Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрим более подробно на рисунке 2.1.
Рис.2.1. Результаты исследования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
С этим заданием дети с общим недоразвитием речи справились плохо. Отмечались отказы от выполнения. Результаты образования слов детьми были следующие: два ребенка правильно образовали существительные «сахарница», «мыльница», «пепельница», один ребенок правильно образовал слово «солонка» и один из детей образовал слово «салатница». Остальные слова детьми были образованы неправильно, либо вообще не образованы.
Можно сделать вывод, что дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в образовании существительных, которые реже встречаются в речи, в то время, как наиболее распространенные существительные образуют правильно.
Дети с нормой справились с этим заданием без труда, за исключением одного ребенка, который неправильно образовал существительное «соусница». Он объяснил это тем, что никогда не встречал этого слова.
Результаты экспериментального исследования словообразования существительных со значением единичности.
Результаты, полученные в ходе выполнения детьми данного задания представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Результаты исследования
Категории испытуемых | Уровень сформированности словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь | Всего | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | | |
Дети с общим недоразвитием речи | 0 | 0 | 3 | 1 | 1 | 5 |
Дети с нормой речевого развития | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
Рис.2.2. Результаты исследования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи данное задание, также как и предыдущее, вызвало трудности, которые проявлялись в следующем: вместо суффикса -инк- дети использовали другие, например, -ниц- (б’усеница, ворсн’ица и другие), -ок (снеж’ок), и другие замены.
Кроме того, некоторые дети с общим недоразвитием речи добавляли лишний суффикс (дождев’инка). Часть детей повторяли заданное слово.
Таким образом, анализ результатов исследования показал, что у детей с общим недоразвитием речи имеются достаточно типичные ошибки словообразования.
У детей с нормальным речевым развитием не испытали трудности при выполнении данного задания.
Результаты экспериментального исследования относительных прилагательных представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Результаты исследования
Категории испытуемых | Уровень сформированности словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь | Всего | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | | |
Дети с общим недоразвитием речи | 0 | 0 | 4 | 0 | 1 | 5 |
Дети с нормой речевого развития | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
Рис.2.3. Результаты исследования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Умение образовывать относительные прилагательные почти у всех детей с общим недоразвитием речи находится на среднем уровне. Наблюдались случаи отказа от выполнения задания. Ошибки заключались в следующем: почти все дети неправильно образуют прилагательные шерстяной (шершав’ой, шерстяв’ой, ш’ершчевый, шертян’ой), также грибной (гр’ибный, гриб’овый, гриб’овный); единичные ошибки допускались при образовании прилагательных сосновая (сосн’ивая), черничное (черн’иковое), снежный (сн’еговый).
У детей с нормой речевого развития ошибок при выполнении данного раздела не обнаружилось, все с легкостью справились с этим заданием.
Результаты экспериментального исследования образования сравнительной степени прилагательных в таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Результаты исследования
Категории испытуемых | Уровень сформированности словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь | Всего | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | | |
Дети с общим недоразвитием речи | 0 | 0 | 4 | 0 | 1 | 5 |
Дети с нормой речевого развития | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
Рис.2.4. Результаты исследования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Лучше всего на данном этапе обследования дети с общим недоразвитием речи с заданием на образование простой степени прилагательного. Как и в предыдущих заданиях наблюдались случаи отказа от выполнения задания.
Были отмечены основные затруднения в образовании следующих слов: моложе, слаще, уже (молод’ее, сладк’ее, сл’аде, узч’ее).
У детей с нормой речи ошибок в данном задании не было.
Результаты экспериментального исследования словообразования глаголов от имен существительных в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Результаты исследования
Категории испытуемых | Уровень сформированности словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь | Всего | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий | | |
Дети с общим недоразвитием речи | 0 | 0 | 2 | 2 | 1 | 5 |
Дети с нормой речевого развития | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 |
Рис.2.5. Результаты исследования словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В ходе выполнения задания на словообразование глаголов от имён прилагательных отмечалось значительно большее количество ошибок, чем при выполнении предыдущих заданий. Были отмечены случаи отказа от выполнения.
Лучше всего дети справились с заданием образовать глаголы от существительных кричать, дружить, стучать.
Образование глаголов ужинать, завтракать, обедать вызвало у них большое затруднение.
Некоторые дети с нормальной речью не сразу поняли данную им инструкцию, но после приведенного нами примера правильно справились с заданием.
Таким образом, в данном пункте были рассмотрены результаты изучения словообразования у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Выводы по второй главе
Эксперименты в данной главе проводились на основе методики Р.И. Лалаевой «Методика психолингвистических исследований языковых нарушений у детей». При проведении констатирующего эксперимента было выявлено, что уровень начального развития навыков словообразования в группе с нормальным речевым развитием был значительно выше, чем в группе детей с общим недоразвитием речи. Результаты работы в формирующем эксперименте показали, что уровень словообразования контрольной и экспериментальной группы детей на контрольно-экспериментальном этапе существенно различался, так как дети с нормальным речевым развитием самостоятельно и правильно справлялись с каждым заданием, тогда как дети с онр испытывали трудности при выполнении практически всех этапов задания и допускали систематические ошибки как в непродуктивной, так и в продуктивной формах словообразования. Было обнаружено, что они значительно отличаются друг от друга, поскольку совершаю ошибки, наблюдался отказ от выполнения задания.
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента была успешно решена задача по выявлению основных ошибок в устной речи детей с общим недоразвитием речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показывает теоретический анализ литературы, проблема локализована. Словообразование является не только основным способом и средством обогащения словарного состава языка новыми словами, но и рассматривается как механизм создания производных.
Результаты показывают, что овладение процессом словообразования является наиболее важной частью дальнейшего обучения детей.
Это связано с тем, что в его основе лежат мыслительные операции анализа, сравнения, синтеза и обобщения, которые требуют достаточно высокого уровня интеллектуального и языкового развития. Эти трудности проявляются в выборе грамматических средств для выражения своих мыслей, их сочетании, выборе морфем и соотношении смысла и звукоизображения.
В данной работе было проведено экспериментальное исследование по методике Р.И. Лалаевой, включающее задание на словообразование существительных, прилагательных и глаголов.