Файл: Формирование группового поведения в организации (Теоретические аспекты формирования группового поведения в организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты формирования группового поведения в организации
1.1 Понятие группы, ее основные признаки
1.3 Формирование группы и ее основные характеристики и взаимодействие с индивидом
2 Формирование группового поведения в организации на примере ООО "Трейд-Сервис" г. Владимир
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия
2.2 Групповое поведение на примере современной организации.
Чтобы справиться с потенциальными проблемами и воспользоваться потенциальными преимуществами неформальных групп, руководство должно признать их существование, взаимодействовать с ними, привлекать к принятию решений, прислушиваться к мнению своих неформальных лидеров.
Целевые группы очень важны для менеджеров и для функционирования организации. На рисунке 3 представлены факторы, влияющие на создание групп.
Рисунок 3 - Факторы, определяющие создание группы
1.3 Формирование группы и ее основные характеристики и взаимодействие с индивидом
На развитие потенциала группы воздействуют все ее важнейшие характеристики, но особое место среди них имеют групповые нормы.[11]
Несомненно, рассмотренные этапы развития группы дают лишь упрощенное представление о довольно сложно выстроенных процессах, происходящих в реальности:
-иногда трудно определить один этап развития группы от другого;
- иногда проходит несколько этапов в одновременном плане; бывает возможен переход от более высокой ступени к более низкой (к примеру, конфликт по поводу лидерства и распределение ролей в группе может формироваться на любом этапе его развития, в том числе и в последнем) [8, с.46].
Группы в общем развитии проходят через несколько этапов (табл. 1).
Таблица 1
Характерные особенности каждой стадии развития групп
Стадии развития групп |
Характерные особенности |
Первичная стадия формирования (формирование) |
Характеризуется неопределенностью структуры группы, ее целевыми установками. Часто неясно, кто является лидером этой группы, и какой тип поведения является наиболее приемлемым в нем. Этот этап завершается, когда участники группы начинают ясно понимать, что они являются частью данной группы |
Внутригрупповой конфликтный аспект (бурление) |
Существует борьба за лидерство и распределение ролей среди участников группы. После завершения этого этапа становится ясно, кто является лидером в данной группе (если это формальная группа, то разговор идет о неформальном лидере) |
Гарантия сплоченности участников группы (нормирование) |
Отношения между участниками группы становятся все более и более сплоченными. В то же время возникает ясность в отношении неформальных нормативов поведения и распределения ролей в данной группе |
Этап наиболее высокой работоспособности и производительности (реализация работ) |
Группа в полном плане функциональна. Энергия ее участников больше не направлена на распределение ролей и борьбу за власть, а направляется на обеспечение результативной работы и достижение весомых итогов. |
Завершающая стадия (расформирование) |
Для временных групп (к примеру, групп, образованных на время конкретных задач) выполнение данных задач является заключительной стадией их функционирования. Чем быстрее к концу работы, тем чаще участники группы начинают предполагать, что эта группа скоро перестанет существовать, а также о новых перспективных преимуществах ее работы в другой команде. Производительность группы за этот период может заметно снижаться |
Таблица составлена по: источникам 9, 10 |
Эффективное сочетание централизации и децентрализации применения трудовых ресурсов предприятия предусматривает определение степени централизации функций управления кадровым составом предприятия в сочетаемости с децентрализацией их части. [12]
Уровень централизации применения трудовых ресурсов предприятия может изменяться с развитием производственного процесса и преобразованием его форм
На рисунке 4 показаны трудности, возникающие при распределении ролей, если группа учитывает пожелания и способности своих участников.[13]
Рисунок 4 - Дилеммы и техника распределения ролей
На каждом этапе развития группы людям поручают выполнять некоторые функции, и они выполняют свои индивидуальные роли, а также следуют определенным групповым нормам поведения.[14]
Функции в данном аспекте понимаются как функционирующая деятельность внутри группы. К примеру, проектная группа должна осуществлять такие функции, как кабинетные исследования, опросы клиентуры, анализ и интерпретацию данных. Когда группа распределяет индивидуальные задачи, некоторые из ее участников, как результат, берут на себя, по их мнению, привлекательные из них. Остальным достаются непривлекательные или более трудные задачи. Некоторые хотят облегчить себе работу, в то время как другие хотят узнать что-то новое, улучшить свои навыки.[15]
Для того чтобы в успешном плане осуществлять свою деятельность, все группы формируют определенные нормативы поведения, т.е. установленные образцы поведения внутри группы, которые должны осуществляться всеми ее участниками. Нормативы могут быть закреплены в определенных документах — стандартах, правилах. Однако большое количество норм, которыми руководствуются группы, имеют неформальный характер. Вместе с данным обстоятельством именно они могут воздействовать на взаимоотношения в коллективе и формировать результативность его работы. Процесс воздействия группы на индивида является основным из самых исследуемых в социальных науках. Влияние — это процесс, при котором поведение или характеристики индивидов влияют т на поведение или характеристики иных. Оно присутствует во всех процессах человеческого общения и взаимодействия. Подчинение — это изменение поведения в итоге реально имеющегося давления на индивида со стороны окружающих. Имеются три разновидности подчинения: согласие, солидарность и сопричастность [6, с.17]. Согласие (уступчивость) имеет место, когда люди могут подчиняться, не смотря на свои собственные мнения и. предпочтения. Предпосылки данного поведения различны. Так, высокая награда или наказание могут заставлять людей забывать на время о своих ценностных приоритетах и убеждениях. Если кто-то поступает так, реакция остальных может изменяться от сочувствия до презрения.
Солидарность является подчинением, которое основывается на уважении или одобрении относительно к тем, кто предусматривает предпринять какие-либо действия. В данном аспекте подчинение может мотивироваться желанием завоевать расположение иных либо попыткой следовать их поведению. Солидарность имеет добровольный характер, чем согласие, но ее корни определяются в ценностях и стремлениях конкретного гражданина. Люди более уязвимы, когда они солидарны c другими, так как зависимость может возникать в бессознательном плане. Сплоченность - это заинтересованность участников группы в ее существовании. Для участников сплоченных групп типично желание пребывать в группе. На рисунке 5 показаны факторы, которые влияют на сплоченность группы, и те итоги, к которым приводит сплоченность.[16]
Рисунок 5 - Факторы и результаты сплоченности группы
У людей в группе есть выбор: сотрудничать или конкурировать. Кроме того, объективные и субъективные факторы могут стимулировать ресурсы, которые нужны для их достижения. Кроме того, сотрудничество стимулируется в результате поощрения всей группы к достигнутым итогам.
Когда организация поощряет только отдельных лиц, вероятным итогом такого подхода является конкуренция, которая может оказать отрицательное влияние на производительность компании: люди будут скрывать данные, отказываться от поддержки или принимать модель поведения, которая давала бы им превосходство перед другими.[17]
Внутренняя среда организации характеризуется степенью интеграции (кооперации) и дифференциации (специализации) трудовых и производственных процессов.
Внешняя среда организации – её окружение. Она может в некоторой мере поддаваться изменениям, но имеет место также фоновая внешняя среда, к которой организация вынуждена приспосабливаться.
Эффективные менеджеры должны быстро реагировать как на преобразования окружающей среды, прогнозируя их значения на сегодняшний день и на прогнозный период, так и внутренние факторы развития компании, в частности учитывать интересы различных групп.
Таким образом, сделаем вывод.
Организация выступает в качестве важнейшей составной части управленческой деятельности. Она является процессом, который сочетает индивидуальный или групповой труд общественных групп, которые наделены качествами, нужными для его осуществления, таким образом, чтобы гарантировались эффективные условия систематического приложения знаний работников.
Группа является союзом двух человек и более, объединенных для достижения конкретной целевой установки.
Различают несколько параметров, в соответствии с которыми целесообразно классифицировать группы. К ним относятся размер, характер образования и целевая установка группы [9, с.66].
Объединяясь в группах, участники групп в обычном плане удовлетворяют не одно, а несколько необходимых потребностей.
На развитие потенциала группы воздействуют все ее важнейшие характеристики, но особое место среди них имеют групповые нормы.
Процесс воздействия группы на индивида является основным из самых исследуемых в социальных науках.[18]
Влияние — это процесс, при котором поведение или характеристики индивидов влияют т на поведение или характеристики иных. Оно присутствует во всех процессах человеческого общения и взаимодействия.
Подчинение — это изменение поведения в итоге реально имеющегося давления на индивида со стороны окружающих.
Имеются три разновидности подчинения: согласие, солидарность и сопричастность.
Для того чтобы в успешном плане осуществлять свою деятельность, все группы формируют определенные нормативы поведения, т.е. установленные образцы поведения внутри группы, которые должны осуществляться всеми ее участниками. Нормативы могут быть закреплены в определенных документах — стандартах, правилах. Однако большое количество норм, которыми руководствуются группы, имеют неформальный характер. Вместе с данным обстоятельством именно они могут воздействовать на взаимоотношения в коллективе и формировать результативность его работы. Процесс воздействия группы на индивида является основным из самых исследуемых в социальных науках.
2 Формирование группового поведения в организации на примере ООО "Трейд-Сервис" г. Владимир
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Трейд-Сервис» учреждено на основании действующего законодательства Российской Федерации в 29 декабря 2004 года.
ООО «Трейд-Сервис» - это юридическое лицо, обладающее гражданскими правами и исполняющее обязанности, которые необходимы для реализации различных видов деятельности. Организация имеет свой расчетный счет, печать на русском языке, фирменное наименование и может выступить истцом и ответчиком в суде.
Юридический адрес организации: город Владимир, улица Полины Осипенко, дом 41, офис 326
Основным видом деятельности компании является торговля оптовая продуктами из мяса и птицы.
У организации есть на балансе торговый павильон, посредством которого данная организация осуществляет оптовую и розничную торговлю продуктами из мяса и птицы
Организационная структура управления ООО «Трейд-Сервис» представлена в приложении А. В организации сложилась линейно - функциональная структура управления.
ООО «Трейд-Сервис» возглавляет генеральный директор, который осуществляет функцию общего руководства, организует работу и результативную взаимосвязь производственных единиц, участков и иных структурных подразделений.
Итак, анализируя организационную структуру ООО «Трейд-Сервис» можно выделить следующие ее положительные моменты: ее простота и надменность, отсутствие бюрократической цепочки, поскольку основные специалисты подчинены генеральному директору.
Главными задачами основного производства являются обеспечение движения продукта, организация рационального технико-технологического процесса.
Вспомогательное производство предоставляет условия для функционирования основного производства.
Подразделения обслуживающего производства обеспечивают основное и вспомогательное производства транспортом, складами (хранение), техническим контролем.
Соблюдение основных принципов организации производства для ООО «Трейд-Сервис» можно определить следующим образом:
- поддержание высокого качества деятельности при сохранении конкурентоспособных цен; качество обеспечено как тщательным подходом к набору работников, так и опытом руководства рассматриваемого предприятия, а также самой структурой предприятия;
- обеспечение прозрачности рабочего процесса и предоставление заказчику в полном объеме достоверных сведений о состоянии дел на объектах.
Главными конкурентами исследуемого предприятия являются следующие предприятия: ООО «ВЛАДИМИРСКИЙ СТАНДАРТ», ОАО «Омпк», ОАО «ЧЕРКИЗОВСКИЙ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД». Потенциальными потребителями являются предприятия и физические лица Владимирской области. Спрос на данную продукцию стабилен.