Файл: формирование компетентностного портрета современного менеджера (Сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для процессов, возникающих в социальной сфере, характерны: высокая нравственная, духовная составляющие, отсутствие непосредственного материального интереса и в связи с этим низкая денежная рентабельность и самоокупаемость. Предоставленные самим себе, эти процессы не могут развиваться в благоприятном для людей направлении и обречены на неудачу. Именно в силу этого процессы социальной сферы заслуживают особого отношения общества и выделяются в особую группу. В ряде развитых стран деятельность в социальной сфере именуется общественно полезной.

Вторая особенность менеджмента в социальной сфере – особый характер форм собственности организаций, ведущих деятельность в этой области. Как правило, собственность этих организаций, в отличие от государственной, муниципальной и частной собственности, относится к группе «прочие формы». Это собственность общественных и религиозных организаций, всевозможных фондов, объединений и т.п. Все формы собственности этой группы, существуют в соответствии с особыми законами, отличающимися, от действующих, для государственной, муниципальной и частной собственности.

Как и в других отраслях деятельности, определяющими в экономических отношениях социальной сферы являются отношения собственности на средства труда – здания и помещения, необходимое оборудование, компьютеры, аудио и видеотехника, оргтехника и т. д.

Поскольку до начала экономической реформы в нашей стране существовала государственная монополия на средства труда, в том числе и в социальной области, в настоящее время основная масса организаций социальной сферы учреждена государственными и муниципальными органами власти, которые и являются их собственниками. В этих условиях, в распоряжении организаций социальной сферы обычно оказываются: лишь продукты интеллектуального труда их коллективов, доходы от собственной деятельности, приобретенные на эти доходы объекты собственности, а также денежные средства, имущество и другие объекты собственности, переданные организации спонсорами и благотворителями (физическими и юридическими лицами) в виде пожертвования, дара или по завещанию. Серьезных правовых механизмов разграничения форм собственности организаций социальной сферы, способных защитить права этих организаций и их трудовых коллективов, пока не существует.

Третья особенность менеджмента в социальной сфере – как правило, некоммерческий характер организаций, осуществляющих деятельность в этой области. В соответствии с Гражданским кодексом некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Это, естественно, значительно ограничивает возможности предприятий социальной сферы в заработке необходимых им для деятельности средств и заставляет в большей степени полагаться на помощь государства, спонсоров и благотворителей.


Вместе с тем некоммерческие организации имеют и ряд отличий, дающих им дополнительные возможности эффективной хозяйственной деятельности. Так, в соответствии с законодательством, в отличие от коммерческих организаций, некоммерческие могут иметь в качестве учредителей, участников и вкладчиков государственные органы и органы местного самоуправления.

Некоммерческие организации в качестве юридических лиц могут учреждать, быть участниками и вкладчиками коммерческих предприятий, что также помогает им получать средства, необходимые для основной деятельности.

Четвертая особенность менеджмента в социальной сфере – получение организациями, работающими в этой области, ряда льгот, которыми государство поощряет эту общественно полезную деятельность. К таким льготам относятся: льготы по налогам (прибыль, на добавленную стоимость, на продажи и т. д.), льготы по ведению внешнеэкономической деятельности (пошлины, квоты и т. д.), льготы по приобретению (приватизации) имущества и его использованию (аренда, лизинг и т. д.), льготы по получению и использованию государственного кредита, по материально-техническому снабжению и др.

Упомянутые льготы при их умелом использовании существенно расширяют материальные возможности организаций социальной сферы, создают условия для весьма прибыльного бизнеса в интересах главной уставной цели этих организаций.

Нельзя, однако, не упомянуть о том, что эти заманчивые льготы, как показывает опыт, являются благодатной почвой для бессовестного криминала, получающего с помощью таких льгот баснословные прибыли для удовлетворения своих корыстных интересов.

Пятая особенность менеджмента в социальной сфере – ограниченность применения в этой области рыночного механизма и необходимость государственного регулирования. Эта особенность является обобщающей. Она вытекает, во-первых, из того, что услуги социальной сферы необходимы подавляющей части общества, а оплачивать их могут далеко не все. Поскольку реализация этих услуг в интересах всего общества (от плохого здоровья, необразованности и невоспитанности населения страдают все), эту функцию берет на себя институт, представляющий общество в целом – государство. Отсюда бюджетное финансирование и активное участие государственных органов в регулировании процессов социальной сферы.

Во-вторых, предоставленные рыночной стихии услуги социальной сферы, ее возможности, зависящие от рыночных цен, конкуренции, прибыльности и т. п., перестают решать социальные задачи и превращаются в обыкновенный товар, который достается не тем, кто в нем особенно нуждается, а тем, кто способен за него заплатить. Поэтому такие экономические рычаги, как ценообразование, налогообложение, в необходимой мере должны здесь быть в руках не отдельных предпринимателей, а всего общества, т. е. государства.


Наконец, в-третьих, осуществление государством бюджетного финансирования социальной сферы и упомянутые выше льготы социальным организациям заставляют вести тщательный контроль деятельности этих организаций, обеспечивающий целевой характер расходования средств и исключение злоупотреблений. Эти функции также берет на себя государство.

Рассмотрев предъявляемые требования к менеджерам сегодня и специфику в управленческой деятельности, давайте переходить понемногу к формированию компетентностного портрета современного менеджера, но перед этим стоит упомянуть то, без чего не обойдётся ни один менеджер, это коммуникационная компетентность.

Коммуникационная компетентность это владение сложными коммуникационными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Коммуникативная компетентность это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации;

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и её специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определённых правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

  1. Правило запрещающее сообщение мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе;
  2. Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений;
  3. Правило «конкретности». Следует избегать неопределённых, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
  4. Правило «контроля над невербальными сигналами». Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» - мимикой, жестами, интонацией, позой;
  5. Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок;
  6. Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется;
  7. Правило «открытости» означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника;
  8. Правило « активного и конструктивного слушания». Одно из основных условий эффективных коммуникаций;
  9. Правило «обратной связи». Именно оно, в конечном счёте, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания;

Выводы по первой главе

Сегодня на деятельность организаций серьёзное влияние оказывают международные тренды. Это процесс глобализации, который в основном поддерживается транснациональными корпорациями, постиндустриализация, характеризующаяся увеличением доли услуг на экономическом рынке, а также это либерализация, которая связана со снижением роли государства в экономике. В сфере деятельности организаций также происходят серьёзные изменения, которые обусловлены влиянием мировых трендов. Это увеличение роли инноваций в экономике, возрастание нестабильности окружающей среды организаций, изменения в экологии, в обществе, приводят к тому, что организации функционируют на основании горизонтальной структуры управления, связи между элементами организации становятся менее жёсткими, для решения проблем создаются проектные группы, линейный персонал получает возможность влиять на деятельность организации, в компаниях наблюдается процесс делегирования полномочий.

В связи с вышеперечисленным трендами, старые способы управления персоналом в новых условиях становятся неэффективными, так как не отвечают требованиям современного управления. Система управления персоналом является стратегически направленной, в компании большое значение уделяется построению сильной корпоративной культуры, созданию эффективной системы мотивации и стимулирования, привлечению сотрудников к управлению организацией.

Проанализировав современные тренды в области управления организацией и управления персоналом, можно придти к выводу, что сотрудники в области управления персоналом должны обладать определенным набором личностных качеств и профессиональных компетенций для повышения собственной конкурентоспособности, эффективности, и, как результат - для повышения конкурентоспособности организации в целом на экономическом рынке.

Основываясь на выше сказанном можно смело утверждать что тема по формированию компетентностного портрета современного менеджера актуальна как никогда раньше; более того в последнее время потребность в компетентных менеджерах только возросла, что позволяет сделать вывод о том, что на компетентных менеджеров сегодня имеется спрос и при этом он растёт, что делает актуальным работу разных компаний и ВУЗов по формированию этих самых компетентных менеджеров.


Глава 2. Формирование компетентностного портрета современного менеджера на примере организации «Спецодежда.РФ».

Для получения информации о данном предприятии мне пришлось брать интервью у работника организации, который является одним из менеджеров среднего звена. К сожалению, настоящее название организации я не могу использовать, т.к. компания занимается слегка секретной деятельностью.

И так, компания имеет более 3000 сотрудников по всей территории РФ, московский офис занимается как прямыми продажами чисто по московским клиентам, так и регулированием всей деятельности холдинга, по сути московский офис – это и есть управляющая компания. Сама организация производит и продаёт спецодежду и средства индивидуальной защиты.

Цель управляющей компании развивать и поддерживать бизнес на всей территории РФ. Цель менеджера-руководителя смотреть не узко на свою зону ответственности, а масштабировать на весь холдинг, на специфику регионов РФ, на внешние факторы, которые могут быть уникальны в том или ином регионе России.

Пора поговорить о деятельности менеджера в компании, перед менеджером стоят довольно не простые задачи:

  1. Предвидение дальнейшего развития событий в мире и рынке;
  2. осуществление на практике стратегии и политики организации;
  3. постановка задачи для подчинённых, контроль исполнения этих задач;
  4. корректировка приоритетных целей, их очерёдности и последовательности решения;
  5. определение необходимых материальных, кадровых и финансовых ресурсов;
  6. анализ рынка и конкурентов, рынка конкурентов, их продукции и партнёров;
  7. взаимодействие с другими службами предприятия, согласование совместных действий;

Компетентность менеджера складывается не только из опыта, но и из его качеств. В организации основными качествами являются: порядочность, честность, трудолюбие, ответственность, инициативность и коммуникабельность.

Мнение аукционеров – «лучше самим обучить честного и трудолюбивого сотрудника, чем нанимать опытного недобросовестного сотрудника. Также руководитель должен быть самостоятельным, за ним не должны бегать с палкой и подпинывать, напоминать про поставленные ранее задачи».

Руководитель отвечает не только за направление, но и за команду, за её успехи, умение распределить задачи внутри коллектива и проверить их, уметь управлять конфликтами, а также уметь обучить и направить персонал.

Любому человеку, как и менеджеру надо развиваться и учиться. Самообучением занимаются не все, поэтому для общего развития компании привлекаются сторонние консультанты для проведения обучения/тренингов, по личностному развитию сотрудников, по автоматизации процессов внутри компании, либо понимания узких мест компании. Посещение выставок, семинаров, форумов также повышает компетентность менеджеров.