Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, к ним относится уровень общего недоразвития речи, особенности речевых патологий и специфических словообразовательных процессов.


Выводы по первой главе

Словообразование-это образование новых слов, производных и сложных слов на основе однокоренных слов или словосочетаний с помощью тех или иных формальных средств путем аффиксации, словосложения, трансформации, опущения и т.д., в зависимости от имеющихся в языке словообразовательных моделей и схем.

Развитие словообразования в процессе онтогенеза тесно связано с развитием познавательной деятельности ребенка, функционированием механизмов,обеспечивающихразвитие,анализ,синтез,сравнение,обобщение, определение сходств и различий в семантике языковых признаках родственных слов и овладение речью в целом.

Словообразовательные навыки у детей с общим недоразвитием речи формируются в том же порядке, что и у детей с нормальным речевым развитием, но с задержкой развития и медленным усвоением.

У детей с общим недоразвитием речи много ошибок в формировании всех частей речи. Дети хорошо понимают информируют только те слова, которые появляются в речевых упражнениях. Некоторые из ошибок включают. Неправильный выбор мотивирующей основы слова, подстановка, избыток суффиксов, приставок и частей речи, лексическая замена, упрощение звуко-слоговой структуры слов, нарушение ударения, нарушение согласования слов. Наиболее простыми и доступными для дошкольников с ЗПР являются глаголы(приставки) и существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и обозначающие потомство животных). Образование прилагательных (особенно притяжательных прилагательных) сопряжено с большим разнообразием ошибок.



ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Диагностический инструментарий для изучения словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Основной целью эксперимента явилось изучение особенностей словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели нами были определены задачи экспериментального исследования:

- выявить особенности словообразования младших школьников с общим недоразвитием речи;

- провести анализ полученных данных.

В ходе эксперимента была сформирована методика из заданий (на основе методики Р.И. Лалаевой):

Проверка навыков словообразования проводится по следующим направлениям:

  • уменьшительно-ласкательных форм имён существительных;

  • относительных прилагательных;

  • притяжательных прилагательных;

  • превосходной степени прилагательных;

  • глаголов совершенного вида;

  • глаголов прошедшего времени;

  • возвратных глаголов;

  • глаголов повелительного наклонения;

  • имён существительных со значением лица от глагольных основ (названий профессий) с помощью суффиксов –ист-, -щик-, -иц-, -ниц-,-арь-,-ник.

  • существительных – названий детёнышей животных и птиц;

  • сложных (двукоренных слов).

Образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных.

«Я говорю это с любовью».

Лапы – лапки, ноги – ножки, кот – кошка.

Лексика: петух - петушок, книга, муха, гнездо, окно, крыса, поле, ладонь, карман, железо, луг - лужок, флаг - флажок, стог - стожок, снег - снежок, прыгун - прыгун, вода - вода, кисточка - кисточка.

Образование сокращений существительных (в именах).

Таня – Танечка, Валя – Валечка, Ваня – Ванечка, Маня – Манечка.

Образуйте относительные прилагательные.

Какой?

Теплая шапка - меховая шапка.

Шапка из шерсти - шерстяная шапка.

Ложка из дерева - деревянная ложка.

Идентифицируется путем образования относительных прилагательных и причастий суффиксальным способом (с помощью суффиксов -юш-, -уш- и -юш-).



Щавелевый суп - это щавелевый суп.

Взаимопомощь - помощь товарища.

Рыбий хвост- хвост щуки.

«Придумайте свои собственные слова с суффиксами -ян-, -н-, -енн-, -ян.

Каша из овса -. Подушка из ваты -.

Тыквенная каша. Закладка из бумаги.

Каша из манной крупы. Шляпа из войлока.

Жестяная крыша. Яблочный сок.

Черепичная крыша. Лимонный сок.

Шиферная крыша. Клюквенный сок.

Упражнения. Придумайте свои собственные слова, используя суффиксы -ов- и -ев-.

Джемперы из шелка. Фасолевое пюре.

Атласный пиджак. Гороховая каша.

Хлопчатобумажная блузка. Пюре из фасоли.

Тюлевые занавески. Резиновые грелки.

Плюшевые куртки. Цинковая проволока.

Глиняная посуда. Камышовые хижины.

Образование притяжательных прилагательных.

Лисья голова - это голова лисы.

Голова оленя - это голова оленя.

Голова тюленя - это голова тюленя.

Голова собаки - это голова собаки.

Голова медведя - это голова медведя.

Ответьте на вопрос «У кого чья голова?», составляя прилагательные с суффиксом -ин-.

У курицы куриная голова.

У кошки кошачья голова.

У собаки собачья голова.

У волка волчья голова.

У лисы лисья голова.

У коровы коровья голова.

У мышки мышиная голова.

«Чья же мама»?

Тимоша – мама Тимоши.

Паша – мама Паши.

Саша – мама Саши.

Оля – мама Оли.

Коля – мама Коли.

Виктор - мама Виктора.

Образование превосходной степени прилагательного.

«Проведи сравнения».

Узко – немного узкий.

Холодно – холодной.

Тепло – теплый.

Сладко – очень сладко.

Образование глаголов совершенного вида.

Рассказ об улитке и ежике.

Улитка и ежик отправились в лесной питомник. Улитка делала все очень медленно, а ежик - быстро.

Лексика: лепил, ел, пил, ходил, бегал, копал, засыпал, отдыхал, рисовал.

Размышление на тему «а чем теперь заняться»?.

Лексика: следовать, давать, идти, ходить, учить, носить, менять, двигаться, расти, верить, говорить, летать, обращаться, взбираться.

8. образование глаголов прошедшего времени.

Практикуйте образование глаголов прошедшего времени.

Я пою сейчас, но до этого все пели.

Лексика: топать, дуть, ходить, убирать, есть, покупать, бегать, танцевать, хлопать, читать, рожать, кататься, мыть, купаться, одеваться.


Образование возвратных глаголов.

Потренируйтесь образовывать возвратные глаголы в 1-м лице единственного числа.

Он моет, и я мою.

Он боится, и я боюсь.

Лексика: готовиться, купаться, надеяться, обуваться, кататься, заниматься, лечиться, вытираться, лежать, наслаждаться.

Потренируйтесь образовывать возвратные глаголы от повелительных глаголов.

Лексика: плескаться, стучать, улыбаться, пытаться, спешить, лежать, причесываться, поворачиваться.

Образование повелительных глаголов.

Потренируйтесь образовывать повелительные глаголы.

Я поехал, ты едешь.

Я вел, ты берешь.

Я вел, ты ведешь.

Я вел, ты ведешь.

Я ползу, ты ползешь.

Я грузил, ты грузишь.

Существительные со значением лица от глагольной основы (название профессии) с помощью суффиксов -ист-, -шик-, -иц-, -ниц-, -ар-, -ник.

Назови профессию.

Потренируйтесь образовывать существительные с суффиксом «ист».

Я играю на пианино - пианист.

Я вожу такси - таксист.

Служит в танковой части - танкист.

Делает массаж - массажист.

Играет в теннис - теннисист.

Играет в хоккей - хоккеист.

Играю в футбол - футболист.

Занимается велоспортом - велосипедист.

Занимается карате - каратист.

Играет в шахматы - шахматист.

Глазировщик - (глазировщик).

Человек, который моет машины.

Кто ремонтирует часы.

Кто делает мебель. (Мебельщик).

Кто ищет воров, кто ищет людей. (Детектив).

Человек, который сваривает трубы. (Сварщик).

Кто регулирует дорожное движение. (Дорожный инспектор).

Кто управляет паромами. (Паромщик).

Человек, который печет хлеб. (Пекарь).

Человек, который пашет землю. (Пахарь).

Человек, который работает в аптеке. (Фармацевт).

Люди, которые работают в библиотеках. (Библиотекарь).

Кто звонит в колокол. (Звонарь).

Кто стоит у футбольных ворот? (Вратарь).

Кто лечит. (Врач, доктор).

Профессии для женщин.

Подберите существительное женского рода.

Мужчина - художник, женщина - художница.

Мужчина - писатель, женщина - писательница.

Мужчина - продавец, женщина - продавец.

Мужчина - певец, женщина - певица.

Составьте существительные животных и птиц.

Используя слова по образцу, составьте детские имена для разных животных.

Дети должны запомнить.

У слона родился слоненок.

У коровы теленок.

У лисы лисенок.

У курицы ципленок.

У ежа еженок.

2 А как насчет детей птиц?

В мире много птиц.

У уток есть утята.

У гусей - гусята.


Образование сложных слов (двукоренных слов).

Слова с составом.

Для тренировки в образовании сложных слов.

Сорока с белыми боками - белобокая сорока.

Птица с белым хвостом - белохвостая птица.

Белоснежное платье - белоснежное платье.

Кошка с белыми ушами - белоухая кошка.

Собака с белыми ногами - белоногая собака.

Рыба, живущая на большой глубине - глубоководная рыба.

Голубоглазая девочка - голубоглазая девочка.

«Преобразуй слова».

Самокат - самокат.

Готовить самому - самовар.

Самосвал - самосвал.

Выжать сок - соковыжималка.

Приготовить сок - соковыжималка.

Нарезать мясо - мясорубка.

Нарезать мясо - мясорубка.

Варить - скороварка.

Всасывать пыль - пылесос.

Снег падает - снегоуборщик.

Сад растет - садовник.

Рубить лес - дровосек.

Карабкаться на скалу - скалолаз.

Сложные преобразования.

У снегиря грудка красная – красногрудый снегирь»

Брови у девушки черные - чернобровая девушка.

У птицы хвост черный - чернохвостая птица.

У вороны перья черные - черноногая ворона.

У человека добрая душа - добродушный человек.

У человека доброе сердце - добросердечный человек.

Лошадь с белой гривой - беловолосая лошадь.

Человек, который любит мир - миролюбивый человек.

У дятла острый клюв - остроклювый дятел.

У гуся красные лапы - красноногий гусь.

Результаты выполнения заданий оценивались в баллах, которые можно наблюдать в приложении 2.

Таким образом, в данном пункте был рассмотрен диагностический инструментарий для изучения словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
2.2 Результаты изучения словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста 1 класса. 5 человек с нормальным речевым развитие и 5 человек с общим недоразвитием речи.

Результаты экспериментального исследования словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь.

В ходе анализа данного этапа развития словообразования были получены результаты, которые занесены в таблицу 2.1 (Подробные результаты представлены в Приложение 1.)

Таблица 2.1.

Результаты исследования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Категории испытуемых

Уровень сформированности словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь

Всего

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий




Дети с общим недоразвитием речи

0

0

2

2

1

5

Дети с нормой речевого развития

4

1

0

0

0

5