Файл: Планирование управления в логистической системе Организация эффективного планирования на предприятии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 618
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Планирование управления в логистической системе-
Организация эффективного планирования на предприятии
-
- виды планирования
- методы разработки планов
- логистический контроль
Планированию деятельности предприятия предшествует разработка его стратегии развития и существования. Актуальность планирования работы предприятия является наилучшим способом оценить шансы на успех, уберечься от коммерческой деятельности, обреченной на провал, взглянуть на свое предприятие со стороны, выявляя его слабые и сильные стороны. Планирование является средством формирования целей фирмы и способов их достижения. Непременное условие эффективного планирования - знание экономических законов. Например, закон стоимости требует, чтобы цена товара устанавливалась исходя из общественно необходимых затрат на производство и реализацию продукции. Закон накопления проявляется в необходимости использования части прибыли для расширенного воспроизводства капитала. Без инвестиций в активы не стоит рассчитывать на победу в конкурентной среде. Закон повышающейся производительности труда ориентирует на снижение трудовых и материальных затрат при использовании инноваций.
Исходя из того, что планирование деятельности фирмы должно осуществляться с учетом законов экономической науки, его сущность можно сформулировать следующим образом. Планирование - это центральное звено управления, процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта.
Планирование деятельности предприятия в зависимости от принятой в государстве политики регулирования экономических процессов может быть централизованным или децентрализованным. При административно-командной модели планирование осуществляется сверху вниз в виде директивных плановых заданий по выпуску продукции и поставке ее потребителям, которые заранее указаны вышестоящими ведомствами. При рыночной модели экономики производитель самостоятельно ищет покупателя своей продукции. Результат хозяйственной деятельности — прибыль или убыток — в административной системе является предметом перераспределения, а в рыночной экономике отражается в приросте или потере капитала.
Виды планирования:
-
Стратегическое (долгосрочное) -
Среднесрочное -
Краткосрочное
Стратегические планы отображают перспективы развития предприятия в будущем (свыше 5 лет).
Среднесрочные планы (3-5 лет).
Краткосрочные планы (1 год) — увязывают объём продукции с имеющимися ресурсами (производственные фонды, численность работников).
Планы составляют как в количественных, так и в качественных показателях.
Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько можно при данных условиях найти оптимальное решение задач, стоящих перед организацией. Это не всегда возможно, но стремиться к нему необходимо.
Поиск оптимального варианта осуществляется путем итераций, т. е. последовательного перехода от одного решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее. В настоящее время сложилось несколько способов составления планов, или методов планирования: бюджетный, балансовый, нормативный, математико-статистические, графические.
Бюджетный метод. Он основывается на составлении бюджетных таблиц, в которых отражено будущее движение экономических ресурсов или результата хозяйственной деятельности, например, распределение ресурсов между подразделениями или направлениями деятельности. Можно разрабатывать несколько бюджетов в соответствии с различными сценариями развития, а также «альтернативные» бюджеты при неустойчивой конъюнктуре.
Выделяют три типа бюджетов: натурально-вещественные, стоимостные и трудовые. Бюджетирование может касаться: продаж; запасов готовой продукции; производства; потребности в основных материалах (в стоимостном и натуральном выражении); производственных накладных расходов (вспомогательные материалы, запасов всех видов); коммерческих, административных расходов; прибыли, денежных средств; капитальных вложений; рабочей силы и т. п.
Бюджет позволяет контролировать результаты производства, запасы, сбыт, закупки, плановые и фактические издержки производства, способствует более эффективному использованию ресурсов, предупреждает бесхозяйственность. Координация бюджетов, определение отклонений и оперативное осуществление необходимых корректирующих мероприятий составляют основу бюджетного управления.
Балансовый метод. Увязка бюджета источников и бюджета распределения тех или иных ресурсов, которые необходимы организации в плановом периоде, составляет суть данного метода планирования. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно находить в собственном «хозяйстве» путем его рационализации.
Невозможность по тем или иным причинам решить проблему дефицита приводит к необходимости идти на снижение потребления либо также на основе его рационализации, либо путем механического сокращения, с соответствующим уменьшением конечных результатов.
Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема — расширение их потребления или избавление от излишков. Последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства. Несмотря на это, объекты разрушаются, а также со временем морально стареют и обесцениваются.
Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу,в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой их распределение в таблице 1.
Источники ресурсов | Распределение ресурсов |
1.Остаток на начало периода 2. Внешнее поступление 3. Внутренняя экономия 4. Резервы | 1. Текущее потребление 2. Реализация на сторону 3. Резервы 4.Остаток на конец периода |
Баланс | Баланс |
Таблица 1. Балансовая таблица
В основе такого рода таблицы лежит балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатка ресурсов на начало периода и их поступления из внутренних и внешних источников должна быть равна сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода. В то же время как таковое равенство между ресурсами и их распределением не является единственной целью составления балансов. Важную роль здесь играет достижение их оптимальной структуры, обеспечивающей наибольшую эффективность деятельности организации.
Для разработки путей совершенствования логистических систем необходимо осуществлять постоянный контроль над деятельностью всех функциональных подразделений.
Контроллинг – совокупность задач, предметом которых является координация управления на предприятии, а также снабжение информацией управленческого персонала для обеспечения оптимального достижения целей логистической системы предприятия.
Логистический контроль – это упорядоченный и по возможности непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления отклонений или расхождений между плановыми и
фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.
Существуют следующие фазы контроля логистической системы:
-
Определение плановых значений логистических показателей (на основе существующих договорных обязательств и прогнозов развития) -
Расчет фактических значений логистических показателей -
Сравнение фактических и плановых значений логистических показателей: расчет абсолютного отклонения от плана, процента выполнения плана, сумма перерасхода или экономии относительно плана как по отдельным показателям, так и по группе показателей -
Выявление причин отклонений фактических значений от плановых -
Расчет темпов роста показателей относительно прошлых периодов и анализ причин снижения или увеличения значений.
Внутренний контроль представляет собой процедуру проверки, проводимую для оценки эффективности службы снабжения.
Оцениваются, в частности:
-
Ее отношения с внутренними потребителями (другими службами) -
Методы работы, используемые сотрудниками службы снабжения -
Отношения с поставщиками
Положение по внутреннему контролю на предприятии содержит следующие пункты:
-
Надежность ответственных лиц -
Разграничение ответственности
– разграничение оперативной ответственности от ответственности за отчет. Например, учет произведенной продукции должен вести менеджер по готовой продукции, а не оператор. Инвентаризационные счета по остаткам должен вести не кладовщик, а сотрудник бухгалтерии предприятия
– разграничение ответственности за сохранность продукции и ее учет. Например, бухгалтер не должен принимать деньги, кассир в свою очередь не имеет доступа к книге счетов и к отдельным документам
– разграничение полномочий на совершение сделок и ответственности за сохранность продукции
– разграничение обязанностей по учетным функциям
-
Полномочия руководителей -
Соответствие документов установленным требованиям. Документы и отчеты имеют различное оформление: от первичных документов (счета-фактуры, приходные и расходные ордера) до бухгалтерских отчетов и регистров. Обеспечивается прямое, полное и не допускающее подделки оформление документов. Осуществляется нумерация документов, составляются специальные реестры, обеспечивается хранение накладных в сейфах, непосредственное документирование и заполнение реквизитов, что особенно важно при продаже продукции за наличные деньги. Применяются специальные сигнальные полосы и отметки о вознаграждении покупателей; -
Стандартные процедуры -
Охрана -
Передача обязанностей -
Независимые проверки
-
В каких областях хозяйственной деятельности организаций
(объединений) применяются логистические подходы к планированию,
управлению и контролю материальных потоков?
В настоящее время задача эффективного функционирования предприятия является наиболее актуальной. Все больше нарастающая конкуренция между товаропроизводителями требует внедрения более совершенных и точных и методов управления производственными процессами, организации и распределения существующих потоков, возникающих в процессе деятельности предприятия. Деятельность по управлению материальными потоками осуществлялась человечеством с давних времен. Логистика же в хозяйственной практике начала применяться совсем недавно. Определения логистики не всегда отражают ярко выраженную специфику логистического подхода к управлению материальными потоками.
В процессе управления материальными потоками решается множество разнообразных задач, таких как: организация упаковки, складирования, транспортировки, прогнозирование спроса и производства, определение оптимальных объемов и направлений материальных потоков [6].
Двигаясь через все звенья логистической системы, материальный поток приобретает все большую стоимость. В готовой продукции 70% цены составляют логистические издержки, которые связаны с хранением, упаковкой, сортировкой, транспортировкой и др.
Логистический подход - согласование действий всех звеньев транспортно-распределительной цепи интермодальной, мультимодальной, комбинированной или иной перевозки, упрощение процедур оформления таможенных, перевозочных и других документов, обеспечение жесткого контроля за товарно-денежными потоками,
Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет в наилучшей степени оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. Особенность данного подхода состоит в изменении приоритетов управления финансово-хозяйственной деятельности организации. Важную роль в современных условиях играет процесс производства, принимающий форму потоков, а не продукта или услуги. Реализация управлением потоковыми процессами и их преобразованием является качественно новой формой управления, которая превосходит традиционные формы, как по возможности максимизации конечных результатов, так и по уровню творческого потенциала.
Экономический эффект от использования логистического подхода к управлению материальными потоками составляется из снижения уровня издержек на осуществление некоторых этапов хозяйственной деятельности за счет совершенствования системы хозяйствования. Также логистический подход создает условия для улучшения множества разнообразных показателей