Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2020. — 192 с.
30.Лопанова Я.В. Игошина Н.В. Формирование словообразовательных умений при изучении имени прилагательного на уроках русского языка у младших школьников. Гуманитарные научные исследования. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/06/46162 (дата обращения: 24.02.2023).
ПРИЛОЖЕНИИЕ 1
Список детей контрольной и экспериментальной групп
Контрольная группа | Возраст | Экспериментальная группа | Возраст |
Илья | 7 | Наталья | 7 |
Анна | 7 | Александр | 7 |
Кира | 7 | Дмитрий | 7 |
Иван | 7 | Артем | 7 |
Егор | 7 | Савелий | 7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Критерии оценки результатов выполнения заданий
-
Высокий уровень (4 балла)- правильное и самостоятельное выполнение задания. -
Уровень выше среднего (3 балла)- правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или единичные неправильные ответы в непродуктивные формах словообразования. -
Средний уровень (2 балла)- систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования. -
Уровень ниже среднего (1 балл)- систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%. -
Низкий уровень (0 баллов)- неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты экспериментального исследования детей с нормой речевого развития
Уровень сформированности словообразования на разных этапах | Обследуемые дети контрольной группы | ||||
Илья | Анна | Кира | Иван | Егор | |
Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь | 5* | 5 | 4 | 5 | 5 |
Исследование словообразования существительных со значением единичности | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Образование относительных прилагательных | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Образование простой сравнительной степени прилагательного | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Исследование словообразования глаголов от имен существительных | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результаты экспериментального исследования детей с общим недоразвитием речи
Уровень сформированности словообразования на разных этапах | Обследуемые дети контрольной группы | ||||
Наталья | Александр | Дмитрий | Артем | Савелий | |
Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 |
Исследование словообразования существительных со значением единичности | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 |
Образование относительных прилагательных | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 |
Образование простой сравнительной степени прилагательного | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 |
Исследование словообразования глаголов от имен существительных | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 |