Файл: Формирование группового поведения в организации (Теоретические аспекты формирования группового поведения в организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты формирования группового поведения в организации
1.1 Понятие группы, ее основные признаки
1.3 Формирование группы и ее основные характеристики и взаимодействие с индивидом
2 Формирование группового поведения в организации на примере ООО "Трейд-Сервис" г. Владимир
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия
2.2 Групповое поведение на примере современной организации.
Стратегия развития ООО «Трейд-Сервис» предполагает:
- индивидуальный подход к клиентуре;
- управление организацией производственного процесса на базе передового международного опыта;
- оптимальное взаимодействие всех структурных звеньев ООО «Трейд-Сервис», применение потенциальных возможностей и внедрение новшеств.
Основные экономические показатели ООО «Трейд-Сервис» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика основных экономических показателей работы ООО «Трейд-Сервис»
Показатель |
Размер показателя по годам |
|||||
2014 |
2015 |
Темп роста к предыдущему году |
2016 |
Темп роста к предыдущему году |
Темп роста к базовому году |
|
Выручка от реализации, тыс.руб. |
1264260 |
1298201 |
102,70 |
1282802 |
98,880 |
101,5 |
Себестоимость продукции, тыс.руб. |
1002620 |
1044712 |
103,10 |
1010900 |
97,79 |
100,82 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
60427 |
79 048 |
116,20 |
08 057 |
140,77 |
163,5 |
Рентабельность продаж, % |
10,0 |
10,8 |
98,994 |
20,7 |
104,56 |
103,51 |
Рентабельность продукции, % |
5,8 |
6,4 |
112,76 |
8,7 |
143,39 |
161,70 |
Затраты на 1 рубль продукции |
0,94 |
0,90 |
96,385 |
0,80 |
98,75 |
95,18 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
369 |
372 |
106,89 |
375 |
103,22 |
110,34 |
Фонд заработной платы, тыс.руб. |
32987 |
35692,5 |
113,25 |
36855 |
107,96 |
122,27 |
Среднемесячная заработная плата работников, тыс.руб. |
19,6 |
10,7 |
105,94 |
20,6 |
104,59 |
110,81 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. |
202000 |
204250 |
100,12 |
204756 |
100,19 |
100,32 |
Таблица составлена автором самостоятельно |
Анализируя таблицу 2, можно сделать следующий вывод. Возрастает показатель выручки от реализации к 2016 году по сравнению с 2014 годом на 1,5 процент.
Выручка от реализации увеличивается к 2016 году по сравнению с 2014 годом на 1,5 процент. Чистая прибыль (убыток) за период увеличивается к 2016 году по сравнению с 2014 годом на 63,5 процент или в 1,6 раз.
Увеличивается среднесписочная численность работающих к 2016 году на 6 человек по сравнению с 2014 годом.
Показатели рентабельности имеют нарастающее значение к 2016 году по сравнению с 2014 годом Рентабельность продаж увеличивается на 0,7 процентов.
Возрастает показатель рентабельности продаж, что означает повышение рыночной результативности деятельности предприятия.
Рентабельность продукции увеличивается на 2,9 процентов. Увеличивается показатель рентабельности продукции – это означает, что растет рентабельность производства, а значит, повышается конкурентоспособность продукции фирмы. Фонд заработной платы работников увеличивается к 2016 году по сравнению с 2014 годом на 22,3 процента в результате увеличения среднемесячной заработной платы работников на 10,8 процентов за тот же период и среднесписочной численности работающих к 2016 году на 6 человек по сравнению с 2014 годом. Рассмотрим кадровый состав ООО «Трейд-Сервис». Кадровый состав ООО «Трейд-Сервис» представлен в таблице 3.
Таблица 3
Кадровый состав ООО «Трейд-Сервис»
Показатели |
Категории |
Уровни, в % |
1 |
2 |
3 |
по качественному составу |
мужчины |
26 |
женщины |
74 |
|
По возрастным группам |
до 29 лет |
34,6 |
30 - 45 |
53,4 |
|
45-58 |
12 |
|
Продолжение таблицы |
||
1 |
2 |
3 |
по уровню образования |
с высшим образованием |
54 |
со средним специальным |
44,33 |
|
без образования |
1,66 |
|
по профессиональной категории |
руководители |
2,5 |
специалисты |
26,6 |
|
рабочие |
70,8 |
|
Таблица составлена по: источникам 6, 9. |
Из таблицы 3 видно, что в ООО «Трейд-Сервис» по возрастным группам отдается предпочтение работникам от 31 до 40 лет, имеющих высшее образование.
Женщины составляют преобладающий процент по отношению к мужчинам.
В ООО «Трейд-Сервис» преобладающей является доля работников от 18 до 45 лет. Это говорит о том, что администрация предприятия в равной степени принимает на работу квалифицированных специалистов с опытом работы и работников, только окончивших ВУЗы.
Экономические методы мотивации разных групп работников в ООО «Трейд-Сервис» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Экономические методы мотивации различных групп персонала в ООО «Трейд-Сервис»
Персонал предприятия |
Вознаграждения |
Рабочие |
премия за сверхурочную работу; общая схема долевого участия в прибыли. |
Специалисты |
вознаграждение за сверхурочную работу; общая схема долевого участия в прибыли; групповая система долевого участия в прибыли; индивидуальная премия за вклад в общую прибыль. |
Руководители |
вознаграждение за сверхурочную работу; часть групповой производственной премии; общая схема долевого участия в прибыли; предложение о долевом участии в бизнесе. |
Таблица составлена по: источникам 7, 4. |
Выше представленный список не является исчерпывающим. Но он отражает принципиальную разницу подхода к развитию систем мотивации различных групп персонала в ООО «Трейд-Сервис».
2.2 Групповое поведение на примере современной организации.
Рассмотрим существующие формальные и неформальные группы в ООО «Трейд-Сервис».
Формальным лидером в организации является ее генеральный директор.
Генеральный директор. Преимущества:
Хорошо проявляет в сфере управления, где необходимо управлять другими людьми, координировать свою деятельность. В целом это свидетельствует о желании объединить весь производственный цикл в своих руках.
Хороший работник, не терпит некомпетентности, сам хорошо образован в своей области. Иногда работает «на износ», полагая, что только в этом случае может потребовать то же самое и от других. В сфере производства добивается качественности работы. Главное для него - чистота, порядок, функциональность. Обладает большим лидерским потенциалом, способен следить за ходом событий и адекватно брать на себя ответственность за свою профессиональную деятельность.
Недостатки: от него нельзя ожидать гибкого изменения своего поведения в зависимости от ситуации. Когда его охватывают эмоции, он не слушает мнения кого-то другого, упорно настаивает на своем. Ему трудно признать, что он был неправ. Иногда недостаточно выдержки в экстремальных ситуациях. В сфере межличностных взаимодействий ведущим фактором является доминирование. Может заставить людей трудиться. Критически оценивает результаты чужой работы. Способен выразить свое мнение напрямую. В некоторых случаях нельзя ожидать мягкости и дипломатии в отношениях с людьми от него. В случае конфликтных ситуаций он считает, что использует тактику «сотрудничества» и «адаптации»
В компании его правая рука - заместитель генерального директора по продажам. Эти два человека составляют первую неформальную группу на предприятии.
Их главными «соперниками» являются главный инженер и заместитель генерального директора по экономике и финансам, которые составляют вторую неофициальную группу в организации. В этой группе нет четко выраженного неформального лидера.
Группа была организована так как:
1. Оба сотрудника находятся в одном офисе
2. Как главный инженер, так и заместитель генерального директора по экономике и финансам в большинстве случаев не согласны с мнением генерального директора, что вызывает постоянные споры и мелкие конфликты. Заместитель генерального директора пытается предлагать генеральному директору более выгодное по деньгам и результативное предложение.
3. Целевой установкой обоих сотрудников является результативное и выгодное выполнение задачи более дешевым и более правильным способом.
4. Главный инженер и заместитель генерального директора по экономике и финансам являются родственниками.
Заместитель генерального директора по экономике и финансам. Хорошо себя проявляет в сфере управления, где необходимо управлять другими людьми, координировать свою деятельность. Энергичный и напористый человек способен работать столько часов, сколько требуется в деле, в котором он участвует. Борется за качество, надежность и производительность. Имеет склонность к инновациям. Все оценивает с точки зрения целесообразности и полезности.
Для его продвижения вперед необходима четкая перспектива и стабильность. Выступает против недисциплинированности, нарушения нормативов и правил. Сам отличается собранностью и организацией. Критически оценивает работу свою и других. Может заставить людей работать. Он не будет терпеть ленивых людей вокруг себя.
Главный инженер - Хорошо распределяет обязанности и контролирует их реализацию, может результативно внедрять конкретные единицы управления. Его сильная сторона - это конкретная логика, т. е. тщательное рассмотрение любой проблемы и события. Человек ответственный, не бросая слов на ветер. Характеризуется стремлением к порядку, дисциплине, соблюдению четких норм и правил, нетерпелив к безответственности. Стойкий и целеустремленный. Он склонен уважать авторитеты, в то же время он бескомпромиссен в своем бизнесе, дисциплинирован, следит за порядком в повседневной жизни и на работе.
Участники команды считают его одним из самых компетентных сотрудников организации.
Он чувствует себя уверенно в ситуациях, которые требуют нарушения установленных взглядов без ясных перспектив. Сторонник применения дисциплинарных мер к людям, которые не выполняют свои обязанности.
Третьей неформальной группой в ООО «Трейд-Сервис» являются сотрудники бухгалтерии.
Группа состоит из трех женщин: главного бухгалтера и двух бухгалтеров.
Неформальный лидер в этой группе главный бухгалтер, поскольку она:
1. Дольше всех троих работает в организации.
2. Знает принципы и правила организации.
3. «Старый» работник.
Главный бухгалтер - хорошо себя проявляет в сфере управления, где необходимо управлять другими людьми, координировать свою деятельность. В целом это свидетельствует о желании объединить весь производственный цикл в своих руках. Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная.
Иногда она может работать «на износ». Может быть резкой в суждении. Обычно формулирует проблему очень четко. Характеризуется повышенным чувством справедливости в сочетании с убежденностью в собственной правоте.
В сфере производства сможет достичь высокого качества результатов труда, любит восхищаться тем, что было сделано, подчеркивая преимущества своей работы. Главное для нее - чистота, порядок, функциональность. Она склонна полагать, что самые важные события в ее жизни являются результатом ее собственных действий, и она может управлять ими. Чувствует свою ответственность за свои действия и жизнь в целом. Демонстрирует настойчивость в достижении целевых установок.
Но в то же время проявляется ярко выраженная близость к таким личностным характеристикам, как чрезмерная прямота в высказываниях и делах; отсутствие мягкости и дипломатии в отношениях с людьми. Однако в случае конфликтной ситуации с высшим руководством она может договориться об урегулировании разногласий.