Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Развитие словообразования в онтогенезе
Вопросы формирования словообразования у детей с речевым развитием обычно являются предметом специальных исследований в различных областях науки и отражены в трудах многих исследователей.
Развитие словообразования в онтогенезе тесно связано с развитием познавательной деятельности ребенка, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, определения сходств и различий в семантике и формальных и лингвистических признаках родственных слов, с функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение словарного запаса. Обеспечивать язык в целом. При образовании слов осуществляются сложные процессы анализа объектов, знаков и действий окружающей действительности, соотнесения их с единицами и элементами, выделения значимых составляющих слова (морфем), соотнесения определенного значения морфемы с ее звучанием, семантический и звуковой синтез морфем в структуре производного слова, Обобщение (обобщение) и закрепление связи смысла и звука.
Поэтому процессы словообразования тесно связаны с познавательными процессами, с мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Особую роль в овладении словообразованием языка играет взаимосвязь между визуальным представлением и обобщением языковых средств.
Словообразование у ребенка формируется вместе со словарем. При формировании словообразовательного компонента в речи детей выделяются определенные промежутки времени (13).
Первый период в возрасте от полутора до двух лет можно назвать периодом голофразы. Первые утверждения (голофразы) состоят из одного слова. Первые слова ребенка - это не только первые высказывания ребенка, но и в некотором смысле первые тексты, поскольку они семантически завершены и самодостаточны. В этот период высказывания детей четко делятся на два основных типа. Некоторые из этих утверждений служат для объяснения наличия определенной ситуации, чаще всего – в поле зрения объекта или человека, вторые - для выражения различного рода мотивов, направленных на взрослого (17).
В период составления предложений одного слова ребенок не владеет словообразованием. Слово воспринимается как единое целое, которое невозможно разложить на отдельные элементы. Это определяется ситуацией. Ситуационная герметичность - основа и предпосылка формирования значения слова, что единодушно отмечают психологи. Значение слова, которое ребенок слышит, осваивается спонтанно, без специальной подготовки, но на основе объективной деятельности и общения. "Однако производное слово может представлять вовсе не реальность или ситуацию ребенка, а определенную его часть, наделенную определенными характеристиками и выраженную средствами, разработанными данным языком». Это требует определенных условий, обеспечивающих формирование словообразования в речевой деятельности, и соответствующего временного шага. Почти до 2-летнего возраста слова в речи ребенка являются полноценными единицами.
В процессе дальнейшего когнитивного и коммуникативного развития ребенка смыслы, которые он пытается передать, усложняются, ситуации, передаваемые в выражении, структурированы. Ребенок сжимается в тисках голофразы, возникают высказывания из двух слов (15).
Суффиксы-A-и-точка-были отмечены несколько раз на срок до 2 лет. С этих суффиксов начинается образование производных существительных. До 2 лет замечаются только эти ласкательные и уменьшительные суффиксы.
По прошествии 2 лет редко используемые уничижительные суффиксы объединяются. Через 2, 6 года иногда появляются другие суффиксы (увеличительные, суффиксы, обозначающие предмет по действию и качеству). Через 3, 4 года суффиксы актера и отвлеченного сюжета.
Словообразование глаголов происходит двумя способами: образование одних форм глаголов из других и образование глаголов из других частей речи. Самостоятельное образование глаголов из других частей речи происходит в течение примерно 2 лет, и поначалу эти образования встречаются редко.
Прилагательное появляется очень поздно. До двух лет использовались только три примера прилагательных, в то время как существительные и глаголы, в которых уже образовались некоторые грамматические категории, были ассимилированы в большом количестве к этому времени (10).
Выделяют два периода развития словообразования:
1. В период от 3 до 4-5 лет уровень словообразования занимает главное место, так как записывается наибольшее количество слов - неологизмов; а с 6 до 7 лет дети чаще всего используют лексическую единицу языка, которая уже есть в словарном запасе ребенка, и словообразование сокращается при нехватке времени. и нехватка использованного времени.
2. Период от 5,6 до 6 лет - это усвоение норм и правил словообразования, самоконтроль, формирование критического отношения к речи, снижение интенсивности словообразования (17).
Словообразование связано с созданием слов для детей. То, как правильно усваивается словообразование ребенком, помогает оценить материалы, относящиеся к проблеме словообразования детей. Результатом создания слов для детей могут быть как совпадающие слова, так и слова, отклоняющиеся от языковой нормы. Последние также известны как «внеколлегальные номинации», "или словообразовательные инновации". Новшество детского языка понимается как любой лингвистический факт, записанный на языке ребенка, который отсутствует в общем употреблении. Создание слов для детей является следствием функционирования физиологических механизмов речи, результатом формирования связей условно-рефлекторного происхождения. Ребенок прибегает к составлению слов в том случае, если в его лексиконе нет подходящего слова для обозначения предмета или явления (14).
Рассматривая особенности формирования словообразования в онтогенезе языка, многие психолингвисты отмечают, что с двухлетнего возраста ребенок начинает задумываться о законах языка, которым он овладевает. Для ребенка существует внутренняя связь между определенным действием и объектом или человеком, который выполняет это действие (пищалка, мерцалка, кусатик - комар). При всем индивидуальном разнообразии этих производных, мотивация их конкретных действий четко видна в них (11).
Производные от детей существительные указывают на то, что ребенок в возрасте от 2 до 5 лет, не имеющий информации о морфологической структуре слова, интуитивно создает морфологические члены, обнаруживает тонкую разницу в значениях различных морфем, выявляет наиболее продуктивные способы словообразования и конструирует такие производные единицы, в которых могут образовываться различные морфемы, и, таким образом, позволяет ребенку, не имеющему информации о морфологической структуре слова, интуитивно создавать морфологические члены, выявлять тонкие различия в значениях различных морфем, выявлять наиболее продуктивные способы словообразования и конструировать такие производные единицы, в Их морфологическая структура проявляется благодаря семантике
Следовательно, словообразование в языковой системе тесно связано как с грамматикой, так и со словарным запасом. Таким образом, формирование у детей словообразовательных навыков и знаний может обогатить словарный запас детей и улучшить грамматическую структуру их языка. Овладение методами образования производных слов позволяет детям более точно выразить идею связной речью, предостерегает от простого запоминания производных слов в качестве готовых лексических единиц (14).
В целом исследования показали, что к началу обучения в школе ребенок владеет почти всеми формами словообразования, которые существуют в языке, хотя это «свойство» находится на уровне бессознательного. Ребенок понимает грамматические значения отдельных морфем слова, оперирует ими и использует их при создании своих новых слов на основе речевого смысла в период словообразования. Овладение словообразованием подчиняется тем же законам, что и речевое развитие ребенка в целом. Формирование речи ребенка тесно связано с развитием объективной невербальной активности ребенка и его речевой активности в процессе общения со взрослыми (14).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие словообразования формируется в онтогенезе вместе со словарем ребенка. Первые производные слова в речи ребенка всегда связаны с обозначением конкретной ситуации или ее части. Каждый ребенок проходит этап словообразования, который активизирует овладение словообразованием и речью в целом. Дети овладевают системой слов в раннем и среднем возрасте, системой словообразования - со среднего школьного возраста. В школьном возрасте процесс образования новых слов характеризуется интенсивностью и креативностью. В подготовительной группе к школе начинает развиваться знание нормы словообразования.
Исходя из всего вышесказанного можно сказать что развитие словообразования происходит в несколько этапов и через определенные возрастные периоды.
-
Особенности развития словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение формирования всех сторон речи (акустической, лексической и грамматической, смысловой) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полным слухом.
По выраженности проявления дефекта в условно выделяют четыре стадии общего недоразвития речи.
Первые три описаны Р. Э. Левиным:
- первый уровень - нет общего языка;
- второй уровень-начало общего языка;
- третий уровень-это объясненный язык с элементами фонетического и лексического недоразвития.
Изучая состояние речи у детей с речевой патологией, исследователи отмечают отсутствие навыков словообразования уже в дошкольном возрасте. Хотя в этот период очень важно освоить основные методы словообразования в самых элементарных пределах, доступных детям этого возраста, поскольку, во-первых, это одно из важнейших средств обогащения словарного запаса ребенка, а во-вторых, способствует более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Кроме того, работа по формированию слов дает начальные навыки выбора родственных слов и приводит ребенка к пониманию морфологического состава слова (11).
Старшие дети дошкольного возраста показали некоторые специфические особенности процессов словообразования, которые наиболее ярко проявляются в следующем:
1. Неадекватные возможности семантического сравнения и сопоставления слов с одним корнем;
2. трудности в правильном присвоении общих и разнообразных по звучанию основных слов, проявляющиеся в неправильном употреблении производных и производных слов;
3. ошибки в выборе основы для будущего слова, в результате чего образуются так называемые нездоровые формы ("белый" - машина для стирки, " еда " - машина для вождения);
4. Предпочтительная ориентация на корень слова, что приводит к неправильному названию (например, для слов «ключ», «ключ», «Ключ»выбирается одно и то же изображение с ключевым изображением);
5. недифференцированное понимание значений аффективных элементов словообразования (например, один и тот же образ выбирается для глаголов «пришел", "пришел», "прошел");
6.нарушение операций выбора в долговременной памяти аффикса, образующего слово, соответствующего заданному шаблону слова. Это часто проявляется в «разбивке» возможных морфемных вариантов, например, при ответе на вопрос: «как вы называете того, кто точит ножи, "ребенок отвечает:» Спитцер, нет, Спитцер ... или, может быть, точилка»;
7. смешивание слов с многозначными аффиксами (например, для изображения «цветник» ребенок распознает такие слова, как «цветочница«, «цветочница», как правильные);
8. несоблюдение формальных условий в образовании нового слова, в некотором роде: его звучание, слоговая структура, давление и так далее. Например, вместо «нарисованного» ребенок говорит «санаавал»;
9.замена словообразования аграмматическим ситуативным утверждением (например, вместо «муравейни»– «куча, для которой муравьи») (11).
Представленная типология ошибок словообразования показывает трудности, возникающие у детей с общим недоразвитием речи, как на этапе распознавания речи, так и на этапах внутреннего программирования и двигательной реализации речевой программы. Это также указывает на ограниченные возможности ассимилировать дошкольников с недоразвитием морфем как речевых знаков и освоить операции с ними. Это тормозит не только развитие словарного запаса, но и в результате всего развития речи в целом.
Из-за важности этих результатов возникает вопрос, нужно ли расширять логопедическую работу, направленную на формирование навыков словообразования различной степени сложности у детей с недоразвитием речи.
Таким образом, в данном пункте были рассмотрены особенности развития словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи