Файл: Контрольная работа по дисциплине Культурология По теме Языческая культура восточных славян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Культурология

По теме: Языческая культура восточных славян

Выполнил: студент группы 2БЭЗ-11

Проверил:

Уфа

2019

СОДЕРЖАНИЕ







Введение

3

1. Происхождение славян

4

2. Классификация и общие сведения

6

3. Мир в представлении древних славян

9

3.1 Обряд погребения

12

3.2 Свадьба в древнем язычестве

13

3.3 Жречество

15

3.4 Пантеон языческих Богов

16

4. Влияние язычества на культуру и быт Восточных славян

17

Заключение

19

Список используемых источников

20

Введение

Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий, сделанные учеными, позволяют буквально по крупицам воссоздать религиозную систему древнего мира. Однако период становления Русской государственности со всеми его событиями является одним из наименее изученных этапов нашей истории. 

Язычество, как неотъемлемая часть Древней Руси, пережило сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к IX веку. К этому времени язычество обогатилось сложными ритуалами и обрядами, чёткой иерархией богов и имело огромное влияние на культуру, жизнь и быт древних славян.

Именно язычество помогало древним славянам противостоять неизведанной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.
Этнографические исследования показывают удивительную живучесть многих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство.


После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Многие христианские праздники и обычаи уходят своими корнями глубоко в древность, в язычество.

Язычество Восточных Славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Его изучение очень важно, так как не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее.

Выдающийся историк, археолог и археограф Б.А. Рыбаков считал, что нет более туманного и неопределенного термина, чем "язычество"; возникнув в церковной среде, он первоначально означал все дохристианское и нехристианское. Его можно понимать как сумму тех религиозных пpедставлений, которые христианство застало в VI - X вв. на славянских землях. По его словам, языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре, её изучение невозможно без выявления архаичной языческой подосновы. Изучение язычества – это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.

Русский историк С.М. Соловьев же, напротив, считал, что русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одною из религий, имевших место в юго-восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством.

Русский писатель и историк Н.М. Карамзин также считает, что славяне поклонялись разным идолам, думая, что многочисленность кумиров утверждает безопасность смертного и что мудрость человеческая состоит в знании имен и свойства сих мнимых покровителей. Таким образом, грубый ум людей непросвященных заблуждался во мраке идолопоклонства и творил богов на всяком шагу, чтобы изъяснять действия Природы и в неизвестностях рока успокаивать сердце надеждою на вышнюю помощь.

1.Происхождение славян

Исходной позицией для последовательного рассмотрения истории славян следует считать период отпочкования славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива.

На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В. О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-Европейской равнине, которые облегчили колоссальные процессы колонизации племен

, предопределили особенности и разнообразие хозяйственной деятельности народа. Но природа не охраняла население от чужеродных вторжений.

С V века до н. э. на северном побережье Черного моря греки основали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию. Торговля сближала греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные греческими мастерами по заказу варваров. Таким образом, греческое искусство служило вкусам местных жителей — скифов — иранской ветви арийского племени. Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы — иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и одновременно некоторый подъем культуры скифов-пахарей.

Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели VI—VIII веков говорят о двух ветвях славян — антах и славянах. Начался новый этап в истории восточных славян.

Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия. У них были выработаны своеобразные представления о земном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и эти культурные до?стижения пр?ошлого не бы?ли забыты.

Др?евнерусская (р?оссийская) ку?льтура не яв?ляется чи?сто славянской. Др?евнерусская на?родность ск?ладывалась в см?ешении не?скольких су?бэтнических компонентов. Он?а за?рождалась ка?к общность, об?разуемая из со?единения тр?ех хо?зяйственно-технологических ре?гионов — земледельческого, скотоводческого, пр?омыслового; тр?ех ти?пов об?раза жи?зни — оседлового, кочевого, бр?одячего; в пе?ресечении не?скольких ре?
лигиозных потоков. Та?ким образом, на ос?новной те?рритории Др?евнерусского го?сударства мы не мо?жем го?ворить о чи?сленном пр?еобладании сл?авян в этногенезе. Ед?инственный эл?емент др?евнерусской культуры, в ко?тором сл?авянское пр?евосходство не вы?зывает сомнений, — эт?о язык.

С.М.Соловьев от?мечал: «О?бширность и де?вственность на?селенной во?сточными сл?авянами ст?раны да?вали ро?дичам во?зможность вы?селяться пр?и пе?рвом но?вом неудовольствии, что, разумеется, до?лжно бы?ло ос?лаблять ус?обицы; ме?ста бы?ло много, за не?го по кр?айней ме?ре не на?до бы?ло сс?ориться»

Сл?авянский ми?р II?-IV вв. ст?ал мн?огообразен и не ук?ладывался уж?е в ка?кую-либо ед?инственную фо?рму быта.

В VI?-IX ве?ках ид?ет пр?оцесс ин?тенсивного ра?звития народов, на?селявших Во?сточно-Европейскую равнину. Па?шенное зе?мледелие вы?тесняет подсечное, вы?деляется ремесло. Ус?иленно ра?звивается торговля, ко?торая ве?лась зн?ачительными ка?питалами (о че?м св?идетельствовали на?йденные кл?ады ар?абских монет). К X ве?ку сл?ожились оп?ределенные фо?рмы и тр?адиции то?рговых соглашений. Об эт?ом св?идетельствуют договоры, по?дписанные кн?язьями Ол?егом и Иг?орем с греками. Он?и бы?ли со?ставлены на дв?ух яз?ыках — ру?сском и греческом. Эт?о по?дтверждает то, чт?о пи?сьменность у сл?авян по?явилась за?долго до пр?инятия христианства, а та?кже то, чт?о до по?явления пе?рвого св?ода за?конов «Р?усской пр?авды» ск?ладывалось и законодательство. В до?говорах уп?оминалось о «З?аконе русском», по ко?торому жи?ли славяне. По?д им?енем «р?усов» сл?авяне то?рговали в За?падной Европе.

Мо?жно пр?едположить ра?
ннее су?ществование городов, уж?е в II?I—VIII веках. Ле?топись не пр?иводит вр?емени их появления. Он?и бы?ли «и?значала» — Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Ки?ев — вс?е на речных, то?рговых путях. Го?рода яв?лялись не то?лько пу?нктами пл?еменной об?ороны и культа. К XI ве?ку он?и — це?нтры политической, ку?льтурной жизни, ре?месленного производства. Та?ким образом, до вт?орой по?ловины IX века, до об?разования государства, во?сточные сл?авяне им?ели уж?е зн?ачительную историю, ус?пели до?стигнуть не?малых ус?пехов в об?ласти ма?териальной культуры.

2.Классификация и об?щие сведения.

“Я?зычество”— кр?айне не?однозначный термин, во?зникший в це?рковной ср?еде дл?я оп?ределения вс?его нехристианского, дохристианского. Эт?им те?рмином до?лжны бы?ли по?крываться ре?лигиозные пр?оявления ра?зного ис?торического ур?овня: и ми?фы ан?тичного мира, и пр?едставления пе?рвобытных племен, и до?христианские ве?рования славян, финнов, германцев, ке?льтов ил?и до?мусульманская ре?лигия татар. Ег?о ис?токи ле?жат за мн?ого ты?сячелетий до на?чала на?шей эры, а от?голоски со?храняются до на?ших дней.

Сл?авяно-русскую ча?сть об?щечеловеческого яз?ыческого ма?ссива не?льзя по?нимать ка?к обособленный, не?зависимый и то?лько сл?авянам присущий, ва?риант пе?рвобытных ре?лигиозных представлений. Вы?членение сл?авяно-русского пр?оисходит ли?шь по этнографическому, ло?кальному принципу, а не по ка?ким-либо сп?ецифическим характеристикам.

Главным, оп?ределяющим ма?териалом дл?я из?учения яз?ычества яв?ляется эт?нографический: обряды, хороводы, песни, пословицы, за?говоры и заклинания, де?тские игры, во?лшебные сказки, со?хранившие фр?агменты др?евней ми?фологии и эпоса, си