Файл: Формирование группового поведения в организации (Теоретические аспекты формирования группового поведения в организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты формирования группового поведения в организации
1.1 Понятие группы, ее основные признаки
1.3 Формирование группы и ее основные характеристики и взаимодействие с индивидом
2 Формирование группового поведения в организации на примере ООО "Трейд-Сервис" г. Владимир
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия
2.2 Групповое поведение на примере современной организации.
Введение
Группы играют все более важную роль в деятельности организаций. Групповое поведение является важным компонентом организационного поведения. Люди формируют группы по ряду причин, которые рассматриваются классическими теориями формирования групп. Кроме того, работая в группе, люди могут удовлетворить свои потребности в области безопасности, коммуникации, уважения, власти и т. д.
При формировании и развитии группы проходят несколько этапов. Зная, на какой стадии находится та или иная группа, менеджеры могут по-разному влиять на поведение группы.
На каждом из этих этапов группа приобретает ряд существенных характеристик, которые оказывают самое непосредственное влияние на результативность групповой работы. Характеристики группы придают определенность функционированию группы, что, в свою очередь, важно, как для ее участников, так и для управления организацией. Руководители должны знать характеристики и поведение групп, чтобы подготовиться к возможным последствиям (положительным или отрицательным) групповой деятельности. Они могут предложить как изменить восприятие, отношение, мотивацию участников группы, чтобы повысить результативность групповой работы для достижения целевых установок организации.
Группы могут быть классифицированы в соответствии с рядом характеристик. Среди многих групп наиболее интересны неформальные группы. Чтобы справиться с потенциальными проблемами и воспользоваться потенциальными преимуществами неформальных групп, руководство должно признать их существование, взаимодействовать с ними, привлекать к принятию решений, прислушиваться к мнению своих неформальных лидеров.
В настоящих реалиях рабочие группы развиваются в команды. Особенно важными и интересными с точки зрения организационного поведения являются команды самоконтроля, которые, наряду с выполнением задания, выполняют функции управления.
Их создание и деятельность коренным образом меняют характер деятельности современных организаций.
Цель курсовой работы - рассмотреть процесс формирования группового поведения в организации.
Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты формирования группового поведения в организации;
- рассмотреть процесс формирования группового поведения в организации на примере ООО "Трейд-Сервис" г. Владимир;
-предложить рекомендации по управлению группами.
Теоретической, методологической базой курсовой работы послужили научные положения, опубликованные в работах таких ученых, таких как: Бобнева М.И., Васильев Д.А. Глумаков В.Н.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (каждая из глав содержит параграфы, последовательно раскрывающих тему) заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты формирования группового поведения в организации
1.1 Понятие группы, ее основные признаки
Группа является союзом двух человек и более, объединенных для достижения конкретной целевой установки.[1]
Понятие «группа» довольно сложное и чрезвычайно важное, так как группы и их работа оказывают огромное влияние на результативность организации в целом и отдельного работника в частности [5, с.27].
Для менеджера чрезвычайно важно знать особенности группового поведения и иметь возможность строить свою политику, чтобы группа была созидательной, а не разрушительной.
Чтобы результативно управлять группами, менеджер должен понимать их характер, оценивать влияние их размера, знать методы формирования групп, способы их развития, ключевые роли в группе и т. д.
Группа - это определенная совокупность людей, рассматриваемых ими с точки зрения социальной, производственной, экономической, повседневной, профессиональной, возрастной и т. д. общности.
Сразу следует отметить, что в социальных науках используется двоякое употребление понятия «группа».
С одной стороны, на практике, к примеру, демографический анализ в разных отраслях статистики имеются ввиду условной группы: произвольные группы людей по какому-либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.[2]
С другой стороны, во всем цикле социальных наук группа понимается как реальное образование, в котором люди собраны вместе, объединены одной общей чертой, своего рода совместной деятельностью или помещены в некоторые идентичные условия, обстоятельства определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Признаки малой группы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Признаки малой группы
Среди основных характеристик группы можно выделить такие: однородность, фоновые характеристики, статус членства, открытость, сплоченность [8, с.33].[3]
Однородность. Эта характеристика позволяет оценить однородность группы, основываясь на определенных параметрах, к примеру, с точки зрения пола: группы женщин, мужчин.
Если мы оцениваем однородность группы с позиций возраста, то школьный класс более гомогенен, чем студенческая группа или производственный отдел. Однородность группы и ее анализ позволяют глубже понять группу, принять правильные решения относительно ее развития.
Фоновые характеристики.
Группы формируются и развиваются в разных средах, а результативность их деятельности зависит от состояния внешней среды. В организации с нездоровой организационной культурой создание целевой группы по стратегическому развитию может привести к неудаче, поскольку, возможно, предложения об изменении организационной культуры могут быть отклонены.[4]
Статус участников группы. Статус в группе - это позиция или ранг, назначенный участнику этой группы другими ее участниками. Статус может быть формальным (к примеру, победитель конкурса «Лучший по профессии») и неформальным (уважение, соответствующее заслугам).
Открытость.
Степень открытости является характеристикой, определяющей уровень входных барьеров для конкретной группы. К примеру, стать офицером достаточно просто, но попасть в группу элитных подразделений уже сложнее. Любой, кто имеет высшее образование, может отнести себя к группе ученых, но стать участником группы нобелевских лауреатов - это невыполнимая задача для большинства [10, с.36].
Сплоченность.
Сплоченность группы является индикатором, определяющим присутствие в группе связей определенного типа, которые характеризуют социально-психологическое сообщество людей, единство взглядов и стремление к общей целевой установке. Профессиональное управление предприятием или компанией неосуществимо без формирования внутри него такой среды, когда весь персонал имеет заинтересованность в достижении общей целей или задач, и когда каждый может ощутить свое личное участие в победах или поражениях коллектива.
Сплоченность определяется тем, насколько участники группы поддерживают друг друга, полагаются на помощь коллег, стремятся оставаться в рядах коллектива.
Чем выше сплоченность, тем сильнее желание отдельных участников группы быть в ее составе, тем выше ее обращение к ним и единство всех его участников.[5]
1.2 Классификация групп
Различают несколько параметров, в соответствии с которыми целесообразно классифицировать группы.
К ним относятся размер, характер образования и целевая установка группы.
На рисунке 2 показана классификация групп с точки зрения перечисленных параметров.[6]
Рисунок 2 - Классификация групп
Диада представляет собой группу из двух человек. Диады пытаются избежать спорных вопросов (так как они могут приводить к провалу), и итогом этого может являться видимая согласованность действий, даже если ее и не существует (ложный консенсус) [7, с.45].
В триадах или группах из трех человек баланс отношений в постоянном плане разрушается.
Имеется очень высокий потенциал для борьбы за власть, незапланированных ассоциаций и общей нестабильности. Руководителям, как правило, рекомендовано избегать использования триад, в частности, когда поставленные целевые установки приводят к необходимости постоянного взаимодействия рабочих, что формирует возможность влиять друг на друга. В реалиях конфронтации и борьбы за лидерство данные задачи не могут быть решены.
При формировании небольших групп руководители должны избегать четного числа участников группы, так как группы с четным числом участников часто находятся в тупике. Лучше создавать группы с нечетным числом участников - к примеру, 5, 7, 9 человек, которые работают намного результативнее [8, с.34].
Большая группа - группа с более чем 15 участниками. Большие группы формируются в течение короткого периода времени. К примеру, собрание акционеров, участников коллектива, различные конференции и т. д.
Формальные группы предоставлены в структуре организации для реализации конкретных задач.
Среди формальных групп можно определить группы, которые действуют на относительно постоянном основании, и временные группы, сформированные на период реализации определенных задач.[7]
Неформальные группы формируются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. К примеру, группа работников, которые закончили одно и то же учебное заведение или группа коллег, которая объединилась для участия в спортивных соревнованиях.
Эти группы могут быть развиты настолько, что они смогут преодолеть положения и правила организации или укрепить власть своих участников. Они также могут состоять из участников, которые доверяют друг другу и, возможно, общаются вне работы, к примеру, любители театра или люди, которые проживают по соседству.
Неофициальные группы могут быть очень результативными и очень сильными, что может обуславливать то обстоятельство, в результате чего многие менеджеры обращают на них внимание. Результативные менеджеры получают поддержку от неформальных групп и их лидеров, чтобы уменьшать их потенциальную опасность или упрочить свои позиции, укрепить свои позиции в организации [10, с.66].
Первичные группы имеют ценность для людей, в результате того, что они формируют свои идеи, убеждения и ценности. Эти группы служат стандартом, с использованием которого люди сопоставляют свое поведение. Важным типом первичной группы является семья.[8] Если определить, к какой первичной группе имеет принадлежность человек, и к каким стандартам следует данная группа, то ее поведение является более предсказуемым и понятным для менеджера.
Социальные группы в общем формируются и существуют для отдыха и развлечений своих участников.
Иногда в данных группах существуют также производственные целевые установки, к примеру, в футбольной команде завода или в клубе пользователей компьютеров. Но в данном аспекте работа является вторичной относительно преимуществ общения с единомышленниками.[9]
Менеджеры должны принимать во внимание существование социальных групп при вынесении решений о перемещении сотрудников или распределении управленческих задач.
Целевые группы в обычном плане создаются и действуют для выполнения конкретной задачи.
Департаменты, комиссии, проектные группы, аудиторские группы и т. д. являются организационными формами целевых групп.
Данные группы в обычном плане имеют конкретную целевую установку и временные рамки для ее реализации, конкретные рабочие задания и согласованные отношения с высшей организацией.[10]
Объединяясь в группах, участники групп в обычном плане удовлетворяют не одно, а несколько необходимых потребностей. К примеру, объединившись в профсоюзы, работники в то же время могут удовлетворить свои потребности в защите прав и социальных гарантий, упрочивая полномочия для достижения таких целевых установок, как улучшение условий труда на предприятии, а также необходимость в самоуважении и общении. Группы могут быть классифицированы в соответствии с рядом характеристик. Среди многих групп наиболее интересны неформальные группы.